ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 7
1.1. Подходы к понятию общения в дошкольном возрасте 7
1.2. Роль воспитателя в развитии эффективного общения у детей
дошкольного возраста в ДОУ 10
1.3. Теория субъектной регуляции Г.С. Прыгина 22
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Характеристика выборки 28
2.2. Описание методов исследования 28
2.3. Организация процедуры исследования 33
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ ТИПОВ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 34
3.1. Особенности сформированное™ эффективного общения у детей
дошкольного возраста с различным типом субъектной регуляции 34
3.2. Организация эффективного общения с дошкольниками зависимого типа
субъектной регуляции 42
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 50
Выводы 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение
Актуальность. Общение с другими людьми составляют основную часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека соткано из его общении с другими людьми; с общением связано основное содержание внутренней, психической жизни человека. Именно такое общение порождают поступки и переживания. Отношение к другим людям является центром нравственного и духовного становления личности и во многом определяет духовную и нравственную ценность индивида.
Общение с окружающими начинает зарождаться и интенсивно развивается уже в раннем детстве. Опыт первичных взаимоотношений является фундаментом, основой для дальнейшего развития личности и во многом влияет на особенности самосознания ребенка, его взгляд на мир, его самочувствие и поведение среди людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, реализуемый в ДОО, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие позитивного отношения ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей, в том числе, через формирование детского коллектива.
Тема становления и зарождения навыков общения чрезвычайно актуальна, так как множество деструктивных и негативных явлений в поведении детей и молодежи, которые наблюдаются в последнее время (повышенная агрессивность, жестокость, отчужденность и пр.), имеют свои корни в раннем и дошкольном детстве. В связи с этим актуальным является рассмотрение развития навыков общения дошкольников с тем, чтобы выявить эффективные способы и методы формирования навыков общения, понять возрастные закономерности продуктивной совместной деятельности и их психологическую природу.
Детский коллектив, по мнению Л. С. Выготского [9], выступает одним из факторов психического развития ребенка. Проблема развития и становления общения детей привлекает внимание как педагогов, так и психологов. Этой теме было посвящено большое количество теоретических и экспериментальных исследований. В то же время сам предмет исследования межличностных отношений детей остается неясным и по-разному трактуется представителями различных направлений.
Особенности общения детей в коллективе интенсивно изучались представителями зарубежной и отечественной психологии, в частности, исследования триадных взаимодействий (Перре-Клермон А.Н.), взаимодействие в коллективе из четырех человек (Г. Цукерман, В. Рубцов), но до сих пор до конца не изучены особенности организации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности организации эффективного общения детей дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Объект исследования - дошкольники с разным типом субъектной регуляции.
Предмет исследования - особенности организации эффективного общения.
Гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Задачи:
-провести теоретический анализ литературы по проблеме особенностей общения в дошкольном возрасте и типа субъектной регуляции Г.С. Прыгина;
- изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции (констатирующий этап);
- провести мероприятия по формированию эффективного общения у детей с зависимым типом субъектной регуляции посредством игр;
-изучить и сравнить особенности эффективного общения у детей с автономным и зависимым типами субъектной регуляции на контрольном этапе.
Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников; наблюдение, тестирование; интерпретация полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, методы математической статистики.
Методики:
1. Методики «Кто прав?» Г.А. Цукермана на выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника .
2. Методика «Руковички» Г.А. Цукермана на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель») Г.А. Цукермана.
4. Тест С.В. Хусаиновой «Типы субъектной регуляции ребенка» (ТСРР).
Методы математической статистики:
1. Т-критерий Стьюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования особенностей формирования навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста с зависимым типом субъектной регуляции будут полезны в работе воспитателей. Результаты исследования могут быть применены в разработке коррекционных программ по оптимизации эффективного общения детей старшего дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Экспериментальная база - дошкольное образовательное учреждение № 35 «Соловушка» г. Набережные Челны.
Объем и структура дипломной работы. Структура дипломной работы разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Целью работы являлось определение особенностей организации эффективного общения детей дошкольного возраста с учетом их типов субъектной регуляции.
Изучены труды по проблемам общения дошкольников следующих авторов: Ф. Вуд, Г. Грэмпп, Дж. Лауве, Д. Вудрон, Т. Келлер, К. Крофт, Р. Дименштейн, В. Гончарова, О. Громова, А. Зотова, Е. Мартынова, А. Станевский, С. Краснов, Л. Шипицына и др. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что уровень детских отношений во многом будет определяться содержанием, формами и способами общения педагога с дошкольниками. Общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка и становления его личности. Поводами к общению у детей 3-4 лет является желание продемонстрировать свои умения (самовыражение) популярному ребенку и получить его доброжелательную оценку. Дети 4-5 лет чаще всего ищут сотрудничества с партнером, его внимания, признания и уважения. Дошкольники интенсивнее, чем дети подготовительной группы, ищут сотрудничества с ровесниками, их уважения, а также сопереживания и согласования мнений.
Изучены различия в сформированности навыков эффективного общения между дошкольниками с зависимым и автономным типами субъектной регуляции. Проведены занятия по формированию навыков эффективного общения с зависимыми дошкольниками. Подтверждены гипотезы исследования: 1) особенности эффективного общения
дошкольников с автономным и зависимым типом субъектной регуляции отличаются. Автономные дети характеризуются общительностью, умением вести дискуссию, умением обосновывать свои точки зрения;
2) организация эффективного общения дошкольников с зависимым типом субъектной регуляции будет возможным, если:
-целенаправленно использовать игры в работе с детьми зависимого типа субъектной регуляции;
-будут учитываться индивидуально-психологические особенности зависимых детей в процессе игровой деятельности;
- если показателями эффективного общения считать: умение владеть собой, умение проявлять терпение к недостаткам других, умение проявлять инициативу для завязывания контактов, умение договариваться, создание дружеской атмосферы доверия, взаимопомощи, открытого и доброжелательного общения ребят друг с другом, умение вести дискуссию, умение обосновывать свои точки зрения.
Трудности общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста связаны с несформированностью возрастных форм общения, и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное развитие эффективного общения у детей в игровой деятельности.
Организация эффективного общения зависимых дошкольников эффективна. У зависимых дошкольников в игровой деятельности наблюдаются владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, умение проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, умение вести диалог, дискуссию, умение обосновывать свою точку зрения.
Организация эффективного общения помогла детям решить душевные проблемы, преодолевать трудности общения и сформировала навыки взаимопонимания. Целенаправленная работа по формированию навыков эффективного общения создает для дошкольника условия получения личностного опыта и тем самым облегчает развитие коммуникативных качеств, общительности в целом.
1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В. В. Абраменкова / Вопр. психол. 2007. № 5. - С. 60 - 70.
2. Артемова П.В. Организация взаимовлияния детей в игре// Артемова / Дошкольное воспитание. 2002. № 6. - С. 42—50.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Бохович - М.: Владос 2000. - 446 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет/ А.К. Бондаренко. - М: Просвещение, 2001 - 160 с:
5. Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группа, возникающие па основе игровой деятельности / К. Я. Вольцис / Дошкольное воспитание. 2012. .№ 2. - С. 8-12.
6. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста/ Е. Гастерова// Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С. 45-50.
7. Запорожец А.В. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ А.В. Запорожец.- М.: Эксмо-Пресс, 2008. - 216 с.
8. Иванкова Р.Я. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей 4-го года жизни / Р. Я. Иванкова.- М.: АСТ, 2010.- 17 с.
9. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С.А. Козлова. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
10. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания/ Ф. Крюгер // Психология эмоций: Тексты. - М.: Академия, 2004. - 344 с.
11. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности/ М.В. Крулехт - СПб.: Детство-Пресс, 2002 - 160 с.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей/ Н.Л. Кряжева - Ярославль, 2006. - 250 с.
13. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка/ В.Т. Кудрявцев - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 174 с.
14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2003. - С. 303-323
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова - М.: Смысл, 2005. - 76 с.
16. Логинова В.И. Дошкольная педагогика/ В.И. Логинова - М. Владос 2003. - 288 с.
17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений/ Г.Л. Лэндрет - М.: Владос 2001. - 365 с.
18. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка/ А.А. Люблинская- М.: Знание 2000. - 363 с.
19. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михйленко - М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2000. - 96 с.
20. Михайленко Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко - М.: Академический Проект 2001.- 160 с.
21. Михайленко Н.Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре/ Н.Я. Михайленко//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 15; №4.-С. 18-23.
22. Мухина В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка/ В.С. Мухина// Вопросы психологии 1998. - №2. - С. 123- 128.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества/ В.С. Мухина - М.: Академия 2000. - 456 с.
24. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста/ Я.З. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика 2006. - 211 с.
25. Новоселова С. Развивающая предметная среда/ С. Невоселова - СПб.: Питер 2008. - 400 с.
26. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А. 2000. - 96.
27. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология/ Л.Ф. Обухова. - М.: ПОР, 2000. - 220 с.
28. Осорина М.В. Секретный мир детей -- М.: Российское
педагогическое агентство 2006. -- 374 с.
29. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/ В.А. Петровский - М.: Новая школа 2003. - 53 с.
30. Прыгин Г.С. Феноменология проявления «автономности» и «зависимости» в субъектной саморегуляции деятельности/ Г.С. Прыгин // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. Выпуск «Актуальные проблемы психологии. Поволжский регион» 2006.- 264 с.
31. Прыгин Г.С. Взаимосвязь «автономного» и «зависимого» типов саморегуляции деятельности со структурой самооценки у больных наркоманией / Г.С. Прыгин// Актуальные проблемы социальной психологии - Ярославль - 2002. -с.283-294.
32. Прыгин Г.С. Взаимосвязь «автономного» и «зависимого» типов саморегуляции деятельности со структурой самооценки у больных наркоманией/ Г.С. Прыгин // Актуальные проблемы социальной психологии.- Т.2.- Ярославль - 2002.- С. 283-294.
33. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции/ Г.С. Прыгин - Набережные Челны.: Изд-во Института управления, 2005 - 234с.
34. Прыгин Г.С., Захарова И.М. Структурно-функциональные и информационные особенности феномена «автономности-зависимости». В кн: Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека // Г.С. Прыгин - М.: Психологический ин-т РАО, 2006.- с. 134-155.
35. Прыгин Г.С. Олейник Н.С. Исследование особенностей внутригруппового взаимодействия субъектов с различными регуляторно-типологическими особенностями. В кн: Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека // Г.С. Прыгин - М.: Психологический ин-т РАО 2006 - с. 82-304.
36. Прыгина И.Л. Проявление автономности и зависимости у больных неврозами с разными типами акцентуаций/ Г.С. Прыгин - Набережные Челны: Изд-во Института управления 2003 - С. 181-191.
37. Прыгин Г.С. Исследование феномена «автономности - зависимости» в контексте универсальных факторов конституциональных диспозиций/ Г.С. Прыгин // Материалы международной научно¬практической конференции 2-5 октября 2000г. Конфликт и личность в изменяющемся мире - Ижевск - 2000 - с.132-135
38. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности Г.С. Прыгин - Набережные Челны: Изд-во Института управления 2005. - 411 с.
39. Репина Т. Самостоятельные игровые объединения/ Т. Репина //Дошкольное воспитание -2004 - №2. - С. 43-46.
40. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста / А. А. Рояк // Вопр. психологии. 2014. № 4. - С. 71—83.
41. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет/ Е.О. Смирнова - М: Школа-Пресс 2007 - 384 с.
42. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова - М: Академия 2000 - 512 с.
43. Столин В.В. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку/ В.В. Столин // Психологический журнал. - 2002 - № 2 - С. 55-58.
44. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений. Психологические проблемы современной российской семьи/ С.Н. Сорокоумова М: Речь 2005 - 560 с.
45. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е.И. Удальцова - Минск: Народная асвета 2002. - 128 с.
46. Урунтаева Г.А. Как я расту: Советы психолога родителям/ Г.А. Урунтаева - М: Просвещение 2006. - 111 с.
47. Усова А. П. Обучение в детском саду / А. И. Усова - М:
Просвещение 2004. - 176 с.
48. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии / Н.П. Фетискин - М: Изд-во Института Психотерапии 2002 - 668 с.
49. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада/ Е.А. Флерина - М: Просвещение 2003 - 112 с.
50. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, . А. Венгер - М: МГУ 2000 - 126 с.