Введение
1. Теоретические аспекты прогнозирования 7
1.1 Общие сведения о временных рядах 7
1.2 Моделирование тенденции временного ряда 11
1.2.1 Проверка ряда на наличие тренда 14
1.2.2 Сглаживание временных рядов 17
1.3 Моделирование методом сезонной декомпозиций 21
1.4 Применение ARIMA-метода при прогнозировании 29
1.5 Построение прогноза с помощью метода нейронных сетей 36
2. Анализ деятельности предприятия 56
2.1 Краткая характеристика отрасли предприятия 56
2.2 Организационная структура 61
2.3 Информационная структура 64
3. Практическая реализация объемов продаж основных видов продукции
предприятия 72
3.1 Прогнозирование с помощью STATISTICA 74
3.1.1 Обзор программного продукта STATISTICA 74
3.1.2 Прогнозирование с помощью метода сезонной
декомпозиции 76
3.1.3 Прогнозирование с помощью ARIMA-модели 80
3.1.4 Построение прогноза с помощью метода нейронных сетей... 86
Заключение 91
Список использованных источников литературы 93
Приложение
Актуальность исследования заключается в возрастающей важности прогнозирования продаж продукции предприятия, создания
взаимовыгодного сотрудничества фирм-производителей и предприятий розничной торговли с тем, чтобы через партнерские взаимоотношения обеспечить выполнение производственных целей и задач обоих сторон, а именно оптимизации уровня продаж и прибыли в краткосрочном периоде и создании устойчивой базы лояльных потребителей, в долгосрочном плане.
От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.
Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов.
По мере того, как предприятие разрабатывает свой целевой рынок, оно должно прогнозировать краткосрочный и долгосрочный сбыт своей продукции на данном рынке. Прогноз показывает, какой объем конкретного товара предприятия собирается реализовать определенной группе потребителей в течении указанного периода времени при хорошо определенной программе маркетинга.
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одно предприятие не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Процесс выявления и оценки рыночных возможностей порождает множество новых идей и нередко, подлинная задача предприятия заключается в отборе лучших идей, которые соответствуют целям и ресурсам предприятия. Поэтому предприятие должно располагать заранее подготовленными программами и прогнозами различных управленческих решений.
Цель прогнозирования объема продаж - позволить менеджерам заранее планировать деятельность наиболее эффективным образом. Следует еще раз подчеркнуть, что именно менеджер по продажам является тем человеком, который должен отвечать за эту задачу. У бухгалтера нет возможностей предсказывать, будет ли рынок подниматься или падать; все, что он может сделать в этих условиях, - это экстраполировать результаты на основе предыдущих продаж, оценивать общий тренд и делать прогнозы на основе этого. Именно менеджер по продажам является тем человеком, который должен знать, в каком направлении двигается рынок, и если задача прогнозирования объема продаж оставляется на усмотрение бухгалтера, это означает, что менеджер по продажам игнорирует важнейшую часть своих обязанностей. Кроме того, к процедуре прогнозирования объема продаж следует подходить серьезно, поскольку из нее вытекает планирование всего бизнеса; если прогноз является ошибочным, то и планы будут такими же неточными.
То есть планирование вытекает из прогнозирования объема продаж, и целью планирования является распределение ресурсов компании таким образом, чтобы обеспечить эти ожидаемые продажи. Компания может прогнозировать свой объем продаж либо на основе продаж на рынке в целом (что называется прогнозом рынка), определяя свою долю в этом объеме, либо прогнозировать непосредственно свой объем продаж.
Правильно составленные прогнозы должны способствовать
повышению уровня планирования и облегчать процесс принятия решений.
Цель выпускной квалификационной работы разработать прогноз объёма продаж продукции предприятия ООО «АГРОСАХАРСТРОЙ».
Объект исследования - оценка и прогнозирование объёмов продаж продукции предприятия.
Предмет исследования - прогнозирование объёма продаж продукции предприятия ООО «АГРОСАХАРСТРОЙ».
Постановка данной цели обусловила необходимость решения
следующих задач:
1) изучить экономические показатели предприятия как факторы оценки объёмов продаж;
2) раскрыть понятие временных рядов и линии тренда;
3) обосновать прогнозирование продаж предприятия;
4) рассчитать прогноз объёмов продаж продукции предприятия ООО «Агросахарстрой».
В качестве методов исследования выступают следующие:
- анализ показателей продаж предприятия;
- экономико-статистический.
При разработке практических рекомендаций использовались методы обобщения опыта передовых предприятий, занятых в производственно-сбытовой деятельности. Также был использован опыт работы в области продвижения и стимулирования сбыта продукции предприятия ООО «АГРОСАХАРСТРОЙ».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что данные исследования и разработанные мероприятия по прогнозированию объемов продаж продукции рекомендованы предприятию ООО «АГРОСАХАРСТРОЙ» для внедрения.
Проанализировав теоретические аспекты рассматриваемого вопроса и проделав работу по построению прогноза объема продаж конкретного предприятия с помощью определения тренда, возможно сделать следующие выводы:
Прогнозирование объема продаж - неотъемлемая часть процесса принятия решения; это систематическая проверка ресурсов компании, позволяющая более полно использовать ее преимущества и своевременно выявлять потенциальные угрозы. Компания должна постоянно следить за динамикой объема продаж и альтернативными возможностями развития рыночной ситуации с тем, чтобы наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы и выбирать наиболее целесообразные направления своей деятельности.
Для учета новых экономических тенденций рекомендуется регулярно уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных объемов продаж, добавляя их или заменяя ими данные статистической базы, на основе которой строится модель.
Кроме того, для повышения надежности прогноза рекомендуется строить все возможные сценарии прогноза и рассчитывать длительный интервал прогноза.
Практическая реализация рассмотренного метода выявила его следующие особенности:
- для составления прогноза необходимо точно знать величину сезона. Исследования показывают, что множество продуктов имеют сезонный характер, величина сезона при этом может быть различной и колебаться от одной недели до десяти лет и более;
- применение полиноминального тренда вместо линейного позволяет значительно сократить ошибку модели;
- при наличии достаточного количества данных метод дает хорошую аппроксимацию и может быть эффективно использован при прогнозировании объема продаж в инвестиционном проектировании.
1. Алисинская Т.В., Сербин В.Д., Катаев А.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Экономико-математические методы и модели. Линейное программирование». Таганрог. 2013. - 495 с.
2. Андерсон Т. «Статистический анализ временных рядов».- М.: «Мир», 2014. - 493 с.
3. Барт X. Методы прогнозирования / Пер. с англ. статьи из журнала Controller Magazine, 2014. - № 4. - С. 175-184.
4. Барцев С. И. Некоторые свойства адаптивных сетей (программная реализация). - Красноярск: Институт физики, 2013. - 493 с.
5. Барцев С. И. Адаптивные сети обработки информации./ Охонин В. А. - Красноярск: Институт физики, 2013. - 493 с.
6. Басовский Л.Е. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2014. - 584 с.
7. Бокс Дж., Дженкис Г. «Анализ временных рядов. Прогноз и управление».- М.: «Мир», 2013. - 493 с.
8. Браверман Э.М. Методы экстремальной группировки параметров и задача выделения существенных факторов // Автоматика и телемеханика. - 2014. - № 1. - С. 123-132.
9. Брыскин В.В. Математические модели маркетинга / Отв. ред. В.Л. Береснев. - Новосибирск: ВО «Наука», 2012. - 159 с.
10. Бушуева Л.И. Метод прогнозирования объема продаж //
Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №2. - с.67-68.
11. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2013. - 439 с.
12. Вопросы прогнозирования развития отраслей и сфер народного хозяйства. Сб. науч. тр. / Науч. исслед. экон. ин-т мин-ва экономики Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - 159 с.
13. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой . Ч.1. Гомель., 2014. - 320 с.
14. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения:
Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный (Моск. обл.): ТОО НПЦ «Крылья», 2014. - 398 с.
15. Голованова Н.Б. Точность и надежность статистического
прогнозирования: Учебное пособие / Моск. эк.-стат. ин-т. - М, 2014. - 50 с
16. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс,
2014. - 439 с.
17. Гольцев А. Д. Яркостная сегментация изображения при помощи нейроподобной сети.//Автоматика, 2014. - №5 - С. 40-50.
18. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Ч. 1. —Пб.: Изд-во СПбУЭФ, 2015. - 112 с : илл.
19. Грищенко В.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Ч. 2. - -Пб.: Изд-во СПбУЭФ, 2014. - 129 с.
20. Губанов В.А. «Выделение сезонных колебаний на основе вариационных принципов. Экономика и математические методы». /Ковальджи А.К. 2014. - т. 37. - № 1. - С. 91-102.
21. Джеффри Е. Хинтон. Как обучаются нейронные сети.// В мире науки. 2012. - №22 - С. 103-107.
22. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.:
Просвещение, 2013. - 493 с.
23. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических
процессов. - М.: Маркет ДС, 2014. - 493 с.
24. Иванченко А. Г. Персептрон - системы распознавания образов.// К.: Наукова думка, 2012. - 392 с.
25. Калинина А.В. «Современный экономический анализ и прогнозирование (микро- и макроуровень)». Учебное пособие // А.В.
Калинина и др., Межрегиональная Академия управления персоналом, 2-е изд. - 2014. - 594 с.
26. Картавцев В. В. Нейронная сеть предсказывает курс доллара? // Компьютеры + программы. - 2013. - №6(7) - . 10-13.
27. Кендэл М. «Временные ряды».- М.: «Финансы и статистика», 1914. - 493 с.
28. Клейн Л.Р. Значение прогнозирования: Пер. с англ. - М., 2014. - 392 с.
29. Клинов В.Г. Большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства. Проблемы анализа и прогнозирования: Учебное пособие / Всесоюзн. ин-т переподготовки и повышения квалификации кадров в обл. пром. Собственности. -М. : ВНИИПИ, 2012. - 184 с : илл
30. Кошечкин С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel. Кулакова О. Методы прогнозирования. Анализ аддитивной модели // Бюджетирование и финансовый менеджмент. - 2014. - №2. - С.329-330.
31. Крамер Г. «Математические методы статистики».- М.: «Мир»,
2015. - 394 с.
32. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2014. - 480 с.
33. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. - Ростов н/Д.: 2014. - 125 с.
34. Куссуль В. М., Байдык Т. Н. Разработка архитектуры нейроподобной сети для распознавания формы объектов на изображении.//Автоматика. - 2014. - №5. - . 56-61.
35. Лаврушин Б.Г. Методы трендового прогноза спроса. -М.: МИНХ им. ТВ. Плеханова, 2013. - 44 с.
36. Леонтьев В. Экономические эссе. - М.: Инфра-М, 2013. - 403 с.
37. Лобанова Е. Прогнозирование с учетом экономического роста // Экономические науки. - 2012. - №1. - С. 56-57.