Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статистический анализ и прогнозирование объема введения автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации

Работа №84932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

статистика

Объем работы123
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы статистического анализа и прогнозирования 8
1.1 Основные понятия и определения 8
1.2 Множественная регрессия и корреляция 10
1.3 Временные ряды 31
1.4 Авторегрессионные процессы и их моделирование 39
2. Анализ ввода автомобильных дорог с твердым покрытием в РФ 51
2.1 Характеристика дорожного хозяйства в РФ 51
2.2 Дорожное хозяйство как объект экономического анализа и прогнозирования 62
2.3 Факторы, влияющие на объем ввода автомобильных дорог в Россий-ской Федерации 67
3. Прогнозирование ввода в действие автомобильных дорог с твердым покрытием в РФ 74
3.1 Анализ исходных данных 74
3.2 Множественная линейная регрессия 75
3.3 Множественная нелинейная регрессия 82
3.4 Прогнозирование с использованием ARIMA 88
3.5 Метод экспоненциального сглаживания 99
3.6 Сравнение и выбор наилучшей модели 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
Список литературы 112
Приложение


В наше время все сферы деятельности общества не могут обойтись
без прогнозов как средство познания будущего. Прогнозы в сфере социально-экономического развития общества имеют важное место в эффективности
развития страны в целом. В настоящее время актуально прогнозирование будущих показателей объемов деятельности рынка, компаний, организаций,
фирм и т.д. Прогнозирование – это разработка прогноза. Именно прогнозирование – это основная функция управления. Любому руководителю каждый
день необходимо принимать решение, прогнозируя ситуацию. От качественного прогноза будет зависеть будущее той или иной сферы деятельности.
Дорожное хозяйство - важнейший элемент экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым
условием перехода к экономическому росту, обеспечения целостности и
национальной безопасности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения. Проблема темпов экономического роста занимает
ключевое место в стратегии развития страны. Состояние и уровень развития автодорог страны непосредственно влияют на основные экономические
показатели: валовый национальный продукт, уровень цен, доходы бюджета,
уровень занятости населения и др.
Состояние дорожного хозяйства имеет сегодня стратегическое смысл
для возрождения и развития макроэкономических связей между регионами
Российской Федерации и другими странами. Количество и качество автотранспортных коммуникаций - это показатель научно-технического
и экономического развития любой страны, достойное значение которого призван обеспечить дорожно-строительный комплекс. В наше время экономические условия РФ характеризуются высокими темпами развития рыночных
отношений, интеграционных процессов, в том числе международных, что
предполагает рост уровня конкуренции в ведущих отраслях экономики, к которым относится строительство, в частности, дорожное строительство. В5
сфере дорожного строительства конкуренция ярко проявляется во время проведения подрядных торгов на проектирование дороги, поставку и производство материалов, работ и услуг на ее строительство, работ, обеспечивающих
соблюдение проектных показателей и нормативов в процессе строительства и
реконструкции, а также работ и услуг, связанных с эффективным и качественным обслуживанием дороги на стадии ее эксплуатации.
Ввод в действие автомобильных дорог является одним из главных показателей эффективности деятельности дорожного хозяйства. Поэтому прогнозирование именно этого показателя будет правильным для определения
дальнейшего развития дорожного хозяйства России.
Выбор темы дипломной работы обосновывается прохождением преддипломной практики в планово-экономическом отделе МУП «Предприятие
автомобильных дорог». Актуальность и значимость темы имеет высокий показатель, так как прогнозирование объема ввода автомобильных дорог с
твердым покрытием по своему экономическому значению является стратегическим, т.к. результаты принимаемых решений в строительстве дорог оказывают существенное влияние на экономику в целом на протяжении десятилетий. Имеются в виду совершенствование развития и размещения производственных сил страны, формирование инфраструктуры.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является дорожное хозяйство Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является статистическая зависимости, закономерности и тенденции развития дорожного хозяйства в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка
прогноза объема ввода в действие автомобильных дороге с твердым покрытием в Российской Федерации с применением программы Statistica.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
 Описать теоретические основы прогнозирования;6
 Изучить эконометрические методы статистического анализа и
прогнозирования,
 Собрать необходимый материал для прогнозирования;
 Провести анализ дорожного хозяйство Российской Федерации;
 Выявить факторы, влияющие на ввод в действие автомобильных
дорог с твердым покрытием в Российской Федерации;
 С помощью линейной и нелинейной множественной регрессии
выявить параметры, оказывающие наиболее существенное влияние на объем
ввода в действие автомобильных дорог с твердым покрытием;
 Провести прогнозирование ввода в действие автомобильных дорог твердым покрытием с использованием ARIMA метода;
 Провести прогнозирование ввода в действие автомобильных дорог с твердым покрытием с использованием метода экспоненциального сглаживания;
 Сравнить результаты и выбрать наилучшую модель.
В наше время нельзя серьезно говорить о прогнозировании, не предполагая использование программных пакетов для анализа и прогнозирования
данных. В данной выпускной квалификационной работе для прогнозирования была использована программа Statistica, которая является одной из
наиболее известных в мировой практике пакетов статистической обработки
данных.
Методологической основой для написания дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых таких, как Айвазян С.А.,
Мхитарян В.С., Орлова А.И., Боровикова В.П., Елисеевой И.И., Кремера
Н.Ш., и др.
Информационную базу исследования составляют статистические данные с официального сайта статистики Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа изложена на 123 страницах.
Включает введение, 3 раздела, заключение, список использованных источни7
ков и приложения. Содержит 11 таблиц, 71 формулу, 67 рисунков и 3 приложения.
В первом разделе были рассмотрены теоретические основы статистического анализа и прогнозирования, их методы и классификации.
Во втором разделе была описана деятельность дорожного хозяйства,
проведен анализ и выявлены факторы, влияющие на ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации.
Третий раздел был посвящен непосредственно практической части
выпускной квалификационный работы. Выявлены наиболее влияющие факторы на объем ввода в действие автомобильных дорог с твердым покрытием
в Российской Федерации с помощью множественной линейной и нелинейной
регрессией и был разработан прогноз с помощью ARIMA-модели и экспоненциального сглаживания.
В заключение приведены основные выводы проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Чтобы оценить возможную величину объемов работ и эффективность
вложений, нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние данной сферы
деятельности. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств
едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности.
Определение будущего состояния показателей какой-либо деятельности на
основе влияющих на результат факторов и есть прогнозирование. При прогнозировании результат или возможная степень достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений. В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и
управления. И успех планирования и, следовательно, управления данной деятельностью будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы статистического анализа и прогнозирования, а
именно множественная линейная и нелинейная регрессия, общие сведения о
временных рядах и ARIMA – моделях.
Во второй главе приведен анализ дорожного хозяйства в Российской
Федерации. Показаны важные показатели строительства дорог и выявлены
основные факторы, которые влияют на ввод автомобильных дорог с твердым
покрытием. Основным экономическим показателем дорожного хозяйства выступает объем ввода автомобильных дорог с твердым покрытием. Он позволяет видеть конечный итог деятельности дорожных хозяйств.
В третьей главе произведен анализ и прогнозирование дорожного хозяйства Российской Федерации. Для прогнозирования были взяты данные о
вводе дорог с твердым покрытием с 2002 г. по 2015 г в Российской Федерации. Прогноз был построен на 4 квартала 2016 года. Использованы такие ста110
тистические методы как, метод экспоненциального сглаживания, ARIMAмодель, множественная линейная и нелинейная регрессия.
Термин "множественная" указывает на наличие нескольких факторов,
которые используются в модели, следовательно, такая модель увеличивает
спектр анализа, что позволит построить более точный прогноз. Посредством
множественного анализа выявлены факторы, которые в наибольшей степени
оказали влияние на изменение объема ввода автомобильных дорог в Российской Федерации. К числу признаков, наиболее сильно влияющих на объём
можно отнести объём финансирования дорожного хозяйства, объем инвестиций в основной капитал и погодные условия.
В результате множественной линейной регрессии было составлено
уравнение Y= -241,779+8,753*X2-0,267*X6+265.131*X1, где X2 - динамика
объема финансирования дорожного хозяйства (млрд. руб.); X6 - объем инвестиций в основной капитал (млрд. руб.); X1 - погодные условия (5 – бальная
шкала). Уравнение множественной нелинейной регрессии выглядит следующим образом: Y=exp(625,324*Х2-381*Х6+1572,378.
Проанализировав результаты множественной регрессии (коэффициент
множественной корреляции, коэффициент детерминации, стандартная ошибка) можно сделать вывод о том, что, выбирая между множественной линейной и нелинейной регрессией, следует выбрать множественную линейную
регрессию. Так, как данные этой модели более точные.
Для построения прогноза были использованы методы ARIMA и метод
экспоненциального сглаживания. Чтобы выбрать модель с более высоким качеством прогноза, нужно сравнить среднюю ошибку аппроксимации.
При сравнении ARIMA-модели и мультипликативной модели более
удачным прогнозом считается ARIMA-модель, т.к. у нее точность прогноза
больше, характеризуется высокой точностью и адекватностью, гистограмма
остатков стремится к нормальному распределению, на горизонтально вероятностном графике остатки находятся близко к прямой и отсутствует автокорреляция остатков на графиках АКФ и ЧАКФ. В случае ARIMA-модели111
средняя ошибка аппроксимации MAPE = 7,46 %, т.е. прогноз имеет точность
92,54%.
С помощью экспоненциального сглаживания было построено мультипликативная модель. Средняя ошибка аппроксимации данной модели равен
8,73%. Следовательно, точность прогноза составит 91,27%.
В итоге, ARIMA-модели может применяться для анализа и прогнозирования, так как именно благодаря ей был построен более точный прогноз.
Однако такому прогнозу не следует безоговорочно доверять, так как экономические показатели дорожного хозяйства через некоторое время могут измениться. Также нельзя забывать и о влиянии погодных условий.
В ходе выпускной квалификационной работы была достигнута
поставленная цель, так как прогнозирование является в целом для
предприятия, в котором была пройдена преддипломная практика, актуальной
с точки зрения использования полученных результатов.


1. Айвазян С.А., Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник/ С.А. Айвазян, В.С. Мхитарян - М.:Юнити, 1998 - 432 с.
2. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Соколов М.М. Эконометрика: Учебное пособие для вузов/ К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, М.М. Соколов- 2-е издание,- М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2004. - 254 с.
3. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын¬ка: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 260 с.
4. Берндт Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность: Учебник для студентов вузов/ Перевод с английского под редакцией профес¬сора С.А. Айвазяна, Э.Р. Берндт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 863 с.
5. Бородич С.А. Эконометрика: Учебное пособие - 2-е издание,- Мн.: Новое знание, 2004г. - 416 с.
6. Валеев, Н. Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: учеб. пособие / А. В. Аксянова, Г. А. Гадельшина, Н. Н. Валеев.— Казань : КГТУ, 2010 .— 160 с.
7. Валеев, Н. Н. Теория и практика эконометрики: учеб. пособие / А. В. Аксянова, Г. А. Гадельшина, Н. Н. Валеев. — Казань : КГТУ, 2010 .— 301 с.
8. Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по ста¬тистическим методам и исследованию операций с исп. пакетов STATISTICA и EXCEL - 2 изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с.
9. Гавриш, В. В. Экономика дорожного строительства. Часть 2: учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 348 с
10. Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование. Учебное пособие./ А.Г.Гранберг, Г.М. Гамбаров - Москва: Финансы и стати¬стика, 2014. - 382 с.
11. Дайитбегов Д. М. Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике: Монография - 3-e изд.- М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра- М, 2013. - XIV, 587 с.
12. Загидуллина Г. М. Экономика строительства: Учеб-
ник/Г.М.Загидуллина, А.И.Романова - 2 изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 360 с.
13. Иода Е. В. Статистика: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 303 с
14. Кремер Н.Ш., Эконометрика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Н.Ш. Кремера, Путко Б.А. - М.:ЮНИТИ ДАНА, 2004. - 311 с.
15. Кузнецова Е.И., Статистика: Учебное пособие/Е.И.Кузнецова, В.М. Гусаров - М.: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.
16. Левин В.С., Инвестиции в основной капитал в России. Статистиче-ский анализ динамики и прогнозирование: Учебник- М.: Финансы и кредит, 2007. - 303 с.
17. Лемешко Б. Ю. Статистический анализ данных, моделирование и исследование вероятностных закономерностей. Компьютерный подход / Б.Ю. Лемешко, С.Б. Лемешко, С.Н. Постовалов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 890 с.
18. Луговская Л.В. Эконометрика в вопросах и ответах: Учебное посо¬бие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 208 с.
19. Носко В.П. Эконометрика: Введение в регрессионный анализ вре-менных рядов. - Москва, 2002. - 254 с.
20. Непомнящая Н. В. Статистика: общая теория статистики, экономи¬ческая статистика. Практикум / Н.В. Непомнящая, Е.Г. Григорьева - Красно¬ярск: СФУ, 2015. - 376 с
21. Орлов А.И. Эконометрика: Учебное пособие для вузов- М.: Изда-тельство «Экзамен», 2002. - 576 с.
22. Семенова Е. Г., Основы эконометрического анализа: учебное посо¬бие/ Е.Г. Семенова, М.С. Смирнова- ГУАП. - СПб., 2006. - 72 с.
23. Статистическое обозрение: статистический ежеквартальный жур-нал/ Государственный комитет статистики России. - Москва, 2015.
24. Статистический сборник «Россия в цифрах». Государственный ко-митет статистики России. - Москва, 2015.
25. Суслов В.И., Эконометрия: Учебное пособие/ В.И. Суслов, Н.М. Ибрагимов, Л.П. Талышева, А.А Цыплаков - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. - 744 с.
26. Ткаечва С.А. Компьютерный практикум в пакете Statistica Учебно¬методическое пособие - Воронеж: ВГУ, 2005. - 51 с.
27. Тюрин Ю.Н., Анализ данных на компьютере: Учебное посо- бие/Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров - 3-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2003. - 544 с.
28. Харченко Л. П. Статистика: Учебник/ Л.П. Харченко, В.Г. Ионин, В.В. Глинский; Под ред. В.Г. Ионина. - 3-e изд., - М.: ИНФРА-М, 2010. - 445 с
29. Цупикова, С.Г. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог/ С.Г. Цупикова, А.Д. Гриценко, А.М. Борцов - М.: Инфра-Инжененрия, 2007. - 928 с.
30. Чураков Е.П., Прогнозирование эконометрических временных ря¬дов: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2008. - 206 с.
31. Шанченко Н.И. Эконометрика: лабораторный практикум - Улья-новск: УлГТУ, 2004. - 79 с.
32. Шеремет Н.М., Общая теория статистики: Учебник - Издательство УМЦ ЖДТ, 2013. - 360 с.
33. Шигапова А.Ф., Строительство дорог как объект экономического анализа и прогнозирования / Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф.— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
34. Экономическая статистика/ Под ред. Ю.Н.Иванова - 4 изд.- М.: ИНФРА-М, 2011. - 668 с.
35. Федеральная дорожное агенство [Электронный ресурс] - Режим до¬ступа: http://rosavtodor.ru/89/74 . Дата обращения: 10.04.2016
36. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ре¬сурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru .Дата обращения: 4.05.2016
37. Центр управления финансами. Статистические методы. [Электрон¬ный ресурс]/Режим доступа: http://center-yf.ru/ (дата обращения 25.03.2016).
38. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ре- сурс]/Режим доступа: http://znanium.com/ (дата обращения 28.03.2016).
39. Электронная библиотека Библиофонд [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://bibliofond.ru/ (дата обращения 28.03.2016).
40. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/ (дата обращения 27.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ