Проектирование и разработка информационной системы управления сбытом ООО «ЛАФАМАРКЕТ»
|
Введение 4
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 7
1.1 Основные понятия и определения 7
1.2 Стандарты формализации бизнес-процессов 11
1.3 Зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга бизнес-процессов
(успешное внедрение) 16
2 Анализ бизнес-процесса «Сбыт» на предприятии ООО «ЛАФАМАРКЕТ» ... 22
2.1 Краткая характеристика 22
2.2 Продукты (услуги) предприятия 27
2.3 Производственные и экономические показатели деятельности 28
2.4 Анализ организации обеспечения сбыта 30
2.5 Методы и направления совершенствования организации обеспечения
сбыта 34
3 Совершенствование информационной системы управления сбытом
ООО «ЛАФАМАРКЕТ» 36
3.1 Проектирование информационной системы обеспечения сбытовой
деятельности 36
3.1.1 Назначение и цели информационной системы 36
3.1.2 Структура информационной системы предприятия 37
3.1.3 Состав задач подсистем ИС 38
3.1.4 Организационно-логическая сущность решения задач ИС 38
3.1.5 Информационные связи задач ИС 40
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцесса
«Обеспечение сбытовой деятельности» 49
3.2.1 Постановка задачи 49
3.2.2 Организационно-логическая сущность подсистемы «Управление
сбытом» 50
3.2.3 Разработка решения задачи «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг» 52
3.2.4 Разработка решения задачи «Учет заказов» 54
3.2.6 Программная реализация задач бизнес-процесса «Сбыт» 58
3.3 Экономическое обоснование разработки программного обеспечения . .. 67
3.3.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 67
3.3.2 Бюджет решения задачи «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг» 95
3.3.3 Бюджет решения задачи «Учёт заказов» 99
3.3.4 Расчет показателей экономической эффективности 103
3.3.6 Апробация и внедрение системы 110
Заключение 111
Список использованных источников 113
Приложение
1 Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов 7
1.1 Основные понятия и определения 7
1.2 Стандарты формализации бизнес-процессов 11
1.3 Зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга бизнес-процессов
(успешное внедрение) 16
2 Анализ бизнес-процесса «Сбыт» на предприятии ООО «ЛАФАМАРКЕТ» ... 22
2.1 Краткая характеристика 22
2.2 Продукты (услуги) предприятия 27
2.3 Производственные и экономические показатели деятельности 28
2.4 Анализ организации обеспечения сбыта 30
2.5 Методы и направления совершенствования организации обеспечения
сбыта 34
3 Совершенствование информационной системы управления сбытом
ООО «ЛАФАМАРКЕТ» 36
3.1 Проектирование информационной системы обеспечения сбытовой
деятельности 36
3.1.1 Назначение и цели информационной системы 36
3.1.2 Структура информационной системы предприятия 37
3.1.3 Состав задач подсистем ИС 38
3.1.4 Организационно-логическая сущность решения задач ИС 38
3.1.5 Информационные связи задач ИС 40
3.2 Разработка и программная реализация обеспечения подпроцесса
«Обеспечение сбытовой деятельности» 49
3.2.1 Постановка задачи 49
3.2.2 Организационно-логическая сущность подсистемы «Управление
сбытом» 50
3.2.3 Разработка решения задачи «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг» 52
3.2.4 Разработка решения задачи «Учет заказов» 54
3.2.6 Программная реализация задач бизнес-процесса «Сбыт» 58
3.3 Экономическое обоснование разработки программного обеспечения . .. 67
3.3.1 Бюджет затрат на разработку программного обеспечения 67
3.3.2 Бюджет решения задачи «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг» 95
3.3.3 Бюджет решения задачи «Учёт заказов» 99
3.3.4 Расчет показателей экономической эффективности 103
3.3.6 Апробация и внедрение системы 110
Заключение 111
Список использованных источников 113
Приложение
В настоящее время информационные технологии активно развиваются и
становятся неотъемлемой частью организации бизнес-процессов. Успех и развитие предприятия во многом зависит от получения актуальной и релевантной
информации о текущем состоянии процессов, преобразования её в планы, распоряжения и действия. Информация – один из важнейших ресурсов для обеспечения эффективного управления деятельности предприятия.
Из-за того, что множество сведений остается вне оперативного доступа,
невозможно её использовать для решения текущих задач. Трудности возникают, в основном, из-за того, что деятельность не отображается и не фиксируется
в информационной системе. Документооборот внутри предприятия не развит,
появляются дублирующие или ошибочные документы. Без специальных технологий учета, регистрации и хранения информации они не могут в полной мере
использоваться для решения задач управления. Обработка данных позволяет
совершенствовать процессы производства, проводить оперативное и долгосрочное планирование с большей точностью, прогнозировать и анализировать
деятельность предприятия.
Использование информационных систем в организации минимизирует
затраты времени, материальных, трудовых ресурсов и упрощает обработку информации. Решение этих проблем становится составляющей деятельности преуспевающих организаций.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена
тем, что в настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены
постоянно заниматься улучшением своей сбытовой деятельности. Они стремятся расширить свою деятельность, увеличить продажи путем выхода на новые
рынки сбыта. Одним из самых перспективных рынков сбыта является интернет.
Разработка и интеграция интернет-магазина с используемой на предприятии
информационной системы – один из существенных методов усовершенствования деятельности предприятия и его бизнес-процессов.
4Для уменьшения трудовых и материальных издержек был автоматизирован процесс обеспечения сбытовой деятельности. Использование на практике
автоматизированной системы повышает эффективность существующего решения задач учета и управления заказами, способствует ускоренному документообороту.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является
организация ООО «ЛАФАМАРКЕТ».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Сбыт», а также информационная система сопровождения и управления бизнес-процессом.
Цель настоящей работы – разработка информационной системы
предприятия, позволяющая усовершенствовать систему управления сбытом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов.
2. Привести краткую характеристику деятельности предприятия, в том
числе: деятельности предприятия, описать техническое обеспечение предприятия, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности.
3. Провести анализ обеспечения сбыта.
4. Выделить методы и направления по совершенствованию системы
управления сбытовой деятельности.
5. Определить состав и структуру информационной системы предприятия, т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить структурную таблицу связей задач ИС.
6. Провести проектирование подсистемы «Управление сбытом».
Определить задачи подсистемы, организационно-логические связи их решения,
выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими подсистемами ИС,
составить схему взаимосвязей задач подсистемы. Составить алгоритм решения
задач, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
57. Провести оценку экономической и управленческой эффективности
от внедрения программного продукта.
Теоретической базой исследования послужили труды Тельнова Ю.Ф.,
Репина В.В., Смирнова Ю.Н, Хаммер М. и Чампи Дж..
В качестве информационной основы послужили такие документы предприятия, как: устав ООО «ЛАФАМАРКЕТ», отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс за 2015-2016 г.
В качестве методов исследования деятельности предприятия были выделены: методы сравнительного анализа, процессно-задачный подход к реинжинирингу бизнес-процессов. Были реализованы методологии описания бизнеспроцессов: IDEF0, IDEF3 и WFD.
В первой главе приведены теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов торговых организаций. Описаны основные понятия и определения, принципы перепроектирования бизнес-процессов и приведен зарубежный
и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе проводится анализ организации обеспечения сбыта на
предприятии ООО «ЛАФАМАРКЕТ». Приводится краткая характеристика
предприятия, анализируется производственные и экономические показатели,
рассматривается организация обеспечения сбыта и указываются методы и
направления совершенствования.
В третьей главе производится совершенствование информационной
системы «Управление сбытом», а именно разработка и программная реализация
бизнес – задач «Заключение договоров на реализацию товарной продукции и
услуг», «Учет заказов» и «Учет взаиморасчетов с контрагентами». Оценивается
эффективность внедрения программного обеспечения.
становятся неотъемлемой частью организации бизнес-процессов. Успех и развитие предприятия во многом зависит от получения актуальной и релевантной
информации о текущем состоянии процессов, преобразования её в планы, распоряжения и действия. Информация – один из важнейших ресурсов для обеспечения эффективного управления деятельности предприятия.
Из-за того, что множество сведений остается вне оперативного доступа,
невозможно её использовать для решения текущих задач. Трудности возникают, в основном, из-за того, что деятельность не отображается и не фиксируется
в информационной системе. Документооборот внутри предприятия не развит,
появляются дублирующие или ошибочные документы. Без специальных технологий учета, регистрации и хранения информации они не могут в полной мере
использоваться для решения задач управления. Обработка данных позволяет
совершенствовать процессы производства, проводить оперативное и долгосрочное планирование с большей точностью, прогнозировать и анализировать
деятельность предприятия.
Использование информационных систем в организации минимизирует
затраты времени, материальных, трудовых ресурсов и упрощает обработку информации. Решение этих проблем становится составляющей деятельности преуспевающих организаций.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена
тем, что в настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены
постоянно заниматься улучшением своей сбытовой деятельности. Они стремятся расширить свою деятельность, увеличить продажи путем выхода на новые
рынки сбыта. Одним из самых перспективных рынков сбыта является интернет.
Разработка и интеграция интернет-магазина с используемой на предприятии
информационной системы – один из существенных методов усовершенствования деятельности предприятия и его бизнес-процессов.
4Для уменьшения трудовых и материальных издержек был автоматизирован процесс обеспечения сбытовой деятельности. Использование на практике
автоматизированной системы повышает эффективность существующего решения задач учета и управления заказами, способствует ускоренному документообороту.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является
организация ООО «ЛАФАМАРКЕТ».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Сбыт», а также информационная система сопровождения и управления бизнес-процессом.
Цель настоящей работы – разработка информационной системы
предприятия, позволяющая усовершенствовать систему управления сбытом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов.
2. Привести краткую характеристику деятельности предприятия, в том
числе: деятельности предприятия, описать техническое обеспечение предприятия, провести анализ финансово-хозяйственной деятельности.
3. Провести анализ обеспечения сбыта.
4. Выделить методы и направления по совершенствованию системы
управления сбытовой деятельности.
5. Определить состав и структуру информационной системы предприятия, т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить структурную таблицу связей задач ИС.
6. Провести проектирование подсистемы «Управление сбытом».
Определить задачи подсистемы, организационно-логические связи их решения,
выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими подсистемами ИС,
составить схему взаимосвязей задач подсистемы. Составить алгоритм решения
задач, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
57. Провести оценку экономической и управленческой эффективности
от внедрения программного продукта.
Теоретической базой исследования послужили труды Тельнова Ю.Ф.,
Репина В.В., Смирнова Ю.Н, Хаммер М. и Чампи Дж..
В качестве информационной основы послужили такие документы предприятия, как: устав ООО «ЛАФАМАРКЕТ», отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс за 2015-2016 г.
В качестве методов исследования деятельности предприятия были выделены: методы сравнительного анализа, процессно-задачный подход к реинжинирингу бизнес-процессов. Были реализованы методологии описания бизнеспроцессов: IDEF0, IDEF3 и WFD.
В первой главе приведены теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов торговых организаций. Описаны основные понятия и определения, принципы перепроектирования бизнес-процессов и приведен зарубежный
и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе проводится анализ организации обеспечения сбыта на
предприятии ООО «ЛАФАМАРКЕТ». Приводится краткая характеристика
предприятия, анализируется производственные и экономические показатели,
рассматривается организация обеспечения сбыта и указываются методы и
направления совершенствования.
В третьей главе производится совершенствование информационной
системы «Управление сбытом», а именно разработка и программная реализация
бизнес – задач «Заключение договоров на реализацию товарной продукции и
услуг», «Учет заказов» и «Учет взаиморасчетов с контрагентами». Оценивается
эффективность внедрения программного обеспечения.
Предприятию ООО «ЛАФАМАРКЕТ» требовалась срочная
оптимизация сбытовой деятельности для наращения объема продаж и
увеличения прибыли. Для разрешения данного вопроса было исследовано само
предприятие и его бизнес-процессы. Для усовершенствования предприятия
были изучены основы моделирования бизнес-процессов, создание интернетмагазина на основе CMS, и разработка в системе 1С.
1. При анализе предприятия ООО «ЛАФАМАРКЕТ» были рассмотрены
основные показатели, характеризующие производственную и экономическую
деятельность предприятия. Были выявлены проблемы, характерные для
данного предприятия, решение которых актуально в ближайшее время с целью
повышения эффективности работы и улучшения финансовых показателей.
2. Разработан проект информационной системы с применением
процессно-задачной технологии. Информационная система включает в себя
подсистемы соответствующие бизнес-процессам предприятия и отражает
реальные задачи предприятия.
3. В работе более подробно рассмотрен проект подсистемы «Управление
сбытом», в котором представлены организационно-логические связи решения
входящих в нее задач, внутренние и внешние информационные связи.
4. Проведена разработка задач «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг», «Учет заказов», «Учет взаиморасчетов с
контрагентами». Для выбранных задач спроектировано информационное
обеспечение, дано описание алгоритмов решения задач и объектная модель.
Для реализации разработано программное обеспечение с использованием CMS
NetCat для интернет-магазина и в среде 1C:Предприятие 8.2 на основе
конфигурации «1С:Управление торговлей».
5. Произведена оценка экономической эффективности внедрения задач.
Результаты внедрения можно назвать весьма эффективными, так как
111интегральные показатели экономической эффективности проекта при горизонте
расчета 12 месяцев равны:
1) срок окупаемости (простой) – 7,9 месяцев, при ставке
дисконтирования 12% срок окупаемости составляет – 8,2 месяцев.
3) внутренняя норма доходности – 56,23%
Выработаны следующие рекомендации компании:
1. Внедрить процессно-задачную технологию управления, повышающую
оперативность управления компанией и ее бизнес-процессами.
2. Привести организационную структуру компании в соответствие с
выделенными бизнес-процессами и их задачами, оптимизировать количество
человек на каждой из должностей организационной структуры.
3. Использовать показатели эффективности бизнес-процессов для
оценки и управления бизнес-процессами, а также для оценки и управления всей
компанией в целом.
4. Внедрить разработанное ПО в эксплуатацию для совершенствования
системы управления товарооборотом компании.
оптимизация сбытовой деятельности для наращения объема продаж и
увеличения прибыли. Для разрешения данного вопроса было исследовано само
предприятие и его бизнес-процессы. Для усовершенствования предприятия
были изучены основы моделирования бизнес-процессов, создание интернетмагазина на основе CMS, и разработка в системе 1С.
1. При анализе предприятия ООО «ЛАФАМАРКЕТ» были рассмотрены
основные показатели, характеризующие производственную и экономическую
деятельность предприятия. Были выявлены проблемы, характерные для
данного предприятия, решение которых актуально в ближайшее время с целью
повышения эффективности работы и улучшения финансовых показателей.
2. Разработан проект информационной системы с применением
процессно-задачной технологии. Информационная система включает в себя
подсистемы соответствующие бизнес-процессам предприятия и отражает
реальные задачи предприятия.
3. В работе более подробно рассмотрен проект подсистемы «Управление
сбытом», в котором представлены организационно-логические связи решения
входящих в нее задач, внутренние и внешние информационные связи.
4. Проведена разработка задач «Заключение договоров на реализацию
товарной продукции и услуг», «Учет заказов», «Учет взаиморасчетов с
контрагентами». Для выбранных задач спроектировано информационное
обеспечение, дано описание алгоритмов решения задач и объектная модель.
Для реализации разработано программное обеспечение с использованием CMS
NetCat для интернет-магазина и в среде 1C:Предприятие 8.2 на основе
конфигурации «1С:Управление торговлей».
5. Произведена оценка экономической эффективности внедрения задач.
Результаты внедрения можно назвать весьма эффективными, так как
111интегральные показатели экономической эффективности проекта при горизонте
расчета 12 месяцев равны:
1) срок окупаемости (простой) – 7,9 месяцев, при ставке
дисконтирования 12% срок окупаемости составляет – 8,2 месяцев.
3) внутренняя норма доходности – 56,23%
Выработаны следующие рекомендации компании:
1. Внедрить процессно-задачную технологию управления, повышающую
оперативность управления компанией и ее бизнес-процессами.
2. Привести организационную структуру компании в соответствие с
выделенными бизнес-процессами и их задачами, оптимизировать количество
человек на каждой из должностей организационной структуры.
3. Использовать показатели эффективности бизнес-процессов для
оценки и управления бизнес-процессами, а также для оценки и управления всей
компанией в целом.
4. Внедрить разработанное ПО в эксплуатацию для совершенствования
системы управления товарооборотом компании.



