Введение 3
1. Теоретические основы изучения потребительских предпочтений 6
1.1. Маркетинговые исследования как способ изучения потребительских
предпочтений 6
1.2. Виды и методы маркетинговых исследований, применяемых для
изучения потребительских предпочтений 13
1.3 Основные этапы процесса организации и проведения маркетинговых исследований с целью изучения потребительских предпочтений 22
2. Анализ потребительских предпочтений потребителей бумажно-
целлюлозной продукции рынка г. Казань (на примере продукции ЗАО "АТМСС") 32
2.1. Характеристика рынка бумажно-целлюлозной продукции РТ 32
2.2 Оценка маркетинговой деятельности ЗАО "АТМСС" 37
2.3 Исследование потребительских предпочтений потребителей бумажно-
целлюлозной продукции рынка г. Казань (на примере продукции ЗАО " АТМСС) 47
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
деятельности ЗАО "АТМСС" 58
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой
политики ЗАО "АТМСС" на основе изучения потребительских предпочтений 59
3.2. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по
совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО "АТМСС" 64
Заключение 71
Список литературы
Приложение
Изучение потребительских предпочтений является актуальной темой на сегодняшний день, так как анализ предпочтений покупателей - один из ключевых факторов, которые учитываются в рыночной экономике, поскольку предпочтения формируют спрос. Для анализа потребительских предпочтений применяют эффективные маркетинговые стратегии. Цель данных стратегий - снизить фактор неопределенности с помощью контроля и манипуляции потребительских предпочтений.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений - это актуальные и важные исследования. При анализе потребителей определяется целевая аудитория услуги или товара, цель приобретения товара, платежеспособность покупателей. Фирма должна досконально изучить своего потребителя.
Проводимые маркетинговые исследования потребительских предпочтений помогают определить свободные сегменты, поведение и настроение покупателя, степень его удовлетворённости тем или иным товаром, подобрать наилучшее соотношение цена/качество.
Потребительские предпочтения демонстрируют изменения вкусов и доходов потребителей, их готовность приобретать те или иные товары и услуги. Ключевыми характеристиками, содержащимися в исследованиях на тему потребительских предпочтений, принято считать полезность, ценность и цену.
Правильный маркетинговый анализ будет давать следующие результаты в контексте рыночной экономики.
1. Контроль потребительских предпочтений;
2. Переориентирование производства на выпуск продукции (оказание услуг), пользующейся максимальным спросом;
3. Предоставление потребителям наиболее привлекательные товары, с помощью которых будет увеличен товарооборот;
4. Повышение рентабельности предприятий и организаций, рост экономических показателей.
Маркетинговый анализ позволяет выявить факторы, оказывающие воздействие на предпочтения потребителей. Исследователи рынка могут выявить потребительское поведение в условиях товарно-рыночных отношений, а также определить степень удовлетворенности предложениями. Происходят изменения в рекламном воздействии на аудиторию и оптимизируются каналы продаж на основе данных анализа.
Предметом исследования является - процесс изучения потребительских предпочтений
Объектом исследования в данной работе является - ЗАО "АТМСС".
Цель бакалаврской работы - изучение потребительских предпочтений потребителей бумажно-целлюлозной продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой политики предприятия ЗАО "АТМСС"..
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- выявить виды и методы маркетинговых исследований;
- определить основные этапы процесса организации и проведения маркетинговых исследований;
- охарактеризовать рынок бумажно - целлюлозной продукции РТ.
- исследовать потребительские предпочтения потребителей бумажно- целлюлозной продукции рынка г. Казань ( на примере продукции ЗАО «АТМСС».)
- разработать рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО "АТМСС".
- дать экономическое обоснование предложенных рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО "АТМСС".
Основными источниками информации при выполнении бакалаврской работы послужили данные финансовой и бухгалтерской отчётности, нормативно - правовые акты.
Маркетинговое исследование потребительских предпочтений - это актуальные и важные исследования. При анализе потребителей определяется целевая аудитория услуги или товара, цель приобретения товара, платежеспособность покупателей. Фирма должна досконально изучить своего потребителя.
Главной целью маркетингового исследования потребительских предпочтений является снижение неопределённости при принятии тех или иных управленческих решений.
Главными задачами маркетингового исследования потребительских предпочтений являются: определение потенциальной и текущей ёмкости рынка,
анализ конкурентов, определение динамики и долей основных игроков на рынке и анализ потребителей.
Поведение потребителей может быть изучено с помощью маркетинговых исследований. Это осуществляется путем моделирования покупательского поведения, исследования мотивов и факторов, характеризующих потребности людей и способы их удовлетворения.
Существует несколько типов маркетинговых исследований: Разведочное (поисковое) исследование, описательное (дескриптивное), экспериментальное и казуальное (аналитическое) исследование.
В последние годы Республика Татарстан стабильно занимает: 1 место в Приволжском федеральном округе по объему валового регионального продукта на душу населения, 1 место в ПФО по объему промышленного производства.
Экономика Татарстана - 6-я экономика среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. В 2015 г. валовой региональный продукт (ВРП) составил 1250 млрд. руб. В структуре валового регионального продукта промышленность составляет 44,1%.
В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится на обрабатывающие производства - 62%. По сравнению с 2013 годом удельный вес обрабатывающих производств вырос (на 3,8%), при снижении доли добывающих производств (снижение на 2,8%) и производства электроэнергии, газа и воды (на 1%).
Бумажно-целлюлозная отрасль местного значения, ориентированная на внутренний рынок республики. В данной промышленности занято 13,6 тыс. человек, что составляет 3,8% общего числа работающих в промышленности РТ или 1% экономически активного населения республики.
Было выявлено, что показатели эффективности использования ресурсов и собственного капитала в ЗАО «АТМСС» достаточно невысокие. Это говорит о том, что предприятие не в полном объеме использует собственный капитал.
На сегодняшний день ТМ «Nega» является узнаваемым региональным брендом с высоким уровнем продаж на рынках ПФО и ЦФО. В продуктовую линейку ТМ «Nega» входят туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки, носовые платки и другие сопутствующие товары.
Миссией компании является удовлетворение потребностей населения России санитарно-гигиенической продукцией высокого качества и экологичности, увеличивая производство, мы оказываем благотворное влияние на экономическое развитие страны.
Продукция ТМ «Nega» имеет повышенную белизну, мягкость и пышность. Бумага отлично выполняет свое предназначение: хорошо впитывает влагу, обеспечивает санитарно-гигиенические стандарты, не вызывает аллергических реакций и абсолютно безопасна даже для нежной детской кожи.
Основными конкурентами ЗАО «АТМСС» являются:
7. ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продакте Раша», под торговой маркой «Zewa»;
8. ОАО «Сыктывкар Тисью Груп», под торговой маркой «Viero»;
9. ОАО «Сясьский ЦБК», под торговой маркой «Мягкий знак»;
10. ООО «ХАЯТ МАРКЕТИНГ», под торговой маркой «Familia»;
11. ООО «Кубань-Папир», под торговой маркой «Plushe»;
12. Компания «Лилия» (ИП Китайкин А.Б.), под торговой маркой «Пёрышко», «Лилия».
Рассматривая динамику доходов и расходов ЗАО «АТМСС» в целом можно назвать ее положительной, что отражает устойчивое финансово-экономическое состояние организации на конец 2014 года.
Значения показателя рентабельности собственного капитала в ЗАО «АТМСС» достаточно невысокие. Это говорит о том, что организация не в полном объеме использует собственный капитал.
Проанализировав динамику расходов и продаж, можно сказать, что в целом динамика продаж за период с января по декабрь 2015 года значительно возросла. Это говорит об эффективной маркетинговой деятельности и о том, что компания закрепляет свои позиции на рынке. Однако, не все маркетинговые мероприятия были эффективными. В связи с этим возникла необходимость внести изменения в существующие маркетинговые мероприятия для достижения наибольшей эффективности.
В бакалаврской работе было проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений, которое показало, что торговая марка «Nega» является достаточно популярной среди потребителей. Большинство опрашиваемых являются представителями женского пола, не состоят в браке и находятся в возрастной категории в от 17 до 25 лет. Чаще всего данная торговая марка приобретается потребителями в таких магазинах, как «Карусель» и «Ашан», при этом частота совершаемых покупок приблизительно равна 1 разу в неделю. При выборе приобретаемого товара потребитель, прежде всего, обращает внимание на такие факторы, как цена и качество. Большинство потребителей не устраивает цена, качество и дизайн упаковки. Многие потребители предпочитают другие торговые марки санитарно-гигиенической продукции. Также было установлено, что не все маркетинговые мероприятия компании являются достаточно эффективными и наибольшая часть аудитории не была осведомлена о проводимых акциях.
В связи с этим, были разработаны следующие рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики:
1. Проведение акций : «Nega» - собери промо-наклейки, акции со снижением цены на определенные товары для конечного потребителя на 10 %;, акции «Регистрируй промо-коды и получай призы»;
2. Увеличение количества показов рекламного ролика на телевидении
3. Проведение лотереи.
Таким образом, в результате реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, ожидается увеличение доходов компании на 3% за счет увеличения численности постоянных покупателей торговой марки «Nega» и повышения ее узнаваемости среди потенциальных покупателей.
Рассчитав затраты на предлагаемые рекомендации, можно сказать, что предприятие потратит 380 696 тыс. рублей. Сопоставив затраты на
предложенные маркетинговые мероприятия и прирост прибыли, обеспеченные данными мероприятиями мы пришли к вывод об их целесообразности внедрения.
В заключении можно сказать, что цель данной бакалаврской работы достигнута. Реализация предлагаемых решений в ЗАО «АТМСС» приведёт к совершенствованию маркетинговой политики предприятия.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей".
2. Федеральный закон «О рекламе» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2015 года (актуальна по состоянию на 2016 год).
Учебники и учебные пособия
3. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с.
4. Маркетинг: учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О.В. Воронковой. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 120 с.
5. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова. - Тамбов: Изд-в ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 88 с.
6. Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. пособие. - СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. - 155 с.
7. Михалева Е.П. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: 2010. - 224 с.
8. Попова Г.В. Маркетинг. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2010. - 99 с.
9. Очковская М.С., Рыбалко М.А. Маркетинг: новые тенденции и перспективы: Учебное пособие. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 196 с.
10. Швайко И.Г., Егорова М.М., Логинова Е.Ю. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
11. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ. - 2010. - 176 с.
12. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Методологические основы маркетинговых исследований // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №8. - С. 275.
13. Лукин И.С. Организация маркетинговых исследований // Территория науки. - 2014. - №4. - С. 91-94.
14. Махнева О.В. Инструментарий для проведения маркетинговых
исследований // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - №143. - С. 17-20.
15. Судакова А.Е., Печеркина М.С. Оценка состояния потребителя:
интерактивное исследование // Экономика региона. - 2014. - №3. - С. 175-181.
16. Украинцева А.А. Шпаргалка по маркетингу. 2005 - 40 с.
17. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. Учебное пособие. 2002 - 304 с.
18. Короткова А.В., Синяева И.М. Управление маркетингом. Учебное пособие. 2-е изд., 2005 - 463 с.
19. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. Учебник. 2002 - 272 с.
20. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Учебник. 2007 - 944 с.
21. Карпова С.В. Маркетинг. Учебное пособие. 2011 - 473 с.
22. Рысев Н.Ю. Активные продажи. 2 - е издание. 2009 - 416 с.
23. Маркетинг. (Учебник) Под ред. Эриашвили Н.Д. (2001, 2-е изд., 623с.)
24. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 6-е изд., испр. - Минск: Высш. школа, 2009. - 512 с.
25. Алешина И. В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие /И. В. Алешина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 456 с.
26. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
27. Евдокимов О.Г. Основы маркетинга. Учебное пособие. - М.: МНИТ, 2011. - 185 с.
28. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг - информации: учебник. - М.: КНОРУС, 2013. - 656 с.
29. Захарова И.В. Маркетинг: учебно-практическое пособие; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 138 с.
30. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие. -М.:
ФОРУМ, ИД «Инфра-М», 2010. - 176 с.
31. Ильичева И.В. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
32. Кондратьева М.Н., Шубина Т.Н. Экономика и маркетинг: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 143 с.
33. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2012. - 810 с.
34. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Вильямс, 2000. - 398 с.
35. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. М.: ИД Вильямс, 2012. - 1200 с.
36. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 736 с.
37. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М.: Вильямс, 2003. - 368 с.
38. Беляевский К.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М:. Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
39. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 400 с.
40. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2002. - 352 с.
41. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2008. 461 с.
42. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 304 с.
43. Власова Н.М. Рекламный конструктор. - Новосибирск, Научно-издательский центр ОИГТМ, Изд. «СОРАН», 1998. - 254 с.
44. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: РусПартнер Лтд, 1994. - 252 с.
45. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 1998. - 414 с.
46. Гольман И.А. Реклама плюс. Реклама минус - М.: ООО «Гелла-Принт», 2000. - 240 с.
47. Миск М.Д. Реклама на радио, TV и в Интернете: Учебное пособие: 3-е изд./ Пер. с англ. - М.: Мир, 2004. - 362 с.
48. Джеймс Эванс, Бен Берман . Маркетинг. Экономика, 1990. - 352 с.
Электронные ресурсы
49. Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по статистке [Электронный ресурс]. Доступ -http://tatstat.gks.ru/
50. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. Доступ -http://www.marketing.spb.ru/