Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ женщины в советских журналах 1920-1930 -х годов

Работа №84905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие системы советских журналов 10
1.1. Формирование системы советских журналов 10
1.2. Основные типы советской женской прессы 13
Глава 2. Трансформация женского образа в советских журналов 1920 - 30 годов (на примере «Работница», «Крестьянка», «Работница и крестьянка» и др.) 37
2.1. Типы женской телесности в советских журналах 1920 - 30 годов 37
2.2. Формирование женского образа в советских женских журналах в 1920 -
30 гг 43
2.3. Женский образ и реорганизация семейного быта 58
Заключение 65
Список используемых источников и литературы

Актуальность темы. Преобразования 1920-30-х годов в рамках идеологической доктрины по формированию новой женской идентичности сформировали понятие «советская женщина». Основным способом его внедрения в общественное массовое сознание стала советская периодическая печать, в частности женская, где нормирование этого понятия посредством агитационно-пропагандистской работы стало стратегией формирования образа «советской женщины». Появились такие журналы как «Работница», «Коммунистка», «Крестьянка», охватывавшие на первых порах все социальные слои женской читательской массы.
При обслуживании потребностей определенных социальных групп (работниц и крестьянок), были смоделированы новые, например, группы «домохозяек», «жен инженеров и хозяйственников», для которых наладили издание журналов «Общественница», «Женский журнал» и т.д. Внедрение идеологии в быт, постепенное выстраивание семейно-бытовой сферы, рассматривались как дело государственной важности. Контроль осуществлялся через партийное руководство и через инициативу «женских масс», направляя ее в нужное русло. Ставилась задача по формированию круга читательниц - потенциальных рабкоров и сотрудниц, активно транслирующих информацию в массы и отчитывающихся о проделанной работе на его страницах. Печать рассматривалась связующим звеном между политико-экономическими компонентами социальной среды и духовной жизни женщины. Советскую женщину стремились уравнять с мужчиной в сфере труда, управления, образования, но при этом сохраняли за ней специальные социальные ниши, традиционно маркируемые как женские (быт, воспитание, культура). При сложившейся общественно-политической и социокультурной среде реализация этих планов через «женскую печать» была весьма решаема. Она конструировала наличие некоторой социальной общности, интересы которой она формулировала, декларировала и предполагала обсуждать. Ее структура предлагала (навязывала) женщинам, объявленным социальной общностью, ограниченный набор вариантов существования, по которым они должны были строить свою жизнь. Им были указаны сферы для приложения нереализованной доныне потребности в свободном общественном труде (в отличие от порабощающего домашнего труда), этими сферами оказались промышленное и сельскохозяйственное производство. Кроме того, программировались интересы и вкусы читательниц, регламентировалась их личная жизнь. Рубрики представляли перечень основных сфер жизни женщин («профсоюзная жизнь», «новый быт», «о гигиене» и т.д.), нормировалась повседневность, сводя индивидуальную жизнь к ограниченному набору поведенческих стратегий. То есть выстраивалась некая иерархия ценностей, трудовых норм, положительно маркируемых бытовых практик и поощряемого досуга, все это на основе идеологических установок, формировавших новую женскую идентичность, ориентированную в нужном для строящегося социализма направлении.
Однако не все женские журналы несли идеологическую нагрузку. Такие центральные журнальные издания, как «Домашняя портниха», «Моды», «Модный журнал», «Модели сезона» и др., знакомившие читательниц с новейшими тенденциями зарубежной и отечественной моды, носили культурно-просветительский характер. Основной задачей их было формирование у читательниц специфических женских потребностей в модной одежде, в средствах и способах ухода за внешностью, формах времяпровождения. Возможно, боязнь того, что визуальное удовлетворение «буржуазного» желания хорошо выглядеть потребует реального воплощения в жизнь и послужило причиной для закрытия женских модных журналов в начале 1930-х годов.
Женская печать в долгосрочной перспективе рассматривалась, как подготовительный этап для восприятия общей массовой печати (то есть рассчитанной на читателей обоего пола). Проблема состояла в том, что, по мнению партийных руководителей средств массовой информации, общая массовая печать «не выдерживала того необходимого уровня популярности, который был нужен женской массе».
В рассматриваемый период были выработаны особые способы общения с читательницами по формированию образа «советской женщины». Исследования в политике социального моделирования в женских изданиях 1920-30-х гг. выявили директивную, дружескую и не акцентированную (латентную) стратегии работы с читательницами . Наиболее распространенной была директивная стратегия: авторы осуществляли руководство «сверху - вниз», то есть спускали не обсуждаемые указания, предполагавшие неукоснительное исполнение и последующую отчетность. Такая стратегия была характерна для агитаторских изданий. Жесткий деловой стиль общения был ориентирован на сознательную, партийную читательскую аудиторию, которая сама должна была воздействовать на других, а не быть ведомой. Например, в журнале «Коммунистка» (отв. ред. Н. К. Крупская), статьи выдержаны в эмоционально-нейтральном тоне, лишенном какой бы то ни было личностной окраски. Журнал осуществлял проведение в жизнь той или иной установки, иногда в рамках одного номера она формулировалась, развивалась, получала практический выход, закреплялась и критиковалась за недостаточность исполнения, напоминая по своей структуре стенограммы партийный заседаний. Поскольку статьи были написаны разными авторами, то слаженность и продуманность продвижения той или иной директивы являлась сложной задачей. В рамках «вертикальной стратегии», задающей журналу деловую, официальную интонацию, не допускающую субъективного и индивидуального письма, не предполагалось и обратной связи с читателем. Все вопросы ставились, обсуждались и решались внутри журнала, а затем лишь доводились до сведения читательниц.
В отмеченный период была распространена и стратегия, где авторы вели на равных разговор с читателями. Уже само наличие обратной связи переводило эту стратегию в дружескую. Такой стратегии придерживались журналы «Работница» и «Крестьянка». Для их языка (особенно заголовков статей) характерным являлось местоимение «мы», моделирующее ситуацию заинтересованности и общности интересов читательницы и совокупного автора журнала: «Мы добились высокой удойности.», «Нам пишут.», «Будем беречь колхозный строй как зеницу ока». «Совокупный автор» журнала принимал на себя, в рамках одного номера, различные социальные роли: то умной взрослой наставницы, призванной оградить потенциальную читательницу от опасности и направить ее активность в нужное русло: «Нас не обмануть», то подруги по работе, учебе, воспитанию детей, заражающей трудовой, общественной, спортивной инициативой, советующей, одобряющей, сопереживающей («Увеличим кадры красных специалистов», «Готовимся к прополке», «О наших детях». «Тренируемся») . Часто, особенно в журнальных лозунгах, присутствует слово «подруга» или «сестра», предполагающие доверительность и обращение к каждой читательнице. Такие речевые конструкции были призваны создать у читательницы (работницы, крестьянки, домохозяйки), ощущение, что обращаются именно к ней. Атмосфера заботы и доверительности усиливалась еще и благодаря обратной связи - кратким ответам на письма читательниц, причем даже неудачным; на вопросы (бытовые, политические и др.); на присланные материалы (заметки, стихи, рассказы). Эта обратная связь давала иллюзию диалога: женщины задавали вопросы, а вместо ответов «старшая подруга» учила их жизни. Аналогичная ситуация складывалась и вокруг массового «обсуждения» документов партии - которое изначально не предполагалось.
Таким образом, периодическая печать в 1920-30-е гг. поспособствовала повышению общественно-политической активности женщин. Влияние идеологии, которая посредством специализированной женской печати внедряла в общественное массовое сознание новые модели поведения и ценности, на складывание новой советской идентичности было определяющим. Женщины, первоначально тяжело адаптировавшиеся в эмансипационных процессах, приносивших разрушение дореволюционных традиций, постепенно втягивались в новые советские реалии.
Предмет исследования - становление образа женщины в советских журналах.
Объект исследования - периодика советских женских журналов 20 - 30 гг. ХХ в.
Сформулировав проблему, затем, определив объект и предмет исследования устанавливаем цель.
Цель - изучить и раскрыть женский образ в советских журналах в период 1920 - 30 гг. ХХ в.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть формирование системы советских журналов;
охарактеризовать трансформацию женского образа в советских журналах 1920 - 30 годов (на примере «Работница», «Крестьянка», «Работница и крестьянка» и др.);
рассмотреть типы женской телесности в советских журналах 1920 - 30 годов, а также роль и реорганизации семейного быта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей: Боннер-Смеюха В. В., Коломийцевой Е. Ю., Маевской А. Ю., Минаевой О. Д., Овсепяна Р.П., Пленкиной Е.А., Паперного В.З. и Тадеевой Н. В. Особенно большее внимание было уделено мною статье Тедеевой Н. В. Формирование образа «советской женщины» в женской периодической печати в 1920 — 1930-х гг. Проблема «образа женщины» должна рассматриваться в единстве идеальных, нормативных, типологических смыслов и реально-эмпирического содержания.
Источниковая база исследования. Работы политических лидеров советского государства, посвященные вопросам «нового быта» и «новой семьи», участию женщин в производстве и общественной жизни, роли партийных органов в работе среди женщин. То, какой хотели видеть «женщину» идеологи партии, отражено в материалах их высказываний и выступлений. Источниками являются труды организаторов работы среди женщин - И. Арманд, А.В. Артюхиной и многих других.
Периодическая печать. Одним из самых эффективных средств трансляции образа женщины были журналы и газеты общего характера, а также женские журналы: «Делегатка», «Женский журнал», «Коммунистка», «Крестьянка», «Работница» и др. Ценность их заключается в совмещении информационных, аналитических и литературно-художественных материалов, что дает возможность для комплексного анализа. Характерной чертой женских журналов 1920-30 годов является их ориентация на определенные социальные группы. В газетах существовали «странички работницы и крестьянки», в молодежной, комсомольской печати активно обсуждались вопросы «нового быта», новых отношений в семье, привлечения девушек в комсомол.
Источники личного происхождения. К ним относятся мемуары самих участниц исторического процесса и воспоминания о них, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах. Например, в исследованиях Артюхиной А.В. которая являлась одним из председателей женотдела партии и редактором журнала «Работница», не обнаружено автобиографических описаний, которые позволили бы ее идентифицировать с образом женщины. Но она транслирует этот образ с помощью многочисленных выступлений в печати.
Художественная литература. Трансляция идеального женского образа прослеживается через литературные тексты, которые рассматриваются в одном ряду со всеми другими текстами своей эпохи как часть единого исторического дискурса.
Особую группу составили визуальные источники. Нами использовались иллюстрации, и фотографии из журналов того времени. Все они позволяют проследить становление женского образа, имеют общественное звучание и ориентированы на зрителей, которые воспринимают информацию, заложенную их создателями (в отличие от личных фотографий, которые не имеют общественного звучания, т.е. не создаются как «идеологическое послание»).
Хронологические рамки исследования. Данная выпускная квалификационная работа рассматривает женский образ в советских журналах в период 1920 - 30 гг. ХХ в.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней автор попытался в комплексе рассмотреть становление образа женщины в советских журналах в период 1920 - 30 гг. ХХ в.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах истории, на семинарских и практических занятиях.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Еще в XIX веке издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Женщина всегда была воплощением уюта и хранительницей домашнего очага - следовательно, данная тема всегда была востребована и актуальна. Наиболее популярными журналами, издающимися на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, были, «Работница», «Крестьянка», журнал «Ателье».
Печать женских изданий строилась, ориентируясь на партийные постановления: их деятельность была направлена на пропаганду идей коммунизма и привлечение женщин к участию в производственном процессе.
Авторами журналов стали партийные работники, рабкоры и селькоры. В изданиях в обязательном порядке печатались разделы политического воспитания, сельского хозяйства, промышленного производства, восточных республик, а также зарубежный и литературный раздел. Такие рубрики, как домоводство, педагогика, медицина занимали не более двух страниц издания.
На протяжении нескольких десятков лет единственными типами женского издания оставались массовый общественно-политический и тонкий литературно-художественный журналы с устойчивой тематической и графической моделью, структурой и жанровым наполнением.
Проанализировав обложки журналов «Работница», «Крестьянка», «Работница и крестьянка» и другие аналогичные журналы, а также различные журнальные стратегии, сложившиеся к концу 20-х началу 30 годов, сформировали два совершенно противоположных друг другу типа женской телесности, которые весьма условно можно обозначить как «рабоче-крестьянский тип» и «артистический тип». Долгое время, параллельно с «артистическим» типом женской внешности существовал «рабоче-крестьянский», составляя с ним разительный контраст.
В этих журналах можно зафиксировать особые типы репрезентации женщин, точнее - репрезентации женского тела, к ним можно отнести следующие: «портреты», «многоголовые портреты», «женщина / станок», «массовки» и «безлюдные кадры».
Формирование женского образа в 1920 - 30 гг. происходило по следующим направлениям: женское равноправие, коммунистическое воспитание и политическое образование, рост женского пролетариата, роль женщины в сельском хозяйстве и реорганизация семейного быта.
Данные направления пропагандировались такими журналами, как «Работница», «Крестьянка», «Работница и крестьянка», «Делегатка» и многими другими. Они призывали к активному участию в общественной жизни и ликвидации безграмотности, к организации женотделов, общественных столовых, детских домов, к помощи нуждающимся, к культмассовой работе и были пронизаны идеями коммунистической партии.
В 1926 г. женщины составляли 75% всех неграмотных, участие женщин- представительниц трудящихся классов в пролетарском движении было минимальным, что давало руководителям большевистской партии возможность рассматривать женщин не просто как угнетаемый, но и как «культурно отсталый» слой населения.
Первым руководителем Департамента по работе среди женщин стала Инесса Арманд (осень 1919 г.), впоследствии женский отдел возглавляли - Александра Коллонтай и Александра Самойлова. Целью создания женотделов различного уровня была объявлена необходимость подъема политического сознания женщин, которая может быть интерпретирована как задача обучения женщин навыкам действия в публичной сфере. Женщины-делегатки, избиравшиеся не только среди работниц, но и среди домохозяек - жен трудящихся, должны были участвовать в наблюдении за работой столовых и клубов, строительством и работой яслей и детских садов, охране женского и детского труда.
Занятость женщины в общественном производстве рассматривалось многими авторами как главная возможность и необходимое условие достижения ее равенства с мужчиной. Для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общественном производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же место, как и мужчина.
Образы «советской работницы» можно увидеть, перелистав советские журналы 1920-30-х гг. Наиболее выразительны в этом отношении два фоторепортажа Сафронова, опубликованные в журнале «Работница». В первом из них засвидетельствованы атрибуты старого быта: женщина среди кастрюль, корыт и множества детей, женщина ожидающая мужа с работы, во втором - намечены «пути освобождения»: новая женщина на фабрике-кухне, в очереди в столовую, в механической прачечной, а также портрет отца семейства дома с детьми, сопровождаемый подписью «мать ушла на собрание».
Однако, идентификация женщины-работницы по принципу «равного партнера в строительстве социализма» в 1930-е гг. не столько отражала реальную ситуацию на производстве, сколько выполняла роль идеализированной репрезентации желаемого будущего. Важно отметить и то, что уже к концу 1920-х гг. широко обсуждалась проблема того, что помехой освобождения женщины является не только старый быт, но и отношение «новых» советских мужчин к женскому освобождению.
Собственно «женские интересы» в отношении реформирования семьи в России начала ХХ века, как и в большинстве европейских стран того времени, нашли свое выражение в двух основных теориях, отражавших потребности двух категорий женщин - представительниц средних слоев и работниц. При этом надо учитывать, что представительницы двух социальных групп, выступавших за реформы в России, в отличие от многих европейских стран, вместе составляли менее 20% женского населения. Остальные - женщины- крестьянки - в своем большинстве не имели адекватных средств для выражения недовольства. Пропаганда новых семейных отношений была связана с призывами к участию женщин в общественном производстве и отказа от роли домохозяек.



1.1. Коммунистка / орган Отдела ЦК ВКП(б) по работе среди работниц и крестьянок. - М.: 1920-1930.
1.2. Крестьянка / орган Отдела по работе среди работниц и крестьянок ЦК РКП. - М.: Правда, 1922-1941.
1.3. Работница: журнал работниц и жен рабочих. - М. : Изд-
во ЦК ВКП(б) «Правда», 1939-1941.
1.4. Работница и крестьянка / Ленингр. обком ВКП(б) и обл. Совет депутатов трудящихся. - Л., 1932-1941.
1.5. Ивашов Н. И. Шелк // «Ателье», 1923. - № 1. - С. 45 - 46.
1.6. Прибыльская Е. И. Вышивка в настоящем производстве // «Ателье», 1923. - № 1. - С. 7 - 9.
1.7. Экстер А. В конструктивной одежде // «Ателье», 1923. - № 1. - С. 4 - 7.
2. Литература
2.1. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование: дис. ... канд. филол. наук. Ростов- н/Д.. 2001. С. 16 - 17.
2.2. Дашкова Т. «Работницу» в массы»: Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов // Новое литературное обозрение. - М., 2001, № 50. - С. 60-74.
2.3. Женская пресса. Ее типологические особенности // Типология периодической печати. - М., 1995. - С. 84-99.
2.4. Женские журналы в структуре отечественной периодики XVIII- начала ХХ веков: монография. - М.: Лазурь, 2007.
2.5. Коломийцева Е. Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков: история развития и типологические особенности. Автореф. дис. ... д. филол. наук. Краснодар, 2008. - 40 с.
2.6. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. Дисс. канд. филолог, наук. - М., 1998.
2.7. Маевская А. Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика). Дисс. канд. филолог, наук. - СПб., 2015. - 218 с.
2.8. Минаева О. Д. Борьба журнала «Работница» за аудиторию и тиражи в 1920 — 1930 — е гг. // Вестник МГУ. Серия: журналистика. - 2013. - № 5. - С. 7
— 24.
2.9. Минаева О. Д. Журнал «Крестьянка»в 1920-е гг.: приемы
формирования читательской аудитории // Вестник МГУ. Серия: журналистика.
- 2014. - № 6. - С. 128 — 149.
2.10. Минаева О. Д. Как формировалась система периодических изданий для женщин в СССР в 1920 — 1930 — е гг. К вопросу о методике исследования // История отечественных СМИ: ежегодник. - М., 2014. - С. 85 — 92.
2.11. Минаева О. Д. «Может ли баба справить мужичью работу?» Особенности производственной пропаганды в советских журналах для женщин 1920-х гг. // Вестник МГУ. Серия: журналистика. - 2014. - № 5. - С. 112 — 119.
2.12. Минаева О. Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении
«женского вопроса» в СССР в 1920-1930-е гг.: модель пропагандистского обеспечения социальных реформ [Академические монографии]. - М.:
МедиаМир, 2015. - 232 с.
2.13. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917- начало XXI века). - М., 2005.
2.14. Пленкина Е.А. Элитарный женский журнал: типологические и профильные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. - 20 с.
2.15. Паперный В.З. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 384 с.
2.16. Субботин А. «Женский журнал»// Книга и революция. 1929. - № 24.
- С. 49.
2.17. Скобло Е. В. Эволюция женской периодики в дореволюционной России // Литературоведение и журналистика. Саратов, 2000. С. 256 - 264.
2.18. Смеюха В. В. К вопросу изучения женских журналов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 4 (59). - С. 67 — 70.
2.19. Тедеева Н. В. Формирование образа «советской женщины» в женской периодической печати в 1920 — 1930-х гг. (на материалах Северной Осетии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 6.
2.20. Харрис Д. Г. Русские женские журналы начала XX века // Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 2001. - С. 361 - 368.
2.21. Ямпольская Р.М. Женская пресса: основные проблемно¬
тематические направления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1997. - № 4. - С. 3-15.
2.22. Ямпольская Р.М. Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1995. - № 1. - С. 15-25.
3. Справочные и библиографические издания
3.1. Бочаров Ю., Ипполит И. Журналы русские // Литературная энциклопедия / Под ред. A. B. Луначарского. М., 1930. С. 217 - 260.
4. Электронные ресурсы
4.1. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные дамские журналы. Зарождение, развитие, деградация и второе (или пятое) рождение. [Электронный ресурс]. URL: http: //marybu.ru/2009/10/istorij a-zhurnalov-dlj a-zhenschin.html
4.2. Женские журналы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: backin-ussr.com/2013/09/zhenskie-zhurnaly.html
4.3. История журналов для женщин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: marybu.ru/2009/10/istorij a-zhurnalov-dlj a-zhenschin.html
4.4. Кира Онипко. Воспитание читательницы: Советские женские журналы на рубеже 1920-х - 1930-х годов // Уроки истории, сентябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://urokiistorii.ru/day/theory/51476


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ