Введение……………………………………………….…………………………6
Раздел 1. Основные направления производственной деятельности
предприятия……..……………………………….……………………………..7
1.1 Характеристика предприятия…..……………………………….……….8
1.2 Структура предприятия
………………..…………………………………9
1.3 Динамика движения транспортных средств…...………………..………14
Раздел 2. Техническая часть. …....…………………………………………17
2.1 Устройство механизма сцепления ..………………..………………………18
2.1.1 Механизм сцепления………………………….. ……..……………………20
2.2 Принцип работы механизма сцепления……..……….……………..………29
2.3 Механизм коробки передач ……..……………………………………36
Раздел 3.Технологическая часть..............................................................51
3. Технологический процесс ремонта механизма сцепления..……… 52
3.1 Разборка механизма сцепления ……….…… ………………….54
3.2Дефектация деталей ……… ……..…………………………………..61
3.4 Сборка механизма сцеплени я ……………………………… 68
3.5 Технология восстановления изношенных деталей ………..…………… 79
Раздел 4 Разработка практических рекомендаций по повышению
ресурса сцепления центрированием ведущих дисков ля условий
эксплуатационных предприятий ……………………………..………….. 91
4.1 Исследование эксплуатационной надежности сцепления грузового
автомобиля с крес ово-фрикционной конструкцией ведущих
дисков…………………………………………………………….……………… 92
4.2. Влияние на работоспособность трансмиссии автомобиля изнашивания
сопрягаемых поверхностей пазов маховика – шипов ведущих дисков
………………………………………………….… ……………………………... 94
4.3 Применение центрирования в технологии ремонта пазов маховика и шипов
Раздел 5. Экономическая часть ……………………………… 101
5.1 Экономический эффект от повышения ресурса КПП и сцепления от
внедрения технологии центрирования дисков при ремонте сцепления102
Раздел 6.Безопасность жизнедеятельности………………..…..… 107
6.1 Микроклимат .…………………………………………..………… 108
6.2 Шум …………………………………………………..…………… 110
6.3 Вентиляция ..………………………………………..…………… 112
6.4 Техника безопасности ………………………….……………… 112
6.5 Производственное освещение ……………………….…………… 113
6.6 Вибрация ……………………………………….……………… 115
6.7 Сточные воды …………………………………….………………… 116
6.8 Электробезопасность…………………………………………….…… 116
6.9 Пожарная безопасность …………………...………………………… 117
6.10 Мероприятия проводимые при возникновении ЧС……….……… 120
6.11 Техника безопасности на ремонтном участке ………...….…… 122
Вывод по дипломному проекту………………………………… … 125
Библиографический список использованной литературы ……… …126
Тема, рассматриваемая в дипломном проекте, относится к вопросу повышения надежности сцепления и коробки перемены передач силового агрегата автомобиля. Сцепление является важным узлом силового агрегата автомобиля. Его назначение разъединение двигателя и коробки передач во время переключения передач и последующего их плавного соединения, не допуская резкого приложения нагрузки, а также обеспечение плавного строгания автомобиля с места и его остановки без остановки двигателя. При резком торможении без выключения сцепления оно, пробуксовывая, предохраняет трансмиссию от перегрузок инерционным моментом. Во включенном состоянии сцепление должно надежно соединять двигатель с трансмиссией, не пробуксовывая.
Подавляющее большинство сцеплений, применяемых на отечественных автомобилях, относятся к фрикционным сухим дисковым сцеплениям, в которых используются силы трения сухих поверхностей.
Сцепление состоит из ведущей и ведомой частей, нажимного механизма и механизма выключения. Детали ведущей части сцепления воспринимают от маховика крутящий момент двигателя, а детали ведомой части передают этот момент ведущему валу коробки передач. Нажимной механизм обеспечивает плотное прижатие ведущей и ведомой частей сцепления для создания необходимого момента трения. Механизм выключения служит для управления сцеплением. Привод сцепления может быть механическим или гидравлическим. Для обеспечения выключения сцепления в некоторых конструкциях применяют пневматический усилитель привода.
По числу ведомых дисков сцепления делят на одно- и двухдисковые.
На данный момент на автомобилях КАМАЗ встречаются оба вида сцеплений. В связи с необходимостью передачи большого крутящего момента, на автомобилях КАМАЗ, долгое время применяется двухдисковое сцепление (модели 17, 14, 142) и парк автомобилей, оснащенных данным видом сцепления, достаточно большой. В процессе эксплуатации узел сцепления испытывает значительные нагрузки. От его исправной работы зависят ресурс целого ряда деталей, узлов силового агрегата и трансмиссии автомобиля. Вместе с тем этот агрегат имеет
сложную конструкцию и высокую стоимость.
До настоящего времени узел сцепления остается одним из недостаточно изученных узлов автомобиля КАМАЗ по дефектам, образующимся в нем в процессе эксплуатации и причинам их образования. Разборка сцепления для оценки его технического состояния, требует проведения трудоемких операций демонтажа силового агрегата с автомобиля, с применением грузоподъемных механизмов, отсоединения коробки передач от двигателя.
Для обеспечения своевременного контроля фактического состояния сцепления и прогнозирования его изменения в процессе эксплуатации, значительного снижения материальных и трудовых затрат на техническое обслуживание и ремонт, необходимо использование эффективных средств диагностики, а также разработка и внедрение технологии диагностирования.
В результате дипломного проекта были проведены анализ влияние отказов сцепления на эксплуатационную надежность коробки перемены передач на примере автомобиля КамАЗ( двигатель 740.11.240) и разработаны практические рекомендации по повышению ресурса сцепления путем центрирования ведущих дисков механизма сцепления в условиях эксплуатационного предприятия.
Рассмотрена технология ремонта механизма сцепления в условиях эксплуатационного предприятия. Описаны применяемые методы восстановления. Подобрано приспособление используемое при восстановлении. Подробно и пооперационно расписана технология и последовательность восстановления деталей.
Описана методика безопасной работы на участке, средства индивидуальной защиты, меры предосторожности в чрезвычайных ситуациях.
Проведен расчет экономической целесообразности проекта. Посчитаны основные расходы, капиталовложения, стоимость оборудования. Рассчитана получаемая прибыль.
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн./Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука, - 2001. 535 с.
2. Технологический расчет автотранспортных предприятий. Методические указания к выполнению курсовых и дипломных проектов для студентов / Составители: Фролов М.М., Тахавиев Р.Х., Фролов А.М. Набережные Челны: КамПИ, 2003. - 54 с.
3. Ремонт автомобилей и двигателей / Карагодин В.И. , Митрохин Н.Н 2001 г. - 496 с.
4. Экономическое обоснование дипломных проектов. Методические указания для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Составители: Гараев И.М., Зарипов А.Р. Набережные Челны: КамПИ 2005 г. - 70с.
5. http://selena-stroymash.ru - официальный сайт "ООО Селена-Строймаш"
6. http://ecoline.net.ru - официальный сайт ООО «ЭКОЛАЙН»
7. http://www.turbo-lab.com/ - официальный сайт ООО «Турбо лаборатория»
8. http://www.turbocom.com.ua/ - официальный сайт ООО «МЗТк»
9. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию/ Б.Н. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедарев -
М:Транспорт, 1991 - 159с. Табл.
10. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ.ред. С.В. Белова. 3-е изд., испр и доп. - М: Высшая школа, 2001
11. www.kama-servis.ru/ - официальный сайт ООО"Парк Грузовиков"
12. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ Под ред. Проф. Э.А. Арустамова . - 2-е изд. перераб. и доп. - М: Высшая школа, 2001.
13. Хуснетдинов, Ш.С. Изнашивание и повреждение деталей маховика и механизма сцепления при эксплуатации / А.А. Макушин, Ш.С. Хуснетдинов // Механизация строительства. - 2014.
14. . Хуснетдинов, Ш.С. Пути повышения эффективности фрикционного сцепления большегрузного автомобиля / Ш.С. Хуснетдинов, А.Ю. Барыкин // Проектирование и исследование технических систем: межвузовский науч. сб. - Наб. Челны: ИНЭКА, 2011
15. Хуснетдинов, Ш.С. Пути повышения эффективности фрикционного сцепления большегрузного автомобиля / Ш.С. Хуснетдинов, А.Ю. Барыкин // Проектирование и исследование технических систем: межвузовский науч. сб. - Наб. Челны: ИНЭКА, 2011.
16. Хуснетдинов, Ш.С. Износы и образование дисбаланса в механизме
сцепления автомобилей КАМАЗ / А.Т. Кулаков, А.А. Малаховецкий, А.А. Макушин, Ш.С. Хуснетдинов // Перспективные направления развития
автотранспортного комплекса: материалы четвертой междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2011.