Введение 4
Глава 1.Теоретические Основы Прогнозирования 6
1.1 МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ И КОРРЕЛЯЦИЯ 6
1.2 ЧАСТНЫЕ УРАВНЕНИЯ РЕГРЕССИИ 9
1.3 ЧАСТНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ 11
1.4 ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ И
КОРРЕЛЯЦИИ 12
1.5 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ 15
1.6 МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВРЕМЕННОГО РЯДА 20
1.7 ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ И ТОЧНОСТИ МОДЕЛИ ТЕНДЕНЦИИ 24
1.8 ARIMA-МОДЕЛЬ 29
1.9 ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ И ОЦЕНИВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 35
Глава 2. Анализ статистических показателей рынка легковых автомобилей «приора» 37
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 37
2.2 СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 38
2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И КОНЪЮНКТУРА РЫНКА 39
2.4 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 40
2.5 РЫНОК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ 43
2.6 РЫНОК ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ «ПРИОРА» 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 50
Глава 3. Прогнозирование показателей рынка легковых автомобилей «Приора» 51
3.1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕТОДОМ ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНОГО СГЛАЖИВАНИЯ 51
3.2 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕТОДОМ ЛИНЕЙНОЙ РЕГРЕССИИ 55
3.3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕТОДОМ НЕЛИНЕЙНОЙ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ .. 75
3.4 ПРОВЕРКА АДЕКВАТНОСТИ МОДЕЛЕЙ 81
3.5 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ 82
Заключение 84
Список использованных источников
Прогнозирование, контроль и анализ являются важной частью функции управления. Без них невозможно принимать никакие важные решения. Одна из главных экономических особенностей автомобилестроительной отрасли является относительно низкая норма прибыли. Таможенных барьеры, сильная конкуренция цен и качества делают этот рынок фактически недосягаемым для вхождения в него новых участников. В настоящее момент рынок автомобилей представлен ограниченным числом фирм. Основными ведущими компаниями являются: General Motors, Ford, Renault-Nissan, Volkswagen, DaimlerChrysler и Toyota.
Основная роль автомобильного сектора - это развитие и конкурентоспособность национальной экономики. В современных условиях важен не цикл материальных потоков а цикл добавленной стоимости творческого труда - от идеи до дизайна, от дизайна до процесса производства, от процесса производства до продаж.
Автомобильный сектор оказывает на экономику важное влияние, и есть три важных составляющих:
- повышение мобильности населения - повышение экономической активности людей;
- мультипликативный эффект - на одно рабочее место на автозаводах приходится 10-15 рабочих мест в связанных отраслях;
- инновационный эффект - востребованность и трудоустройство инженерных и научных кадров, развитие интеллектуального потенциала страны.
Прогнозирование объемов продаж - это основное звено деятельности любого предприятия. При планировании необходимо знать примерные объемы продаж, которые будут у компании в будущем.
Актуальность данной работы заключается в том, что прогнозирование и расчеты будущих продаж позволят рассчитывать количество затрачиваемых ресурсов, выпускаемых автомобилей, оплаты рабочей силы. Это позволит эффективнее планировать бюджет и рассчитывать прибыль.
4
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является рынок легковых автомобилей «Приора.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ, рассмотрение рынка, и прогнозирование объемов продаж.
Основные задачи работы являются:
• рассмотреть теорию прогнозирования и статистического анализа;
• рассмотреть предметную область и провести анализ рынка легковых автомобилей;
• построить модели прогнозов автомобиля «Приора»
Данные для информационной базы исследования, это статистические данные о рынке легковых автомобилей, учебники мировых специалистов в области статистики, эконометрики и другие источники.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава состоит из теоретических основ прогнозирования и статистического анализа, виды прогнозов, методологии. Рассмотрены методы прогнозирования и их роль в предприятиях и компаниях.
Вторая глава представляет собой рассмотрение рынка легковых автомобилей, темпы роста, продаж, объемы. Рассмотрены данные продаж легковых автомобилей «Приора».
В третьей главе описано составление прогноза объема продаж автомобиля «Приора» на 2016 год. Составлены несколько моделей прогнозирования продажи анализы временных рядов.
Анализ и прогнозирование рынка - это основа залогом успеха в современном мире, и рынок легковых автомобилей не является исключением. Прогнозирование поможет компаниям быть заранее готовыми к изменению ситуации на рынке. Анализ позволяет принять правильные решения, основываясь на текущих данных о состоянии рынка, либо на спрогнозированных данных. Для качественного анализа и прогнозирования компаниям необходимы высококвалифицированные сотрудники, но затраты на их поиск и оплату их работы впоследствии окупятся.
В настоящее время рынок легковых автомобилей «Приора» переживает не лучшие времена. Однако за счёт замещения более дорогих групп товаров более дешёвыми удастся сохранить и даже увеличивать объёмы производства. Продажам также помогают разнообразные промо -акции, проводимые многими производителями. Согласно имеющимся данным, продажи большинства групп товаров росли именно в случаях применения промо-акций и прочих стимулов.
В ходе настоящей выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
•Проанализированы особенности рынка легковых автомобилей «Приора»
•Рассмотрена структура рынка легковых автомобилей по различным социально -экономическим факторам
•Исследовано влияние на рынок внутриполитических и международных факторов
•Исследовано влияние на рынок различных социально - экономических факторов
•Проанализирована динамика уровня легковых автомобилей
•Составлен прогноз уровня продаж легковых автомобилей «Приора» Т аким образом, все поставленные для работы задачи были выполнены. В результате сравнительного анализа моделей прогнозирования было определено, что для имеющихся данных и при данном горизонте прогнозирования, наилучшей моделью прогнозирования является экспоненциальное сглаживание. Так как данный метод не требует данных о дополнительных факторах, и поскольку метод прост в использовании, он подходит для большого количества предприятий. Второй по величине ошибки оказалась модель линейной регрессии. Необходимость в дополнительных факторах усложняет использование этой модели, однако в некоторых условиях она может давать более точные данные. Также регрессионная модель больше пригодна для прогнозирования на большее количество периодов вперёд.
Однако одного анализа и прогнозирования недостаточно для успеха на рынке. Информация, которую получают с их помощью, необходимо правильно и вовремя применить. Неопытный и недостаточно квалифицированный управляющий не сможет получить заметных преимуществ при использовании данных анализа и прогнозирования рынка.
Рынок, как и ситуация вокруг него, постоянно развивается и изменяется. Время от времени модели необходимо пересматривать, чтобы они оставались адекватными текущему состоянию рынка.