Введение 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие и особенности правового статуса прокуроров 6
1.2. Заключение, изменение и содержание трудового договора с
прокурорскими работниками 11
1.3. Правовые и организационные вопросы аттестация прокурорских
работников 21
1.4. Отстранение от должности, прекращение службы в органах прокуратуры 31
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
2.1. Понятие и содержание трудовых правоотношений с сотрудниками
органов внутренних дел 42
2.2. Отличительные особенности правового регулирования трудовых
отношений следователей органов внутренних дел 53
2.3. Основания увольнения и восстановления в должности следователей
органов внутренних дел 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность исследования. Прокуроры и следователи Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях сегодняшнего дня играют важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Особенности возлагаемых на прокуратуру РФ и органы внутренних дел РФ функций, говорят о том, что трудовые отношения с лицами, принимающимися на работу в эти органы, работающими и увольняющимися оттуда должны регулироваться специальными, а не общими положениями трудового законодательства. Правовой статус прокуроров и следователей связан с особенностями их профессиональной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудовая функция этих работников нередко сопряжена с риском для жизни и здоровья (повышенные психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки и т.д.), со специальной дисциплинарной ответственностью. В связи с этим указанная категория работников прокуратуры и МВД РФ нуждается в особой защите, в том числе средствами трудового права путем установления особых гарантий и льгот.
Проблема правового регулирования труда прокуроров и следователей по своей теоретической и практической значимости всегда являлась и сегодня является весьма актуальной. Не случайно она довольно обстоятельно исследуется в социологии, психологии, праве. Вопрос правого регулирования трудовых отношений в прокуратуре, органах внутренних дел и Следственном комитете РФ на протяжении нескольких последних лет привлекает особое внимание. Это объясняется тем, что анализ ситуации в этих структурах выявил разрыв между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности персонала и значительно возросшими нагрузками на личный состав. Эффективная деятельность этих органов во многом зависит от ведения правильной кадровой политики и, в конечном итоге, от соблюдения предписаний нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения в этих структурах.
Во многом специфика правового регулирования трудовых правоотношений в прокуратуре и МВД РФ объясняется тем, что служба там является одним из видов государственной службы.
Между тем, в науке трудового права России, до сих пор остаются не до конца урегулированными вопросы трудовых правоотношений (действующее законодательство о государственной службе даже не дает четкого представления о разграничении применения норм административного и трудового права при регулировании трудовых отношений в прокуратуре и МВД РФ. Все это предопределяет актуальность проведения исследования по выбранной теме.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов особенностей правового регулирования трудовых отношений прокуроров и следователей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить законодательство регулирующее труд прокурорских работников и особенности правового статуса прокурорских работников;
- исследовать особенности трудового договора с прокурорским работником, правовые и организационные вопросы аттестации прокурорских работников;
- изучить условия отстранения от должности, прекращение службы в органах прокуратуры;
- определить понятие и содержание трудовых отношений в МВД РФ, выделить объективные причины особого правового регулирования трудовых отношений в МВД РФ;
- рассмотреть отличительные особенности регулирования трудовых отношений следователей МВД РФ.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений возникающих в связи с особенностями правового регулирования труда прокуроров и следователей.
Предметом исследования являются нормы трудового законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие особенности труда прокуроров и следователей.
Теоретическую базу работы составили труды известных ученых в области трудового права, таких как Л.В. Верстуниной, С.Ю. Головиной, О.А Кожевникова, В.В. Кравчук, В.А Кузьмина, И.В. Кулешова, В.И. Миронова, Т.А. Нестеровой, Ю.Н. Полетаева, В.Н. Скобелкина, Ю.Н. Старилова, Л.А Чикановой, П.П.Сергун, В.Н. Толкуновой, К.Н.Гусева, О.Г.Богачева, О.В.Смирнова и других исследователей.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы и иные подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с особенностями трудовых отношений прокуроров и следователей.
При написании выпускной квалификационной работы была использована судебная практика Верховного суда РФ.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались исторический, сравнительный, формально-юридический методы проведения научного исследования.
Согласно цели и в соответствии с поставленными задачами работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
На основании анализа общего и специального трудового законодательства в настоящей работе предпринята попытка выявить основные особенности правового регулирования труда прокуроров и следователей.
В работе рассматривается порядок подбора на соответствующие должности прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации и следователей МВД РФ, их назначение, при котором должна быть соблюдена определенная процедура, включающая ряд последовательно совершаемых юридических актов (или учитывающих их наличие). Именно их совокупность образует юридический состав, с которым связано возникновение конкретного трудового правоотношения их особенности. Особое внимание в работе уделяется исследованию содержания трудового договора с прокурорскими работниками и контракта со следователями МВД РФ, его изменению и прекращению, аттестации указанных работников.
В результате поведенного анализа нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения прокуроров и следователей, определяется, что в рассматриваемом сложном юридическом (фактическом) составе его первым элементом выступает акт назначения на должность.
Вторым элементом рассматриваемого состава является заключение с назначенным на определенную должность кандидатом трудового договора или контракта. Указанные разные элементы, имеющие правовое значение, в своей совокупности, образуют сложный юридический состав, являющийся основанием возникновения трудового правоотношения прокуроров и следователей.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее условия труда указанных работников на современном этапе своего развития, официально распространило нормы трудового законодательства РФ и в то же время дифференцировало условия трудового договора, установив существенные особенности его заключения, изменения, приостановления и прекращения.
Надо отметить, что законодатель последовательно идет по пути дальнейшего поиска наиболее эффективных способов регулирования этих отношений. Особой заслугой законодателя является тот факт, что внесенными в последние десять лет изменениями и дополнениями в Закон «О прокуратуре РФ» разрешен вопрос о соотношении законодательства о государственной службе и службе (работе) в органах прокуратуры РФ, также принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", 15.01.2011 г., внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" этими законами также наиболее полно дифференцированы трудовые отношения следователей.
Практика применения законодательства об изменении трудового договора прокурорских работников позволяет говорить в основном об их переводах, как правило, из одного органа прокуратуры в другой с повышением в должности с одной должности на другую в данном органе прокуратуры и также с повышением в должности.
Основные проблемы, связанные с аттестацией прокурорских работников как основной категории работников прокуратуры, состоят, прежде всего, в том, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 1992 г. не конкретизировал цели аттестации прокурорских работников как средства проверки именно уровня квалификации данного работника. В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения относительно аттестации прокурорских работников, конкретизировав в ней не только цели, но и задачи аттестации таких работников применительно к современным условиям их трудовой деятельности.
Также является необходимым дополнить действующее законодательство регулирующее прекращение службы по таким основаниям как предельный возраст, отставка.
Говоря об особенностях правового регулирования труда следователей, необходимо указать на один из проблемных вопросов, им является непредставление сотрудникам МВД РФ, в том числе и следователям, законодательно предусмотренных компенсаций (в частности, за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени). Устранить ее можно только систематическим привлечением к дисциплинарной и материальной ответственности всех должностных лиц, в компетенцию которых входит решение вопроса о компенсации за время, отработанное сверх рабочего.
Спорным остается вопрос о применении законодательства при возмещении вреда здоровью сотрудникам МВД РФ, полученному при исполнении служебных обязанностей. Во избежание двойных взысканий с одного субъекта (государственного органа, учреждения) по одному юридическому факту следовало бы в Постановлении Пленума Верховного суда РФ разъяснить порядок применения норм гражданского законодательства и норм о государственной службе в МВД РФ.
В целях решения выделенных проблем и совершенствования действующего законодательства считаем необходимым:
Привести терминологию нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения в сфере деятельности МВД РФ, в соответствии с ТК РФ, либо решить более четко вопрос о разграничении частно-правового и публично-правового регулирования трудовых отношений следователей МВД РФ.
В правоприменительной практике (Постановление Пленума Верховного Суда), а лучше — федеральным законом разъяснить нормы какого права (гражданского, трудового, административного) должны применяться при возмещении вреда, причиненного здоровью сотрудников МВД РФ при исполнении ими служебных обязанностей.
ТК РФ содержит обязательные для всех работодателей нормы относительно запрета дискриминации в сфере труда, принудительного труда, социального партнерства в сфере трудовых отношений, трудового договора, времени труда и времени отдыха, ответственности работника и работодателя.
Исследование особенностей правового регулирования труда прокуроров и следователей приводит к выводу о том, что указанные особенности отражают существующие различия в условиях, содержании и характере труда указанных работников.
Рассмотренные элементы правового статуса прокуроров и следователей подтверждают значимость и обоснованность законодательного признания службы в указанных органах как одного из важнейших видов федеральной государственной службы, значимых для укрепления государства.
Условия трудового договора с прокурорами и следователями выражают специфику трудового договора как такового, то есть, дифференцируют его как особый подвид трудового договора.
Следовательно, сегодня можно говорить о том, что на современном этапе развития российского государства - все возможности совершенствования законодательства в правовом регулировании, трудовых отношений прокуроров и следователей еще далеко не исчерпаны.
1.1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа. № 31. Ст. 4398.
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2011 г. № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Российская газета. - 2001. - № 249.
1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. -2001. - № 256.
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Российская газета. - 2001. - № 256.
1.5. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. - 2011. - № 275.
1.6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Российская газета. - № 25, 08.02.2011.
1.7. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 15.
1.8. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Парламентская газета - № 140-141, 31.07.2004.
1.9. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015) // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
1.10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Российская газета, № 170, 29.07.1992.
1.11. Указ Президента РФ от 30.06.1997 № 659 (ред. от 14.01.2011) "Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 07.07.1997, № 27, ст. 3185; Российская газета, № 129, 08.07.1997
1.12. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.10.2006 г. «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации» // Законность, № 12, 2006
1.13. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.10.1998 г. № 74 «Об утверждении Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» // Сборник основных организационно¬распорядительных документов Генпрокуратуры РФ", том 2, М., 2004.
1.14. Приказ МВД РФ России от 31.01.2013 N 65 (ред. от 28.12.2015) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета, N 104, 17.05.2012.
1.15. Приказ МВД России от 10.01.2012 N 1 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 06.04.2012 (опубликован без приложений N 1 - 5 к Инструкции).
II. Специальная литература
2.1. Анисимов В. Трудовые споры с участием работников милиции, военнослужащих и госслужащих Российская юстиция.- 2001.- № 3. - С.43.
2.2. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 537 с.
2.3. Богачева О.Г., Петров Н.П. Трудовое право в деятельности МВД РФ.
-Новгород, 1993. - 352 с.
2.4. Васильев М.В., Шурыгина Ю.В. Особенности правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации (на примере следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 . - С. 173-176.
2.5. Верстунина Л.В. Особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников: дисс. к.ю.н. МГЮА им. Кутафина. М. 2009, 196 с.
2.6. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда прокурорских работников. М., Дело, 2003, 256 с.
2.7. Горичидзе Б.Н Команда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. - 1995. - № 12. - С. 19.
2.8. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. - 2004. - N 1. - С. 24-36.
2.9. Зуйков Г.Г., Черненко Г.И., Яськов Е.Ф. Научная организация труда в органах внутренних дел.- М.: Академия МВД РФ СССР, 1981. - 391 с.
2.10. Климкин Н.С. Контракт о службе в МВД РФ РФ: административно¬правовой аспект. - Саратов: РИО НИО СЮИ МВД РФ РФ, 2003. - 357 с.
2.11. Кожевников О.А, Кравчук В.В. Комментарий к федеральному закону "О Прокуратуре РФ". Екатеринбург: Уралюриздат, 2004, 156 с.
2.12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Под ред. К.Н. Гусова. СПС «Консультант» с. 206.
2.13. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / СПС «Консультант», 2002, с 227.
2.14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловского 5-е изд., исп., перераб.е и доп. КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. с. 267.
2.15. Кузьмин В.А., Китрова. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // М.: Дело, 2008 с. 28.
2.16. Кулешов И.В. Основы организации государственной и муниципальной служб Российской Федерации. // СПС «Консультант» с. 58.
2.17. Курс российского трудового права: В 3-х т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб. 1996 с. 400.
2.18. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. М., 2005, с. 390.
2.19. Мягких Н.И. Профессионально-психологический отбор в МВД РФ и медико-психологическое сопровождение деятельности сотрудников // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников МВД РФ: Сб.тезисов докладов. - М.: МВД РФ, 2000. - С. 49-57.
2.20. Нестерова Т.А., Фадеева Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре. Пермь. 2001. с. 133.
2.21.Основы управления в органах внутренних дел. Учебник/ Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московская академия МВД РФ России, изд-во “Щит-М, 2001. - 495 с.
2.22. Полетаев Ю.Н. Аттестации руководителей и специалистов организаций, сотрудников ведомств (правовое регулирование, организационные вопросы). М. 2004. с. 26.
2.23. Престиж органов прокуратуры (социально-психологические аспекты): Научно-методическое пособие. СПС «Консультант» с. 71
2.24. Скобелкин В.Н. Межотраслевая конкуренция и место трудового права в системе Российского права /Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития Пермь. 1997. С. 72-75.
2.25. Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. с. 319.
2.26. Титов В.А. Социальная защита военнослужащих ВВ МВД РФЖ и сотрудников МВД РФ: вопросы теории и практики / В.АТитов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2002. - 649 с.
2.27. Трудовое право: учеб /Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой М. 2007. С. 268-269.
2.28. Трудовое право России/Под ред. А.М. Куренного. М. 2008. С. 232¬233.
2.29. Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Трудовой договор порядок заключения, изменения и расторжения. - 2-е изм., перераб. и доп. М., 2006. С. 105.
2.30. Чайка Ю.Я. Мы верны закону. М. ОЛМА Медиа Групп. 2007. с. 5.
2.31. Чиканова Л.А Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной службе. М 2005. с126-132
III. Материалы судебной и иной юридической практики
3.1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 1996 г // Бюллетень Верховного суда РФ.- 1997.
3.2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2002 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 12 марта 2003 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003. - N 7
3.3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. - 2004.- N 6.