База исследования: МБОУ «Яманская СОШ» Крутинского района, Омской области.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ 7
1.1. Проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста 7
1.2 Подходы к физическому развитию и воспитанию школьников в контексте реализации ФГОС начального общего образования 11
1.3 Здоровьесберегающая среда школы: содержание и подходы 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1 Анализ средств организации здоровьесберегающей среды в школе 21
2.2 Опыт организации здоровьесберегающей среды как средства сохранения и развития здоровья младших школьников 23
2.3 Рекомендации по организации здоровьесберегающего пространства школы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Понятие «здоровьесбережение» в науке рассматривается как ценность, система, процесс и результат. Идеи здоровьесбережения возникли еще V–II вв. до н.э. В педагогике впервые об этом заговорил Платон, а развивали идею Аристотель (идея природосообразности), Я. А. Коменский (принцип природосообразности), Ж.-Ж. Руссо (природосообразность как следование природе ребенка), П. П. Блонский, П. Ф. Лесгафт, М. М. Пистрак, С.Т. Шацкий (идея «педагогизации среды» как возможность свободного физического и умственного развития).
С середины 90-х годов XX века появилось множество отдельных научных исследований здоровьесберегающей среды в школе, касающихся организации учебного процесса (И.В. Дубровина), готовности обучения в школе (Л.Ф. Игнатова, К.Л. Печора), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (Л.З. Каневская, О.А. Шелонина), гигиенических условий образовательных учреждений (Л.М. Сухарева, И.И. Куинджи, М.И. Степанова, М.М. Безруких), социально-педагогических возможностей здоровьесберегающей образовательной среды (Т.И. Кружилина Э.Н. Вайнер, С.Г. Сериков, Л.Г. Качан), школьной валеологии (Г.К. Зайцев, В.П. Соломин, В.В. Колбанов, С.В. Попов, В.И. Осик).
Однако на современном этапе нет четко разработанного теоретико-методологического обоснования организации здоровьесберегающей среды в школе, а их исследования носят преимущественно фрагментарный характер.
Учитывая вышесказанное, была выбрана тема курсовой работы «Организация здоровьесберегающей среды в школе».
Гипотеза исследования: здоровьесберегающая среда школы является эффективным средством сохранения и развития здоровья школьников при соблюдении соответствующих педагогических условий.
Объект исследования – здоровьесберегающая среда начальной школы.
Предмет исследования – значение здоровьесберегающей среды школы в сохранении и развитии здоровья школьников.
Цель исследования – анализ здоровьесберегающей среды школе как средства сохранения и развития здоровья младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить проблему сохранения здоровья детей младшего школьного возраста;
рассмотреть подходы к физическому развитию и воспитанию школьников в контексте реализации ФГОС начального общего образования;
изучить сущность и подходы категории «здоровьесберегающая среда»;
проанализировать современные средства организации здоровьесберегающей среды в школе;
исследовать влияние здоровьесберегающей среды в начальной школе на сохранение здоровья школьников и разработать рекомендации по ее организации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативных источников, изучение документации общеобразовательного учреждения, обобщение, сравнение.
База исследования: МБОУ «Яманская СОШ» Крутинского района, Омской области.
Структура и объем работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Работа состоит из 35 страниц, в том числе списка литературы из 23 наименований.
В современных условиях внутришкольная среда рассматривается как динамическая многокомпонентная система, под воздействием которой учащиеся находятся в течение многих лет своей жизни и большую часть дня. Это требует внедрения здоровьесберегающих технологий обучения в школьную среду для формирования среды, соответствующей растущим потребностям и возможностям детского организма.
В ходе анализа опыта работы школы нами были выявлены психолого-педагогические и организационные условия, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды современной школы. К таким условиям относятся:
систематическая пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и их родителей;
организация учебно-познавательной деятельности с учетом психофизических и возрастных особенностей школьника;
принятие систематических мер для снятия эмоционального и физического напряжения обучающихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке;
использование методов и приемов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
чередование видов деятельности на уроке;
формирование у обучающихся навыков саморегуляции;
проведение школьником рефлексии собственной деятельности и динамики эмоционального состояния; - использование физкультминуток и разминок на уроке;
организация групповой работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
комплексное использование личностно-ориентированных технологий;
соблюдение гигиенических требований в классе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась – здоровьесберегающая среда школы является эффективным средством сохранения и развития здоровья школьников при соблюдении соответствующих педагогических условий.