Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕДКИЕ ЯЗЫКИ РФ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Работа №84697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические основы изучения функционального потенциала языков 6
1.1. Понятийный аппарат социолингвистического исследования 6
1.2. Классификация языков по уровню функциональной мощности 15
Выводы к 1 главе 24
Глава 2. Редкие языки РФ: комплексный функциональный анализ 26
2.1. Общие сведения о редких языках РФ: история и современность 26
2.2.1. Качественные параметры 40
2.2.2. Количественные параметры 48
Выводы ко 2 главе 62
Заключение 65
Библиография


В настоящее время вопрос изучения состояния и развития редких региональных языков на территории Российской Федерации является весьма актуальным. Европейская хартия региональных языков гласит, что региональным языком считается тот, что используется на определенной части территории государства, где, помимо этого, он может использоваться большинством граждан. Для Российской Федерации, чья языковая полиморфия уникальна в своём роде, поиск наилучших вариантов развития и взаимодействия языков и культур стоит в одном ряду с важнейшими задачами национальной политики. Учитывая то, что, очевидно Россия стремится к интеграции с международным сообществом, решение языкового вопроса не может быть найдено без тщательного изучения международного опыта в сфере поддержки и развития языкового многообразия. Изучение функциональных возможностей и перспектив малых национальных языков РФ в наши дни не может быть ограничено лишь региональными масштабами. Тенденции языкового развития в XXI веке детерминированы глобальными изменениями, имеющими одинаковое влияние на функциональный аспект большинства региональных языков мира. Кроме того, функциональная мощность редкого языка на современном этапе зависит от таких причин, как интерес в его изучении и использовании, а также от социальной ценности языка.
Изучение функционального аспекта языка вовлекает анализ обширного спектра сфер и направлений. Благодаря интердисциплинарному подходу можно предугадать будущее развитие языков и их функционирование, а также потребности общества в тех или иных языках. Это комплексная задача, решение которой осложняется быстрыми технологическими нововведениями, порождающими долгосрочные тенденции на основе краткосрочных подтверждений данных тенденций. Ощутимое воздействие на функциональную мощность языка оказывают языковая политика и языковая ситуация, которые, взаимодействуя, влияют на функциональный прогресс или регресс языка. С одной стороны, языковая политика определяется как в соответствии с обозначенными перед ней задачами, так и в зависимости от основных характеристик языковой обстановки. С другой стороны, языковая ситуация может оказать влияние как на тип языковой политики, так и на уровень её осуществления. Следовательно, языковая ситуация и языковая политика, характеризуясь взаимовлиянием в свете современных мировых тенденций выступают одним из основных факторов, влияющих на функциональное развитие языков.
Научная новизна дипломной работы определяется тем, что впервые комплексно изучается функциональное состояние и потенциал редких языков РФ на основе международной классификации. Актуальность работы подкрепляется тем фактом, что редкие языки в эпоху глобализации находятся в уязвимом положении и очевидна необходимость выработки новых путей функциональной поддержки редких языков в постоянно меняющемся мире. Кроме того, изыскания, позволяющие объединить результаты из разных научных направлений (в данном случае - языкознания, социологии, политики и истории), отвечают современным тенденциям в науке, которые гласят, что так называемые «стыковые» научные исследования способны явить наиболее достоверные научные результаты.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе комплексного сравнительно-сопоставительного анализа языковой ситуации и языковой политики в отношении редких языков РФ представить современную социолингвистическую парадигму России.
Также представляется необходимым дать расширенную социолингвистическую характеристику исследуемых ареалов, разработать пути и сферы возможного сообразного использования опыта языковой политики для развития функционального потенциала редких языков РФ.
Объектом исследования, таким образом, являются языковая ситуация, языковая политика и система образования в отношении исследуемых редких языков РФ.
Предметом исследования стали процессы взаимосвязи и взаимовлияния количественных и качественных признаков языковой политики, языковой ситуации и системы образования регионов РФ с редкими языками.
Для осуществления цели научного исследования были поставлены следующие задачи:
• проследить в историческом развитии формирование функционального потенциала ряда редких языков России в контексте политического и социально-экономического развития этносов;
• подвергнуть анализу основные направления современной теории функционального развития языков;
• выделить основные сферы, направления, признаки и критерии для проведения сравнительно-типологического исследования языковых ситуаций в национальных субъектах РФ с редкими языками;
• осуществить сравнительно-сопоставительный анализ языковых ситуаций исследуемых российских регионов с редкими языками в соответствии с имеющимися классификационными критериями и признаками;
• проанализировать в сравнительном аспекте функционирование редких языков в основных сферах: административно - правовой, СМИ и в образовании. Для выполнения данной задачи в работе были проведены исследования функциональных возможностей редких языков в национальных регионах Российской Федерации;
• рассмотреть влияние языковой политики на функциональное развитие редких языков в русле анализа языковой политики национальных регионов РФ;
• выработать предложения по возможностям применения опыта
языковой политики в Российской Федерации в отношении редких языков в целом и в регионах в частности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав с подглавами и выводами к ним, заключения и библиографии. В первой главе были рассмотрены теоретические основы изучения функционального потенциала языков и приведена классификация языков по уровню функциональной мощности. Во второй главе настоящего исследования был проведён комплексный функциональный анализ редких языков РФ, даны общие сведения о редких языках РФ, осуществлён сравнительный анализ функционального потенциала редких языков РФ, сравнены их качественные и количественные параметры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Языковая политика является инструментом, определяющим основные признаки языковой ситуации, перспективы ее развития, моделирующим тот или иной тип языкового взаимодействия в рамках федеративного государства и его регионов. На современном этапе языковая политика влияет на большинство сфер жизни общества. Законодательные акты, регулирующие языковые вопросы государства, в той или иной степени проникают в жизнь её граждан, включая социально - культурную сторону взаимодействия между людьми, тем самым формируя функциональную мощность языка, в том числе и редкого, и, как следствие, повышают социальную ценность языка, его востребованность и мотивацию в его изучении.
Глобальный мир предполагает универсальные подходы к решению большинства стоящих перед обществом задач. В целом это во многом упрощает и оптимизирует процессы международного взаимодействия, создавая для участников международных отношений единую систему критериев, соответствие которым гарантирует качество и стабильность. Одной из сфер, где неприменима унифицированная шкала стандартов, является национальная культура, символом которой выступает редкий язык. Темп научно-технического прогресса за последние десятилетия увеличился настолько, что к нему зачастую не способны адаптироваться даже социальные явления. Как известно, изменения в языке происходят даже медленнее, чем в социальных реалиях, и, таким образом, язык в русле развития научных, экономических и социальных преобразований становится уязвимым звеном. В условиях прогресса в передовых сферах развития общества, к редкому языку, как к средству обмена информацией, выдвигаются новые требования. В ситуации выбора в пользу того или иного языка, как средства общения, предпочтение отдаётся тому, который способен наиболее адекватно выполнять возлагаемые на него функции. Тем не менее, в ряде случаев, в обществе с той или иной степенью активности функционирует несколько языков, и одинаково динамичное развитие всех языков невозможно. Высокие ритмы человеческого взаимодействия, новые технологии и другие признаки современности реализуются в обществе с огромной скоростью, которую невозможно развить при адаптации языков к этим процессам. Таким образом, обратной стороной мировых интеграционных процессов, несущих в себе массу положительных результатов для мирового развития в целом, стало неравномерное распределение функциональных полномочий между крупными, мировыми языками и относительно малыми, языками меньшинств или редкими. Потребность в гибком, мобильном и развитом языке, как правило, реализуют языки численно превалирующих этносов, способные своевременно реагировать на новые условия и ритмы сегодняшнего дня. Однако такое положение вещей в столь деликатной сфере, как редкий язык, может привести к социальной напряженности, вызвать определенные опасения у представителей малых этнических групп и таким образом спровоцировать нежелательные последствия. Особенно это актуально для многонациональных государств. В Российской Федерации проживает самое большое число наций в мире. Языковой вопрос для нашей страны постоянно актуален, и поиск способов его решения в XXI веке подразумевает новые подходы. Языковая политика России относительно редких языков должна базироваться на современных исследованиях, то есть её фундамент должен быть построен на тех же принципах, что и научные разработки в других важнейших отраслях, модернизация которых воплощается на практике и поддерживается в Российском государстве на федеральном уровне.
В современной России языковое многообразие является достоянием государства и находится под его конституционной защитой. Реализация толерантного и демократичного подхода к решению языкового вопроса представляет собой целую систему мер, которые, с одной стороны, должны поддерживать целостность государства, а с другой - предоставить российским этносам как можно более комфортное положение в рамках Российского государства, право на национальное самоопределение и развитие родных языка и культуры. Языковая политика включает в себя не только собственно юридические аспекты закрепления статусов редких языков, но и реализацию задекларированных постулатов посредством регулирования их функционирования в основополагающих сферах, и, прежде всего, в области образования, науки и культуры.
Сопоставительный анализ языковых ситуаций российских регионов был проведен по единым критериям, опираясь на имеющийся социолингвистический инструментарий, адаптированный под характеристики современных языковых ситуаций. Последовательный анализ, объектом которого явились языковые ситуации в 3 республиках РФ: Марий Эл, Мордовии, и Карелии, позволил выделить общие и индивидуальные черты языковых явлений. Широкий спектр исследуемых характеристик редких языков, в который вошли и качественные и количественные признаки, может помочь в формировании комплексной социолингвистической картины Российской Федерации, что, в свою очередь, послужит средством контрастивного восприятия языковой картины исследуемых регионов. В соответствии с полученными результатами сопоставительного анализа, были сделаны выводы по дальнейшим перспективам развития редких языков России, выделены их основные уязвимые сферы, даны рекомендации по их сохранению и развитию социального престижа и демографической мощности.



1. Аврорин, В. А. Двуязычие и школа. Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. С. 49-62.
2. Аврорин, В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л.: Наука, 1975. 302 с.
3. Аврорин, В. А. Языковая ситуация как предмет
социолингвистики. // Изв. СО АН СССР, сер. общ. наук, 1973, вып. 3, №11. С. 7-11.
4. Аврорин, В. А. К проблеме отношений между языком и культурой. Развитие языков и культур народов СССР в их взаимосвязи и взаимодействии. М., 1973.
5. Аврорин, В. А. Функция языка. Современные проблемы литературоведения и языкознания. М., 1974. С. 355-359.
6. Алпатов, В. М. История лингвистических учений. М, 1999. С. 251.
7. Алпатов, В. М. Языковая политика в РСФСР 1918-1991 // Res linguistica. M., 2000. С. 219-226.
8. Аюпова, Л. Л. Государственный язык: дефиниции, статус и функционирование // Вопросы филологии, 2000, №2. С. 31-38.
9. Баламамедов, А.-К. С. Основы социальной лингвистики (функционирование языков в Дагестане). Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. 87 с.
10. Баранникова, Л.И. О разграничении языка и диалекта. Язык и общество. М.: Наука, 1968. С 170-180.
11. Берков, В. П. Спасение исчезающих языков России // Вестник СпбГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1994. Вып. 2. С. 37-41.
12. Бицилли, П. М. Нация и язык. Известия РАН. Серия литературы и языка, 1992. Т.51. №5.
13. Бодуэн де Куртенэ И. А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб., 1913. 84 с.
14. Болсохоева, А. Д. О проблемах языковой политики. Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ, 1992, С.40-46.
15. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
16. Брайт, У. Введение: параметры социолингвистики. Зарубежная лингвистика. М., 1999. 1. С. 107-114.
17. Виноградов, В. А., Коваль, А. И., Порхомовский, В. Я. Социолингвистическая типология. В кн.: Западная Африка. М., 1984.
18. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. отв. ред. Ю.Д. Дешериев и Л.П. Крысин. М.: Наука, 1988. 198 с.
19. Вопросы филологии № 1 2010. М. : Институт иностранных
языков, 2010.
20. Гак, В. Г. Аспекты языкового регулирования. Национально-языковые проблемы: СССР и зарубежные страны. М., 1990. - С. 140-145.
21. Гак, В. Г. К типологии форм языковой политики. Вопросы языкознания. 1989. №5. С. 104-134.
22. Горячева M. А. Современная социолингвистика и проблемы функциональной классификации языков России // Онтология языка и его социокультурные аспекты: Материалы конференции аспирантов и молодых ученых Института языкознания РАН (1998). М., 1999. С. 35-41.
23. Дешериев, Ю. Д. Закономерности развития и взаимовлияния языков в советском обществе. М.: Наука, 1966г. 404 с.
24. Закон Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия» от 19.03 2004.
25. Закон Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» в редакции от 10.03.2011.
26. Закон Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия» в редакции от 19.12.2011.
27. Иванов А. М., Якубинский Л. П. Очерки по языку: Для работников литературы и для самообразования. М.; Л.: ГИХЛ, 1932.
28. Информационная справка об изучении карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия в 2010-2011 году.
29. Искужина Н. Г. Функционирование языков В Зауралье
Республики Башкортостан: социолингвистический аспект // Вестник
Челябинского государственного педагогического университета. 2009. №
11.2. С. 287-293.
30. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.
Национальный состав и владение языками, гражданство. Том 4.
31. Камболов, Т. Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы: монография. Под ред. докт. филол. наук М.И. Исаева; Северо-Осетинский гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. 290 с.
32. Клоков, В. Т. Языковая политика во франкоязычных странах Африки. Саратов, 1992. С. 92.
33. Леонтьев, A. A. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты. Язык и общество. М.: Наука, 1968. С. 99.
34. МакКоннелл Г. Д. Письменные языки мира: Российская Федерация. Социолингвистическая энциклопедия. М., 2000. 651 с.
35. Михальченко В. Ю. Национальные языки в эпоху глобализации: языки России и Монголии // Вопросы филологии. 2010. № 1 (34). С. 39-47.
36. Мустафина Д. Н. Функциональное развитие татарского языка и других региональных языков РФ и Европы в свете социолингвистической парадигмы: дисс. ...д-ра филологических наук. Казань, 2012. 440 с.
37. Никольский, Л. Б. Синхронная социолингвистика (теория и проблемы). М., 1976. 167 с.
38. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».
39. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 5 августа 2014 г. N 476р-П.
40. Смирнова С. Ю. Становление и развитие профессиональной подготовки журналистских кадров в Республике Марий Эл (история и современность) : автореф. дисс. ... кандидат исторических наук. Казань, 2008. 29 с.
41. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях РФ, редакция 2012 г.
42. Ferguson Ch. Diglossia. Language in culture and society. A reader in linguistics anthropology. Ed. by D. Hymes. New York: Evanston and London, 1964. P. 429-439
43. Fishman J. Language loyalty in the United States. The Hague, Mouton, 1971.
44. Labov W. The study of language in its social context // Studium generale. 1970. № 23.
Лексикографические источники
45. Словарь социолингвистических терминов. - М., 2006. - 312
Электронные ресурсы
46. Информационная система «Языковое разнообразие России». // Институт языкознания РАН. Режим доступа к инф. системе. URL : http://socioling.ru/ling/chm.(дата обращения: 23.04.2016)
47. Карелия Официальная - официальный интернет-портал Республики Карелия. // Историческая справка. Режим доступа к инт. порталу. URL :http: //www. gov.karelia. ru/Different/History/history story.html.(дата обращения: 17.03.2016)
48. Министерство образования Республики Карелия (документы) Режим доступа к документам. URL :http://minedu.karelia.pro/.(дата обращения: 12.03.2016)
49. Министерство образования Республики Мордовия (документы) Режим доступа к документам. URL :http://minobr.e-mordovia.ru/.(дата обращения: 11.02.2016)
50. Проект Endangered Languages. Режим доступа к сайту. URL : http://www.endangeredlanguages.com/.(дата обращения: 22.03.2016)
51. Русскоязычная Википедия. Режим доступа к ресурсу. URL : https://ru.wikipedia.org/.(дата обращения: 11.02.2016)
52. Словарь академик. Режим доступа к словарю. URL :
http://dic.academic.ru/.(дата обращения: 3.04.2016)
53. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа к сайту. URL :http://www.gks.ru/.(дата обращения: 27.10.2015)
54. Ethnologue Languages of the World. Режим доступа к ресурсу. URL :https://www.ethnologue.com/.(дата обращения: 26.10.2015)
55. UNESCO Atlas of the World’s Languages in Danger. Режим доступа к сайту. URL :http://www.unesco.org/languages-atlas/index.php.(дата обращения: 15.10.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ