Формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения в быту
|
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста …………………. 7
1.1. Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………… 7
1.2. Сущность понятия «безопасное поведение в быту»…………... 13
1.3. Задачи и содержание образовательной работы по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ………………........................ 17
Глава 2. Методические основы исследования процесса формирования знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ……………….. 25
2.1. Методы диагностики формирования знаний о правилах поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………… 25
2.2. Критерии и показатели сформированности знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….. 28
Заключение ………………………………………………………………… 33
Список литературы………………………………………………………... 35
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста …………………. 7
1.1. Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………… 7
1.2. Сущность понятия «безопасное поведение в быту»…………... 13
1.3. Задачи и содержание образовательной работы по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ………………........................ 17
Глава 2. Методические основы исследования процесса формирования знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ……………….. 25
2.1. Методы диагностики формирования знаний о правилах поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………… 25
2.2. Критерии и показатели сформированности знаний о правилах безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………….. 28
Заключение ………………………………………………………………… 33
Список литературы………………………………………………………... 35
В обычной жизни, дома или в детском саду ребенок может попасть в ситуацию небезопасную для него. Это может произойти в помещении, на улице, на игровой и спортивной площадке, поэтому ребенок должен усвоить основы безопасного поведения. Но знать как себя вести в условиях опасности это далеко не все, очень важно применять эти знания на практике. И поэтому педагоги, и родители ставят перед собой задачу сформировать основы безопасного поведения в быту и в жизни в целом. Для этого необходимо создавать игровые ситуации, которые проектируют реальные ситуации в жизни, и учить находить выход из них и применять знания на практике. Одно из направлений реализации образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие», согласно ФГОС ДО, представляет формирование основ безопасного поведения в быту, жизни и природе [29]. Содержание этой образовательной программы напрямую зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, может реализовываться в различных видах образовательной деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.
Разработка научно-теоретических и методических аспектов проблемы формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста стала предметов исследования ученых и методистов, педагогов-практиков. Понятие «безопасное поведение в быту» раскрыто в научных трудах Л.И. Архаровой, А.А. Бутовой, Е.И. Казаковой и др. Методологические проблемы формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста проанализированы М. Калиной, А.В. Костиной, Г.Г. Меклеевой и др. Методы и приемы формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации определены М.А. Павловой, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Сидневой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту в настоящее существуют противоречие: между необходимостью в формировании у старших дошкольников представлений о безопасном поведении в быту и недостаточной разработанностью педагогических технологий по его формированию.
В связи с этим, актуальной становится проблема: какова педагогическая технология по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования изучить проблему формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке.
2. Охарактеризовать сущность представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить критерии, показатели и уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
4. Методически обосновать диагностическую работу по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Разработка научно-теоретических и методических аспектов проблемы формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста стала предметов исследования ученых и методистов, педагогов-практиков. Понятие «безопасное поведение в быту» раскрыто в научных трудах Л.И. Архаровой, А.А. Бутовой, Е.И. Казаковой и др. Методологические проблемы формирования безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста проанализированы М. Калиной, А.В. Костиной, Г.Г. Меклеевой и др. Методы и приемы формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации определены М.А. Павловой, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Сидневой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту в настоящее существуют противоречие: между необходимостью в формировании у старших дошкольников представлений о безопасном поведении в быту и недостаточной разработанностью педагогических технологий по его формированию.
В связи с этим, актуальной становится проблема: какова педагогическая технология по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования изучить проблему формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста в педагогической науке.
2. Охарактеризовать сущность представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить критерии, показатели и уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
4. Методически обосновать диагностическую работу по формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Знания детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют.
Работа по формированию навыков безопасного поведения детей должна проводиться систематически. Основными ее направлениями должны стать следующие: формирование элементарной жизненной компетенции и опыта в вопросах безопасности в быту, обучение навыкам безопасного поведения старших дошкольников. При организации образовательной работы по вопросам безопасности в быту и условиях детского сада педагогам следует руководствоваться принципом, согласно которому образовательная работа не должна ограничиваться только усвоением детьми готовых норм и правил безопасного поведения, намного важнее научить детей осторожности, сформировать навыки и умения ориентироваться и быстро принимать верные решения в экстремальной для них ситуации. При этом соблюдать единую стратегическую линию в деятельности педагогического, детского и родительского коллективов.
В ходе исследования были охарактеризованы основные этапы и методы диагностики уровня знаний и навыков детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту. В основу планируемого экспериментального исследования положены критерии и показатели А.А. Орлова для определения состояния заной, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту. Структурирование критериев и показателей позволило подобрать диагностические методики и определить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасности в быту.
Работа по формированию навыков безопасного поведения детей должна проводиться систематически. Основными ее направлениями должны стать следующие: формирование элементарной жизненной компетенции и опыта в вопросах безопасности в быту, обучение навыкам безопасного поведения старших дошкольников. При организации образовательной работы по вопросам безопасности в быту и условиях детского сада педагогам следует руководствоваться принципом, согласно которому образовательная работа не должна ограничиваться только усвоением детьми готовых норм и правил безопасного поведения, намного важнее научить детей осторожности, сформировать навыки и умения ориентироваться и быстро принимать верные решения в экстремальной для них ситуации. При этом соблюдать единую стратегическую линию в деятельности педагогического, детского и родительского коллективов.
В ходе исследования были охарактеризованы основные этапы и методы диагностики уровня знаний и навыков детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту. В основу планируемого экспериментального исследования положены критерии и показатели А.А. Орлова для определения состояния заной, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту. Структурирование критериев и показателей позволило подобрать диагностические методики и определить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасности в быту.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Формирование правил поведения в общественных местах в процессе реализации нормативных проектов детей старшего дошкольного возраста (Кpacнoяpcкий Гocудapcтвенный Педaгoгичеcкий Унивеpcитет(
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПОЭТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019



