Было проведен экспериментально исследование.
Есть презентация к защите.
Выборка: 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек, случайно выбранные из данной возрастной группы, не имеющие психических отклонений и постоянно посещающие ДОУ.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения ( методические материалы).
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ 5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Методические основы сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки 9
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ 17
2.1 Констатирующий этап эксперимента 17
2.2 Уровни сформированности умений детей 6 -7 лет сочинять сказки 20
2.3 Проект технологии по формированию умений детей 6 – 7 лет сочинять сказки 24
Выводы по второй главе 32
Заключение 32
Список использованных источников 36
Приложение 1 Сюжетная картинка «Мальчик и птенец» 39
Приложение 2 Конспект развивающего занятия «Животные в сказках» 40
Приложение 3 Мнемотаблицы «Три медведя», «Рукавичка» 41
Приложение 4 Сюжетная картинка «Как мышонок кота перехитрил» 42
Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор. В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника.
Большинство педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения.
Цель исследования: выявить особенности сформированности и технологии формирования умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Объект исследования: процесс формирования умений детей сочинять сказки в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: технологии формирования умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Гипотеза исследования: если на занятиях со старшими дошкольниками систематически использовать разнообразные технологии обучения сочинению сказок, то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методические основы сформированности умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
3. Провести опытно-экспериментальную работу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в соответствии с гипотезой исследования.
4. Разработать проект технологии по формированию умений детей 6-7 лет сочинять сказки.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Теоретическая основа исследования: работы по развитию речи Е.М. Струниной, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой и др.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приемы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной речи для обучения дошкольников сочинению сказок о животных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе . В исследовании принимали участие 10 детей, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и 4 приложений.
Педагоги и психологи считают, что словесное творчество благоприятно влияет на все стороны личности ребенка, поэтому очень важно развивать способности к придумыванию сказок. Развитие речи является основным условием формирования личности детей дошкольного возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу общей готовности ребенка к обучению в школе.
Условиями успеха детей в творческой деятельности являются постоянное обогащение детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря, умение детей владеть культурой связного высказывания, знание композиции повествования, правильное понимание детьми задания.
В методике обучения детей сочинению сказок не существует строгой классификации, но можно выделить следующие виды: сказки, описание природы, сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Педагогическими условиями обучения творческому сочинению являются: обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизация словаря; умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания.
С целью изучения особенностей восприятия сказок и уровня развития связной речи старших дошкольников нами проводилось исследование на базе ______. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет. Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
Результаты первичной диагностики позволяют констатировать, что у некоторых детей наблюдаются проблемы в построении творческого повествования. Объем сказок, как правило, невелик, много длительных пауз и повторов. Сказки в большинстве случаев имеют незаконченный вид. У большинства детей имеется маленький словарный запас.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают гипотезу исследования. Апробированные методы и приемы обучения сочинению сказок о животных действительно способствуют самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, развивая их связную речь, словесное творчество.