ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования туристского потенциала малых исторических городов 6
1.1. Тенденции развития туризма в малых исторических городах: зарубежный
и отечественный опыт 6
1.2. Опыт работы по сохранению и возрождению малых исторических
городов 18
1.3. Проблемы исторического города и туристского центра 22
ГЛАВА 2. Малые исторические города Республики Башкортостан 26
2.1. Развитие малых исторических городов Республики Башкортостан в
исторической ретроспективе 26
2.2. Туристский потенциал малых исторических городов Республики
Башкортостан 30
2.3. Комплексная оценка туристского потенциала 44
ГЛАВА 3. Практические аспекты развития туристского потенциала в малых исторических городах Республики Башкортостан 48
3.1. Развитие туризма в малых городах 48
3.2. Построение туристских кластеров в Республике Башкортостан 51
3.3. Перспективы по развитию различных видов туризма 60
3.4. Разработка конкретных маршрутов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Актуальность данной темы стала еще очевидной, после того, как глобальный экономический кризис обнажил проблемы крупных индустриальных мегаполисов и моногородов, не способных противостоять вызовам современности. Актуальность данного исследования состоит в том, что большую роль в возрождении развитии и деятельности современных городов играют творческие индустрии. Это, так называемый, новый вид предпринимательской активности, который одновременно представляет собой динамично развивающийся сектор экономики. К творческим индустриям можно отнести деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, таких как ремесла, дизайн, кино и телевидение, Интернет, компьютерные технологии и медиа. К ним же относятся такие явления как галерейный бизнес, мода, издательское дело, реклама, дизайн, архитектура, культурный туризм, индустрия досуга.
На сегодняшний день существует концепция, что творческие индустрии могут изменить город, превратить не презентабельные районы в популярные.
Тема формирования нового городского пространства, используя воздействие современных культурных индустрий в настоящее время достаточно необычайно популярна и актуальна. По оценкам ООН, к 2025 году доля городского населения всего мира будет составлять 63%, для сравнения, в 1975 году этот показатель был равен 39% [8, с. 15]. И это население будет нуждаться в трудоустройстве и создании условий для раскрытия своего творческого потенциала.
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 2013 году по оценкам Всемирной туристской организации, составил 800 млрд. долларов при 660 млн. совершенных международных путешествий.
С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца и теплого моря все чаще предпочтение отдается прогулкам по городу, посещению памятников культуры того или иного города.
Город, как объект исследования, представляет собой сложный и функциональный комплекс, который может быть всесторонне изучен лишь в фокусе пересечения целого ряда общественных наук: философии, истории, географии, экономики, этнологии и др. Город в данной работе исследуется как социально-исторический и социально-цивилизационный фактор, географический пространственный объект, в котором организуется вся деятельность человека, место, где формируется общность - горожане [23, с. 32].
Это заставляет говорить о феномене так называемого городского туризма - одного из видов туризма, связанного с посещением крупных населенных пунктов в туристских целях.
В последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более чем удвоился. В 2014 г. на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий. Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются [31, с . 34].
В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы; методы научного и теоретического познания (анализ, синтез, индукция, дедукция); метод опроса (анкетирование).
Объект выпускной квалификационной работы - малые исторические города Республики Башкортостан.
Предмет выпускной квалификационной работы - тенденции и перспективы развития туризма в малых исторических городах Республики Башкортостан.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать тенденции и перспективы развития туризма в малых исторических городах Республики Башкортостан.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические аспекты исследования туристского потенциала малых исторических городов.
2. Провести анализ малых исторических городов Республики Башкортостан.
3. Раскрыть практические аспекты развития туристического потенциала в малых исторических городах Республики Башкортостан.
Методологическую и теоретическую основу исследования в выпускной квалификационной работе составили фундаментальные положения современных концепций маркетинга, системный подход к изучению исследуемых экономических явлений и процессов в экономике, труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать результаты исследования при дальнейшем изучении вопросов, касающихся развития туризма в малых исторических городах Республики Башкортостан.
При изучении теоретических основ развития городского туризма использованы работы отечественных авторов, таких как А. Алклычев, Г.Л. Багиев, И. Балабанов, А. Балабанов, М.Б. Биржаков, Н. Васильева, В.В. Герасименко.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Функционирование города представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, различных элементов и функций. Туристский город нуждается в инфраструктуре, специфичной для туристической деятельности и обслуживания туристов; в противном случае это просто туристский объект. Города, которые имеют многофункциональный характер, должны обеспечивать удовлетворение потребностей как жителей города, так и туристов (рекреация, досуг, деловые поездки, покупки и т.д.).
Развитию туризма в малых городах будет способствовать то, что их туристские ресурсы станут узнаваемыми и привлекательными для населения. Необходимо подчеркнуть необычность, самобытность этих ресурсов. Подобного рода информация должна быть доступна, для этого могут быть использованы информационные компьютерные сети.
Природа Белорецкого района удивительно своеобразна. Зубчатые каменные вершины, “Каменная река”, оползни горных пород, каменные россыпи. А какие прелестные луга! На лугах голубики видимо-невидимо, можно насобирать и черники, и брусники, и клюквы, и морошки. Несметное количество туристов приезжает посмотреть на Иремель, утолить жажду чистейшей водой с его вершины, удивляясь тому, откуда здесь она взялась . Зимой - лыжи.
В г. Белорецке и Белорецком районе создать зону свободного предпринимательства - это означает льготный налоговый режим, особые условия ценообразования с целью привлечения финансовых , материальных, технологических и трудовых ресурсов.
Проблемы развития туризма в области связаны со столкновением интересов урбанизации и рекреации в условиях интенсивного промышленного освоения территории. Высокий уровень загрязнения водных ресурсов, отсутствие действенной системы регулирования хозяйственных нагрузок в рекреационных зонах, сильная изношенность существующей материальной базы рекреационно-туристского комплекса способствуют формированию консервативного туристского потока, направленного за пределы Уральского региона.
Специфической особенностью рекреационно-туристского потенциала области является то, что две трети оздоровительных учреждений составляют санатории-профилактории, базы отдыха и оздоровительные лагеря., сосредоточенные вокруг промышленных центров.
Всё более актуальной проблемой для дальнейшего развития туристского бизнеса становится подготовка квалифицированных кадров, способных работать в сфере высоких технологий туристского обслуживания. Всего в гостиничном, санаторно-курортном и туристско-экскурсионном обслуживании области занято на 2016 г.от 9000 чел.
Экзотический конно-санный тур проходит по заснеженным отрогам хребта Крака-Тау, в пойме рек Кага и Агидель. Любителей активного отдыха зимой впечатляет стремительный бег лошадей. Вихри снега, искрящиеся радугой, присыпают путников мелкой пылью; быстрая смена окружающей природы создаёт удивительное восприятие мира. А после вас ждут гостеприимный столетний дом из сосны и лиственницы, треск поленьев в печи и горячий ароматный чай с медом.
В Белорецком районе определены долгосрочные приоритеты охраны здоровья населения, повышения качества и доступности медицинской помощи как важнейших задач социальной политики. Реализация национальных проектов, реорганизация и реформирование здравоохранения в последние три года решающим образом повлияли на состояние здоровья нашего населения. В экологическом объединении «Тенгри» количество отдыхающих достигает 8 тысяч человек в год. База отдыха «Арский камень» в прошлом году приняла 2500 человек, ООО Спортивно-оздоровительный центр «Сосновый бор» - около 3000 человек. Остальная часть привлеченных туристов приходится на малые туристические организации.
Кроме индивидуальных предпринимателей в районе действует Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий. Юные туристы Белорецка - неоднократные победители и призеры республиканских туристских соревнований, участники и призеры Чемпионатов России по спортивному туризму.
В результате анализа количества и качества существующей туристической инфраструктуры, транспортных возможностей и географического расположения, возможностей по созданию разнообразного и пользующегося спросом ассортимента туристических услуг и др. была выявлена возможность включения в состав регионального суперкластера «Белорецкий» семи туристско-рекреационных кластеров развития туризма в малом историческом городе Белорецк, различающихся по туристической специализации, природно-климатическим условиям и уровню социально-экономического развития территорий размещения
Использование туристско-рекреационного потенциала выделенных кластеров позволит обеспечить их конкурентоспособность и предоставление рекреантам комплексных всесезонных услуг туризма и отдыха международного уровня: «Уфимский» (культурно-познавательный и бизнес- туризм), «Абзелил - Белорецк» (спортивный и лечебно-оздоровительный туризм), «Бурзянский» (приключенческий и экзотический туризм), «Нугуш» (спортивный (водный) туризм), « Красноусольский» (лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм), « Павловский парк» (спортивный, водный и приключенческий туризм), «Речной» (водный круиз). Территориально суперкластер формируют 32 муниципальных образования республики, охватывающие три рекреационные зоны Башкортостана - Предуралье, Южный Урал и Зауралье.
В настоящий момент развитие туризма в г. Белорецке и Белорецком районе может осуществляться в следующих видах и формах:
Спортивный (активный) туризм:
1) горнолыжный - разновидность рекреационного туризма, предполагающая спуск с гор по естественным снежным склонам и специально подготовленным трассам на лыжах. В горнолыжном центре "Мраткино" проводятся региональные соревнования. В "Абзаково" проводятся ежегодные всероссийские соревнования и слеты.
2) велосипедный - специальные походы, предусматривающие прохождение маршрута на велосипеде; в Белорецком районе ежегодно проходят всероссийские соревнования велосипедистов, их маршрут пролегает по городу Белорецку и его окрестностям. Это яркое зрелище, привлекающее множество зрителей.
3) водный - специальные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов на плотах и катамаранах;
4) пешеходный - походы, маршруты которых прокладываются по равнине или в предгорьях, невысоких горах, практически в любых районах.
5) конный туризм - путешествие верхом на лошадях или в экипаже. Возможен круглый год. Развитию данного вида туризма способствует местная порода лошадей - низкорослая и с покладистым характером, что очень облегчает обучение верховой езде новичков.
5) Спелеотуризм - посещение пещер. Наличие большого количества пещер разного уровня сложности, обладающих не только природной, но и исторической ценностью (Капова пещера в близлежащем Бурзянском районе), обеспечивает растущий интерес к данному виду туризма.
6) Автомототуризм - путешествия на автомобилях и мототехнике. В последнее время все более популярными становятся поездки по пересеченной местности на квадроциклах. В Белорецке существует клуб любителей квадроциклов и проводятся регулярные слеты. Также в Белорецке есть мото-клуб, который организует различные мероприятия в сфере развития мото-культуры, а также совершает дальние и ближние поездки, тем самым повышая информированность жителей соседних регионов России о преимуществах и возможностях отдыха в Белорецком районе.
7) Приключенческий туризм - тюбинг, езда на снегоходах, квадроциклах, пейнтбол;
8) Экологический - посещение уникальных природных территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, на основе внедрения экологических технологий во все компоненты тура.
9) Познавательный (культурно-познавательный) - туризм в целях ознакомления и познания культурного наследия района и удовлетворение любознательности других познавательных интересов (экскурсионный).
10) Спортивно-оздоровительный (лечебно-оздоровительный) - поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека.
11) Сельский - рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на экологическое давление в городах. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения
12) Экономический - временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т. д., без получения доходов в местах командировки. Наиболее значительный и постоянно увеличивающий свое влияние сегмент туристского рынка.
13) Событийный - широкий спектр туристских поездок, которые организуются для посещения сабантуя, ярмарок, выставок, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.
14) Организованный - поездки по турам и маршрутам, организуемые туристскими фирмами или клубами.
15) Неорганизованный, самодеятельный - спонтанные поездки туристов, организуемые самими туристами без участия организации- посредника, туристского клуба или секции. Специфический вид туристской деятельности, реализуемый на добровольной самодеятельной основе.
Нами разработан экскурсионно-развлекательный тур по г. Белорецку и Белорецкому району.
Тур разработан как для школьников, так и для взрослых людей, любителей данные туры являются самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).
Можно сделать вывод, что данный тур является экономически выгодным, так в него входи посещение памятника архитектуры 19 века - Никольская церковь, экскурсия в музей «История села Кага и уральских железоделательных заводов», Конно-санная прогулка в окрестностях села Кага вдоль границы Башкирского государственного заповедника, аренда снегоходов и экипировки увидеть живописную природу и дегустация башкирского мёда, бальзамов. Баня.
Экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия - посещение массовых мероприятий, таких, посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т.д. На познавательных турах с туристами работают опытные гиды- экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях - экскурсоводы- искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии. В программе туров выделено свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации:
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от в ред. Федеральных законов от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122- ФЗ, от 05.02.2007г. № 12-ФЗ, от 30.12.2008г. № 309-ФЗ, от 28.06.2009г. № 123-ФЗ, от 27.12.2009г. № 365-ФЗ, от 30.07.2010г. № 242-ФЗ, от
01.07.2011г. № 169-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491. - «Российская газета». - № 231. - 1996. - 3 декабря.
2. О рекламе: Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 05.04.2011 г. № 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232. - «Российская газета». - № 51. - 2006. - 15 марта.
3. Агеева, Н.А. Финансовые проблемы туризма в России / Н.А. Агеева // Финансы. - М.: 2011. - № 12. - С. 22-56.
4. Академия рынка / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 267 с.
5. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 512 с.
6. Биржанов, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржанов. - СПб.: Герда, 2011. - 512 с.
7. Браймер, Р.А Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. / Р.А. Браймер - М.: Аспект Пресс, 2011. - 382 с.
8. Бухтоярова, И.В. Статистический анализ рынка туристических услуг в России. / И.В. Бухтоярова. - М.: Наука, 2011. - 424 с.
9. Ветитнев, А.М. Маркетинг / А.М. Ветитнев. - М.: РУССИКО, 2012. - 213 с.
10. Витерс, Д. Как продать свои услуги / Д. Витерс, К. Випперман. - СПб.: Союз, 2011. - 147 с.
11. Герасименко, В.Г. Основы туристического бизнеса / В.Г. Герасименко. - Одесса, 2012. - 118 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг в России и за рубежом / Е.П. Голубков.
- М.: СПАРК, 2011. - 656 с.
13. Голубчиков, Ю. Туристическое измерение России / Ю. Голубчиков, Ю. Супруненко // Туризм. - 2010. - № 8. - С. 24-25.
14. Горшенин, В.Ю. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий российской туриндустрии / В.Ю. Горшенин. - СПб. : Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2010. - 17 с.
15. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормат. док. - Ростов Н/Д: Феникс, 2012. - 384 с.
16. Гуляев, А.К. Организация туристической деятельности / А.К. Гуляев. - М.: Наука, 2011. - 174 с.
17. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - М.: Экономпресс, 2011. - 400 с.
18. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с.
19. Ильина, Н.И. Организация туристской работы / Н.И. Ильина. - Казань: Школа, 2012. - 256 с.
20. Ильина, Н.И. Регулирование туризма в регионах и маркетинг в системе туробразования / Н.И. Ильина. // Сборник научных статей: «Актуальные проблемы образования». - Казань: Школа. - 2012. - С. 25-31.
21. Ильина, Н.И. Экономические функции туризма на современном этапе / Н.И. Ильина. // Вестник. - 2012. - №3-4. - С. 35-39.
22. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов / Н.И. Кабушкин. - Минск, 2011. - 336 с.
23. Карпова, Г.А. Экономика современного туризма / Г.А. Карпова, М.Г. Воронцова. - М.: Герда, 2011. - 392 с.
24. Квартальнов, В.А. Туризм: теория и практика / В.А. Квартальнов.
- М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.
25. Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
26. Кириллова, А.Т. Маркетинг в туризме / А.Т. Кириллова, Л.А. Волкова. - СПб.: Прогресс, 2011. - 184 с.
27. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - СПб.: Прогресс, 2011. - 736 с.
28. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах - М.: Гос. ком. стат. РФ - 2011. - С. 28-32.
29. Купер, К. Экономика туризма теория и практика / К. Купер. - СПб.: Омега, 2011. - 403 с.
30. Лебедев, О.Т. Основы маркетинга / О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппова. - СПб.: Прогресс, 2012. - 102 с.
31. Маринин, М.И. О проблемах российского туризма / М.И. Маринин. // Экономика и жизнь. - 2011. - № 31. - С. 11-16.
32. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг / В.Д. Маркова. - М.: ЮНИКО, 2011. - 368 с.
33. Международные экономические отношения. Учебник / Под общей ред. проф. В.Е. Рыбалкина. - М.: Юнити, 2011. - 606 с.
34. Менеджмент туризма: учеб. для вузов / А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 542 с.
35. Менеджмент туризма: Учеб. Для студентов / Авт.сост. И.В. Зорин. - М.: РМАТ, 2011. - 543 с.
36. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н.К. Моисеева. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 259 с.
37. Основы менеджмента туризма / Науч. ред. В.А. Квартальнов. - М.: РМАТ, 2011. - 230 с.
38. Папирян, Г.А. Экономика туризма / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 353 с.
39. Попова, Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме / Р.Ю. Попова. - М.: Наука, 2012. - 318 с.
40. Пузакова, Е.П. Международный туристический бизнес / Е.П. Пузакова, В.А. Честникова. - М.: Наука, 2012. - 214 с.
41. Расторгуева, И.А. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять / И.А. Расторгуева. // Бизнес. - 2011. - № 9. - С. 23-29.
42. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Б. Сапрунова. - М.: Ось-89, 2012. - 160 с.
43. Саченкова, Н.И. Воздействие государства на туризм: Сборник статей ТИСБИ. Вып. 1 / Н.И. Саченкова .- Казань, 2011. - 205 с.
44. Саченкова, Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала / Н.И. Саченкова. - Казань: Школа, 2011. - 234 с.
45. Семин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Семин. - М.: Прогресс, 2011. - 214 с.
46. Туризм как вид деятельности: Учебник для вузов. / Под ред. Зорина И.В., Каверина Т.П. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 400 с.
47. Туризм: нормативно-правовые акты. / Под.ред. Волошина Н.Л. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 430 с.
48. Туризм в цифрах. 2010: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. - 115 с.
49. Федько, В.П. Развитие и становление инфраструктурного комплекса сферы услуг туризма в России: генезис, эволюция, проблемы и перспективы: (маркетинговый аспект) / В.П. Федько, В.А. Бондаренко. - Ростов н/Д : Нука-Пресс, 2010. - 203 с.
50. Штогрин, А.Б. Основы управления туристическими ресурсами /
A. Б. Штогрин. // Вестник Моск. Университета. - 2012. - №4. - С. 17-19.
51. Экономика современного туризма / Под ред. д.э.н. Карповой Г.А. / Москва - Санкт-Петербург, 2011. - 412 с.
52. Экономика туризма: Учебник для вузов. / Под ред. Козырева
B. М., Зорина И.В. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 312 с.
53. Яновский, А. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта / А. Яновский. // Маркетинг. - 2011. - № 4. - С. 32-38.
54. Интернет-журнал «Маркетинг-Менеджмент». Режим доступа:
http: //www.marketing-magazine.ru/about/arhiv/3. - свободный. Проверено
06.06.2016г.
55. Маркетинг в России и за рубежом. Режим доступа:
http://www.mavriz.ru/articles/2005/2/3574.html. - свободный. Проверено
06.06.2016г.
56. Энциклопедия маркетинга. Режим доступа:
http://www.marketing.spb.ru.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
57. Маркетинг в туризме: аналитика, отели, предложения. Режим доступа:http://www.tourmarket.info.- свободный. Проверено 06.07.2011г.
58. Каталог путешествий. Режим доступа:http://www.turizm.ru.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
59. Все о туризме. Режим доступа:http://www.turist.ru.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
60. Библиотека туризма. Режим доступа: http://www.turbooks.ru.-
свободный. Проверено 06.06.2016г.
61. Все о туризме и путешествиях. Режим доступа:http://www.travel.ru.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
62. Официальный сайт Федерального агентства по туризму
Минспорттуризма России. Режим доступа:http://www.russiatourism.ru. -
свободный. Проверено 06.06.2016г.
63. Туристический бизнес. Режим доступа:http://www.sellmore.ru.- свободный. Проверено 06.06. 2016г.
64. Официальный сайт Всемирной туристской организации. Режим доступа:http://www.unwto.org.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
65. Интернет-журнал «Туризм: практика, проблемы и перспективы». Режим доступа:http://www.tpnews.ru/index.php. - свободно. Проверено 06.06.2016г.
66. Все о туризме. Туристическая библиотека. Режим доступа: http://tourlib.net/- свободный. Проверено 06.06.2016г.
67. Газеты и журналы о туризме: статьи и обзоры. Режим доступа: http://www.votpusk.ru/edit/.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
68. Маркетинг + PR - блог маркетолога. Режим доступа: http://marketingpluspr.ru/.- свободный. Проверено 06.06.2016г.
69. Ежедневная электронная газета Российского Союза туриндустрии. Режим доступа:http://www.ratanews.ru.- свободный. Проверено 07.06.2016г.
70. Market-journal. Режим доступа: http: //www. market-j ournal. -
свободный. Проверено 07.07.2016г.