Было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №2 г. Красноуфимска.
Выборка: 50 родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, из числа малообеспеченных; 50 родителей социально благополучных.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ СЕМЬЯМ 6
1.1. Сущность, содержание и основные принципы социального партнёрства в организациях образования 6
1.2. Правовая природа социальной защиты малообеспеченных граждан в России 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАБОТЕ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 23
2.3. Проект технологии социального партнерства для оказания помощи малообеспеченным семьям в воспитании детей подросткового возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
В настоящее время существует противоречие между необходимостью применения технологии социального партнерства в социально-педагогической работе с малообеспеченными семьями и недостаточным применением ее в практике работы социальных педагогов с малообеспеченными семьями.
Проблема исследования заключается в выявлении возможности применения технологии социального партнерства в социально-педагогической работе с малообеспеченными семьями, воспитывающими детей подросткового возраста.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования, которая звучит следующим образом: Социальное партнёрство в работе с малообеспеченными семьями.
Объект исследования – социальное партнерство.
Предмет исследования – особенности социального партнерства в социально-педагогической работе с малообеспеченными семьями на теоретическом и практическом уровне.
Цель исследования – изучить особенности социального партнерства в социально-педагогической работе с малообеспеченными семьями на теоретическом и практическом уровне.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы применения технологи социального партнерства в социально-педагогической работе.
2. Определить правовую природу реализации технологии социального партнерства в социальной работе с малообеспеченными семьями.
3. Выделить в эмпирическом исследовании возможности применения технологии социального партнерства в социально-педагогической работе с малообеспеченными семьями, воспитывающими детей подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ теоретических источников по теме работы, систематизация и обобщение изученного теоретического и практического материала; эмпирические – тестирование, методы математической статистики.
Определено, что социальный работник либо социальный педагог для решения проблем конкретного клиента, находящегося в сложной жизненной ситуации, или социальной группы в целом взаимодействует с различными социальными институтами. Так, сотрудничество может осуществляться с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодёжи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что наиболее значимые различия в результатах между эмпирическими группами (родители, воспитывающих детей в социально-благополучных семьях, и родители, воспитывающие детей в малообеспеченных семьях) по методике PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К. Белл были получены: по шкале «Оберегание ребенка от трудностей»; по шкале «Подавление агрессивности ребенка»; по шкале «Подавление сексуальности ребенка»; по шкале «Чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка». Отметим, что значимые различия показывают, что родители, воспитывающие детей в социально-благополучных семьях, более оберегают детей от трудностей, чем родители, воспитывающие детей в малообеспеченных семьях. При этом, родителям, воспитывающих детей в малообеспеченных семьях, более, чем родителям, воспитывающих детей в социально-благополучных семьях, характерны: зависимость ребенка от семьи, подавление агрессивности ребенка, подавление сексуальности ребенка.
По методике Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» наиболее значимые различия в результатах между эмпирическими группами (родители, воспитывающих детей в социально-благополучных семьях, и родители, воспитывающие детей в малообеспеченных семьях) были получены по шкале «Эмоциональный компонент». Данный компонент более характерен родителям, воспитывающих детей в малообеспеченных семьях. По шкалам «когнитивный компонент», «поведенческий компонент» статистически значимых различий не выявлено. Согласно полученным различиям, для родителей, воспитывающих детей в социально-благополучной семье, в образе идеального родителя наиболее важным оказались уверенность, творческий подход и наличие определенных родительских установок. Для родителей, воспитывающих детей в малообеспеченных семьях, – требовательность, знание целей воспитания, организация процесса воспитания.
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // «Российская газета» от 01.08.2012 г.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 34. – Ст. 3789.
4. Федеральный закон 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от (действующая редакция) // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 39. – Ст.1234.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 29.12.2015 г. // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 12. – Ст.1345.
6. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 27. – Ст. 1254.
7. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечнях видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 29 октября 2003 г.
8. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // «Российская газета» от 10.05.2005 г.
9. Постановление от 30 ноября 2016 года № 450 О государственной программе г. Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2017-2020 годы»» // Собр. законодательства РФ. – 1999. – № 45. – Ст. 4587.
Основная литература
10. Бабчук, Ф. Е. Новаторские идеи в новом законодательстве по проблеме организации социального партнерства в организациях образования / Ф. Е. Бабчук // Социальная работа. – 2021. – №1. – С. 23-25
11. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К. В. Беззубик; Под ред. Е. А. Сигиды. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 168 с.
12. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник / В. П. Галаганов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : КНОРУС, 2017. – 152 c.
13. Горюнов, И. Ю. Основы социальной работы / И. Ю. Горюнов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : КНОРУС, 2019. – 242 c.
14. Донцов, Д. А. Модели семейного консультирования малообеспеченных родителей / Д. А. Донцов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2018. – №2. – С. 26-35.
15. Золотарева, А. Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / А. Б. Золотарева. – Москва : Ин-т Гайдара, 2017. – 268 с.
16. Игнатьева, Г. М. Стратегия Социальное партнёрство: формы и технологии / Г. М. Игнатьева // Социальное партнерство. – 2018. – № 4. – С. 27– 29.
17. Лежнина, Ю. П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности / Ю. П. Лежнина // Социальная политика. – 2017. – №3 (311). – С. 36–45.
18. Лыгина, М. А. Социокультурные основания психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации / М. А. Лыгина. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – 121 с.
19. Малообеспеченная семья [Электронный ресурс] // http://centeryf.ru/data/stat/maloobespechennaya-semya.php (дата обращения: 10.03.2022 г.).
20. Малютина, Т. Г. Система оказания социальной помощи Российской Федерации / Т. Г. Малютина. – Магадан : Изд-во СВГУ, 2019. – 325 с.
21. Мартьянов, А. А. Содержание социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию / А. А. Мартьянов // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 78-82.
22. Морозова, Н. Г. Формы социального обслуживания населения / Н. Г. Морозова. – Москва : Инфра-М, 2015. – 187 с.
23. Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. – Москва : Дашков и К, 2017. – 320 с.
24. Нестерова, Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – Москва : Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
25. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2013. – № 31. – С. 2 - 17.
26. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок . – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 267 с.
27. Панченко, В. Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе / В. Ю. Панченко // Социологические исследования. – 2018. – №5. –С. 13-18.
28. Приступа, Е. Н. Социальная работа. Словарь терминов / Под ред. Е. Н. Приступа. – Москва : ФОРУМ, 2015 – 231 с.
29. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожкова // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
30. Терентьева, Ю. В. Социальная работа с малоимущими гражданами / Ю. В. Терентьева // Социальная работа. – 2019. – №2. – С. 45-48.
31. Савинов, А. Н. Организация работы органов социальной защиты: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 224 с.
32. Соколова, Е. Д. Социальное обслуживание населения / Е. Д. Соколова. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 245 с.
33. Социальная работа : теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 427 с.
34. Холостова, Е. И. Введение в социальную работу. Курс лекций / Е. И. Холостова. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 358 с.
35. Фирсов, М. В. Теория социальной работы : Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. / М. В. Фирсок, Е. Г. Студенова. – Москва : Академический проект, 2005. – 512 с.
36. Шевелев, Э. М. Необходимость реформирования системы социальной в России / Э. М. Шевелев // Социс. – 2018. – №8. – С. 34 – 45.
37. Шустова, Н. О. Социальная работа с населением / Н. О. Шустова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 402 с.
38. Якимец, В. Н. Место и роль некоммерческих организаций России в формировании гражданского общества / В. Н. Якимец // Материалы Российского научно-общественного форума «Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века» 14–16 декабря 2010. – Санкт-Петербург , 2010. – С. 121–124.
39. Яковлева, Н. Г. Основы социальной работы / Н. Г. Яковлева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 236 с.
40. Яковлев, Б. Р. Изменения в социальном обеспечении в России и их несоответствия? Опыт регионального исследования на примере Дальневосточного округа / Б. Р. Яковлев // СОЦИС. – 2015. – №6. – С. 42-46.