Введение 3
Глава I. Литературное творчество Е. Р. Дашковой 11
1.1. Особенности русских мемуаров XVIII века 11
1.2. История создания записок Е.Р. Дашковой 19
Глава II. Русское дворянство второй половины XVIII века 29
2.1. «Мир» светской женщины 29
2.2. Нравы и обычаи русского дворянства 43
Заключение 68
Список используемой литературы и источников
Актуальность темы. XVIII век занимает особое место в истории России, поскольку его течение и события, происходившие в нем, связаны с двумя великими именами - именем Петра I и Екатерины II. XVIII век - это время дворцовых интриг, а также время побед и поражений русского оружия, время укрепления положения России на международной арене.
В центре нашего внимания будет находиться сфера русской жизни, которая, на первый взгляд, не кажется такой значительной, как, например, сфера политики или экономики страны, ее международного положения. Эта сфера - быт и нравы поместного русского дворянства, которое оформилось как социальный слой во времена петровских реформ.
Русское дворянство как многогранное явление и вместе единое является предметом изучения многих исследователей - историков и культурологов, философов и филологов. Оно рассматривалось как самобытная общность с собственным укладом жизни, традициями и обычаями. Тем не менее, исследования носили прикладной характер в контексте изучения истории России как процесса смены политических институтов. В истории русской культуры, русского Просвещения Екатерине Романовне Дашковой принадлежит роль значительная и, пожалуй, еще недооцененная.
Частная сторона жизни представителей дворянского сословия в XVIII веке - представляется весьма актуальной. Она может быть отнесена, к проблемам истории повседневности, одного из новых направлений современной российской исторической науки. В рамках истории повседневности история частной жизни представляет несомненный интерес. Это направление еще только разрабатывается. Представляется, что история частной жизни обладает значительным потенциалом для осмысления историками особенностей и своеобразия исторического развития России. Принято считать, что в России всегда были сильны общинное и соборное начало, закрепленные государством и опиравшиеся на линию конформного поведения народа. Но ясно проявляется и другая тенденция - велика роль индивидуального выбора, нестандартного поведения личности. Поэтому исследование частной жизни позволит существенно расширить представление о прошлом и определить социальные ниши, в которых происходило автономное от государства развитие личностного начала человека, степень этой автономности в различные исторические периоды и в различных социальных средах. Сам процесс развития частной сферы жизни весьма показателен, т.к. является индикатором культурных изменений, стремления личности выйти за рамки традиционного.
Екатерина Романовна оставила свой след во всех науках. Она пишет пьесы, стихи, мемуары - «Записки», разрабатывает примерную систему образования передового русского юноши, по ее инициативе издается первый толковый словарь, под ее руководством выходит журнал «Собеседник любителей российского слова», также она увлекается народными песнями. Пробует свои силы в композиции.
Одна из основных тем «Собеседника», и Дашкова, несомненно, задает здесь тон, - борьба с французоманией - «мартышеством французским», «французским воспитанием». Екатерина Романовна была категорически против перенимания нравов и литературы Франции.
Единого фонда Дашковой не существует. Бумаги Екатерины Романовны, связанные с ее деятельностью, хранятся в разных архивах и книгохранилищах страны. Какие-то документы были перевезены за границу, как, например, увезенная копия «Записок», с которой был сделан английский перевод. Вся документация утеряна.
Степень изученности темы. В последнее время появился ряд серьезных исследований русской культуры XVIII века, но дворянская культура по- прежнему остается малоизученным социокультурным явлением. Как известно, до недавнего времени в отечественной исторической науке преобладал классовый подход, главным образом ориентировавший исследователей на изучение культуры трудящихся, а также проблем социально-политической истории, идеологии и т.п.
Однако продолжение изучения различных сторон жизни дворянства представляется важным и интересным, т.к. трудно переоценить вклад этой социальной группы, особенно дворянской интеллигенции, в русскую культуру XVIII.
Обзор источников и литературы. Среди исторических исследований отметим те, что посвящены рассмотрению быта и нравов дворянства. Это, прежде всего сочинения И.Е.Забелина «Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях». Историю автор показывает сквозь призму быта и нравов, причем образ жизни русских государей видится как истинно народный, т.к. в царском дворце, по мнению автора, господствовали те же понятия, привычки, вкусы, обычаи, домашние порядки, суеверия, что и в народной среде. И.Е.Забелин показывает специфику царского двора, описывает различные обычаи, воспитание, начальное обучение детей, дворцовые забавы, зрелища, царский стол и одежду. В целом автор не ставит целью анализ частной жизни, кроме того, его исследования хронологически затрагивают только XVI и XVII века. Однако именно в трудах И.Е.Забелина была заложена традиция изучения быта и нравов служилого дворянства.
Среди трудов дореволюционных авторов отметим труд В. О. Михневича, который описывает девичье детство и отрочество, раскрывает проблемы женского воспитания и образования, показывает положение русской женщины в семье в XVIII веке. При этом Михневич делает важные наблюдения относительно человеческих нравов и понятий, которые прогрессивно трансформируются и перевоспитываются весьма длительным и сложным путем, как бы резко и быстро не переделывались внешние формы их жизни. Особенно консервативны были взгляды на семью, положение женщины, отношения родителей и детей. Но автор практические не касается взглядов провинциального дворянства и в основном представленный материал носит описательный характер, хотя и имеет непосредственное отношение к одному из аспектов изучаемой темы.
Одна из сторон частной жизни - дворянское творчество в сфере искусства - затрагивается в работах дореволюционных историков.
Широкую панораму культурной жизни Москвы, а также Петербурга, представляет в своих работах М. И. Пыляев
Многие литературоведы уже ставили перед собой задачу изучить труды «Малой» Екатерины, такие как: Л.Я. Лозинская, Г.Н. Моисеева, Тишкин Г.А., Грот Я.К., Тычинина Л.В. и многие другие. Именно на этих материалах основывалась данная работа
Предметом исследования является мемуары Екатерины Романовны Дашковой.
Объектом является быт русского дворянства второй половины 18 века.
На протяжении XVIII века активно шел процесс формирования сословия, к концу 60-х годов столетия дворянство уже полностью сформировавшееся сословие. Процесс формирования сословия, складывания его мировоззрения и расширение гражданских прав шли одновременно, взаимно влияя друг на друга.
Дворянство было главным служилым сословием, которое обеспечивало работу государственного аппарата, поэтому абсолютистская монархия была заинтересована в единстве и силе опоры самодержавия.
С петровских времен основным методом воздействия государства на сословие стало законодательство, при помощи которого усиливались экономические и политические позиции дворянства. С другой стороны, государство регулировало систему государственного образования и таким образом влияло на воспитание верных слуг престола. Нельзя сказать, что правительство целенаправленно вело работу по консолидации и укреплению дворянского сословия. Перед государством стояли конкретные задачи: сбор подушной подати, обеспечение крестьян в неурожайные годы, упрощение системы учета населения и пр. Решая насущные задачи, правительство старалось основную работу возложить на служилое сословие, тем самым помогало становлению самосознания дворянства.
Сословно определяющим фактором стало владение крепостными, власть дворянина в его имении не ограничивалась никакими законодательными актами, государство не вмешивалось во внутренние дела вотчины. Эта бесконтрольная власть поднимала помещика в собственных глазах, что укрепляло формирование понятия личного достоинства, которое добавилось к уже существовавшим родовым семейным ценностям.
Сформулировав проблему, затем, определив объект и предмет исследования устанавливаем цель.
Цель данной работы - охарактеризовать быт и нравы поместного русского дворянства в XVIII в. на основе достоверного исторического источника - мемуаров Е. Р. Дашковой.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности мемуарной литературы и возможности использования ее в качестве исторического источника;
- рассмотреть литературное творчество Екатерины Романовны Дашковой;
- изучить историю создания «Записок» Е. Р. Дашковой;
- изучить русское дворянство второй половины 18 в.
Методологическая база исследования. Изучение истории повседневности определяет методологический подход, который можно назвать историей опыта и микроисторией. Объектом исследования становится повторяющееся в человеческой деятельности и мышлении: быт, частная жизнь, работа, досуг.
Новый подход к изучению истории сложился в западной историографии в период между двумя мировыми войнами. Основатели французской исторической школы «Анналов» Л. Февр полагал, что историк должен начинать исследование с формулировки проблемы, которая диктуется самой современностью. Сознание связи современности с историей образует основу и существо «исторического ремесла»3.
Обычно исследователь применяет свойственную ему понятийную схему, диктуемую языком его собственной культуры. Мы старались «наложить» современное понимание частной жизни на материал эпохи второй половины XVIII века. Мы постарались сочетать два разных подхода. Один - «извне», когда общество прошлого рассматривается с позиции вешнего наблюдателя, прилагающего к материалу источников критерии и понятия современности. Другой подход - «изнутри», связанный с проникновением во внутренний мир людей изучаемой эпохи, подход, при котором изучается их собственный взгляд на самих себя, на свой социальный мир и природное окружение. Оба подхода совершенно различны, но только их сопоставление открывает возможность увидеть общество и культуру прошлого как бы «стереоскопично». Применение такого комплексного метода раскрывает человеческое понимание истории, дает возможность отойти от абстрактного ее понимания и приблизиться к конкретному видению ее неповторимого своеобразия. Также методологическую основу работы составляют важные принципы исторической науки системность и историзм. Специфика темы предполагает использование методов сравнительно-исторического анализа и синтеза. Работа также основывается на принципах хронологического и логического методов.
Источниковая база исследования представляет собой дневники, частная переписка и мемуары Е. Дашковой и других российских и иностранных деятелей второй половины XVIII. Труды современных историков. В настоящее время без исследования исторических источников историк не сумеет рассмотреть ту или иную эпоху объективно во всех ракурсах. Достоверность многих событий определяется рассказами непосредственных участников этих событий или их записями. Историк не будет являться исследованием в полном смысле этого слова, если не обратиться к источникам, не проанализирует и не изучит их.
Количество исторических источников безгранично, но «среди всего этого множеств ученые выделяют большую категорию письменных источников, которые являются основными, главными при изучении письменной истории человечества». К этому типу источников относятся мемуары и частная переписка, то есть источники личного происхождения.
При изучении исторических явлений и процессов особую ценность имеют документы личного происхождения. Это вид письменных источников, которые включают в свой состав дневники, частную переписку, мемуары (воспоминания). Данный вид источников имеет ряд отличительных черт, как в области предоставляемого знания, так и в области методов критики. Работа с документами личного происхождения сложна в силу того, что они приближены, в определенной мере, к литературным произведениям.
Хронологические рамки работы продиктованы целым рядом соображений историко-культурного характера. Прежде всего, вторая половина XVIII века - это пик политического могущества дворянства: именно это время дало исторический повод и материал для легенды о «Золотом веке» и стало источником сословной мифологии. В это время дворянством осознаются основные принципы своего социально-исторического бытия. Можно согласиться с Е. Н. Марасиновой, что «именно в этот переходный период сложилась кратковременная ситуация баланса между достигшими своей критической точки традиционными ценностями и уже сформировавшимися новыми альтернативными ориентациями», что дает возможность их изучения в пределах сравнительно короткого отрезка времени.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах истории, на семинарских и практических занятиях.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
При выполнении данной работы я руководствовалась поставленными целями и задачами. На первом этапе было необходимо проанализировать особенности мемуарной литературы и возможности использования ее в качестве исторического источника. Было выяснено, что документы личного происхождения, к которым и относятся мемуары, имеют особую ценность при изучении исторических явлений и процессов. Они дают возможность запечатлеть для потомков картины быта, нравов, норм жизнедеятельности определенных сословий.
Данный вид источников имеет ряд отличительных черт, а именно субъективный характер, ретроспективность и аутентичность, которые необходимо учитывать при анализе текстов. Авторство мемуаров, знание побудительных причин написания мемуаров и задач, которые он преследовал, совершая эту работу, помогают понять его точку зрения.
В XVIII в. мемуары становятся признаны в России, их начинают писать, а самое главное, они становятся востребованы обществом. Мемуары дают возможность авторам выразить свое видение происходящего и происходившего, дать свою оценку событиям в жизни страны, определить свое место в них.
Екатерина Романовна Дашкова - одна из самых замечательных женщин русской истории, яркая фигура эпохи Просвещения, достойная собеседница самых блестящих умов своего времени - Дидро, Вольтер. Подруга Екатерины Великой, директор Петербургской академии наук, основательница и президент Императорской Российской академии, литератор и композитор, певица и собирательница естественнонаучных и художественных коллекций. На закате жизни оставила нам свои «Записки» - уникальный памятник эпохи и своего живого сердца. Великая женщина. Всю жизнь она следовала словам, произнесенным в своей тронной речи: «Будьте уверены, что я всегда гореть буду беспредельным усердием, истекающим из любви моей к любезному отечеству, ко всему тому, что сему нашему обществу полезно быть может, и что неусыпною прилежностью буду стараться заменить недостатки моих способностей.».
В настоящее время трудно представить, что наукой огромной страны, в которой еще не существовало женского государственного образования, управляла женщина. И как управляла! Были созданы условия для плодотворной деятельности академиков, налажена работа лабораторий и типографий, на новый уровень поднялась работа университетов и гимназий, налажено чтение публичных лекций на русском языке, наконец, построено новое здание Академии наук в Петербурге и издан Словарь Академии Российской - первый толковый словарь русского языка. И все это под руководством и при непосредственном участии Екатерины Романовны Дашковой. Русская светская культура, многим обязанная Малой Екатерине, переживала канун расцвета, канун Золотого пушкинского века. Издание державинской «Фелицы», сделавшее Гаврилу Романовича первым поэтом своего времени, издание собрания сочинений М.В.Ломоносова, показавшее великое значение русского гения. Е.Р. Дашкова была категорически против того, чтобы в российских журналах печатались произведения иностранных авторов.
И в заключении хочу подвести итог выше изложенному. Рассмотрев «Записки» Дашковой, как исторический источник можно сделать вывод, что исходя из воспоминаний современников княгини ее роль в перевороте 1762 года была, не столь велика, как описывает она сама, но касаемо её как главы двух академий она сыграла большую роль в становлении высшего образования в России.
Так же нельзя исключать и неустойчивость версии о том, что мемуары написаны не самой княгиней Дашковой и как одно из доказательств этой теории является то, что не существует оригинала мемуаров.
Русское дворянство XVIII было порождением реформами Петра. Среди разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции государственно и культурно-господствующего сословия занимает не последнее место.
Фундаментом самосознания дворянина XVIII века была психология служилого сословия. Именно чеpез эту службу он осознавал себя как часть этого сословия. Захватив доминирующее положение, двоpянство устремилось к ослаблению своей зависимости от пpавительства, а это означает что и от принципов «регуляpности» и дарархии чиновников.
Дворянство по-прежнему оставалось служилым классом. В нем можно проследить борьбу уставно-государственных и корпоративно-семейных тенденций. Причем последние значительно усложняли структуру реалий жизни дворянского класса XVIII века и колебали неподвижность мира бюрократии. Особенно, корпоративные устои, были ощутимы в гвардии.
Гвардия с самого начала активно участвовала в политической жизни, особенно в случаях дворцовых переворотов, которые были довольно частыми в XVIII веке. Гвардия включала в себя те черты дворянского мира, которые сложились ко второй половине XVIII века. Это привилегированная основа армии, которая породила для России и мыслителей, и пьяниц, которая скоро трансформировалась в что то среднее между разбойничьей бандой и культурным форпостом.
Русский дворянин XVIII жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Психологическим стимулом подчинения был страх перед карой, настигающей ослушника. Но в то же время, как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести. Психологическим стимулом подчинения здесь выступает стыд. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. В этом смысле значение приобретают занятия, демонстрирующие бесстрашие.
Особенно ярко это проявляется в отношении к дуэли: опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление.
Дуэль, как институт корпоративной чести, встречала оппозицию с двух сторон. В дуэли, с одной стороны, могла выступать на первый план узко сословная идея защиты корпоративной чести, а с другой — общечеловеческая, несмотря на архаические формы, идея защиты человеческого достоинства. Именно благодаря своей двойственности дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала. Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства. Но необходимость точного соблюдения правил вступала в противоречие с отсутствием в России строго кодифицированной дуэльной системы. Никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло, не было и юридического органа, который мог бы принять на себя полномочия упорядочения правил поединка. Конечно, можно было бы пользоваться французскими кодексами, но излагаемые там правила не совсем совпадали с русской дуэльной традицией. Строгость в соблюдении правил достигалась обращением к авторитету знатоков, живых носителей традиции и арбитров в вопросах чести.
В XVIII мы можем заметить очень своеобразное соотношение женского характера и культуры. Женщина с ее выраженной эмоциональностью, ярко и живо впитывает особенности своей эпохи, в большей степени ее обгоняя.
Женское влияние как историческая проблема рассматривается не часто. Говоря о XVIII веке, историк чаще рисует ее образ с целью показать крепостнические или дворянские нравы.
Женский облик менялся не только благодаря чтению. Мир женщины стремительно развивался. С одной стороны, мы можем сказать что женский мир это те вечные ценности, такие как любовь, семья, воспитание, которые должны быть более стабильны, чем динамичный мир мужчин. Но в XVIII веке все сложилось иначе. Петровские реформы затронули все сферы жизни, как государственную жизнь, так и домашний быт.
В XVIII веке, женщина еще не привыкшая много читать, не спешила к развитию духовной сферы. В целом духовные потребности заключались в том же, что и раньше: церковь, посты, молитвы. До конца XVIII века все в России были верующими. Это была основа нравственности в традиционной семье.
Семья в XVIII веке также быстро и поверхностно европеизировалась, как и мода. Эпоха внесла определенные нормы в поведение женщины, стало модно и даже нужно иметь любовника, дабы соответствовать своему времени. Флирт, развлечения, танцы и пение были женскими занятиями. Семейные ценности уходили на второй план. Женщины высшего сословия перестали кормить грудью. Этим занимаются кормилицы. Впоследствии ребенок вырастал без особого участия его матери.
Типичная жизнь русского дворянина XVIII века делилась на две части. Домашние хлопоты и семейные заботы это один из его миров, в котором он выступал как частное лицо. Другой его мир это государственная служба, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государству, как представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление этих двух миров прекращалось на балу или званом вечере.
Бытовое суеверие, вера в приметы, накладывавшая своеобразный отпечаток «народности» на поведение образованного человека этой эпохи, прекрасно уживались с вольтерьянством или европейским образованием.
Обрядовая традиция, связанная с церковными и календарными праздниками, практически была единой у крестьян и поместного дворянства.
Обряд сватовства и свадьба образовывали длительное ритуальное действо, характер которого менялся в различные десятилетия.
Домашняя жизнь дворянина XVIII века складывалась как сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества, то поверхностного, то трагически влиявшего на разрыв с окружающей действительностью.
Этот беспорядок, приобретавший характер идейного и бытового хаоса, имел и положительную сторону. В значительной мере здесь проявлялась молодость культуры, еще не исчерпавшей своих возможностей.
1.1. Дашкова Е. Р. и её время: исследования и материалы. М., 1999
1.2. Дашкова Е. Р. О смысле слова «Воспитание»: Сочинения. Письма. Документы. СПб., 2001
1.3. Дашкова Е. Р. и ее современники (научное издание). - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2002. - 159 с.
2. Литература
2.1. Афанасьев А. Литературные труды княгини Е. Р. Дашковой // Отечественные записки. 1860. Т. 129. № 3. С. 181-218.
2.2. Герцен А.И. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова. - СПб: тип. Ю.Н. Эрлих, 1906. - 80 с.
2.3. Гепферт Ф. О драматургии Е. Р. Дашковой // Екатерина Романовна Дашкова: Исследования и материалы. СПб., 1996. С. 147-151.
2.4. Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографические повествования /В. В. Огарков / Челябинск, «Урал», 1995.
2.5. Дашкова Е.Р. Записки, показывающие сравнительное состояние Академии в последствие десятилетий. - СПб: тип. Акад. Наук, 1793.
2.6. Дашкова Е.Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмонт из России. Под общей редакцией С.С. Дмитриева Сост. Г.А. Веселая. - М.: Изд. МГУ, 1987. - 523 с.
2.7. Дашкова Е.Р. Записки. 1743 - 1810. Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 500 с.
2.8. Дашкова Е.Р. Записки. - СПб: Лениздат, 2013. - 320 с.
2.9. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. Том III. - М.: Языки Славянской культуры. - 959 с.
2.10. Источниковедческое изучение памятников письменной культуры / Под ред. Н.А. Ефимовой. Сост. Г.П. Енин. - Л., 1990. -183с.
2.11. Исторический источник и проблемы российской истории: сб. науч. статей / сост. и отв.ред. А.Л.Литвин. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - 260 с.
2.12. Краснобаев Б.И. Глава двух академий // Вопросы истории. - № 12 - 1971. - С. 84 - 98.
2.13. Лозинская Л.Я. Во главе двух Академий. - М.: Наука, 1983. - 144 с.
2.14. Лаппо-Данилевский К.Ю. Юбилейные торжества посвященные 250- летию со дня рождения Е.Р.Дашковой // Русская литература. - № - 2. -1993. - С. 241 - 242.
2.15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб: Искусство, 1994. — 484 с.
2.16. Марасинова Е.Н. Российский дворянин второй половины XVIII в. (социопсихология личности) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1991. № 1. С.17-28.
2.17. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера (к постановке проблемы) // История СССР. - 1979. - № 6.
2.18. Моисеева Г. Н. Записки и воспоминания русских женщин 18 -
первой половины 19 века и их культурно-историческое значение // Записки и воспоминания русских женщин 18 - первой половины 19 века. М.:
Современник, 1990. С. 5 - 40 (серия мемуаров «Память»).
2.19. Моисеева Г. Н. О литературной деятельности Е. Р. Дашковой // Дашкова Е. Р. Литературные сочинения. М.: Правда, 1990. С. 5 -28.
2.20. Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. Т. 2: XIX в. (до начала 90-х годов). - М., 1940.
2.21. Пушкарев Л. Н. Быт дворян // История СССР с древнейших времен и до наших дней: В 2 сериях, в 12 т. - М.: Наука, 1967. - Серия первая. Т . 3. - С. 602 - 603.
2.22. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века: М.: Археографический центр, 1997. - 358 с.
2.23. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX века. - М.: Наука, 1991. - 288 с.
2.24. Февр Л. Бои за историю / Пер. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича и Ю. Н. Стефанова. Статья А. Я. Гуревича. Коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Наука, 1991. - 635 с.
2.25. Яблочков М. Т. История дворянского сословия в России. - СПб., 1876. - 670 с.
3. Справочные и библиографические издания
3.1. Большая советская энциклопедия. - Т. I. - М., 1997.
3.2. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия. - Т. 17. - СПб., 1893.
3.3. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и П.Н. Огарева. Справочный том. - М.: Наука, 1992. - 350 с.
3.4. Чечулин Н. Дашкова, Екатерина Романовна // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
4. Электронные ресурсы
4.1. Записки графа Александра Ивановича Рибопьера / Предисл. и примеч. А.А. Васильчикова // Русский архив, 1877. электронный ресурс. Режим доступаhttp: //www.memoirs .ru/texts/ribaupierre.htm
4.2. Карамзин М.Н. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Электронный ресурс. Режим доступа: http://az.lib.ru7k/karamzin n m/text 0120.shtml