ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЬЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 7
1.1. Подходы к понятию общения в дошкольном возрасте 7
1.2. Роль воспитателя в развитии эффективного общения у детей
дошкольного возраста в ДОУ 10
1.3. Теория субъектной регуляции Г.С. Прыгина 22
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Характеристика выборки 28
2.2. Описание методов исследования 28
2.3. Организация процедуры исследования 33
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 34
3.1. Особенности сформированное™ эффективного общения у детей
дошкольного возраста с различным типом субъектной регуляции 34
3.2. Организация эффективного общения с дошкольниками зависимого типа
субъектной регуляции 42
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 50
Выводы 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 7
1.1. Подходы к понятию общения в дошкольном возрасте 7
1.2. Роль воспитателя в развитии эффективного общения у детей
дошкольного возраста в ДОУ 10
1.3. Теория субъектной регуляции Г.С. Прыгина 22
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Характеристика выборки 28
2.2. Описание методов исследования 28
2.3. Организация процедуры исследования 33
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 34
3.1. Особенности сформированное™ эффективного общения у детей
дошкольного возраста с различным типом субъектной регуляции 34
3.2. Организация эффективного общения с дошкольниками зависимого типа
субъектной регуляции 42
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 50
Выводы 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение
Актуальность. Общение с другими людьми составляют основную часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека соткано из его общении с другими людьми; с общением связано основное содержание внутренней, психической жизни человека. Именно такое общение порождают поступки и переживания. Отношение к другим людям является центром нравственного и духовного становления личности и во многом определяет духовную и нравственную ценность индивида.
Общение с окружающими начинает зарождаться и интенсивно развивается уже в раннем детстве. Опыт первичных взаимоотношений является фундаментом, основой для дальнейшего развития личности и во многом влияет на особенности самосознания ребенка, его взгляд на мир, его самочувствие и поведение среди людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, реализуемый в ДОО, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие позитивного отношения ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей, в том числе, через формирование детского коллектива.
Тема становления и зарождения навыков общения чрезвычайно актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений в поведении детей и молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве. В связи с этим актуальным является рассмотрение развития навыков общения дошкольников с тем, чтобы выявить эффективные способы и методы формирования навыков общения, понять возрастные закономерности продуктивной совместной деятельности и их психологическую природу.
Детский коллектив, по мнению Л. С. Выготского [9], выступает одним из факторов психического развития ребенка. Проблема развития и становления общения детей привлекает внимание как педагогов, так и психологов. Этой теме было посвящено большое количество теоретических и экспериментальных исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.
Особенности общения детей в коллективе интенсивно изучались представителями зарубежной и отечественной психологии, в частности, исследования триадных взаимодействий (Перре-Клермон А.Н.), взаимодействие в коллективе из четырех человек (Г. Цукерман, В. Рубцов), но до сих пор до конца не изучены особенности организации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности организации эффективного общения детей дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Объект исследования - дошкольники с разным типом субъектной регуляции.
Предмет исследования - особенности организации эффективного общения.
Гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Задачи:
-провести теоретический анализ литературы по проблеме особенностей общения в дошкольном возрасте и типа субъектной регуляции Г.С. Прыгина;
- изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции (констатирующий этап);
- провести мероприятия по формированию эффективного общения у детей с зависимым типом субъектной регуляции посредством игр;
-изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции на контрольном этапе.
Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников; наблюдение, тестирование; интерпретация полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, методы математической статистики.
Методики:
1. Методики «Кто прав?» Г.А. Цукермана на выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника .
2. Методика «Руковички» Г.А. Цукермана на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель») Г.А. Цукермана.
4. Тест С.В. Хусаиновой «Типы субъектной регуляции ребенка» (ТСРР).
Методы математической статистики:
1. Т-критерий Стьюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования особенностей формирования навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста с зависимым типом субъектной регуляции будут полезны в работе воспитателей. Результаты исследования могут быть применены в разработке коррекционных программ по оптимизации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Экспериментальная база - дошкольное образовательное учреждение № 35 «Соловушка» г. Набережные Челны.
Объем и структура дипломной работы. Структура дипломной работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Общение с окружающими начинает зарождаться и интенсивно развивается уже в раннем детстве. Опыт первичных взаимоотношений является фундаментом, основой для дальнейшего развития личности и во многом влияет на особенности самосознания ребенка, его взгляд на мир, его самочувствие и поведение среди людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, реализуемый в ДОО, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие позитивного отношения ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей, в том числе, через формирование детского коллектива.
Тема становления и зарождения навыков общения чрезвычайно актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений в поведении детей и молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве. В связи с этим актуальным является рассмотрение развития навыков общения дошкольников с тем, чтобы выявить эффективные способы и методы формирования навыков общения, понять возрастные закономерности продуктивной совместной деятельности и их психологическую природу.
Детский коллектив, по мнению Л. С. Выготского [9], выступает одним из факторов психического развития ребенка. Проблема развития и становления общения детей привлекает внимание как педагогов, так и психологов. Этой теме было посвящено большое количество теоретических и экспериментальных исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.
Особенности общения детей в коллективе интенсивно изучались представителями зарубежной и отечественной психологии, в частности, исследования триадных взаимодействий (Перре-Клермон А.Н.), взаимодействие в коллективе из четырех человек (Г. Цукерман, В. Рубцов), но до сих пор до конца не изучены особенности организации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности организации эффективного общения детей дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Объект исследования - дошкольники с разным типом субъектной регуляции.
Предмет исследования - особенности организации эффективного общения.
Гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Задачи:
-провести теоретический анализ литературы по проблеме особенностей общения в дошкольном возрасте и типа субъектной регуляции Г.С. Прыгина;
- изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции (констатирующий этап);
- провести мероприятия по формированию эффективного общения у детей с зависимым типом субъектной регуляции посредством игр;
-изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции на контрольном этапе.
Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников; наблюдение, тестирование; интерпретация полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, методы математической статистики.
Методики:
1. Методики «Кто прав?» Г.А. Цукермана на выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника .
2. Методика «Руковички» Г.А. Цукермана на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель») Г.А. Цукермана.
4. Тест С.В. Хусаиновой «Типы субъектной регуляции ребенка» (ТСРР).
Методы математической статистики:
1. Т-критерий Стьюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования особенностей формирования навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста с зависимым типом субъектной регуляции будут полезны в работе воспитателей. Результаты исследования могут быть применены в разработке коррекционных программ по оптимизации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Экспериментальная база - дошкольное образовательное учреждение № 35 «Соловушка» г. Набережные Челны.
Объем и структура дипломной работы. Структура дипломной работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Целью работы являлось определение особенностей организации эффективного общения детей дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Изучены труды по проблемам общения дошкольников следующих авторов: Ф. Вуд, Г. Грэмпп, Дж. Лауве, Д. Вудрон, Т. Келлер, К. Крофт, Р. Дименштейн, В. Гончарова, О. Громова, А. Зотова, Е. Мартынова, А. Станевский, С. Краснов, Л. Шипицына и др. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что уровень детских отношений во многом будет определяться содержанием, формами и способами общения педагога с дошкольниками. Общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка и становления его личности. Поводами к общению у детей 3-4 лет является желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку и получить его доброжелательную оценку. Дети 4-5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером, его внимания, признания и уважения. Дошкольники интенсивнее, чем дети подготовительной группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений.
Изучены различия в сформированности навыков эффективного общения между дошкольниками с зависимым и автономным типами субъектной регуляции. Проведены занятия по формированию навыков эффективного общения с зависимыми дошкольниками. Подтверждены гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения
дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Трудности общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста связаны с несформированностью возрастных форм общения, и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие эффективного общения у детей в игровой деятельности.
Организация эффективного общения зависимых дошкольников эффективна. У зависимых дошкольников в игровой деятельности наблюдаются владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, умение проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, умение вести диалог, дискуссию, умение обосновывать свою точку зрения.
Организация эффективного общения помогла детям решить душевные проблемы, преодолевать трудности общения и сформировала навыки взаимопонимания. Целенаправленная работа по формированию навыков эффективного общения создает для дошкольника условия получения личностного опыта и тем самым облегчает развитие коммуникативных качеств, общительности в целом.
Изучены труды по проблемам общения дошкольников следующих авторов: Ф. Вуд, Г. Грэмпп, Дж. Лауве, Д. Вудрон, Т. Келлер, К. Крофт, Р. Дименштейн, В. Гончарова, О. Громова, А. Зотова, Е. Мартынова, А. Станевский, С. Краснов, Л. Шипицына и др. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что уровень детских отношений во многом будет определяться содержанием, формами и способами общения педагога с дошкольниками. Общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка и становления его личности. Поводами к общению у детей 3-4 лет является желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку и получить его доброжелательную оценку. Дети 4-5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером, его внимания, признания и уважения. Дошкольники интенсивнее, чем дети подготовительной группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений.
Изучены различия в сформированности навыков эффективного общения между дошкольниками с зависимым и автономным типами субъектной регуляции. Проведены занятия по формированию навыков эффективного общения с зависимыми дошкольниками. Подтверждены гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения
дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Трудности общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста связаны с несформированностью возрастных форм общения, и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие эффективного общения у детей в игровой деятельности.
Организация эффективного общения зависимых дошкольников эффективна. У зависимых дошкольников в игровой деятельности наблюдаются владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, умение проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, умение вести диалог, дискуссию, умение обосновывать свою точку зрения.
Организация эффективного общения помогла детям решить душевные проблемы, преодолевать трудности общения и сформировала навыки взаимопонимания. Целенаправленная работа по формированию навыков эффективного общения создает для дошкольника условия получения личностного опыта и тем самым облегчает развитие коммуникативных качеств, общительности в целом.



