Введение 3
1. Теоретические основы управления комплексом маркетинга на
предприятии 6
1.1. Понятие и сущность комплекса маркетинга на предприятии 6
1.2. Эволюция комплекса маркетинга 11
1.3. Механизм управления комплексом маркетинга на предприятии 15
2. Анализ эффективности управления комплексом маркетинга на примере
ООО «Аксолит» 23
2.1. Анализ внешней среды ООО «Аксолит» 23
2.2. Организация службы маркетинга ООО «Аксолит» 29
2.3. Оценка эффективности управления комплексом маркетинга ООО
«Аксолит» 34
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления комплексом маркетинга ООО «Аксолит» 40
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления комплексом
маркетинга ООО «Аксолит» 40
3.2. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по
совершенствованию управления комплексом маркетинга ООО «Аксолит» 44
Заключение 48
Список литературы
В современных условиях развития экономики одним из важных процессов на предприятии является управление комплексом маркетинга, главная цель которого - обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании и завоевание прочных рыночных позиций.
Комплекс маркетинга («маркетинг-микс») представляет собой набор управляемых элементов предприятия, воздействующих на спрос выпускаемого товара или услуги. Комплекс маркетинга разрабатывается на основе результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях предприятия [50].
В классическом понимании «маркетинг-микс» состоит из товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики предприятия [31, с. 46]. Впоследствии эволюции маркетинговой науки составляющими комплекса выделяют: персонал предприятия, процесс оказания услуги и физическое окружение, с которым «сталкивается» потребитель в ходе принятия решения о покупке.
Управление комплексом маркетинга - это оперативная деятельность, которая состоит из следующих этапов: анализ рыночных возможностей предприятия; отбор целевых сегментов; разработка комплекса маркетинга; организация и контроль маркетинговых мероприятий [24, с. 52].
Управление комплексом маркетинга предполагает решение следующих задач:
1. Осознание проблемы (за счёт предоставления информации о рынках, потребностях, конкурентах);
2. Детализированный анализ внешней и внутренней среды;
3. Определение желаемых позиций на рынке и вариантов их достижения;
4. Планирование уровня продаж;
5. Производство (с учётом оптимизации ассортимента);
6. Товародвижение и сбыт;
7. Сервисное обслуживание.
Таким образом, в рамках управления комплексом маркетинга реализуются общие функции менеджмента: планирование, контроль, регулирование. Кроме этого, маркетинговое управление деятельностью предприятия позволяет реализовать и специфические функции: аналитическую, товарную, коммуникационную, сбытовую, функцию ценообразования и осуществления послепродажного обслуживания. Комплексная реализация этих функций обеспечивает предприятию «двухфокусное зрение», то есть оптимизацию работы как с освоенными товарами и рынками, так и с инновациями [16, с. 38].
Актуальность темы обусловлена тем, что управление комплексом маркетинга на предприятии устанавливает соответствие между возможностями предприятия и потребностями общества, играет важную роль в системе рыночного механизма и оказывает влияние на результаты деятельности хозяйствующего субъекта.
В настоящее время маркетинговое управление деятельностью - это новый образ мышления. Он реализуется при разработке рыночных стратегий предприятия как на корпоративном уровне, так и на уровне маркетинга.
При этом управление комплексом маркетинга на предприятии напрямую воздействует на его рыночное положение и прибыль. Выбор правильной маркетинговой программы - одно из ключевых условий эффективного функционирования предприятия.
Целью исследования в рамках данной бакалаврской работы является анализ комплекса маркетинга предприятия на примере ООО «Аксолит» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность комплекса маркетинга на предприятии;
- проанализировать эволюцию комплекса маркетинга;
- исследовать механизм управления комплексом маркетинга на предприятии;
- описать финансово-хозяйственную деятельность ООО «Аксолит»;
- проанализировать комплекс маркетинга ООО «Аксолит»;
- оценить эффективность управления комплексом маркетинга ООО «Аксолит»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления комплексом маркетинга ООО «Аксолит».
Объект исследования - ООО «Аксолит».
Предмет исследования - управление комплексом маркетинга на предприятии.
Таким образом, управление комплексом маркетинга на предприятии представляет собой работу по совершенствованию деятельности организации, планированию и управлению производственно-хозяйственными процессами.
Основные задачи, которые решаются в результате применения маркетингового подхода к управлению деятельности - это:
1. Оптимизация выпускаемого ассортимента продукции (с учётом потребностей рынка);
2. Расширение сферы послепродажного обслуживания, за счёт расширения сервисных услуг;
3. Укрепление конкурентоспособности товара посредством его непрерывной модернизации и улучшения;
4. Достижение гибкости производственно-технологических процессов на предприятии;
5. Совершенствование организации сбытовой деятельности предприятия.
Иными словами, управление комплексом маркетинга на предприятии - это чётко отлаженный механизм, который берёт свое начало от исследования рыночной конъюнктуры, форм и каналов товародвижения, поведения потребителей и заканчивается реализацией рекламных мероприятий и созданием эффективных способов продвижения товара на рынке.
Управленческие решения для этапов управления маркетингом группируются по следующим направлениям:
1. Анализ рыночных возможностей (маркетинговые исследования и информация, маркетинговая среда и рынки потребителей);
2. Отбор целевых рынков (измерение спроса, сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке);
3. Разработка комплекса маркетинга (разработка товара, ценообразование, методы товародвижения и продвижение товара);
4. Стратегия, планирование и контроль маркетинговых мероприятий.
Именно управление комплексом маркетинга на предприятии позволяет ему сохранять ориентацию на удовлетворение потребностей потребителей и в результате этого успешно функционировать на рынке.
Анализ управления комплексом маркетинга компании «Аксолит» позволил сделать выводы о том, что основным преимуществом компании является высокое качество выпускаемой продукции, которая адекватно коррелирует с её стоимостью на рынке. Слабой стороной в настоящее время является - коммуникационная политика предприятия, с низкой оценкой удовлетворённости клиентов.
Маркетинговая деятельность компании должна сосредоточить усилия на улучшении уровня узнаваемости торговой марки, посредством увеличения поддержки дистрибьютеров. Для этого необходимо налаживание тесной взаимосвязи с ними, составление индивидуальной маркетинговой программы, с учётом существующей специфики каждого региона. Конечно, это является более затратным как в финансовом, так и временном плане, но именно эти меры позволят сделать коммуникационную политику более адекватной рынку.
Кроме того, «Аксолит» необходимо внедрение мотивационной программы для менеджеров компаний-дистрибьютеров. Это объясняется спецификой промышленного рынка, на котором менеджеры, контактирующие со строительными бригадами и организациями, выполняют ключевую роль в принятии решения потребителей о покупке.
Появление в стратегии отдела продаж компании направления по развитию представленности в крупных строительных гипермаркетах позволит увеличить компании свою прибыль и узнаваемость на рынке. Выстраивание диалога с Правительством РТ позволит обеспечить предприятию стабильный доход, для получения инвестиций и дальнейшего развития на рынке.
Таким образом, рекомендуемые общие затраты на реализацию маркетинговых мероприятий за полгода составляют 907 345 руб.
Экономический эффект с учётом рекомендаций, рассчитанный за полугодие - 1 081 601 рублей. Экономическая эффективность за полгода равна 20%. При этом, последствия реализации предложенных мероприятий способны усилить узнаваемость торговой марки «Аксолит» и сформировать лояльность потребителей в сегменте рынка «Сухие строительные смеси».
Внедрение предложенных рекомендаций позволит компании «Аксолит» увеличить удовлетворенность потребителей и перейти на этап от «управления продуктом» к «управлению потребительским спросом». Этот переход характеризуется концентрацией на качественных показателях работы и созданием информационного потока о движении продукта из торговой точки. Фокус внимания на конечного потребителя способствует дальнейшему развитию предприятия на рынке, что является ключевой целью деятельности любого хозяйствующего субъекта.
1. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие. - М.: Эксмос, 2012.-456 с.
2. Айрапетян М. Эффективные способы малобюджетного продвижения нового товара. Маркетинг и маркетинговые исследования: Учебное пособие. - М.:Эксмо, 2011.- 302 с.
3. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Книга», 2012. — 304 с.
4. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: Учебное пособие. — СПб.:Обл. правл. ВНТОЭ, 2011. - 240 с.
5. Барден, Ф. Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем: Учебное пособие. - МИФ, 2014. - 304 с.
6. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекции: Учебное пособие. - М.: Инфра- М, 2010.-224 с.
7. Баутов А. Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе// Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №3. - С. 18 -31.
8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2010. - 414 с.
9. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: Учебное пособие. - М.: 3-е изд., перераб. и доп., 2010. - 480 с.
10. Березин, И. С. Маркетинговые исследования: инструкция по применению: Учебное пособие - М.: Юрайт, 2012. - 384 с.
11. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2013. — 895 с.
12. Бэквит, Г. Продавая незримое: Учебное пособие. - М.: Альпина-Паблишер, 2011.-224 с.
13. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебное пособие. — М:
Гардарики, 2012. — 296 с.
14. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: «Финансы и статистика», 2012. — 541 с.
15. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебное пособие. — М.: Финпресс, 2010. - 315 с.
16. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: Учебное пособие.
— М.: Дело,2011. —318с.
17. Данченок Л.А. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
18. Джеффри, М. Маркетинг, основанный на данных: Учебное пособие. - М.: МИФ, 2013.-284 с.
19. Дихтль Е, Хёршген X. Практический маркетинг: Учебное пособие. М.: Высш. Шк., 2010. - 255 с.
20. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2011. - 544 с.
21. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 190 с.
22. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. — М.: ИНФРА, 2011.-258 с.
23. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации: Учебное пособие.
- М.: КноРус, 2011. - 344 с.
24. Дэй Д. Стратегический маркетинг: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
25. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2012. -387 с.
26. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010.
27. Карпова С.В. Маркетинг: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 473 с.
28. Кеворков В.В. Практикум по маркетингу: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2011.-544 с.
29. Карпец О.В. Бенчмаркинг: Учебное пособие. - Владивосток: ИДУ, 2011 - 218 с.
30. Коро, Н. Успешный стиль ведения бизнеса: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012.
31. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вот В. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: 4-е европейское издание, 2007. - 896 с.
32. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. -816 с.
33. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2011. - 240 с.
34. Краюхин, Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. — СПб., 2011. — 350 с.
35. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия: Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. - 1008 с.
36. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: Учебное пособие. - СПб: Наука, 2011. —487с.
37. Линдстром, М. Buy-ology. Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя: Учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2013. - 240 с.
38. Линдстром, М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в создании выдающихся брендов: Учебное пособие - М.: Эксмо, 2011. - 272 с.
39. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга: Учебное пособие. - СПБ: Питер, 2010. - 118 с.
40. Меликян О.М. Поведение потребителей: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2011-262 с.
41. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 272 с.
42. Никишкин, В.В. Словарь основных терминов по дистрибуции и
мерчендайзингу: Учебное пособие. - М.: Гребенников Бизнес Бук, 2011.
43. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 256 с.
44. Панкрухин, А. П. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011.
45. Положение о Департаменте маркетинга ООО «Аксолит»: Внутренняя документация. -2014.-15с.
46. Портер, М. Конкурентная стратегия: Учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2015.
47. Рыжикова Т.Н. Анализ деятельности конкурентов: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2015.-272 с.
48. Рыжикова Т.Н. Аналитический маркетинг. Что должен знать маркетинговый аналитик: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 288 с.
49. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007.- 485 с.
50. Статья - «Комплекс маркетинга» [Электронный ресурс]. - Доступ http://marketopedia.ru/6-kompleks-marketinga.html.
51. Статья - «Методы анализа товарной политики компании» [Электронный ресурс]. - Доступ http://nauka-rastudent.ru/16/2536/
52. Статья - «Расчёт индекса удовлетворённости» [Электронный ресурс]. - Доступ
https://marketing.hse.ru/data/2013/12/06/1336473230/Методика%20С81^Г
53. Сьюэлл, К. Клиенты на всю жизнь / К. Сьюэлл. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.- 232 с.
54. Федько В.П., Федько Н.Г. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2011.- 384 с.
55. Федько Н.Г. Основы маркетинга: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 332 с.