Работа носит чисто теоретический характер.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 5
1.1. Проблема физического развития детей 5-6 года жизни в психолого-педагогической науке 5
1.2. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 9
1.3. Задачи, содержание и формы ознакомления детей 5-6 лет с основами здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 18
2.1. Анализ программного содержания по воспитанию основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет 18
2.2. Методы, критерии и показатели сформированности основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одним из важнейших элементов продвижения идей здорового образа жизни среди подрастающего поколения сегодня является физкультурно-оздоровительная деятельность и обучение основам ЗОЖ в учреждениях дошкольного образования. Однако для успешной реализации данного направления образовательной деятельности здесь необходима эффективная система управления, обеспечивающая максимально полную реализацию кадрового и материально-технического потенциала образовательной организации.
Сказанное выше позволяет выявить противоречие между требованием к обеспечению нового качества построения педагогического процесса в учреждении дошкольного образования и неготовностью сотрудников к его организации, объясняющееся отсутствием у большей части педагогического и управленческого состава опыта нелинейного построения образовательного процесса и личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению. Накопить такой опыт в большинстве случаев не позволяет существующая система научно-методической деятельности в учреждении, направленная зачастую на решение общих образовательных задач, а не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в сфере разностороннего физического развития воспитанников.
Следовательно, проблема настоящего исследования состоит в поиске условий, способствующих максимально эффективному развитию данного направления работы педагогических коллективов в организациях дошкольного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать актуальность воспитания основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
Объект исследования – процесс воспитания основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – формирование знаний о воспитании основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты в сфере воспитания основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
2. Раскрыть содержание и формы организации ознакомления детей 5-6 лет с основами здорового образа жизни.
3. Провести обзор современных программ дошкольного образования по проблеме исследования.
4. Подобрать диагностику для изучения сформированности основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
Методологической основой исследования явились:
− исследования по физическому и психологическому развитию детей дошкольного возраста (Н.С. Алпатова, Н.И. Божович, А. Лаптев и др.);
− труды по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (В.В. Белинович, Н.Б. Волошина, А.А. Кожемов и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, обобщение.
Практическая значимость: материал по формированию знаний о воспитании основ здорового образа жизни у детей 5-6 лет может быть рекомендован для внедрения в практику работы дошкольных образовательных организаций.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема приобщения к здоровому образу жизни сегодня актуальна для образовательных организаций любого уровня, включая дошкольный.
Здоровый образ жизни представляет собой рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровье же можно определить как состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Исходя из приведенной дефиниции, можно говорить о трех видах здоровья – о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Основной формой образовательной деятельности, которая создает наилучшие условия для физического развития дошкольников в возрасте 5-6 лет, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры).
Эффективность обучения детей-дошкольников в возрасте 5-6 лет основам ЗОЖ с элементами игровой деятельности обеспечивается за счет того, что успешное протекание игрового процесса предполагает согласование множества физических, психических и коммуникативных процессов. Именно этот подход способствуют успешному переходу ребенка с одной ступени личностного становления на другую, с одного уровня овладения знаниями, умениями и навыками в анализируемой сфере к другому, более высокому и совершенному.
С учетом выбранной темы исследования в работе были проанализированы три наиболее известные общеобразовательные программы, представленные в Федеральном реестре в образовательной области «физическое развитие», – «От рождения до школы», «Детство», «Успех».
Все они предусматривают реализацию индивидуально-дифференцированного подхода на основе применения различных вариантов обучающей деятельности для различных категорий детей, групп здоровья, уровня их физического развития и двигательной подготовленности.
Комплексная оценка состояния здоровья дошкольников и сформированности у них основ здорового образа жизни должно включать, на наш взгляд, диагностические мероприятия в двух традиционных аспектах: физическом и психическом.
В целях углубленного изучения анализируемого в данной работе параметра можно использовать дополнительные диагностические методики, например, методику Ю.В. Вивич «Знания о здоровье».
Подготовка и проведение необходимых диагностических процедур позволяет быстро и объективно оценить уровень сформированности основ ЗОЖ в любом детском коллективе.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 17.03.2022).
2. Абызова, Т.В. Развитие физических качеств у школьников / Т.В. Абызова, А.А. Акатова, Ф.Д. Рудаков // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – №2. – С. 131-136.
3. Алпатова, Н.С. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Н.С. Алпатова, А.Ю. Прокопенко, Е.П. Фуреева, Э.Т. Марченко // Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17-18. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosfé- ra-CZ», 2018. – С. 10-17.
4. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2017. – №2. – С. 5-20.
5. Анисимова, О.А. Здоровьесберегающие технологии и организация досуга студенческой молодежи / О. А. Анисимова // Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян: материалы круглого стола с международным участием (22 января 2016 года). – Смоленск: СГИИ, 2018. – С. 46-48.
6. Бабина, А.А. Ценностно-смысловые основы культуры здоровья человека / А. А. Бабина // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2018. – С. 34-36.
7. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 456 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2018. – 446 с.
9. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. – №1. – С. 139-141.
10. Вивич, Ю.В. Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ / Ю.В. Вивич. – URL: https://nsportаl.ru (дата обращения: 17.03.2022).
11. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – М.: Академия, 2018. – 294 с.
12. Волошина, Н.Б. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении / Н.Б. Волошина, М.М. Мусанова. – URL: https://monographies.ru/en/book/view?id=179 (дата обращения: 17.03.2022).
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2015. – 264 с.
14. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М.: Академия, 2018. – 360 с.
15. Иванников, А.Д. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Д. Иванников. – М.: Проспект, 2017. – 206 с.
16. Кириллова, Т.С. Игровые технологии в образовании / Т.С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2019 г.: в 5 частях. – Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2019. – С. 71-73.
17. Кожемов, А.А. Развивающая технология физического воспитания детей на основе использования игры / А.А. Кожемов // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 2 (42). – С. 34-35.
18. Кушнина, Е.Г. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-практическое пособие для студентов небиологических специальностей пед. вузов / Е.Г. Кушнина, Е.А. Романова; под общ. ред. В. П. Соломина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2018. – 271с.
19. Лаптев, А. Управление физическим развитием ребенка / А. Лаптев. – М., 2017. – 180с.
20. Литвинов, А.И. Проблемы и перспективы организации дополнительного образования по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС / А.И. Литвинов. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/problemy-i-perspektivy-organizatsii-dopolnitelnogo.html (дата обращения: 17.03.2022).
21. Лищук, В. А. Стратегия здоровья / В. А. Лищук. – М., 2017. – 389 с.
22. Малоземов, О. Ю. Аспекты генезиса понятия «здоровый образ жизни» / О. Ю. Малоземов // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Часть 1. – Тюмень: Вектор Бук, 2018. – С. 28-32.
23. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2019. – 272 с.
24. Новикова, Т.В. Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность / Т.В. Новикова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 6-8.
25. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2017. – 464 с.
26. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2019. – 607 с.
27. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.03.2022).
28. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – Москва, 1989. – 326 с.
29. Юмасултанова Е.Н. Современные образовательные технологии в работе с педагогическим коллективом / Е.Н. Юмасултанова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 436-439.
30. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2017. – 365 с.