Введение 4
1 Теоретические аспекты рекламной деятельности на предприятии 7
1.1 Сущность и значение рекламы в деятельности предприятия 7
1.2 Виды рекламы и их применение в деятельности предприятия 12
1.3. Правовое регулирование рекламной деятельности на предприятии 19
2 Анализ рекламной деятельности в ИП Сибгатуллин А.А 23
2.1. Общая характеристика предприятия 23
2.2. Определение отношения потребителей к рекламе ИП Сибгатуллин А.А 34
2.3. Анализ системы рекламной деятельности на предприятии 39
3 Пути повышения эффективности рекламной деятельности ИП Сибгатуллин А.А.
и перспективные направления его развития 45
3.1. Совершенствование организационной структуры отдела рекламы ИП
Сибгатуллин А.А 45
3.2. Совершенствование планирования рекламной деятельности ИП
Сибгатуллин А.А 46
3.3. Разработка перспективных направлений рекламной деятельности ИП
Сибгатуллин А.А 58
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность работы. Корни рекламы уходят в глубокую старину и связаны с тем, что производителям (ремесленникам), торговцам всегда требовалось сообщать людям о продаваемых ими товарах, о проводимых ярмарках и т. п. Слово "реклама " латинского происхождения (^damare - "кричать") и означает: мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей, покупателей; распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популяризации. Из опыта мирового бизнеса давно известна сила и роль рекламы. Прежде всего, реклама несет в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенной и доводящей до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах.
Следует заметить, что если реклама - это всегда информация, то информация - не всегда реклама. Реклама доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий.
В последнее время на страницах научных экономических изданий ведутся дискуссии по поводу вопроса о влиянии рекламы как элемента рыночной инфраструктуры на уровень конкуренции в свободной экономической системе. Однако несомненным остается тот факт, что реклама используется во многих случаях как оружие в конкурентной борьбе и это использование нельзя назвать спорадическим. Причем арена этой борьбы не ограничивается внутриотраслевыми рамками. Реклама может использоваться и в межотраслевой конкурентной борьбе.
Как известно, реклама - двигатель торговли. Она помогает «сводить концы с концами» всем: телевизионным передачам, газетам, радиопрограммам, работникам метро, и, конечно, рекламодателям. Поэтому нередко с рекламой «перебарщивают», делая неприятным просмотр фильма или чтение газеты. К сожалению, у потребителя нет способов борьбы с этим явлением, кроме как законодательных. То есть потребитель может потребовать своего депутата принять закон об ограничении рекламы.
Какой бы реклама не была, нельзя забывать, что она не существует сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка, чем торгуем, то и находит отражение в рекламе. Задумаемся, об общем принципе, по которому живёт и действует реклама. По существу, она предоставляет возможность продавать потенциальному потребителю сообщение об изделии или услуге. Причём так, чтобы заставить покупателей предпочесть это изделие, эту услугу всем другим. В основе рекламы - информация и убеждение. Она делает это путём закупки площадей и времени в средствах массовой информации (СМИ). Реклама в СМИ способствует развитию массового рынка сбыта товаров и услуг, и, в конечном счёте, вложения предпринимателей в производство становятся оправданными. Ценность рекламы заключается ещё и в том, что она привлекает к себе многих талантливых людей - художников, писателей, режиссёров, актеров, певцов и т. д. Именно они превращают рекламу в искусство. Реклама же, в свою очередь, обеспечивает им постоянный тренинг, а также безбедное существование.
Есть основания утверждать, что реклама - лучшая гарантия качества товара (услуги). Ложная, сомнительная реклама обрекает товар на гибель. Только удовлетворённый покупатель даёт возможность производителю удержаться на рынке. Ни один преуспевающий предприниматель не будет рисковать своими деньгами, размещая рекламу товара с плохими качествами. Разумеется, находятся «временщики», «бизнесмены-однодневки», делающие попытки использовать рекламу в своих целях, но покупателя обмануть удаётся только раз. Во второй раз товар, не соответствующий рекламным утверждениям, останется невостребованным.
О рекламе можно сказать, что это отрасль, которая откликается на запросы и настроение общества, и, следовательно, согласуется с состоянием общества и его стандартами.
Можно констатировать, что реклама как экономическое благо выступает в качестве средства связи между экономическими объектами, в качестве которых в условиях несовершенной конкуренции доминируют, прежде всего, фирмы и государство. А домохозяйства осуществляют выбор среди известных марок потребительских товаров и имен известных политиков.
Роль рекламы особенно значительна в современной деятельности фирмы, где в условиях современного экономического рынка присутствует жесточайшая конкуренция и чтобы выжить в данных условиях, предприятиям приходится все чаще прибегать к рекламе.
Целью работы является разработка и обоснование мероприятий по расширению рынка рекламных услуг в г. Казань на примере ИП Сибгатуллин А.А.
Задачами работы являются:
- рассмотреть основные показатели деятельности ИП Сибгатуллин А.А;
- провести анализ рекламной деятельности ИП Сибгатуллин А.А;
- привести мероприятия по совершенствованию системы рекламной деятельности ИП Сибгатуллин А.А.
Предметом исследования работы является рынок рекламных услуг в г. Казань.
Объектом исследования работы является ИП Сибгатуллин А.А..
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Таким образом, можно также сказать, что реклама - это оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.
Рынок рекламы представляет собой сектор, где встречается спрос и предложение на упомянутые услуги. В этом экономическом секторе взаимодействуют потребители рекламы с рекламодателями, ее производителями и распространителями. Объектом их отношений является товар, услуга или информация.
Существуют следующие виды рекламы:
1. Коммерческая (экономическая) реклама.
2. Социальная реклама - выходит за рамки экономических задач, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с загрязнением окружающей среды; популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.
3. Политическая реклама (в том числе предвыборная).
Миссия:
- удовлетворить потребность предпринимателей, частных лиц в рекламном продукте, содействовать развитию и продвижению бизнеса своих клиентов.
Целью деятельности рекламной компании ИП Сибгатуллин А.А является качественное и полное удовлетворение потребностей организаций и частных лиц в услугах, а также получение прибыли.
ИП Сибгатуллин А.А. расположен по адресу: Республика Татарстан, индекс 420136, г. Казань, ул. Маршала Чуйкова 37.
Прибыль от продаж и чистая прибыль ИП Сибгатуллин А.А. увеличилась в 65
2013 году более чем в три раза, а в 2014 году - снизились.
За 2014 год стоимость имущества предприятия снизилась на 1521 тыс. руб.
Для определения отношения потребителей к деятельности фирмы РА «Авеню» было проведено исследование ее клиентов.
По срокам, приверженности фирме 30% респондентов были постоянными клиентами фирмы в течение года, 70% - в течение двух лет. Дважды в год услугами фирмы пользовались 82% общего числа опрошенных, 3 и более раз в год -18%.
К услугам других рекламных фирм прибегали 4% опрошенных.
Все респонденты на первое место среди предъявляемых требований поставили соблюдение сроков фирмой и качество услуг. 89,9% на первое место поставили компетентность персонала. Для 73,1% очень важным было удовлетворение от покупки (т.е. от полученного отдыха). Лишь 1,7% общего числа опрошенных поставили на первое место объем и качество собственной рекламы ИП «Сибгатуллин».
Сопоставляя мнения клиентов об «идеальной» фирме, о фирме ИП «Сибгатуллин», о ее конкурентах, можно сделать вывод, что фирма ИП «Сибгатуллин» в сравнении с конкурентами стоит гораздо ближе к «идеальной» фирме по таким характеристикам, как квалификация обслуживающего персонала, соблюдение сроков исполнения заказов, внутренняя атмосфера, реклама, а по стимулированию продаж даже превышает ожидания клиентов.
Преимуществами ИП «Сибгатуллин» являются:
- высокая степень клиентоориентированности: высокий уровень компетенции всего персонала, индивидуальный подход к клиенту;
- высокий профессионализм команды дизайнеров;
- сформированный корпоративный стиль: производственный персонал хорошо информирован о задачах поставленных при изготовлении и монтаже, и одет в одинаковую рабочую форму, пользуется надежным и качественным - профессиональным инструментом Макита (Makita), Бош (Bosh), отслеживают нововведения производства новых направлений в технологии;
- доступные цены;
- гарантия полноценной работы изделия сроком один год.
Недостатками в работе агентства является слабая организация маркетинговой и сбытовой деятельности. За все время существования агентства не было проведено ни одной рекламной акции, клиенты привлекаются путем «случайного попадания», либо при помощи «народной молвы».
Специфической особенностью деятельности ИП «Сибгатуллин» является выраженная периодичность спроса. Повышение и спад спроса зависят от времени года и времени суток.
Клиентами рекламного агентства являются, прежде всего, индивидуальные предприниматели, практически они же и сами хозяева своих организаций, в основном мужчины, они составляют до 43 % посетителей.
ИП «Сибгатуллин» предлагается ввести новые виды перспективных направлений рекламной деятельности:
- ввести новый вид рекламных услуг - Интернет-рекламу;
- ввести новую рекламную услугу Product placement.
1. Конституция Российской Федерации - М.: Издательство «Элит», 2009.- 32c
2. Гражданский Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями). Части 1, 2, 3. - С-П.: Юридический центр Пресс, 2012.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2011 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. - 15 марта 2011 г. - Федеральный выпуск №4017.
II. Специальная литература:
4. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник [Текст] / В.А. Абчук. - СПб.:
Издательство «Союз», 2012. - 463 с.
5. Авдулова Т.П. Психологические основы менеджмента: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Т.П. Авдулова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2010. - 150с.
6. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие[Текст] / Р.И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 207с.
7. Акофф Р. Планирование будущего корпорации [Текст] / Р. Акофф. - М.: Инфра-М, 2009. - 310 с.
8. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов [Текст] / И. Алешина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 480 с.
9. Алексеева В.Л. Место и роль рекламы в социокультурном пространстве города [Текст] / В.Л. Алексеева// Обсерватория культуры. - 2011. - N 5. - С.101-105.
10. Арустамов Э. А., Организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. Практикум [Текст] / Э.А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 514 с.
11. Асаул А. Н., Организация предпринимательской деятельности. Учебник [Текст] / под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. СПб: «Гуманистика», 2009. - 478 с.
12. Банникова М. Сколько дать на рекламу? [Текст] / М. Банникова // Стратегия успеха. - 2013. - N 1-2. - С.57-60.
13. Батухтина Д. Какую рекламу нужно делать для молодежи? / Д. Батухтина // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR [Текст]. - 2012. - N 3. - С.42-44.
14. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. [Текст] / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 392 с.
15. Виханский О.С., Менеджмент: Учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2010. - 510 с.
16. Герчекова И.А. Менеджмент: Учебник [Текст] / И.А. Герчекова. - М.: Бизнес и биржи, 2009. - 490 с.
17. Горбунов А.А. Теория и практика проблемы в предпринимательской сфере. Монография [Текст] /под ред. д.э.н., проф.Горбунова А.А. - СПб, 2009. - 417
18. Горленко О. Социальная реклама: вопросы детерминации и регулирования [Текст] / О. Горленко // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 8. - С.117-126.
19. Горленко О.В. Российская реклама: манипулирование сознанием потребителя [Текст] / О.В. Горленко // ЭКО. - 2011. - N 12. - С.149-163.
20. Грибок Н. Профессиональные кадры - залог успешного развития рекламной индустрии [Текст] / Н. Грибок // Власть. - 2009. - N 11. - С.41-43.
21. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие [Текст] / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 482 с.
22. Земсков С. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления [Текст] / С. Земсков // Власть. - 2009. - N 10. - С.41-44.
23. Казанцев А.А. Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие [Текст] / А.А. Казанцев, А.А. Крупанин - М.: ИНФРА-М., 2009. - 510 с.
24. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности "Менеджмент" [Текст] / В.И. Кнорринг. - М.: НОРМА- ИНФРА, 2010. - 562 с.
25. Конарева Л.А. Базовые принципы современного менеджмента [Текст] // США-Канада: экономика, политика, культура / Л.А. Конарева. - 2011. - N 8. - С.83¬89.
26. Краковская И. Современный менеджмент и управление человеческим капиталом вузов [Текст] / И. Краковская // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 10. - С.34-41.
27. Кузин Д. Россия: новая парадигма управления [Текст] / Д. Кузин // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 8. - С.18-30.
28. Левицкая А.А. Реклама и ребенок: взрослые проблемы [Текст] / А.А. Левицкая // Химия и жизнь. - 2011. - N 2. - С.26-30.
29. Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов [Текст]. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2010. - 504 с.
30. Миняйло А. Как правильно выбрать рекламное агентство? [Текст] / А. Миняйло // Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 3. - С.62-65.
31. Назайкин А.Н. Тенденции развития рекламы в современных СМИ России [Текст] / А.Н. Назайкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - N 2. - С.148-165.
32. Назайкин А.Н. Эффективность рекламы в Интернете [Текст] / А.Н. Назайкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - N 5. - С.90-103.
33. Ольховников А. Эффективность воздействия рекламы на потребителя [Текст] / А.Ольховников, А.Линейцева // Маркетинг. - 2012. - N 6. - С.64-73.
34. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие [Текст] / под ред. А.С.Пелиха. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2012. - 542 с.
35. Перепечко Л.Н. Анализ эффективности выставочной деятельности как составляющей части процесса трансфера технологий [Текст]/ Л.Н.Перепечко,
A. Р.Рахманова // Инновации. - 2013. - N 11. - С.38-42.
36. Петухов И.А. Расширение взаимодействия с потребителем в современной рекламе [Текст] / И.А. Петухов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2010. - N 5. - С.111-121.
Поляков В. Концепция рынка рекламы в модели глобализации [Текст]/
B. Поляков, М.Микуляк // Маркетинг. - 2013. - N 4. - С.53-60.
38. Попков В. П., Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие[Текст] / Е. В. Евстафьева. - Питер, 2012. - 330 с.
39. Почепцов Г.Г. «Паблик рилейшнз для профессионалов» [Текст] / Г.Г.70
Почепцов. - М.: «Рефл-Бук», «Ваклер» - 2009. - 292 с.
40. Предпринимательство: Учебник[Текст] / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, академика Г.Б.Поляка, проф. В.А.Швандра. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 620 с.
41. Предпринимательство: Учебник [Текст] / под ред. М.Г.Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 610 с.
42. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учебное пособие для ВУЗов [Текст] /под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 466 с.
43. Производственный менеджмент: Учебник [Текст]/ под ред. В.А. Козловского. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 574 с.
44. Просветов И. Глубина контакта [Текст] / И. Просветов // Forbes. - 2009. - N 8. - С.34-35.
45. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс. - 2009. - 387 с.
46. Рамазанов А. Роль менеджмента в корпоративном бизнесе [Текст]// Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 4. - С.69-76.
47. Рихтер А.Г. Правовое регулирование рекламы [Текст] / А.Г. Рихтер // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2013. - N 3. - С.7-33.
48. Романов А.А., Теория и правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2013. - 428 с.
49. Романов А. Н. и др. Маркетинг: учебник [Текст] / под ред. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 485 с.
50. Румянцева З.П. Общее управление организацией [Текст] / З.П. Румянцева. - М., 2011. - 512 с.
51. Савина В.О. Особенности интеграции систем менеджмента [Текст] / В.О. Савина // Методы менеджмента качества. - 2009. - N 12. - С.20-25.
52. Сергиенко Е. Современные технологии рекламных компаний [Текст] / Е.
Сергиенко // Маркетинг. - 2011. - N 2. - С.69-86.
53. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник [Текст] / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.:ИНФРА-М, 2011. - 528 с.
54. Толоконникова А.В. Перспективы современного рынка ТВ-рекламы в России [Текст] / А.В. Толоконников // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2013. - N 3. - С.77-84.
55. Тормошева В. К вопросу об эффективности языка рекламы [Текст] / В. Тормошева // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2012. - N 2. - С.26-31.
56. Трутнева Е.А. Экономический анализ эффективности воздействия рекламной активности на стратегические показатели развития компании (на примере рынка телекоммуникаций) [Текст] / Е.А. Трутнева // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - Т.13, N 4. - С.520-548.
57. Управление организацией (предприятием): учебник [Текст]/ А.А. Раздорожный. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 542 с.
58. Управление организацией: Учебник [Текст] /под ред. А.Г. Поршнева. З.П. Румянцевой - 2-е издание, Москва, 2013. - 520 с.
59. Федотова Л.Н. Реклама: время перемен [Текст] / Л.Н. Федотова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2013. - N 2. - С.92-108.
60. Чемеринский М. Рекламный потенциал блогов [Текст] / М. Чемеринский // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2012. - N 2. - С.67-72.
61. Черутова М. И. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие [Текст] / М.И. Черутова. - М.: Изд-во ГИОРД, 2013. - 421 с.
62. Чумиков А.Н. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 [Текст] / А.Чумиков, М.Бочаров, М.Тишкова. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 131с.
63. Экономическая теория: учебник для вузов [Текст]/ под ред. В.Д Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 588 с.
64. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Николаевой И.П. [Текст] -М.: 2012. - 452 с.
65. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова [Текст]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2010. - 612 с.