Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Работа №84761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению понятия «мыслительный процесс»
в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности отдельных сторон мыслительных
процессов в процессе обучения младших школьников 18
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы математической статистики 34
III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Анализ индивидуальных особенностей мыслительных процессов младших школьников, занимающихся по разным образовательным
программам в условиях общеобразовательного заведения 37
3.2. Сравнительный анализ мыслительных процессов до и после
проведения развивающей программы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

На современном этапе становления психологии по теме исследования мыслительных процессов у младших школьников актуальна и в отечественной, и в зарубежной психологии.
Мышление - как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Актуальность: формирование программ обучения в соответствии с индивидуальными особенностями познавательного процесса в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности мышления младших школьников, чтобы содержание учебного материала усваивалось достаточно полноценно. И методы преподавания будут вполне эффективными: с одной стороны, они адекватны возрастным возможностям мышления детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих возможностей. Эту проблему изучали отечественные психологи А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, П.П. Блонский.
Современным школьникам недостаточно овладеть некими знаниями, важнее обучать их способам добывать знания и развить познавательную потребность. Необходимо формировать те характеристики мотивации, которые приведут к возникновению нового, целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию учебного труда.
Суть более конкретного, по нашему мнению, подхода к изучению мышления состоит в сознательном учете в процессе исследования логических характеристик мышления, принятых в диалектической логике, содержательной, т. е. рассматривающей формы мышления в единстве с его содержанием. С этой точки зрения ведущей линией развития мышления является переход ребенка от возможности решать задачи эмпирически, на основе ориентации во внешних связях познаваемых объектов, к возможности решать их теоретически, на основе ориентации во внутренних, существенных связях познаваемых объектов.
Практическая актуальность эмпирических исследований
мыслительных процессов в учебной деятельности младших школьников обусловлена также феноменом падения внутренней учебной мотивации в процессе обучения в российских школах.
Цель нашей работы - выявить особенности мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам.
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - индивидуальные особенности мыслительных процессов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
В настоящее время в учебной практике используют программы обучения, учитывающие индивидуальные особенности мыслительных процессов учащихся. Дифференциация программ позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создает благоприятные условия для сознательного усвоения необходимых знаний, умений и навыков и развития видов мышления в темпе, являющемся оптимальным для каждого из них.
В результате проведения исследования были изучены отдельные стороны мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам: 3 «Б» класс занимается по
углубленной программе «Перспектива начальной школы»; 3 «В» класс
занимается по типовой программе «Школа России». В результате исследования трех методик: А.З. Зака «Диагностика развития мышления», Р.С. Немова «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и Дж. Равена «Прогрессивные матрицы» были выявлены различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам. Так у детей 3 «Б» класса, которые занимается по углубленной программе «Перспектива начальной школы», лучше развито наглядно-образное, словесно-логическое мышление, память и внимания, по сравнению с детьми 3 «В» класса, занимающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России».
В целях повышения уровня развития мыслительных процессов у детей 3 «В» класса использовалось методическое пособие «Упражнения для развития мыслительных процессов», разработанного под руководством научного руководителя Закировой Л.М. (см. приложение 6).
Повторное исследование детей 3 «В» класса, обучающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России», показало положительную динамику развития мыслительных процессов у младших школьников. Таким образом, дополнительное мероприятие с использованием развивающего пособия (см. приложение 6) способствовало повышению уровня развития наглядно-образного и словесно-логического мышления; вниманию и памяти.
Таким образом, гипотезы исследования полностью подтвердились:
1. Существуют различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам.
2. Мыслительные процессы формируются в результате проведения развивающих мероприятий.



1. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -160 с.
2. Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: автореф. дис. канд. психол. наук. - Киев, 1982.- 778 с.
3. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В.. Анатомия кризисов - М.: Наука, 2005. - 220 с.
4. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.В.Зей-гарник // Вопросы психологии. - 2005. - №4. - 225 с.
5. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совершенство, 1998. - 236 с.
6. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Академия, 2007. - 442 с.
8. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2008. - 1008 с.
9. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий Хрестоматия. Познавательные психические процессы. Сост. и общ.ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2009. - 451 с.
10. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
11. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - 320 с.
12. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №3. - 150 с.
13. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу // Вестник практической психологии образования. - 2006. - №4. - 101 с.
14. Дробышева И. В. Мотивация: дифференцированный подход / Математика в школе. - 2005. - № 4. - 550 с.
15. Дружинин В.Н., Экспериментальная психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
16. Дружинин В. Н., Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под ред. СПб.: Питер, 2005. - 315 с.
17. Жукова И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: МГУ, 2008. - 112 с.
18. Журба Н.Н. Детская одаренность как педагогическое понятие / Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - № 9. - 201 с.
19. Зак А. З. Психологические особенности теоретического способа
решения задач // Новые исследования в психологии. - 1976. - № 2. -
220 с.
20. Зак А. З. К вопросу о развитии мышления у школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / под ред. В. В. Давыдова. - М., 1977. - 465 с.
21. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. - 1978. - № 2. - 344 с.
22. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рече-мысли и рефлексии. - Алма-Ата, 1979. - 557 с.
23. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2007. - 288 с.
24. Ильин Е.П.. Психология для педагогов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
25. Интеллектуальные способности младших школьников: парадигма, концепции. [Электронный ресурс]. http:// www.bibliofond.ru
26. Ительсон Л. Б.. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320с.
27. Карпова А. В.. Общая психология: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
28. Левитес В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Левитес // Известия Российской академии образования: - 2006. - №3. - 42 с.
29. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.
30. Лейтеса Н.С. Психология одаренности детей и подростков / под ред.. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
31. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
32. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
33. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 688 с.
35. Новикова М.К. Особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития школьников: Автореф. канд. дис. / К. Новикова. - М.: Просвещение, 1983. - 112с.
36. Оценка мышления младшего школьника. [Электронный ресурс]. http:// www.studopedia.ru
37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 2004. - 256 с.
38. Ревина, Е.Г. О проблеме развития логической рефлексии учащихся // Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: СВИ ВВ МВД России, 2004. - 345 с.
39. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 374 с.
40. Романова Е.С., Психодиагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер,
2005. - 400 с.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
42. Сидоренко Е.В., Методы математической обработки в психологии. - М.:Изд. Речь, 2007. - 350 с.
43. Смирнов С.Д. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии. - М.: Просвещение, 2005. - 231 с.
44. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы
интеллектуальной жизни. - М.: Академический проект, 2004. - 544 с.
45. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2006. - 592 с.
46. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 144 с.
47. Формирование системы категориальных знаний у учащихся начальной школы в процессе интегрированного обучения. [Электронный ресурс]. http:// www.dlib.rsl.ru
48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
49. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 2004. - 125 с.
50. Чуковская Л.К. Памяти детства. - М.: Изд-во АСТ, 2014. - 320 с.
51. ШамоваиТ. Ч. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом. - М.: Академия, 2005. - 412 с.
52. Щебланова Е.И. Взаимосвязь когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников // Вопросы психологии, 2013. - 220 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2006 г. - 360 с.
54. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2005. - 136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ