Введение 4
Глава I. Теоретические основы анализа и прогнозирования рыночных показателей 8
1.1 Кондитерский рынок 8
1.2 Теоретические основы анализа конъюнктуры рынка 11
1.3 Теоретические основы прогнозирования 23
1.3.1 Экспоненциальное сглаживание 23
1.3.2 Линейная регрессия 25
1.3.3 Нелинейная регрессия 29
Глава II. Анализ рынка кондитерских изделий РТ 30
2.1 Общая характеристика кондитерского рынка РТ 30
2.2 Структурный анализ 32
Глава III. Прогнозирование 42
3.1 Прогнозирование методом экспоненциального сглаживания 42
3.2 Прогнозирование методом линейной регрессии 47
3.3 Прогнозирование методом нелинейной множественной регрессии 70
3.4 Проверка адекватности моделей 75
3.5 Сравнительная характеристика моделей 75
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложение
В XXI веке рынок представляет из себя быстро изменяющуюся сложную систему взаимодействия поставщиков и производителей, партнёров, конкурентов, продавцов и покупателей. В условиях постоянного изменения конъюнктуры рынка возникает необходимость быстро реагировать на поступающие вызовы. Однако скорость - это ещё не всё. Точность принятия решений также является важным залогам успеха компании на рынке. Чем точнее будут данные о текущем состоянии рынка, его тренде, тем более правильные решения сможет принять руководство фирмы.
Прогнозирование состояния рынка в будущем обеспечит компании скорость принятия решений: ситуация ещё не возникла, а уже начата подготовка к максимально выгодному её использованию. Конечно, на рынке случатся ситуации, которые точно предсказать или невероятно сложно, или же вовсе невозможно. В таких ситуациях компании могут надеяться только на скорость своей реакции на внезапные происшествия. Однако для тех ситуаций, которые могут быть успешно предсказаны, предсказание должно проводиться регулярно и с максимальной точностью.
К счастью, в настоящее время разработано большое количество различных методов и моделей прогнозирования, подходящих для различных данных. Использование правильной модели для определённых данных позволит проводить прогнозирование максимально точно и на максимально большой срок. Чаще всего модели, которые наиболее просто использовать, дают наименее точные результаты и/или подходят для прогнозирования на небольшие периоды времени. Однако и такие модели могут быть полезны для некоторого круга задач. Именно поэтому для компаний, желающих быть успешными на рынке, необходимо иметь в штате высококвалифицированных сотрудников, которые могут быстро собрать точные и нужные данные, правильно обработать их и верно интерпретировать результаты. Более сложные для использования модели, некоторые из которых могут давать очень точные результаты, также потребуют от сотрудников повышенного уровня теоретических и практических знаний.
Помимо прогнозирования важным аспектом деятельности в компании должен стать анализ рынка. Не важно какие данные можно собрать: архивные записи, текущие социально экономические показатели, или же спрогнозированные значения - все эти данные представляют собой лишь цифры. Без должной интерпретации эти цифры ничего не способны принести компании, кроме расходов на их получение. Анализ рынка как раз и превращает данные в полезную для людей, принимающих управленческие решения, информацию. Правильное сопоставление данных различных периодов, полученных из разных отраслей народного хозяйства, помещение их в контекст политической и экономической ситуации в стране и мире также является важной задачей для компании, которая также требует высококвалифицированных сотрудников для решения.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы продиктована тем, что компаниям постоянно требуется анализ и прогнозирование ситуации на рынке. Кондитерская продукция занимает достаточно большую нишу на рынке пищевых продуктов. Рынок кондитерских изделий составляет большое количество как малых, так и крупных предприятий. Будучи производством, не требующим непосильно больших первоначальных вложений, кондитерское дело становится основным видом деятельности для многих молодых компаний. Эти компании только выходят на рынок и ещё не имеют собственных средств для анализа и прогнозирования ситуации на рынке. Настоящая работа поможет им как принять решение о выходе на рынок, так и о потенциальном ассортименте товаров, ценовой политике.
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является рынок кондитерских изделий Республики Татарстан.
Предметом исследования являются зависимости, закономерности и тенденции развития рынка кондитерских изделий Республики Татарстан.
Целями исследования являются:
• Дать характеристику рынка кондитерских изделий РТ
• Исследовать основные тенденции на рынке
• Разработать модели прогнозирования объёмов отгрузки кондитерских изделий на рынке
• Сделать прогноз значений объёмов отгрузки кондитерских изделий на некоторое количество месяцев вперёд
• Проанализировать адекватность полученных моделей
прогнозирования
• Провести сравнительный анализ разработанных моделей прогнозирования
В качестве задач исследования были выделены следующие:
• Проанализировать особенности рынка кондитерских изделий РТ
• Рассмотреть структуру рынка кондитерских изделий по различным социально -экономическим факторам
• Исследовать влияние на рынок внутриполитических и международных факторов
• Исследовать влияние на рынок различных социально -экономических факторов
• Проанализировать динамику уровня кондитерского производства в РТ
• Составить прогноз уровня отгрузки кондитерских изделий
• Предоставить рекомендации относительно целесообразности инвестиций в кондитерское производство и торговлю кондитерскими изделиями в РТ
Методологической основой настоящей работы составили труды многих отечественных и зарубежных учёных и исследователей: Аносовой А.В., Кима И.А., Серегиной С.Ф., Белера Г., Громова Е.И., Гладилина А.В., Герасимова А.Н., Гусейнова Р., Демарко Дж., Долговой В.Н, Медведевой Т.Ю., Калберга К., Михтаряна В.С., Колесова Ю.Б., Бродского Ю.И., Плохотникова К.Э., Кремера Н.Ш.
Информационную базу составили открытые статистические данные, опубликованные на сайтах Федеральной Службы государственной статистики, Единой межведомственной информационно -статистической системы и других служб.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения. Работа содержит 97 страниц, 9 таблиц, 60 иллюстраций, 30 источников.
В первой главе приведены теоретические основы анализа и прогнозирования рынков и их показателей, необходимые для решения поставленных задач.
Во второй главе приводится характеристика кондитерского рынка РТ в целом. Также в этой главе приводится структурный анализ рынка, рассматривается динамика производства различных видов продукции, а также причины роста и падения показателей.
В третьей главе настоящей работы были построены три модели прогнозирования объёмов отгрузки кондитерских изделий в РТ: экспоненциальное сглаживание, линейная регрессия, нелинейная регрессия. Была проведён анализ адекватности моделей и их сравнительный анализ. В приложении А приведены некоторые диаграммы и графики показателей, использовавшихся в ходе работы.
Анализ и прогнозирование рынка является залогом успеха на современных рынках, и рынок кондитерских изделий Республики Татарстан не является исключением. Прогнозирование поможет компаниям быть заранее готовыми к изменению ситуации на рынке. Анализ позволяет сделать правильные выводы, основываясь на текущих данных о состоянии рынка, либо на спрогнозированных данных. Для проведения качественного анализа и прогнозирования компаниям необходимы высококвалифицированные сотрудники, однако затраты на их поиск и оплату их работы впоследствии окупятся.
В настоящее время рынок кондитерских изделий РТ переживает не лучшие времена. Однако за счёт замещения более дорогих групп товаров более дешёвыми удаётся сохранить и даже увеличивать объёмы производства. Продажам также помогают разнообразные промо -акции, проводимые многими производителями и ротвейлерами. Согласно имеющимся данным, продажи большинства групп товаров росли именно в случаях применения промо -акций и прочих стимулов.
Также вклад в рост рынка внесли малые предприятия, вышедшие на рынок в 2015 году. Различные пекарни и булочные будучи небольшими и часто стратегически правильно расположенными за счёт относительно низких затрат и высокой конкуренции смогли поддерживать свои цены достаточно низкими чтобы заинтересовать потребителей, реальные доходы которых упали в связи с санкциями, ростом курса доллара и удешевлением мировых цен на нефть.
В ходе настоящей выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
• Проанализированы особенности рынка кондитерских изделий РТ
Республика Татарстан является экономически развитым регионом с большим количеством занятого населения, поэтому потребление кондитерских изделий относительно высоко даже в моменты экономических трудностей. Часть ингредиентов производится в самом регионе, что позволяет снижать издержки.
• Рассмотрена структура рынка кондитерских изделий по различным социально-экономическим факторам
Продажи изделий длительного хранения растут, а недлительного - уменьшаются.
• Исследовано влияние на рынок внутриполитических и международных факторов
Удорожание импортных ингредиентов приводит к удорожанию продукции, содержащей такие ингредиенты, например, шоколадных плиток. Как следствие, потребление подобной продукции сокращается.
• Исследовано влияние на рынок различных социально¬
экономических факторов
Уменьшение реальных доходов населения приводит к тому, что продажи относительно более дорогой кондитерской продукции сокращается, а более дешёвой - увеличивается.
• Проанализирована динамика уровня кондитерского
производства в РТ
В 2015 году отгрузка кондитерской продукции в конце года была немногим больше уровня начала года, однако присутствует тренд к росту, который, возможно, сохранится в 2016 году.
• Составлен прогноз уровня отгрузки кондитерских изделий
Согласно прогнозу, в начале 2016 году объёмы отгрузки кондитерских изделий будут расти.
• Предоставлены рекомендации относительно целесообразности инвестиций в кондитерское производство и торговлю кондитерскими изделиями в РТ
Поскольку наблюдается тенденция к росту объёмов отгрузки кондитерских изделий, а также к уменьшению курса доллара и удорожанию нефти, для предпринимателей имеет смысл выходить на рынок кондитерских изделий в Республике Татарстан.
Таким образом, все поставленные для работы задачи были выполнены.
В результате сравнительного анализа моделей прогнозирования было определено, что для имеющихся данных и при данном горизонте прогнозирования, наилучшей моделью прогнозирования является экспоненциальное сглаживание. Поскольку данный метод не требует данных о дополнительных факторах, а также поскольку метод прост в использовании, он подходит для большого количества малых предприятий. Второй по величине ошибки оказалась модель линейной регрессии. Необходимость в дополнительных факторах усложняет использование этой модели, однако в некоторых условиях она может давать более точные данные. Также регрессионная модель больше пригодна для прогнозирования на большее количество периодов вперёд.
Хочется ещё раз отметить, что одного анализа и прогнозирования недостаточно для успеха компании на рынке. Информацию, получаемую с их помощью, необходимо правильно и вовремя применить. Неопытный, недостаточно квалифицированный или медлительный управляющий не сможет получить заметных преимуществ при использовании данных анализа и прогнозирования рынка.
Также всегда необходимо помнить, что в случае волатильности рынка, резких скачков факторов, политических и экономических потрясений данные, получаемые с помощью моделей, могут оказаться ошибочными. Также необходимо помнить, что рынок, как и ситуация вокруг него, постоянно развивается и изменяется. Время от времени модели необходимо пересматривать, чтобы они оставались адекватными текущему состоянию рынка.