ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты системы менеджмента качества на предприятии 7
1.1 Понятие и показатели качества продукции 7
1.2 Сущность и содержание системы менеджмента качества. Принципы системы менеджмента качества
1.3 Эффективность системы менеджмента качества на предприятии 23
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ООО
«НеоМет» 31
2.1 Общая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ финансово- хозяйственной деятельности ООО «НеоМет»... 36
2.2.1 Анализ структуры продукции 39
2.2.2 Анализ ритмичности выпуска продукции 39
2.2.3 Анализ косвенных затрат 42
2.2.4 Анализ ликвидности предприятия 53
2.3 Результаты исследования в области системы менеджмента качества
ООО «НеоМет» 67
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента
качества на предприятии ООО «НеоМет»
3.1 Планирование и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента качества на предприятии ООО «НеоМет»...
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию системы менеджмента качества на предприятии ООО «НеоМет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас устойчивое положение любого предприятия на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества, которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты ISO серии 9001 имеют статус формализованной концентрации методологии Всеобщего управления качества (TQM). Развитие международных стандартов ISO серии 9000 происходит довольно динамично. В международных стандартах ISO серии 9000, на которых строится большинство сертифицированных СМК в мире, одним из основных инструментов совершенствования деятельности организации в области качества является измерение результативности действующей СМК. Поэтому вопросы, связанные с проблемой адекватной и объективной оценки, а также последующего анализа результативности СМК, приобретают вид задачи как теоретической, так и практической значимости.
Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии очень актуальна в настоящее время в России, так как многие предприятия пошли по пути внедрения СМК по стандарту ISO 9000 с целью повышения конкурентоспособности и качества производимой продукции или оказываемых услуг.
Однако на данный момент в большинстве случаев понятие СМК рассматривается, как совокупность документации, необходимой для формального подтверждения соответствия требованиям стандарта ISO с целью получения сертификата.
Такой формальный подход к построению системы недопустим, так как в данном случае организация не достигает изначальной цели внедрения СМК - формирования условий для постоянного и непрерывного совершенствования и повышения ее результативности. Это дает возможность, с одной стороны, обеспечить стабильную работу над качеством, а с другой - раскрыть инновационный потенциал организации, что позволяет гибко реагировать на меняющиеся требования потребителей и производить более конкурентоспособную продукцию (услуги). При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ООО «НеоМет». На предприятии внедрена и документально система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2001, что подтверждено сертификатом.
Предметом исследования в дипломном проекте является система менеджмента качества на предприятии.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию существующей системы менеджмента качества ООО
«НеоМет».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описание сущности, содержания и принципов СМК;
2) описание структуры СМК и требований к ней;
3) описание предприятия и анализ его организационной структуры управления;
4) анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия;
5) анализ финансовых показателей предприятия;
6) анализ СМК предприятия;
7) определения негативных моментов в деятельности предприятия;
8) разработка мероприятий по совершенствованию существующей СМК на предприятии;
В дипломном проекте применены методы математического анализа показателей, факторного анализа, синтеза полученных данных, методы «Дерева целей», «Дерева решений», сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, метод коэффициентов, факторный анализ.
Информационной базой для анализа деятельности предприятия стали отчет о финансовых результатах и баланс предприятия, аудиторские отчеты по результатам оценки результативности СМК, Руководство по качеству ООО «НеоМет».
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.
Внедрение СМК на базе международных стандартов ISO является лишь первым шагом к достижению высокого качества изготавливаемой продукции (оказываемых услуг). Эффективность от внедрения предприятие сможет почувствовать лишь в том случае, если будет постоянно и непрерывно совершенствовать действующую СМК, и в этот процесс будут включены все сотрудники предприятия - от директора до непосредственного исполнителя. В противном случае, внедрение СМК закончится на стадии разработки документации и превратиться в формальность.
Цель дипломного проекта состояла в разработке мероприятий по совершенствованию СМК ООО «НеоМет».
Для разработки мероприятий в научно-исследовательском разделе были рассмотрены следующие вопросы:
1) Сущность и содержание СМК. Принципы СМК.
2) Структура СМК. Требования к СМК.
Так же в аналитическом разделе был произведен анализ:
а) организационной структуры управления предприятием;
б) производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включая следующие технико-экономические показатели:
1) объема оказанных услуг;
2) выручки от реализации услуг;
3) себестоимости оказанных услуг;
4) прибыли;
5) рентабельности;
6) оплаты труда;
7) численности работников;
8) основных производственных фондов;
9) финансовых показателей.
10) результативности СМК предприятия.
По результатам анализа были получены следующие сведения:
Объем товарной продукции организации за 2013-2015 гг. резко увеличивается. Это говорит о том, что деятельность предприятия наращивается на протяжении периода, что является положительным фактом.
Базисные темпы роста показывают, что за 2013-2015 гг. объем производства и реализации продукции вырос почти в 1,5 раз. При этом видно, что наибольший рост приходится на 2015 г., в этом году значительно увеличивается производство и реализация продукции.
В 2015 г. плановый показатель не выполнен по большинству позиций продукции. Общий процент выполнения плана составил 99,71%. Наибольший процент выполнения плана наблюдается по продукции С в размере 101,87 %.
Наибольший процент невыполнения плана наблюдается по продукции В - 95,01%. Наибольшая доля в продажах в 2015 г. принадлежит: продукции А- 86,35%.
Общий коэффициент ритмичности составил 0,958. Это говорит о том, что фактическая реализация меньше планового показателя на 4,2%. Наиболее ритмичны продажи в 1 декаде - 1,11. Наименее ритмичны продажи в 2 декаде - 0,89.
Это свидетельствует о невысоком уровне ритмичности продаж. Фактический выпуск откланялся от планового по интервалам в среднем на 8,8%. Упущенные возможности в связи с неритмичной работой составили 39645 тыс. руб.
В структуре затрат на производство продукции преобладают материальные затраты, занимая по удельному весу 58,77% в предыдущем году и 56,85 % в отчетном году. На втором месте идет заработная плата с отчислениями (22,57% в предыдущем году и 22,37% в отчетном), на третьем амортизация (12,52% в предыдущем году и 3,74% в отчетном), затем прочие производственные расходы(4,09 в предыдущем году и 3,4% в отчетном). На последнем месте - коммерческие расходы (2,04% в предыдущем году и 1,8 % в отчетном).
Использование ресурсов на предприятии ООО «НеоМет» носит преимущественно экстенсивный характер, доля экстенсивности составляет 80%.Совокупный экономический эффект отраженный в показателях составил - 52388,04(экономия всех ресурсов без численности).
Результаты факторного анализа прибыли показывают, что объемы продаж в 2015 году по сравнению с его величиной в предыдущем периоде увеличились на 61368 тыс.руб. Данное изменение было обеспечено за счет роста цен на реализуемую продукцию и объема производства продукции.
Из сравнительного аналитического баланса видно, что в активе баланса за 2015 год наибольший удельный вес занимают основные средства- 29,53%, а в 2014 году наибольший удельный вес занимали запасы - 32,53%.
Собственный капитал в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличен на 143198 тыс.руб., или на 44,19%. Доля собственного капитала в общей валюте баланса снижена на 0,65%.
Анализ финансовой устойчивости показал, что ООО «НеоМет» является прибыльным и имеет запас финансовой прочности в 2015 году-37,25%.
Организация не обладает идеальной платежеспособностью, однако состояние организации улучшается.
По полученным результатам анализа и выявленным в его ходе недостаткам, разработаны мероприятия, позволяющие устранить существующие проблемы СМК:
1) Разработка действий, направленных на преодоление барьеров, внедрение мероприятий по устранению несоответствий путем введения журнала корректирующих и предупреждающих действий, совершенствование процесса управления несоответвующей продукцией.
2) Создание комиссии контроля качества. Данная комиссия предназначена для совершенствования системы менеджмента качества в организации, а также для усиления конкурентоспособности ООО «НеоМет».
3) Совершенствование системы взаимодействия и ответственности путем повышения квалификации персонала.
4) Обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия путем закупки нового оборудования.
В результате снижения издержек производства предприятие может сэкономить 4 167 тыс. руб. (0,5% от 833 495 тыс. руб.).
В результате увеличения объема выпускаемой продукции предприятие получит прирост выручки на 995 тыс. руб. (0,1% от 994 895 тыс. руб.)
В результате увеличения цены продукции предприятие получит прирост выручки на 497 тыс. руб. (0,55% от 994 895 тыс. руб.).
Таким образом, общий эффект от повышения качества продукции 5660 тыс. руб. в год.
Таким образом, разработанные мероприятия совершенствуют действующую на предприятии СМК, позволяют получить экономический эффект. Это подтверждает возможность их практического применения на ООО «НеоМет».
Цель дипломного проекта достигнута.
1. Абсолютина, М. С. Анализ Финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абсолютина, А. В.Грачев. - М.: Дело, 2013. - 745 с.
2. Варакута, С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С.А. Варакута, - М.: ИНФРА, 2012. - 207 с.
3. Волков, В. П. Экономика предприятия: учеб пособие / В. П. Волков, А.
И. Ильин, В. И Станкевич. - М.: Новое знание, 2013. - 677 с.
3. Грузинов, В.П. Управление качеством продукции: Учебник для вузов.
2- е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-795с.
4. Ермолович, Л.Л., Сивчик, Л.Г., Оценка качества выпускаемой продукции: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - М.: Интерпрессервис, 2014. - 576с.
5. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - 3 -е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 358с. - Серия «Высшее образование».
6. Иванов, П. Экономическая взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции // Консультант директора. - 2012. - №21. С.24-27.
7. Каплина, О., Зайченко, Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода. / Маркетинг. - 2011. - №4. - С. 24 - 39.
10. Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А. И. Ковалев, В. П.Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга.- 2012. - 216 с.
11. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.¬711с.
12. Ламбен, Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под. ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер,2010. - 800 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»).
13. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М.Г. Круглов [и др.] - М.: ИПК Издательство стандартов, 2009. - 368 с.
14. Мишин, В.М. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 303с
15. Никифоров, А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2013. - 720с.
16. Основы менеджмента качества: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высшая школа, 2011. - 367с.
17. Плетнева, Н.П., Стандарты ИСО 9000 - первая ступень делового совершенства / Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2009. - С. 104-107.
18. Протасов, В.Ф. Зарубежный опыт оценки качества продукции. - М.: Финансы и статистика, 2010 - 536с.: ил.
19. Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов/ Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И.Лактионов. - М.: Высшая школа, 2010.- 767с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 4 -е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. - 512 с.
21. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2 - е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 304с..
22. Сидоренко, О.В. Направления комплексного анализа качества продукции предприятия. / Экономический анализ. - 2008. - №17. - С. 37-39.
23. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. пособие /
М.М. Кане [и др.]. - СПб.: Питер, 2009. - 559 с.
24. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А.Швандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др.; Под ред.проф. В.А.Швандар.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 487с.
25. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э.А. - М.:
Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2011. - 440 с.
26. Управление качеством: Учеб для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Мельников, В.П. Смоленцев, А.Г. Схиртладзе; под ред. В.П. Мельникова. - М.: Академия, 2009. - 347 с.
27. Управление качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - 400 с.
28. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С, Мхитарян и др., под ред. С.Д. Ильенковой - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 334с.
29. Федюкин, В.К., Дурнев, В.Д., Лебедев, В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ», 2013. - 328с.
30. Чернышева, Ю. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. Пособие. / Ю. Г. Чернышева, Э. А. Чернышева. - М.: МарТ, 2010. - 304 с.
31. Шишкоедова, Н.Н. Методика финансового анализа предприятий. // Экономический анализ. - 2010. - №5. - С. 42-46.
32. Яшин С.Н. Сравнительная оценка совокупного экономико-организационного эффекта функционирования предприятий. / С.Н. Яшин, Е.Н. Пузов // Экономический анализ. - 2011. - №6. - С.8-14