ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФЕНОМЕНА САМОВОСПРИЯТИЯ
СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 9
1.1. Сущность и специфика самовосприятия личности 9
1.2. Типы субъектной регуляции личности 19
1.3. Общая характеристика студенческого возраста 26
Выводы по первой главе 34
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Характеристика выборки 36
2.2. Описание методов исследования 37
Выводы по второй главе 40
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
САМОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ 41
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
самовосприятия студентов с разными типами субъектной регуляции 41
Выводы по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
В наше время в России все больше начинают уделять внимание роли каждого человека, так как от развития его знаний, способностей, самостоятельности будет зависеть его профессиональная эффективность, что в свою очередь благоприятно влияет на экономический уровень страны.
Актуальность исследования личностно - типологических особенностей субъектной регуляции заключается в том, что без изучения данных механизмов управление процессами развития личности становятся непродуктивным. Более узкое изучение особенностей субъектной регуляции позволяет глубже раскрыть сущность её типологических различий, открывает возможности для понимания и объяснения общих правил организации и осуществления человеком своей произвольной активности.
Взаимосвязь субъектной регуляции и самовосприятия личности довольно интересная тема. Ведь от самовосприятия зависит взаимоотношение человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самовосприятие влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [2]. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения и работы, но также утвердить свои позиции в обществе. Результаты данной работы могут быть использованы в различных сферах деятельности для решения образовательных и профессиональных задач.
Научные исследования последних лет отражают общественную заинтересованность в личностном росте именно студентов. Поскольку предполагается, что важную роль в процессе самоактуализации личности могут и должны играть высшие учебные заведения [11]. Исследователи обращают внимание на то, что процесс образования должен быть ориентирован на обеспечение возможностей самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [52].Кроме того, организация обучения и внеучебной работы, психологического консультирования в вузе может и должна способствовать самоактуализации личности.
Также самовосприятие рассматривается как важный фактор, влияющий на успешность адаптации студента в вузе [24], успешность учебной деятельности [14], развитие морального и профессионального самосознания студента, профессиональной идентичности [38].
Для эффективного управления процессами целенаправленного психического развития личности требуется знание особенностей механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно - типологичес - ких особенностей в деятельности человека.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Самоотношения" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной изученностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Несмотря на большое количество исследований конституции личности до сих пор имеется нехватка ясных, убедительные и однозначные представления об их влиянии друг на друга. Как в зарубежной, (К.Юнг, А. Маслоу, А. Бендура, Дж.Роттер и др.) так и в отечественной (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев[4], С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев [21] и др.) психологии существуют различные подходы к пониманию личности. Изучение особенностей личностных характеристик в контексте субъектной регуляции может раскрыть новый аспект того, чем определяются индивидуальные различия людей.
Каждый человек уникален по своей природе. Согласно Кеттеллу, каждый человек владеет исключительным набором черт личности, которые представляют собой относительно постоянные тенденции в разных ситуациях реагировать тем или иным образом. Иначе говоря, черты
представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обусловливают
предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени [19].
Мы можем предположить, что у людей с различным типом субъектной регуляции возможно различное проявление тех или иных черт личности.
Самовосприятие - процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Это процесс систематического наблюдения за собственным поведением. На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление[35].
В научно - теоретическом плане актуальность исследования субъектной регуляции деятельности и ее личностно - типологических особенностей, проявляющихся в феномене «самовосприятия», выводит изучение проблемы взаимосвязи самовосприятия личности с разным типом субъектной регуляции на качественно новый уровень.
Цель исследования - выявить особенности самовосприятия студентов, имеющих «автономный» и «зависимый» типы субъектной регуляции.
Объект исследования - студенты в возрасте от 19 - 22 лет
Предмет исследования - самовосприятие студентов имеющих разные типы субъектной регуляции.
Гипотеза исследования - на особенности самовосприятия влияют тип субъектной регуляции, пол и самоотношение, а именно:
1) Влияние пола и самоотношения будет прослеживаться по таким показателям самовосприятия, как: «Общий плюс», «Субъективный общий», «Субъективный плюс» и «Субъективный плюс - минус», кроме того, по этим показателям у девушек должны быть результаты значительно выше, чем у юношей.
2) Влияние типа субъектной регуляции должно проявляться по показателям: «Субъективный плюс», «Субъективный плюс минус».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. Провести теоретический анализ сущности и специфики самовосприятия личности, как психологического феномена в студенческом возрасте.
2. Проанализировать типы субъектной регуляции личности.
3. Эмпирически выявить особенности самовосприятия студентов имеющих разные типы субъектной регуляции.
4. Провести психологический анализ полученных результатов.
Методы исследования. В работе применялись общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования. В частности, теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных.
Экспериментальные и эмпирические методы: психодиагностические тесты и методики:
- опросник «Автономности - зависимости» для юношеского возраста и взрослых, разработанный Г.С. Прыгиным;
- методика Куна - Макпартленда «Кто я?» в модификации В.И. Юрченко «Двадцать утверждений самоотношения».
Теоретико - методологическими основами работы послужили исследования, работы, учебники отечественных и зарубежных авторов, таких как: Ф.Е. Василюк, О.А. Конопкина, C.JI. Рубинштейна, Л.А. Леонтьева, Т.В.Корнилова, Ю.Козелецкий и Д.Роттер. Исследование «субъектная регуляция» нашло отражение в работах Прыгина Г.С.
Научная проблема исследования заключается в недостаточной изученности произвольной регуляции деятельности, в частности, не раскрыт вопрос о том, как типы субъектной регуляции влияют на особенности самовосприятия студентов.
Данная работа носила теоретико - экспериментальный характер и имела в качестве своей цели изучение особенностей самовосприятия студентов, имеющих разные типы субъектной регуляции.
Данная цель реализовывалась в задачах, сформулированных во Введении работы.
Первой задачей исследования стала необходимость дать общую характеристику студенческого возраста. В ходе ее решения мы обнаружили, что студенчество представляет собой особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Основными характеристиками студенческого возраста, отличающими его от других групп населения, являются высокий образовательный уровень; высокая познавательная мотивация; наивысшая социальная активность; гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
Второй задачей исследования стало изучение типов субъектной регуляции личности. Мы показали, что в психологии выделяют три основных типа регуляции личности: субъекты с «автономным», «зависимым» и «смешанным» типами субъектной регуляции. Основаниями для выделения данных типов становятся, согласно концепции Г.С. Прыгина, общий уровень сформированности симптомокомплекса качеств личности, а также структурно - функциональные особенности системы ее регуляции. Сущностное различие между автономным и зависимым типами субъектной регуляции состоит в том, что человек либо приспосабливается к внешним условиям, организуя свое поведение под влиянием внешних воздействий и не проявляя собственной активности («зависимый» тип), либо функционирует самостоятельно, в полной мере проявляя свои субъектные качества («автономный» тип).
Третьей задачей исследования стало изучение сущности и специфики самовосприятия личности. Мы показали, что самовосприятие представляет собой процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Самовосприятие может определяться либо в связи с Я - концепцией, когда оно трактуется как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к самому себе с внешними условиями социальной среды, либо как осознание человеком самого себя, уровня своих физических сил и умственных способностей, знаний и умений, способность определения мотивов и целей своего поведения, отношения к миру в целом, окружающим людям и самому себе.
Наконец, четвертой задачей исследования стало эмпирическое изучение особенностей самовосприятия студентов, имеющих различные типы субъектной регуляции.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе эмпирического исследования для определения типа субъектной регуляции студентов нами был использован опросник «Автономности - зависимости» для юношеского возраста и взрослых, разработанный Г.С.Прыгиным. На втором этапе эмпирического исследования для определения особенностей самовосприятия студентов нами была использована методика Куна - Макпартленда «Кто я?» в модификации В.И. Юрченко «Двадцать утверждений самоотношения». Третьим этапом эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи между типами субъектной регуляции студентов и их самовосприятием.
Эмпирическое исследование особенностей самовосприятия студентов, имеющих различные типы субъектной регуляции, позволило нам сделать вывод о том, что прослеживается влияние пола на показатели самовосприятия: «Общий плюс», «Субъективный общий», «Субъективный плюс» и «Субъективный плюс-минус»; влияние типа субъектной регуляции на показатели: «Субъективный плюс», «Субъективный плюс-минус»; влияние типа самоотношения на показатели самовосприятия: «Субъективный общий», «Субъективный плюс», «Субъективный плюс-минус».
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, гипотеза эмпирического исследования подтверждена.
Проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением других психологических характеристик, имеющих различные типы субъектной регуляции. Кроме того, исследование взаимосвязи типов субъектной регуляции и особенностей самовосприятия личности может быть продолжено с привлечением количества испытуемых, находящихся на других ступенях возрастного развития. В этом случае целесообразным станет проведение сравнительного анализа такой взаимосвязи в различных возрастных категориях. Результаты данной работы могут быть использованы в различных сферах деятельности для решения образовательных и профессиональных задач.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 2002. - 399 с.
2. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 50 - 57.
3. Альбуханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2012. - 288 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1990. - 279 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. - М., 1990. - 367 с.
7. Бернс Р. Развитие Я - концепции, Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. Монография. 162с.
8. Битюцкая Е. Трудные ситуации в жизни студентов // Вестник высшей школы. - 2006. - № 10. - С. 20 - 22.
9. Волкогонова О., Панина Е. Идеалы современной вузовской молодежи // Высшее образование в России. - 2002. - №6. - С. 105 - 118.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск:
Харвест, 2007. - 800 с.
11. Гуськова Е.А. Мотивация как фактор реализации творческого потенциала студентов в ВУЗе // Психология XXI века: материалы Междунар. науч. - практ. конф., Санкт - Петербург, 22 - 24 апр. 2005 г. / С. - Петерб. гос. ун - т ; редкол.: В. Б. Чесноков [и др.]. - СПб., 2005. - С. 292 - 293
12. Джеймс как основатель психологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/histan/statwi/Bueva_Jeyms .pdf.
13. Джеймс. У. Психология.: Изд.: «Академический проект», - 2011. - 318 с.
14. Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я - концепции личности студента: дис. к. пс. наук . - Хабаровск, 2004. - 186 с.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд - во БДУ, 1981. - 383 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
17. Ивахненко Г., Голиусова Ю. Современное студенчество: социологический портрет // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 110 - 114.
18. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи - М.: Социум,
1999. - 351 с.
19. Кордуэлл М. Психология. А - Я. Словарь - справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР - ПРЕСС. 2000. - 488 с.
20. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. - 172 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
22. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. / Лисина М.И., Сильвестру А.И. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 257 с.
23. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Особенности смысложизненных ориентаций у лиц с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции // Омский научный вестник. - 2014. - №5 (132). - С. 145 - 148.
24. Мельникова Т. А. Педагогическое содействие становлению готовности студентов к самореализации: дис. канд. пед. наук: 13.00.08; Юж. - Ур. гос. ун - т. - Челябинск, 2004. - 161с.
25. Павлова О.С. Особенности психического развития личности взрослого человека // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества. Сборник научно - методических материалов международного научно - образовательного форума СВФУ «Education, for¬ward! - II» г. Якутск 23 - 28 июня 2014 года. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 620 - 631.
26. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого - социальный институт, 2005. - 288 с.
27. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.:
1993. - 32с.
28. Практическая психология / Под ред. Марцинковской М.Д. - М.: Владос, 2000. - 345 с.
29. Прыгин Г.С., Коваленко А.В. Особенности проявления психомоторных свойств у студентов с «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Всероссийской заочной научно - практической конференции. Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. 168 с
30. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд - во Института управления, 2009. - 408 с.
31. Прыгин Г.С. Саморегуляция деятельности как механизм формирования социальных и личностных черт // Социальная психология - XXI век: Доклады участников симпозиума. - Ярославль, 1999. - Т. 2. - С. 213 - 215.
32. Прыгин Г.С., Коваленко А.В. Особенности факторной структуры формально - динамических свойств лиц с разными типами субъектной регуляции деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - №2 - 6 (Том 14). - С. 1485 - 1489.
33. Прыгин Г.С. Проявление «автономности» и «зависимости» в осознанной регуляции деятельности . - М., 1984. - 125 с.
34. Прыгин, Г.С., Олейник, Н.С. Проявление феномена
«автономности - зависимости» в социальных группах. - Набережные Челны,
2000. - 252 - 255 с
35. Психологический словарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=848
36. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реан А.А.
- СПб, 2009. - 656 с.
37. Роджерс К. Р. Гуманистическая психология Изд. - МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого - социальный университет., - 2013. - 456с.
38. Рожкова Н. В. Самоактуализация и нравственные ценности личности // Л. С. Выготский и современная культурно - историческая психология : проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 110 - летию со дня рождения Л. С. Выготского, Гомель, 18 - 19 окт. 2006 г. / Гомел. гос. ун - т ; редкол.: А. А. Лытко [и др.]. - Гомель, 2006. - С. 161 - 165.
39. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989. - 187 с.
40. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных
стратегий студенчества // Социологические исследования. - 2003. - № 10.
- С. 122 - 134.
41. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; С69 уч. секр. О. Е. Чернощек. — М. : Норма, 2008. — 608 с.
42. Стейн Дж., Бук Г. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Изд. - Баланс Бизнес Букс, 2007. - 384 с.
43. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284с.
44. Студент XXI века: Социальный портрет на фоне общественных трансформаций / Под ред. В.И. Астаховой. - Харьков: Изд - во НУА, 2010.
- 408 с.
45. Студенческая энциклопедия., [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://studopedia.ru/8_44445_teoriya - samovospriyatiya.html
46. Тест Куна - Макпартленда. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://psylab.info/Тест_Куна_ - _Макпартленда, свободный.
47. Толстых А.В. Возрасты жизни. - Изд.: Молодая гвардия. - 1998 .
- 223с.
48. Фрейд З. Введение в психоанализ: Издательство «Азбука», 2015. - 480с.
49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2 - е изд. - СПб.:
Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
50. Хьелл, Д., Зиглер Д. Теории личности - М.1997. - 606 с
51. Шаронова Е.Г. Технология социально - экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской республике: Монография. - М.: Флинта, 2013. - 160 с.
52. Шелкунова О. В. http://www.gnpbu.ru/cgi-
bin/irbis64r 91/cgiirbis 64.exe?Z21ID=&I21DBN=PEDW&P21DBN=PEDW&S 21 STN= 1&S21REF=3&S21FMT=fullwebr&C21 COM=S&S21 CNR=20&S21P01 =0&S21P02=0&S21P03=M=&S21 STR= Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза / О. В. Шелкунова ; Федер. агентство по образованию, Иркут. гос. пед. ун - т. - Иркутск: Изд.: Иркут. гос ун - та, 2006. - 122 с.