ВВЕДЕНИЕ 4
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМЫ ДЕТЬМИ 8
1.1. Дети как целевая аудитория рекламы 8
1.2. Реклама как способ влияния на психику 10
1.3. Младший школьный возраст как наиболее восприимчивая целевая
аудитория 13
1.4. Влияние рекламы на психические процессы детей разных возрастных
групп 18
Выводы по первой главе 29
II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ДЕТЕЙ И
ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕЙ 31
2.1. Описание выборки 31
2.2. Описание методов исследования 31
2.3. Организация и проведение исследования 34
2.4. Превенция рекламного внушения младших школьников 37
Выводы по второй главе 39
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМЫ
ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
3.1. Условия проведения исследования 40
3.2. Анализ результатов оценочного теста Ч.Осгуда 44
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Способов воздействия на человеческую психику известно множество. И наиболее продуктивным, как и наиболее незаметным воздействием отличаются СМИ (средства массовой информации). В современное время СМИ предоставлены весьма разнообразно, помимо традиционных печатных носителей информации, распространение получили телевизионные и внутрисетевые (Интернет) способы.
И, несомненно, для хорошей продажи товаров и услуг незаменимой является реклама. И если изначально функция рекламы была лишь информационная, то в последнее время рекламные ролики начали влиять на систему ценностей, взращивая поколение потребителей. Помимо этого множество исследований показывают, что подражание рекламе приводит к заболеваниям как соматическим, так и психическим, что во многих странах вынудило правительство создать соответствующие законы ограничивающие показ рекламы, или регламентирующие её состав. В нашей стране внимание этому уделено недостаточно сильно, хотя на данный момент и наложен запрет на рекламу спиртных напитков и сигарет.
Таким образом, исследования влияния телевизионной рекламы на детскую психику становятся все более и более актуальными. Помимо теоретического исследования особенностей детской психики, и способов рекламного внушения, общество нуждается в практической разработке профилактических мер от негативного влияния рекламы.
Теоретической базой явились исследования многих, как зарубежных, так и отечественных психологов: Р.Чалдини - исследования психологии влияния, в том числе влияния рекламы; Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.Д. изучавшие поведение потребителя; Кенин Т., и многие другие. В отечественной психологии наибольший интерес к воздействию рекламы произошел в 90 годы 20-го века, в связи с переходом на рыночную экономику. Известны труды психологов И.В. Грошева, А.И. Донцова, В.Г. Зазыкина, И.В. Крылова, Д.А. Леонтьева, Л.В. Матвеевой, В.Л. Музыканта, Е.Е. Прониной, И.В. Рожкова, О.А. Феофанова, А.В. Филиппова, А.Г. Шмелева, В.И. Шуванова, Н.Н. Авдеева, Л.К. Аверченко, В.Г. Мокшанцев, А.Н. Лебедев-Любимов, С.В.Шадрина. Т.Б. Курбацкая и других. Исследования влияния рекламы на психику актуальны и в настоящее время, в связи с наибольшим разнообразием методов внушения [1, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 44].
Цель исследования: выявить особенности восприятия телевизионной рекламы детьми младшего школьного возраста.
Исходя из этого, наши задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме восприятия телевизионной рекламы;
2. Дать характеристику младшего школьного возраста как наиболее восприимчивой к влиянию рекламе целевой аудитории;
3. Изучить особенности восприятия телевизионных рекламных материалов детьми младшего школьного возраста;
4. Выявить различия восприятия рекламы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста;
5. Разработать авторский опросник предпочтений.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности восприятия телевизионных рекламных материалов детьми младшего школьного возраста.
Теоретическая гипотеза: существует различие восприятия рекламы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста.
Гипотеза: существует эффект снижения доверия младших школьников к телевизионной рекламе после проведения тренинга критического мышления.
В качестве основных эмпирических методов использовались:
- авторский опросник рекламных предпочтений, модифицированный семантический дифференциал Ч.Осгуда;
-тренинг развития критического мышления у младших школьников с целью профилактики негативного влияния рекламы.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Microsoft Excel. Среди методов математической статистики нами использовались:
1) критерий T-Стьюдента, для связанных выборок, позволяющий судить о значимости различий между сравниваемыми группами;
2) критерий F-Фишера для сравнения результатов семантического дифференциала до и после эксперимента.
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической обоснованностью методологических положений; выбором психодиагностических методик, отвечающих предмету и задачам исследования; адекватным и корректным применением методов математической статистики; количественным и качественным анализом эмпирического материала.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в школе МОУ СОШ № 20 города Набережные Челны. Выборка составляет: 102 учащихся младших классов: 49 девочек и 53 мальчика. Для сопоставления эффективности тренинга критического мышления, мы разделили детей на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
Экспериментальная группа включает в себя 54 учащихся младших классов, 28 мальчиков, 26 девочек. В данной группе мы проводили тренинг и замеряли результаты с помощью семантического дифференциала Ч.Осгуда.
Контрольная группа включает в себя 48 учащихся: 23 девочек, 25 мальчиков. В данной группе тренинг критического мышления не проводился. В ходе исследования мы сравниваем результаты экспериментальной и контрольных групп после проведения профилактического тренинга.
Новизна проведенного нами исследования состоит в практическом применении тренинговых упражнений, с целью повышения критического мышления детей и уменьшения внушаемости особенностей восприятия рекламы детьми младшего школьного возраста и обучению противодействия ей.
Теоретическая значимость - результаты исследования вносят вклад в развитие социально - психологических теорий об особенностях восприятия телевизионной рекламы личностью и большой группой; расширяют и углубляют знания о восприятии рекламы младшими школьниками.
Практическая значимость работы в составлении профилактического тренинга с целью вакцинации, подбор рекомендаций для родителей младших школьников, расширение научных представлений в области восприятия младшими школьниками телевизионной рекламы.
Структура работы: Дипломная работа состоит из трех глав: в первой мы раскрываем особенности младшего школьного возраста как целевой аудитории и влияние телевизионной рекламы на нее, во второй главе рассматриваем превентивные меры негативного влияния рекламы. В третьей глав е анализируем результаты проведенного нами исследования и выявляем влияние составленного нами тренинга на восприятие младшими школьниками рекламы. Общий объем дипломной работы - 75 страниц. Кроме текстовых материалов в дипломной работе имеются 17 таблиц, 2 рисунка 9 приложений. Список литературы насчитывает 51 наименование.
Человеческая психика очень уязвима и подвержена влиянию извне. И наиболее уязвима, конечно, психика ребенка. В теоретической части нашей работы мы исследовали влияние рекламных роликов на психические процессы детей разных возрастов, исследовали младших школьников как наиболее восприимчивую целевую аудиторию.
Негативное влияние телевизионной рекламы на младших школьников очень велико. Телевизионная реклама ухудшает навыки чтения, воспитывает потребительские ценности, снижает критическое мышление, навязывает нереалистичный образ мышления - это, и другие последствия влияния рекламных роликов на детей.
В нашей работе мы поставили перед собой цель разработать и провести тренинг критического мышления с целью профилактики негативного влияния рекламы. Проведенные нами исследования позволяют делать нам следующие выводы:
Различий в восприятии телевизионной рекламы между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте нет. Проведенный нами опрос показал статистические незначимые результаты, подсчитываемые по t- критерию Стьюдента.
Результаты исследования по семантическому дифференциалу Ч.Осгуда мы решили выделить по трем шкалам: «Правдивая-лживая», «Доверяю - не доверяю», «Приятная - неприятная», так как именно по этим шкалам различия до и после были заметны. Тем не менее, по шкале «Приятная - неприятная» различия статистически незначимы, но мы включили ее в анализ, так как хотели доказать достоверность проведенного тренинга, так как никакие тренинговые упражнения не смогут уменьшить привлекательность самой рекламы для детей, а лишь показать ее манипулятивность. Результаты исследования по шкалам «Доверяю - не доверяю» и «Правдивая-лживая» статистически значимы, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что тренинг критического мышления достоверно снижает доверие младших школьников к рекламе, следовательно, и уменьшает ее негативное влияние на психику. Ключевым ориентиром личности ребенка «не-потребителя» является своевременное формирование у него критического мышления, что подтверждается результатами проведённых исследований: дети, прошедшие тренинг критического мышления в состоянии здраво оценивать рекламные ролики, оценивая самостоятельно их правдивость и полезность, а самостоятельность мышления, как мы выявили ранее, один из показателей критичности мышления
Проблема негативного влияния телевидения и рекламы на детскую психику в современном мире стоит очень остро. Помимо того, что ее решением занимаются психологи и педагоги, особую роль в профилактике дурного влияния рекламы нужно отвести родителям. Рекомендации, которыми должны пользоваться родители:
• Поменьше давать ребенку смотреть телевизор, по возможности фильтровать передачи, которые смотрит малыш;
• Заниматься интеллектуальным развитием ребенка: развивать его мышления, память, логику;
• Развивать физическое здоровье ребенка, предоставить ему выбор, чем заниматься в свободное время, помимо просмотра телевизора;
• Самому быть примером поведения для своего ребенка: не противоречить установленным запретам, самому меньше смотреть телевизор и подвергаться его влиянию.
И самое главное: чаще проводить время со своим ребенком, не подменяя свое внимание разнообразными подарками и наградами, и быть в курсе того что происходит с ним, о чем он думает и чем живет. Тогда, обладая здоровым видением реальности, он сможет критически оценивать рекламный мир и не поддаваться его дурному влиянию.
1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Психологическое воздействие телерекламы на детей / Психологическая наука и образование. - М, 2004 - №4.-с.1-13.
2. Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М.
Психология управления: курс лекций. - Новосибирск: «Сибирское
соглашение»; М.: ИНФРА-М,2001. - 150с.
3. Антипов К.В. Основы рекламы. Учебник.-М.:издательско-
торговая корпорация «Дашков и К».-2009.- 328 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536с.
5. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под. ред В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика. - с. 65-78.
6. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под. ред В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика. - с. 65-78.
7. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. - М.: Дата Стром, 1992. - 256 с.
8. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников//Вопросы психологии. - 1981. -№5.-с.146-151.
9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.:Алгоритм,200.- 464.с.
10. Каримова Л.И. Этнокультурные особенности восприятия рекламы//Вопросы психологии.-2006.-№6.-с.52-56.
11. Кениг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение /Пер. с нем. - М.: современные проблемы, 1925. - 233с.
12. Коноваленко А.В./Психология политической рекламы.- Ростов- на-Дону, «Феникс», 2005.-92 с.
13. КурбацкаяТ.Б. Провоцирующий эффект рекламы//Материалы 9 международной научно-практической конференции приуроченной к 15- летию Гуманитарного университета «Власть и властные отношения в современном мире»(30-31 марта 2006 г.)(Гуманитарный университет, г.Екатеринбург), 2006,с.620-622.
14. КурбацкаяТ.Б. Психологические особенности восприятия рекламы детской аудиторией //Материалы итоговой научной конференции за 2005 год (филиал КГУ в г.Набережные Челны). Набережные Челны, издательство «Казанский государственный университет», с .118-121.
15. Курбацкая Т.Б. Психология иллюстративной рекламы. Психология журналистики.- Казань, ЛОГОС, Центр инновационных технологий, 2005.
16. КурбацкаяТ.Б.Социальная реклама: анализ психологической безопасности//Сибирский психологический журнал. Научно-практический журнал.-2008.-№27.-с.60-63.
17. Курбацкая Т.Б. Последствия некоррективной рекламы/ //Сборник Материалов итоговой научной конференции за 2006 г.(Филиал КГУ в г.Набережные Челны).-2007,с.179-180.
18. Лебедев-Любимов А.Н. Наружная реклама: экспериментально- психологический подход к оценке эффективности//Наружная реклама. .-1997 .- № 9-10. - 105с.
19. Лебедев-Любимов А.Н. Опыт психологической экспертизы наружной рекламы//Реклама и жизнь. .-1997 .- № 1. - 89с.
20. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2004. - 368с.
21. Лебедев А.Н. Две методологически традиции в организации научно-практических исследований и разработок в психологии рекламы // Психологический журнал,2000. Т.21 №4
22. Линдстром М., Сейболд П. Детский брендинг.-М.:Нева, 2004.¬320 с.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 265с.
24. Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии.- 1974.-№5.-с.98-106.
25. Малышев Е.Я.Психологический аспект деятельности СМИ в
выборе направлений информационного потока.:
Автореф.дис.канд.психол,наук. -Тверь,1999.-18с.
26. Мануйлов М.А. Психология рекламы. - М.: ГТИ, 1925. - 433с.
27. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы/Уч. пособие.- Москва- Новосибирск, ИНФРА-М, 2002.-228с.
28. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Ч. 1,2. Монография. - М.: Евразийский регион, 1998. - 299с.
29. Науменко Т.В.. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию //-Вопросы психологии.-2006.-№6.-с.63-71.
30. Немов Р.С. Психология образования. - М.:Изд.центр ВЛАДОС,2001.-608с.
31. Овчаренко А.Н. Психологические подходы к рекламной деятельности // Журнал прикладной психологии, 2006. № 1. С.23-31
32. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. -367 с.
33. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная
деятельность. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр
"Маркетинг", 1998. - 265с.
34. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП- холдинг, 2002. с.43
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2002. - 427с.
36. Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно- психологическая безопасность.- М., 1997.
37. Сороченко В.А. Детская реклама// «Рекламодатель: теория и практика», 2004.№5.с.
38. Степанова А.В. К исследованию ориентации на потребление как инструментальной ценности // Вестник МГУ. Сер.14 Психология, 2006. №4. с.45-50.
39. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.:
2003. - 384с.
40. Флягина И.А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социокультурной динамики// Мир психологии, 2002. № 2. С.45-52
41. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика.- Петрозаводск: Форум, 1994. - 245с.
42. Ценев В. Психология рекламы.-М.: Речь, 2000. 114с.
43. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 214с.
44. Шадрина С.В. Влияние рекламы на потребительское поведение подростков // Маркетинг в России и за рубежом, 2009. № 1. с.85-91.
45. Шаповаленко И.В.Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). -М.: Г ардарики,2005. -349с.
46. Шерковин Ю.А. Социальная психология и пропаганда //Проблемы социальной психологии и пропаганда. - М., 1971. - 159с.
47. Щербатых Ю.В Искусство обмана. - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - 256с.
48. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.Д. Поведение потребителей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 533с.
49. http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10837
50. http://kurs.znate.ru/docs/index-170510.html?page=9
51. http://www.reklamodatel.ru/?id=3208