ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Управление развитием персонала в системе современного менеджмента_7
1.2. Принципы, функции и методы управления персоналом 20
1.3. Современные методы управления развитием персонала на предприятии_27 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОАО «Елабужская керамика»35
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Елабужская керамика» 35
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Елабужская керамика»42
2.3. Характеристики персонала предприятия 67
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Елабужская керамика»80
3.1. Выявление проблем управления персоналом на предприятии 80
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятии 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Управление людьми имеет важное значение для всех организаций , т.к. без людей нет и организации. Ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить без рабочего персонала. Руководители процветающих фирм всегда повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах.
Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов, найти же компетентных сотрудников гораздо сложнее.
Персонал фирмы в современных условиях - это та основа, на которой только и возможно добиться рыночного успеха. Наличие денежных и материальных успехов еще не является гарантией, а только предпосылкой преуспевания. Надежным фундаментом его являются работники, специалисты организации.
Персонал работает на достижение определенных целей организации. Эффективность его работы в значительной мере определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации. Организации заинтересованы в привлечении наиболее способных сотрудников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется вещественный фактор производства.
Ведущие компании все чаще предлагают работникам взамен стабильности занятости, вознаграждения и жестких организационных структур создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования, расширения полномочий работников в принятии решений. Это означает поворот менеджмента к формированию новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы. Значительные средства направляются на гибкое и адаптивное использование человеческих ресурсов, повышение творческой и организаторской активности персонала, развитие способностей и профессионализма работников, формирование организационной культуры. Именно в силу вышеперечисленных тенденций, в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально- экономическую эффективность любого производства.
Актуальность темы дипломного проекта подтверждается и тем, что на данный момент в России наблюдается рост и развитие производства. Успешное развитие фирмы связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по оценке эффективности различных ресурсов и, в первую очередь, персонала фирм.
Цель дипломного проекта: изучение и анализ управления развитием персонала и разработка рекомендаций ее совершенствования (на примере ОАО «Елабужская керамика»).
Для достижения поставленной цели решить следующие задачи:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ деятельности и управления персоналом на ОАО «Елабужская керамика»;
3) определение путей совершенствования управления развитием персонала на ОАО «Елабужская керамика».
Объектом исследования: управление развитием персонала на предприятии. (на примере ОАО «Елабужская керамика»)
Предметом исследования: управление развитием персонала на предприятии ОАО «Елабужская керамика».
Методологической базой дипломного исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам управления персоналом, материалы конкретного предприятия, а также нормативно-правовые акты. Основными методами исследования стали - диалектический метод, дедукция, индукция, анализ, синтез и статистические методы.
Практическая значимость: дипломного проекта состоит в разработке наиболее эффективных рекомендаций по улучшению и усовершенствованию управления развитием персонала (на примере ОАО «Елабужская керамика»)
Структура дипломного проекта включает в себя введение, три главы, заключение, список использованье источников, приложение.
На основании этого первая глава дипломного проекта посвящена рассмотрению таких вопросов как: основы современного кадрового менеджмента; цели, принципы и функции управления персоналом; управление деловой карьерой в организации.
Во второй главе дипломного проекта на основании данных о деятельности ОАО «Елабужская керамика», его структуры управлением персонала проведена оценка кадрового потенциала предприятия, дана характеристика мотивации персонала на предприятии, оценена результативность системы управления персоналом.
На основании материалов первых двух разделов в третьей главе дипломного проекта разработаны мероприятия, направленные на совершенствование организации предприятия в части управления развитием персонала, мероприятия по подготовке и подбору кадров, определены направления повышения эффективности управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом неразрывно связано со всей историей управления. Однако, на протяжении многих веков, по существу, вплоть до начала XX века, управление персоналом как специфическая функция не выделялась из социального управления и осуществлялась на основе здравого смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер и основной ячейкой производственной деятельности выступала семья, глава которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции.
Изменения, происходящие в современном производстве и связанные с резким повышением значимости человеческого фактора, выдвинули управление персоналом на передний план управленческой деятельности, стимулировали бурное развитие научных исследований в этой области. Результатом усложнения и обогащения деятельности по управлению персоналом и ее изучения явились разные трактовки управления персоналом в современной литературе, которые рассмотрены во второй главе. Все определения автор объединяет в несколько групп: мотивационные, дескритивные, теологические, дескритивно-теологические дефицилии.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. Рассматривается квалификация методов, выделяя их в три основные группы: административные, экономические, социально-психологические.
Конкретной задачей любого анализа трудовых ресурсов предприятия является нахождение слабых мест, связанных с использованием рабочей силы, а его целью - выработка таких рекомендаций, которые не позволят предприятию снижение объема и качества выпускаемой им товарной продукции.
Проанализировав методы и принципы управления персоналом ОАО «Елабужская керамика» можно сделать вывод, что на предприятии применяются не все методы набора и отбора персонала.
Ориентация на высококачественную работу с персоналом организации ОАО «Елабужская керамика» приведёт за собой повышение производительности труда, улучшение морально-психологического климата в коллективе, способствует лучшей адаптации новых работников в коллективе. Однако необходимо провести меры по активизации персонала, его мотивации на труд, т.к. мало заметна заинтересованность каждого сотрудника в общем деле предприятия. В организации необходимо проводить аттестацию персонала, чтобы определить соответствие работников занимаемым должностям, чтобы определить резерв внутри организации на возможность работников совмещать профессии. Одной из подзадач кадровой политики является выбор наиболее действенных методов мотивации персонала. Мотивировать - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе работы. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.
Не требует доказательств тот факт, что каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть.
Система управления - как раз тот связующий элемент, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи. Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях.
Та система управления, которая подходила и прекрасно работала в прошлом, сегодня может оказаться совсем неэффективной и даже убыточной. Сформировались некие требования, которые предъявляются современным организационным структурам, и чем полнее они выполняются, тем более надежной будет система управления предприятием.
К числу таких требований относятся сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; уменьшение числа уровней управления; групповая организация труда как основа новой структуры управления; ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; создание условий для гибкой комплектации продукции; высокая производительность и низкие затраты.
В последнее время большое распространение получили эксперименты с разработкой и внедрением новых организационных структур, являющихся самыми разнообразными комбинациями уже известных видов и типов. При таком подходе каждая организация стремится приспособить и совместить несколько структур, адаптируя их под свои конкретные нужды.
Для лучшего управления персоналом и достижения более глубоких результатов руководителю (по моему мнению) необходимо создать команду, заинтересованную в результате. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности. В процессе изучения структуры управления организацией были изучены основные понятия и принципы построения управленческих структур, типы организационных структур управления.
Большое внимание было уделено принципам и методам формирования команд и изучению принципов их построения
1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 298 с.
2. Большаков А.С. Современный менеджмент :теория и практика. - СПб.: Питер, 2014.- 416с.
3. Герчикова И.Н. Основы менеджмента: учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 346 с.
4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник - М.: Финпресс, 2008. - 197 с.
5. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учебное пособие. - М.: ЧеРо, 2013. - 426 с.
6. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. - Н. Новгород: НИМБ, 2003. - 189 с
7. Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник. - Н.Новгород.: НИМБ,
2010. - 607 с.
8. Ильина Н.В. Техника и технология менеджмента: учебное пособие. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2011. -324 с.
9. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие. - М.: Экзамен, 2013. - 129 с.
10. Кнорринг В. Искусство управления. - М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2010. - 452 с.
11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебное пособие.- М.: 2013. - 701 с.
12. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 312 с.
13. Магура М.И. Поиск и отбор персонала.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел- Синтез», 2011. - 137 с.
14. Мильнер Б., Миллс Ф. Управление современной компанией: учебник. - М.: Инфра-М, 2012. - 263 с.
15. Пугачев В.П. яруководство персоналом организации: учебник .- М.: Аспект Пресс, 2013. - 279 с.
16. Рак Н.Г. Оценка персонала : учебно- практическое пособие.- М.:Перспектива, 2010.-643 с.
17. Сотникова С.И. Управление карьерой : учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,2011.-407 с.
18. Федорова Н.В. Управление персоналом организации : учебник.- М.: Кнорус,2010. - 416 с.
19. Цветаева В.М. Управление персоналом : учебник . СПб.: Питер, 2013. - 392 с.
20. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина //Управление персоналом.-2012-№1.-С.50-56.
21. Бурова А.Б. Как построить систему управления персоналом / А.Б. Бурова // Упрвление компанией .- 2010. -№10.- С.61-73.
22. Култышкина В.И. Выход из кризиса: как поступить с персоналом? /В.И. Култышкина // Кадровое дело.- 2012.- №12.- С. 10-15.
23. Малиновский П.Н. Методы оценки персонала / П.Н. Малиновский// - М.: Кадровик - 2012- №6.- С.53-56.
24. Малиновский П.Н. Методы оценки персонала / П.Н. Малиновский // Кадровик. - 2012.-№4.- С.14-21.
25. Маслов В.О. Стратегическом управлении персоналом / В.О. Маслов // Проблемы управления.- 2011.- №5.- С. 99-105.
26. Райсс М.Н. Оптимальная сложность управленческих структур / М.Н. Райсс // Проблемы теории и практики управления -2011.- № 5. - С. 12-18.
27. Травин В.Р. Оценка и аттестация персонала / В.Р. Травин //Служба кадров.- 2012. -№3.- С.61-68.
28. Ульданова Н.Т. Кадровый потенциал предприятия / Н.Т. Ульданова // Главбух.-2011.-№10.- С. 15-22.