ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению понятия «мыслительный процесс»
в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности отдельных сторон мыслительных
процессов в процессе обучения младших школьников 18
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы математической статистики 34
III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Анализ индивидуальных особенностей мыслительных процессов младших школьников, занимающихся по разным образовательным
программам в условиях общеобразовательного заведения 37
3.2. Сравнительный анализ мыслительных процессов до и после
проведения развивающей программы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 8
1.1. Теоретические подходы к изучению понятия «мыслительный процесс»
в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности отдельных сторон мыслительных
процессов в процессе обучения младших школьников 18
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы математической статистики 34
III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Анализ индивидуальных особенностей мыслительных процессов младших школьников, занимающихся по разным образовательным
программам в условиях общеобразовательного заведения 37
3.2. Сравнительный анализ мыслительных процессов до и после
проведения развивающей программы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе становления психологии по теме исследования мыслительных процессов у младших школьников актуальна и в отечественной, и в зарубежной психологии.
Мышление - как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Актуальность: формирование программ обучения в соответствии с индивидуальными особенностями познавательного процесса в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности мышления младших школьников, чтобы содержание учебного материала усваивалось достаточно полноценно. И методы преподавания будут вполне эффективными: с одной стороны, они адекватны возрастным возможностям мышления детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих возможностей. Эту проблему изучали отечественные психологи А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, П.П. Блонский.
Современным школьникам недостаточно овладеть некими знаниями, важнее обучать их способам добывать знания и развить познавательную потребность. Необходимо формировать те характеристики мотивации, которые приведут к возникновению нового, целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию учебного труда.
Суть более конкретного, по нашему мнению, подхода к изучению мышления состоит в сознательном учете в процессе исследования логических характеристик мышления, принятых в диалектической логике, содержательной, т. е. рассматривающей формы мышления в единстве с его содержанием. С этой точки зрения ведущей линией развития мышления является переход ребенка от возможности решать задачи эмпирически, на основе ориентации во внешних связях познаваемых объектов, к возможности решать их теоретически, на основе ориентации во внутренних, существенных связях познаваемых объектов.
Практическая актуальность эмпирических исследований
мыслительных процессов в учебной деятельности младших школьников обусловлена также феноменом падения внутренней учебной мотивации в процессе обучения в российских школах.
Цель нашей работы - выявить особенности мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам.
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - индивидуальные особенности мыслительных процессов.
Мышление - как познавательный процесс является одним из самых важных процессов развития личности. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Актуальность: формирование программ обучения в соответствии с индивидуальными особенностями познавательного процесса в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности мышления младших школьников, чтобы содержание учебного материала усваивалось достаточно полноценно. И методы преподавания будут вполне эффективными: с одной стороны, они адекватны возрастным возможностям мышления детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих возможностей. Эту проблему изучали отечественные психологи А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, П.П. Блонский.
Современным школьникам недостаточно овладеть некими знаниями, важнее обучать их способам добывать знания и развить познавательную потребность. Необходимо формировать те характеристики мотивации, которые приведут к возникновению нового, целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию учебного труда.
Суть более конкретного, по нашему мнению, подхода к изучению мышления состоит в сознательном учете в процессе исследования логических характеристик мышления, принятых в диалектической логике, содержательной, т. е. рассматривающей формы мышления в единстве с его содержанием. С этой точки зрения ведущей линией развития мышления является переход ребенка от возможности решать задачи эмпирически, на основе ориентации во внешних связях познаваемых объектов, к возможности решать их теоретически, на основе ориентации во внутренних, существенных связях познаваемых объектов.
Практическая актуальность эмпирических исследований
мыслительных процессов в учебной деятельности младших школьников обусловлена также феноменом падения внутренней учебной мотивации в процессе обучения в российских школах.
Цель нашей работы - выявить особенности мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам.
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - индивидуальные особенности мыслительных процессов.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
В настоящее время в учебной практике используют программы обучения, учитывающие индивидуальные особенности мыслительных процессов учащихся. Дифференциация программ позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создает благоприятные условия для сознательного усвоения необходимых знаний, умений и навыков и развития видов мышления в темпе, являющемся оптимальным для каждого из них.
В результате проведения исследования были изучены отдельные стороны мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам: 3 «Б» класс занимается по
углубленной программе «Перспектива начальной школы»; 3 «В» класс
занимается по типовой программе «Школа России». В результате исследования трех методик: А.З. Зака «Диагностика развития мышления», Р.С. Немова «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и Дж. Равена «Прогрессивные матрицы» были выявлены различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам. Так у детей 3 «Б» класса, которые занимается по углубленной программе «Перспектива начальной школы», лучше развито наглядно-образное, словесно-логическое мышление, память и внимания, по сравнению с детьми 3 «В» класса, занимающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России».
В целях повышения уровня развития мыслительных процессов у детей 3 «В» класса использовалось методическое пособие «Упражнения для развития мыслительных процессов», разработанного под руководством научного руководителя Закировой Л.М. (см. приложение 6).
Повторное исследование детей 3 «В» класса, обучающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России», показало положительную динамику развития мыслительных процессов у младших школьников. Таким образом, дополнительное мероприятие с использованием развивающего пособия (см. приложение 6) способствовало повышению уровня развития наглядно-образного и словесно-логического мышления; вниманию и памяти.
Таким образом, гипотезы исследования полностью подтвердились:
1. Существуют различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам.
2. Мыслительные процессы формируются в результате проведения развивающих мероприятий.
В настоящее время в учебной практике используют программы обучения, учитывающие индивидуальные особенности мыслительных процессов учащихся. Дифференциация программ позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создает благоприятные условия для сознательного усвоения необходимых знаний, умений и навыков и развития видов мышления в темпе, являющемся оптимальным для каждого из них.
В результате проведения исследования были изучены отдельные стороны мыслительных процессов у младших школьников, занимающихся по разным образовательным программам: 3 «Б» класс занимается по
углубленной программе «Перспектива начальной школы»; 3 «В» класс
занимается по типовой программе «Школа России». В результате исследования трех методик: А.З. Зака «Диагностика развития мышления», Р.С. Немова «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и Дж. Равена «Прогрессивные матрицы» были выявлены различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам. Так у детей 3 «Б» класса, которые занимается по углубленной программе «Перспектива начальной школы», лучше развито наглядно-образное, словесно-логическое мышление, память и внимания, по сравнению с детьми 3 «В» класса, занимающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России».
В целях повышения уровня развития мыслительных процессов у детей 3 «В» класса использовалось методическое пособие «Упражнения для развития мыслительных процессов», разработанного под руководством научного руководителя Закировой Л.М. (см. приложение 6).
Повторное исследование детей 3 «В» класса, обучающихся по типовой общеобразовательной программе «Школа России», показало положительную динамику развития мыслительных процессов у младших школьников. Таким образом, дополнительное мероприятие с использованием развивающего пособия (см. приложение 6) способствовало повышению уровня развития наглядно-образного и словесно-логического мышления; вниманию и памяти.
Таким образом, гипотезы исследования полностью подтвердились:
1. Существуют различия в мыслительных процессах у младших школьников, занимающихся по разным программам.
2. Мыслительные процессы формируются в результате проведения развивающих мероприятий.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности детей, занимающихся в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



