ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования языкового сознания 6
1.1. Психолингвистическая интерпретация языкового сознания 6
1.2 Социолингвистическая трактовка языкового сознания 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. Этнические стереотипы как предмет научного изучения в лингвистике 24
2.1 Сущность и функции стереотипов 24
2.2 Этнические стереотипы: авто- и гетеростереотипы 30
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование авто- и гетеростереотипов русских и немцев в ФРГ 34
3.1 Общая характеристика испытуемых 34
3.2 Описание полученных результатов 35
3.2.1 Стереотипный образ русских 35
3.2.2 Стереотипный образ немцев 43
Выводы по третьей главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В связи с нарастающими межэтническими конфликтами в условиях глобализации современного мира обуславливается актуальность исследования этнических стереотипов. Усиление политических, экономических, культурных связей между странами, высокие темпы миграции, а также необходимость поиска новых путей мирного сосуществования в условиях постоянно меняющегося этнического состава окружающей среды делают необходимым точное понимание механизмов восприятия индивидом человека иной культуры и особенности этого восприятия.
На сегодняшней день на территории федеральной республики Германии (ФРГ) проживает множество народностей, поэтому исследование и анализ этнокультурных авто- и гетеростереотипов является актуальным, поскольку современная Германия — сложное политическое общество с повышенной социальной напряженностью. Объектом исследования является языковое сознание носителей русской и немецкой культур - участников направленного ассоциативного эксперимента (далее НАЭ).
Предмет исследования: национально-культурная специфика образа «себя» и образа «другого» (этнических авто- и гетеростереотипов) в языковом сознании русских и немцев, проживающих на территории ФРГ.
Цель исследования:
• провести сравнительное изучение авто- и гетеростереотипов русских и немцев;
• выявить специфику образа «себя» и образа «другого» (авто- и гетеростереотипов) русских и немцев;
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• провести теоретический анализ (работ по теме исследования) проблемы стереотипов;
• провести эмпирическое исследование содержания авто- и гетеростереотипов русских и немцев;
• выявить, описать содержание авто- и гетеростереотипов русских и немцев;
• на основе полученных экспериментальных материалов провести сопоставительный анализ авто- и гетеростереотипов русских и немцев.
Методологической и теоретической базой дипломной работы послужили труды специалистов в области в культурологии, этнографии, социо- и психолингвистике, этнопсихолигвистике: А.Н. Леонтьев, В.П. Зиченко, А.А. Уфимцева, Б.А. Серебринников, А.А. Леонтьев, Т.М. Никаева, Б.Ф. Поршнев, С.В. Лурье, А.П. Садохин, В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных, И.А. Стернин, А.А. Залевская, Ю.А. Сорокин, О.В. Белова и др.
Новизна данной работы заключается в том, что исследование этнических стереотипов в формировании образов русских и немцев проводилось на территории Германии. Таким образом, появилась возможность изучить влияние таких факторов, как общая территория и межличностное взаимодействие.
Теоретическая значимость работы заключается:
• в выявлении факторов, влияющих на формирование содержания стереотипа понимаемого как вид значения;
• в установлении общего и различного (культурно обусловленного) в содержании авто- и гетеростереотипов в русской и немецкой языковой картине мира;
• в том, что результаты исследования дополняют уже имеющиеся
представления о структуре языкового сознания, образа «себя» и «других», национально-культурной специфике и могут быть использованы для оптимизации межкультурного общения.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в качестве методической основы для других исследовательских работ; возможностью использования в теоретических и практических курсах по психолингвистике, социолингвистике.
Материалом исследования являются результаты направленного ассоциативного эксперимента, который проводился в ФРГ (апрель 2016 г.)
В качестве методов исследования использовались: метод направленного ассоциативного эксперимента, метод сплошной выборки, методы сопоставительного и статистического анализа.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения (объем 87 страниц).
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, аргументируется новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, описываются материалы и методы исследования.
Первая глава «Теоретические основы исследования языкового сознания» посвящена теоретическим вопросам описания формирования и функционирования языкового сознания. В ней рассматриваются понятие "сознание" в парадигме психо- и социолингвистики.
Во второй главе «Этнические стереотипы как предмет научного изучения в лингвистике» рассматриваются понятие этнического стереотипа и его функции. Выявляется значение авто- и гетеростереотипов и лежащая в ней оппозиция «свой-чужой» (образа «себя» и образа «другого»).
Третья глава «Эмпирическое исследование авто- и гетеростереотипов русских и немцев в ФРГ» содержит описание испытуемых опроса и анализ полученных результатов.
В заключении подводятся общие итоги работы и формулируются основные выводы.
Сознание является идеальным. Поскольку оно не материально, то может также характеризоваться и как объективное. Сознание обладает рядом психологических характеристик, среди которых: ощущение человеком себя в качестве познающего субъекта, представление действительности в мысленном виде, предрасположенность к ведению коммуникации. Кроме того, сознание является общественным и очень тесно связано с языком, хотя эти понятия и не тождественны. Отсутствие разграничения между ними, как правило, ведет к ошибкам. Одним из ярких примеров таких ошибок является признание познания возможным только в границах языкового отображения объективной действительности. Также сознание и язык не являются непосредственно связанными с мышлением. Все эти явления нужно изучать в тесной связи с целой когнитивно-коммуникативной системой индивида, где язык и сознание отождествляются с когнитивной подсистемой, а речь и мышление с коммуникативной.
Крупным компонентом национального общественного сознания является языковое сознание. Его реализация протекает в ходе речемыслительных действий человека в процессе восприятия и отражения объектов действительности на базе так называемого лингвокреативного мышления и тех механизмов, которые оно в себя включает.
В понятие языкового сознания в свою очередь входит множество компонентов, под ним понимаются и отличия культуры жизни конкретного человеческого общества, которые характеризуются своим психическим своеобразием. Также под ним понимается некая общность накопленных знаний и сформировавшегося представление о языке, структурных элементах, функциональной особенности каждого из этих элементов, а также нормы употребления слов и произношения. В понятие языкового сознания включены и механизмы, с помощью которых этнос адаптируется к миру вокруг себя, образы мира, детерминированные некими связями социального характера у тех или иных этносов. И, наконец, языковое сознание понимается как процесс проявления отличий языкового поведения у представителей этнической группы, которые наиболее ярко актуализируют себя в различных социальных и культурных ситуациях.
Все эти отличия составляют этническую идентичность этноса. Кроме того, в нее входит такое понятие, как этнический стереотип, включающий те части психологического знания об окружающем мире, которые отображают различные между собой черты народов. Противопоставление и выделение «своих» и «чужих» является основой для разделения стереотипов на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотип является совокупностью атрибутивных качеств каждой действительной или воображаемой черты этнической группы, к которой себя относит человек. Гетеростереотип, в свою очередь, включает те же признаки для других этнических групп. Суждение о признаках своего народа (автостереотипное) практически всегда соотносится с представлением о наиболее ярких чертах других этносов, что проявляется как на уровне личности, так и на уровне общности. Помимо простой фиксации различий образное разделение на «своих» и «чужих» включает и оценку «не нас». Так, например, для русских образцом «чужого» с течением времени сложилось и является представление о немце, чей образ воспринимается в виде определенной номинации, противопоставленной образу русского, маркирующей восприятие русским любого иностранца и разграничение того, что они считают «своим» и «не своим».
Проведенный в ходе исследования данного явления эксперимент позволил изучить наиболее стереотипные представления проживающих в Германии немцев и русских друг о друге. Этот эксперимент дал понимание о том влиянии, которое оказывает на разные этнические группы территориальная общность и частота контактов. В ходе эксперимента удалось выяснить процентное соотношение отрицательных и положительных характеристик «себя» и «чужого» (данный параметр может учитываться при оценке межэтнической напряженности).
Анализ данных в ходе эксперимента показал, что существует целый ряд факторов, влияющих на формирование содержаний автостереотипа и гетеростереотипа:
- степень контактности проживания этнических общностей;
- уровень владения родным и чужим языками;
- уровень сохранности родной культуры и владение ей;
- схожесть или различие культур этносов, вступающих в контакт;
- самооценка этноса (внутригрупповой фаворитизм).
Тактика межкультурного общения практически полностью основывается на представлениях индивида о своем этносе в общем и о себе в частности, а также на представлении об «этническом соседстве». Эти же параметры влияют и на осознание этносом своего уникального исторического пути — в процессе формирования представлений о себе каждый формирует во многом и собственное будущее.
Эксперимент показал, что образы «себя» и «чужого» у русских и немцев являются детерминированными традициями национальных культур и особенным этническим окружением. Содержание автостереотипов данных этнических групп содержит детерминированные различными аспектами жизни комплексы отрицательных и положительных атрибуций, характеристик. Исследование показало, что негативные атрибуции значительно больше выделены у русских, нежели у немцев, что приводит к мысли о необходимости формирования у русского этноса более высокой внутригрупповой самооценки для развития позитивных автостереотипов. Стоит отметить, что представление русских о себе подвергается совсем незначительному влиянию окружающей «чужой» культурной обстановки. Это можно пронаблюдать в АП «Деятельность», где респонденты делятся реакциями, связанными с жизненным укладом в Германии (на примере реакций «русские никогда не занимаются сортировкой мусора», «русские не ходят по дому в обуви» и др.).
С другой стороны, контактное проживание и владение одним общим языком (в данном случае — немецким) оказывают влияние как на русские, так и на немецкие гетеростереотипы. Представления немцев о русских по большей части совпали с русскими автостереотипами и наоборот. Это, несомненно, свидетельствует о серьезном сходстве языковых картин мира русских и немцев.
1. Адамова З.Г. Моделирование автостереотипа "якуты""сахалар" на материале ассоциативного эксперимента. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, том 2, 2005. С.88-94.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: КомКнига. 2006. - 576 с.
3. Ахметова П.А. Язык - средство этноценностного выражения // Компоненты структуры русского языка и методика его преподавания. - Алматы - Аркалык: Гылым. 1997. - 180 с.
4. Баяндина С.Ж. Функции языка в контексте современного языкознания. - Алматы. КазГосЖенПИ. 2004 - 248 с.
5. Блинова О.Н. Лексическая мотивация и некоторые проблемы региональной лексикологии // Диалектика лексики. - Л., 1971. - 1972. - С. 23-28.
6. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры - М.: Наука. 1991. - С. 18- 25.
7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
8. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
9. Выготский Л.С. Проблема развития психики. - М., 1959. - 198 с.
10. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношений языка и мышления // Вопросы философии. 1977. № 4.
- С. 17-22.
11. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М.: Гнозис. 2003. - 288 с.
12. Гумилев Л.Н. Экосфера: история людей и история природы. - М.: Экопрос. 1993. - 254 с.
13. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л.: Гидрометеоиздат. 1960.
- 234 с.
14. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
15. Дробижева JI.M. Национальное самосознание // Советская этнография. 1989. - № 5.
16. Дробижева Л.Н. Штрихи к национальному самосознанию русского народа // Русские. Этносоциологические очерки. - М., 1993. - С.25-34
17. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии //
Психологический журнал. 1981. - № 5.
18.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ. 1999. - 382 с.
19.Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в
психолингвистическом аспекте. - Тверь: 1996. - 131 с.
20. Карлинский А.Е. Язык и сознание: речь и мышление (к вопросу о предмете когнитивной лингвистики // Мир языка: Материалы второй международной научно-теоретической конференции, посвященной 80- летию профессора М.М.Копыленко. - Алматы: КазГУМО и МЯ. 2001.¬22-29.
21. Козлов В.И. Самосознание этническое // Народы России. М.: -
Энциклопедия. 1994. - С. 37-42.
22. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. - М.: ИТДГК «Гнозис». 2001. - 270 с.
23. Кринко Е.Ф. Происхождение этнических стереотипов и их роль в процессах межэтнического взаимодействия на Кубани. Вопросы казачьей истории и культуры. — Майкоп: Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры», 2002. Вып.1 — С.102 — 117.
24. Крысько В.Г. этническая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969. - 136 с.
26. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. - С. 35-39.
27. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. - М.: ЮНИТИ ДАНА. 2004. - 367с.
28. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 1997 - 687 с.
29. Никаева Т.М. Этнокульрутная специфика образа себя и образа другого в языковом сознании русских, якутов, эвенков и эвенов : автореф. Дисс. ... канд. Филол. Наук / Т.М. Никаева. - Москва, 2013. - 24 с.
30. Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. - М.: Наука. 1989. - С. 65-74.
31.Орынбеков М.С. Казахстанская философия в канун XXI века. - Алматы: Гылым. 1998. - 607 с.
32. Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию. Харьков: Фолио, 1992.
33. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. М.: Просвещение, 1998.
34. Портнов А.Н. Взаимосвязь языка и сознания в философии XIX-XX веков; методологический анализ основных направлений исследования; Автореф. дис. д-ра филос.наук. - Иваново. 1998. - 50 с.
35. Садохин А.П. Этнология : учебное пособие/А.П. Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
36. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового
сознания//Языковое сознание и образ мира. - М., 2000. - С. 19-24.
37. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН, 2011, c.252.
38. Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования //Языковое сознание и образ мира. - М., 2000. - С. 13-19.
39. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск. 1993.
40. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М.: Наука. 1977. - 127 с.
41. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1950. P. 95
42. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Мысль, 1969.
43. Краткий психологический словарь. - М.: под ред. А.В.Петровского. 1985. - 560 с.
44. Советский энциклопедический словарь. М., 1998. 1274 с.
45. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 626 с.
46. Сервер виртуальных исследований. [Электронный ресурс]:// virtualexs.ru. URL:http://virtualexs.ru(дата обращения: 10.04.2016)