Было проведен экспериментально исследование.
Есть презентация к защите.
Выборка: 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек, случайно выбранные из данной возрастной группы, не имеющие психических отклонений и постоянно посещающие ДОУ.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения ( методические материалы).
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ 5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Методические основы сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки 9
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ 17
2.1 Констатирующий этап эксперимента 17
2.2 Уровни сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки 20
2.3 Проект технологии по формированию умений детей 6 – 7 лет сочинять сказки 24
Выводы по второй главе 32
Заключение 32
Список использованных источников 36
Приложение 1 Сюжетная картинка «Мальчик и птенец» 39
Приложение 2 Конспект развивающего занятия «Животные в сказках» 40
Приложение 3 Мнемотаблицы «Три медведя», «Рукавичка» 41
Приложение 4 Сюжетная картинка «Как мышонок кота перехитрил» 42
Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор. В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника.
Большинство педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения.
Цель исследования: выявить особенности сформированности и технологии формирования умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Объект исследования: процесс формирования умений детей сочинять сказки в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: технологии формирования умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Гипотеза исследования: если на занятиях со старшими дошкольниками систематически использовать разнообразные технологии обучения сочинению сказок, то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методические основы сформированности умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в соответствии с гипотезой исследования.
4. Разработать проект технологии по формированию умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Теоретическая основа исследования: работы по развитию речи Е.М. Струниной, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой и др.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приемы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной речи для обучения дошкольников сочинению сказок о животных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе . В исследовании принимали участие 10 детей, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и 4 приложений.
Педагоги и психологи считают, что словесное творчество благоприятно влияет на все стороны личности ребенка, поэтому очень важно развивать способности к придумыванию сказок. Развитие речи является основным условием формирования личности детей дошкольного возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу общей готовности ребенка к обучению в школе.
Условиями успеха детей в творческой деятельности являются постоянное обогащение детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря, умение детей владеть культурой связного высказывания, знание композиции повествования, правильное понимание детьми задания.
В методике обучения детей сочинению сказок не существует строгой классификации, но можно выделить следующие виды: сказки, описание природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Педагогическими условиями обучения творческому сочинению являются: обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизация словаря; умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания.
С целью изучения особенностей восприятия сказок и уровня развития связной речи старших дошкольников нами проводилось исследование на базе ______. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет. Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
Результаты первичной диагностики позволяют констатировать, что у некоторых детей наблюдаются проблемы в построении творческого повествования. Объем сказок, как правило, невелик, много длительных пауз и повторов. Сказки в большинстве случаев имеют незаконченный вид. У большинства детей имеется маленький словарный запас.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают гипотезу исследования. Апробированные методы и приемы обучения сочинению сказок о животных действительно способствуют самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, развивая их связную речь, словесное творчество.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2000. – 400 с.
2. Аникин, В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей /В. П. Аникин. – Москва : Просвещение, 1977. – 207 с.
3. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н. П. Берлина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №7. – С. 67-70.
4. Вишневская, И. А. Методика развития связной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshihdoshkolnikov, свободный. Дата обращения 08.02.2022.
5. Волгуснова, Е. А. Смешные истории как форма словесного творчества у дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/smeshnye-istorii-kakforma-slovesnogo-tvorchestva-u-doshkolnikov#ixzz4ArsaiS8e, свободный. Дата обращения 08.02.2022.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 1991. – 90 с.
7. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskogorasskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta, свободный. Дата обращения 07.02.2022.
8. Гетманова, Е. В. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-sochineniyu-skazok-kakmetod-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov, свободный. Дата обращения 03.02.2022.
9. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / З. А. Гриценко. – Москва : Академия, 2012. – 352 с.
10. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи... методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. – Москва : Линка – Пресс, 2003. – 176 с.
11. Гурова, И. В. Технология обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И. В. Гурова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 4. – С. 63-65.
12. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В. И. Даль. – Москва : Эксмо, 2011. – 688 с.
13. Ефименков Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименков. – Москва : Просвещение, 2011. – 162 с.
14. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 2011. – 149 с.
15. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. – 560с.
16. Машковцева, Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения сказок детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-vozmozhnostey-sochineniyaskazok-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta, свободный. Дата обращения 06.02.2022.
17. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikazminobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155, свободный. Дата обращения 08.02.2022.
18. Петрова, И. Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrastasredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.pdf&name=rechevoe-razvitie-u-deteydoshkolnogo-vozrasta-sredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya, свободный. Дата обращения 08.02.2022.
19. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №12. – С. 31-37.
20. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. – Москва : Наука. – 1976. – 327 с.
21. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итальянского Ю. А. Добровольской; (Предисловие А. Г. Алексина) – 2-е изд. – Москва : Прогресс, 1990 – 191с.
22. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История педагогики: хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова [и др.]; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва : Просвещение, 1980. – 490 с.
23. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Владос, 2004. – 288 с.
24. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. – 560 с.