Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УСЛОВИЯХ

Работа №84942

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогических особенностей детей-сирот
1.1. Понятие сиротства и социального сиротства 10
1.2. Организация деятельности учреждений для детей - сирот в России
и за рубежом 18
1.3. Интернатные учреждения и их специфика 28
1.4. Социально - психологическая адаптация детей - сирот 34
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Социальная работа по оказанию помощи детям - сиротам
2.1. Постинтернатная адаптация для детей-сирот 46
2.2. Планирование, реализация, завершение социального
сопровождения детей - сирот 54
2.3. Исследование эффективности социальной работы в
интернате 63
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложение 76


Человек разнообразно реагирует на изменения в общественных условиях, что зависит от характера и отличительных черт этой среды, в которой он развивался и в которой существует в данное время. При этом адаптационные движения проходят регулярно в абсолютном согласовании с этими изменениями, какие дает людям окружающее общество. Для ребенка, который находится в школе-интернате, самыми важными предметами социализации считаются: коллектив, ровесники, педагоги и т.п. Развитие взглядов ребенка о той или иной общественной роли не может быть чем-то не таким важным. Однако у детей-сирот данные взгляды, в силу популярных факторов и обстоятельств, зачастую бывают искаженными. Как правило, недостаток у сироты обычных контактов и отношений с родным окружением обоснованно приводит и к деструкции его взглядов о значимости личности в обществе.
Вступая в общественную жизнь, ребенок оказывается членом большого количества наиболее разных небольших организаций и коллективов. Это обозначает то, что он обязан изучить свойственные для них нормы, условия, правила, таким образом равно как каждому созданному обществу присущи надлежащие действия, круг интересов, цели и проблемы. Помимо этого, формальные и неформальные объединения обладают определенной структурой, распределением работы, разными концепциями, значимостью, обоюдными полномочиями и прямыми обязанностями, престижем, одобрением и наказанием. Все без исключения ребенок обязан освоить и приспособиться к коллективной работе, обучиться взаимодействовать с находящимися вокруг людьми. Ребята оказываются в интернатных учреждениях в самые разные моменты. Имеются подобные дети, какие ни в коем случае никак не представляли собственных отца с матерью и, таким образом, обладают наиболее отдаленным представлением о значимости родителей в существовании ребенка, имеются и такие, родители которых в добром здравии. Данные социальные сироты, на которых в плоть до этих времен проявляет воздействие семейство, несмотря на то, что они не живут совместно. Они уясняют всю трудность существования такой семьи, атмосфера в которой совсем никак не годится для полного обучения ребенка. Понимая, однако, о присутствии отца с матерью, дети никак не прекращают тянуться к ним, зачастую отыскивая оправдания их асоциального поведения. В этом случае появляется двойственная ситуация: нахождение детей в интернате при живых родителях переносится ими трудно. С другой стороны, они чувствуют: родители у них есть, а влечение к ним у ребенка остается [18, с.29].
Понятие социализация связано с такими понятиями, как воспитание, обучение, образование, развитие личности. Сложность социализации состоит в полном комплексе затруднений, с какими ребенок встречается при изучении той или иной общественной роли. Проблемы освоения общественной ролью появляются у ребенка больше всего в том случае, если он не информирован о сути данной роли, или сведения об этой роли никак не отвечает реальности, или у ребенка не имеется способностей познать себя в этой значимости. У ребенка, воспитывающегося в школе-интернате, почти не имеется «индивидуального пространства», предоставляющего ему вероятность изолироваться, быть одному. С определенной долей условности индивидуальным пространством возможно считать тумбочку с собственными вещами, порядок и содержимое которой контролируется педагогом.
Жизнь в интернате в силу популярных факторов заставляет детей регулярно быть «на публике». Твердо регламентирован порядок проживания - когда воспитанникам следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д. Организация существования в школе-интернате предлагает воспитаннику потребность выполнять отчетливо необходимые социальные роли ученика, воспитанника. Продолжительное время, будучи в рамках данных ролей, ребенок утрачивает умение к проявлению своей
индивидуальности и к независимому самовыражению, что и не дает ему возможность в окончательном результате получить опору в самом себе.
Наиболее значительным результатом сиротства считается потеря «доверия к миру», в отсутствие которого делается невозможным становление таких подобных основных свойств личности, как независимость, предприимчивость, социальная компетентность, способность работать и т.п. Предпосылки появления проблем вхождения ребенка в концепцию взаимоотношений могут быть самыми различными, но, прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. В благополучность социальной адаптации воспитанников школы-интерната большое влияние оказывает степень их просветительской подготовки, уровень обладания ими социально - бытовыми навыками и характерные черты их психического развития, сформировавшиеся у них в период пребывания в интернате [12, с.146].
Подготовка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, к независимому существованию постоянно была острой государственной задачей. Система государственного попечения включает почти всех детей, имеющих необходимость в опеке, и формирует вещественные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Государство берёт на себя обязательство по решению основных трудностей ребёнка: подготовка, развитие, обеспечение детей- сирот самым необходимым. Однако независимая ,
взрослая жизнь определяет перед ними трудности, к которым в реальности они оказываются не готовыми. Переход к независимой жизни сопряжен с сильными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома следует свыкнуться с самостоятельным существованием, к
ответственности за свою жизнь. [38, с.23].
Сама организация жизнеспособности детей в
интернатных учреждениях организована таким способом, что у
5
них создается только лишь одна точка зрения - позиция сироты, не имеющего помощи и согласия в обществе. Данная
роль реализуется человеком на протяжении всей его жизни и сохраняет детей-сирот в
иждивенческой позиции, перекрывает выражение возможных
способностей. В связи с проблемами социализации не находят решение и проблемы приспособления. Другими словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, могут «быть сиротой». Они рассчитывают на защиту, владеют «выученной беспомощностью», никак не думая,
что возможно опереться на свои собственные силы. Причина проблем в жизненном устройстве выпускников не только лишь в нехватке жилья, работы, семейного окружения, но и в неумении данного подростка осуществить собственный уклад.
Трудовая и бытовая адаптация выпускников школы-интерната не всегда проходит очень успешно. Свойственны тенденции к частой замене деятельности, неудовлетворённость заработком, проблемы определения контактов с членами коллектива. Кроме того отмечаются проблемы, образующиеся из-за неумения воспользоваться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У сирот и подростков, лишённых попечения отца и матери, налаживание самостоятельной жизни совершается с большим трудом. Социум заинтересован в том, чтобы выпускники детских домов были склонны без помощи других регулировать трудности, образующиеся на их жизненном пути, социально приемлемым способом [36, с.22].
Одной из задач социального обучения детей-сирот считается подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Присутствие у детей-сирот навыка решения подобных вопросов станет содействовать наиболее эффективной их адаптации к условиям существования в современном обществе, так как ему требуется полагаться основным образом только на свои собственные силы и приобретенный навык.
Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач - сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающим ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности.
Таким образом, современная действительность остро ставит проблему социальной адаптации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных условиях. В этой связи огромное значение приобретает исследование и теоретическое обоснование социально-педагогических условий адаптации детей-сирот.
Объектом исследования выступает — процесс адаптации детей-сирот в учреждениях интернатного типа.
Предмет исследования - выявление социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность адаптации детей-сирот, воспитывающихся в интернатных условиях.
Цель исследования - изучить социально-культурные условия, способствующие адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- изучить тенденции развития социально-педагогической защиты детей- сирот в системе учреждений интернатного типа;
- изучить научное обоснование практического опыта по сохранению и развитию семейных традиций в процессе социальной адаптации детей- сирот в системе учреждений интернатного типа;
- выявить специфику деятельности социального педагога в адаптационном процессе детей-сирот в учреждениях интернатного типа;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, на которой строится работа с детьми-сиротами;
- выяснить состояние проблемы российских детей-сирот сегодня.
В качестве гипотезы нашего изучения выступило предположение о присутствии взаимосвязи среди создания необходимых условий для обеспечения эффективности социальной деятельности в процессе сопровождения воспитанников интерната и благополучного протекания социализации и интеграции выпускников интерната в общество, а именно:
- в качестве модели социальной реабилитации детей-сирот выступает гуманистическая воспитательная система;
- средством социальной реабилитации выступает весь педагогический процесс в условиях интеграции подсистем воспитательной системы школы- интерната;
- в учреждении создается целостная система коррекции особенностей развития ребенка-сироты, осуществляющая взаимосвязь коррекционно-развивающих усилий всех субъектов образовательного процесса: учителя, воспитателя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, медицинского работника и самого ребенка.
Изучением особенностей развития детей в условиях интернатских учреждений занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж Боулби.
Теоретической основой данной работы явились положения о роли социальных явлений:
- в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Н.И. Божович, Л.С.Выготский, И.О. Кон и др.);
- идея о семье как первичном институте социализации ребенка (Ю.П. Азаров, И.А. Зимняя, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт),
- концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребенка в систему социальных отношений (Л.С. Выготский, В.Н: Гуров, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский) [2, с.128].
При выяснении сути социально-педагогической поддержки и определении нормативно-правовой базы, которая является основой работы с детьми-сиротами, нами использованы Конвенция о правах ребенка, где четко сформулированы права и обязанности государства по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей; права и гарантии самих детей. Одним из основных документов является Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятый Государственной Думой 4 декабря 1996 года, где раскрываются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет [3].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ фактов социализации детей-сирот; справочно-статистические и нормативные документы.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, выводы по главам, список используемой в процессе подготовки теоретического материала литературы.
В первой главе нами рассмотрены основные теоретические положения проблемы сиротства как в России, так и за рубежом, особенности социальной адаптации воспитанников школ-интернатов, а также основные положения, на которые опирается социальная деятельность в учреждениях для детей-сирот.
Во второй главе раскрыта технология социальной работы: психологическое и педагогическое содержание, методы социальной работы и особенности социализации детей-сирот в условиях школы-интерната.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ежегодно множество воспитанников детских домов и школ-интернатов стоят на пороге взрослой жизни. Что ждет их в этом будущем? Для того чтобы выпускники удачно адаптировались в обществе, они должны понимать и принимать окружающих, довольно уверенно ориентироваться в соответствующих нормах и ценностях, обладать определенными навыками общения.
Трудности в профессиональном развитие подростков, воспитанников школы-интерната, вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, малой развитостью у них познавательных процессов (мышления, памяти, воображения), замкнутостью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой. Они сомневаются, понравится ли им учиться, смогут ли они учиться, с какими трудностями могут столкнуться, как решить ту или иную проблему, к кому можно будет обратиться за помощью и т.д. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Успех подготовки таких детей к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущем звеном являются коррекционные занятия по социально - бытовой ориентировке. Они направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Важнейшим звеном системы считается воспитательная работа, которая в совместно с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. В ходе воспитательной работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формы и методы. Но все звенья работы должны быть взаимосвязаны. Главное условие успеха - участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга.
Особенно большое значение для социально-бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу-интернат в младшие группы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.
Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей - все это обусловливает основные социальные проблемы детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье.
По государственной статистике подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Каждый год остаются без одного из родителей в результате развода более 600 тысяч детей до 18 лет.
Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию.
Сейчас в стране свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ интернатов. В России ежегодно выявляются около 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее - в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.
Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие- либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально - психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка.
Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей. Эти проблемы требуют своего решения не только на уровне государства. Большую роль в адаптационном процессе детей в условиях интернатных учреждений может и должен выполнять социальный педагог.
В ходе исследования мы выяснили, что социальная адаптация имеет огромное влияние на личностное развитие детей в целом. Изучив теоретические основы социальной адаптации и личностного развития, мы пришли к выводу, что социальная адаптация, а, следовательно, и личностное развитие детей в условиях интернатного учреждения затруднено в связи с имеющимися объективными причинами.
Хотя на сегодняшний день многие и пытаются изучать проблему детей, находящихся в интернатных учреждениях, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, данная проблема всё же остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения и практической работы.



1. Акоева А.В. У «доброго сердца» - инновационный ритм //Социальная работа. - 2014. - № 10. - С. 38-40.
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. до реформ 60-х гг. / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 2010. - 457 с.
3. Антология педагогической мысли России XVIII в. /сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 2010. -275 с.
4. Ануфриева А.В. Формирование гендерной идентичности мальчиков - сирот: деятельностный подход // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 38-44.
5. Арямнова В. Общество без детских домов и сирот //Республика Татарстан. - 2014. - 17 января (№6). - С.1.
6. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль, 1997. - 175 с.
7. Безменкина Л.Т. Семья нуждается в поддержке //Семья и школа. - 2005. - № 6.- С. 10-11.
8. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М.: НИИ детства РДФ, 2005. - 239 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 240 с.
10. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния //Народное образование. -1999.- № 9-10.- с. 34.
11. Бурлакова Н.Ш. Арт-терапия в системе психологической помощи детям //Социальная работа. - 2014. - № 11. - С. 57-59.
12. Виноградова Н.А. Региональные аспекты социальной защиты детей-сирот //Социологические исследования (Социс). - 2015. - № 2. - С. 146-148.
13. Волошина Л. Легко ли быть молодым воспитателем? //Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С.108-112.
14. Гаврилычева Г.Ф. Дополнительное образование и современная система образования //Воспитание школьников. - 2013. - №9. - С.37-43.
15. Грибова Н.С. Социальная поддержка многодетных семей в
Ленинградской области // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С.7-11.
16. Гуслякова Н.И. О профессиональном сознании будущего учителя // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 162-170.
17. Денбедер И.А. Организация креативной образовательной среды: вопросы построения и адаптации // Мир психологии. - 2013. - №4. - С. 107-112.
18.Зайцева И.А. Семья - ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С.29-32.
19. Вицлак Г. Инновационный школьный предмет //Педагогика. - 2014. - №
8. - С. 117-120.
20. Красных Н.В. Профилактическая работа с семьей //Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 41-46.
21. Кузнецова Л.П. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи: [о социальной защите населения Брянской области] // Социальная работа. - 2014. - № 9. - С.4-9.
22. Кулагина И. Ю. Современные тенденции изменения мотивации бродяжничающих подростков - социальных сирот //Дефектология. -2012.
- № 6. - С. 62-68.
23. Левина О.Ю. Механизм создания многоступенчатой модели
реабилитационной помощи особым детям //Социальная работа. - 2014. - № 9. - С. 21-24.
24. Лифинцева Д.В. Социальная поддержка как психологический феномен // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 105-117.
25. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений /под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.
Мардахаева.- М.: Академия, 2009. - 271 с.
26. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 190 с.
27. Непша С.Е. Служение людям и добру // Социальная работа. - 2014. - № 9.
- С.40-43.
28. Печора К. Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 44-53.
29. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1. — М. : Педагогика, 1981 .— 336 с.
30. Покровская Т.П. Эрих Фромм о природе человека // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 2. - С. 216-229.
31. Попова А.С. Системе единого ведомственного контроль в сфере защиты прав детей быть! // Социальная работа. - 2014. - № 11. - С.12-13.
32. Присмакина Л.Н. Реабилитация детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста на базе стационарных учреждений // Социальная работа. - 2013. - № 3. - С. 49-53.
33. Рулева Т.Б. Самостоятельное проживание - задача на будущее //Социальная работа. - 2015. - № 4. -С. 20-22.
34. Серова Н.А. Социализация детей-сирот в условиях детского дома по семейному типу: успехи и проблемы // Воспитание школьников. - 2014. - № 8. - С. 61-64.
35. Сирота Н.А. Адаптационные стратегии поведения подростков // Не будь зависим скажи нет: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2012. - № 10. - С. 18-30.
36. Сорокина О. В. «Социопарк» - социально-инновационный комплекс по профилактике семейного и детского неблагополучия // Социальная работа. - 2014. - № 11. - С. 24-26.
37. Стахович А. П. Впереди - новая жизнь // Социальная работа. - 2013. - №
3. - С. 22-25.
38. Цурпал Е. А. Работа с замещающей семьей: перспективные технологии // Социальная работа. - 2013. - № 3. - С. 30-31.
39.Черноусова Н.В. Социализация детей в условиях дома-интерната // Социальная работа. - 2014. - № 12. - С. 23-26.
40.Чудновская И. Трудно быть паинькой, когда приходится выживать // Моя газета. Татарстан. - 2012. - 7 марта (№9). - С.4.
Нормативно-правовые акты:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 N 1169 "О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ