ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОЖЕВЕННО-ГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ТОВАРОВ 7
1.1 Анализ рынка обуви и кожевенно-галантерейных товаров в
Российской Федерации 7
1.2 Характеристика методов оценки конкурентоспособности торговых
предприятий 13
1.3 История создания предприятия и организационная структура ООО
«НОВА» 19
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НОВА» 27
2.1 Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Нова» 27
2.2 Анализ доходов ООО «Нова» 29
2.3 Анализ расходов предприятия 32
2.4 Анализ деловой активности ООО «НОВА» 38
2.5 Характеристика конкурентов ООО «Нова» 45
2.6 Оценка конкурентоспособности ООО «Нова» 46
2.7 Выводы по анализу 56
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «НОВА» 59
3.1 Планирование доходов и расходов ООО «НОВА» на 2016 год 59
3.2 Применение системы директ-костинг для повышения конкурентоспособности ООО «Нова» 63
3.3 Влияние применения метода директ-костинг на
конкурентоспособность ООО «НОВА» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современная российская экономика на данном этапе развития характеризуется усилением конкуренции на рынках товаров и услуг. По мере развития рыночных отношений в России на передний план все чаще выходит проблема повышения уровня конкурентоспособности отечественных организаций. Одним из проявлений этой тенденции является увеличение роли и значимости различных предпринимательских структур в развитии оптовой и особенно розничной торговли.
Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой доступности и эффективности самих хозяйствующих субъектов.
Формирование конкурентной среды должно осуществляться в том числе и за счет создания магазинов-бутиков, ориентированных на потребителей с высоким уровнем дохода. Для их устойчивого развития требуется не только предоставления льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но и разработка научно-практических рекомендаций, обеспечивающих в условиях давления со стороны крупных торговых предприятий находить эффективные решения этой проблемы.
Организация бизнеса за счет создания сети магазинов-бутиков является более конкурентоспособной в сравнении в единичными торговыми предприятиями. Сетевая торговля выигрывают за счет концентрации не только капитала, но и трудовых ресурсов, а также информации об изменения внешней среды. Однако, развитие розничной торговли только за счет сетевой торговли ведет к монополизации рынка, что, в свою очередь. Негативно скажется на развитии как торговли, так и экономики в целом. Присутствие на отечественном рынке магазинов-бутиков обуви и кожевенно-галантерейных товаров (Rich fashion, Pioneer London, Emporio Armani и ряд других) стимулирует развитие розничной торговли, усиливает конкуренцию на рынке и способствует повышению конкурентоспособности отечественной розничной торговли.
Стоит отметить, что торговые предприятия находятся в сложных условиях политики импортозамещения, роста инфляции, снижению покупательской способности. Одной из особенности розничной заключается в том, что основные конкуренты реализуют однотипную продукцию. Поэтому в таких условиях, конкурентоспособность во многом определяется структурой ассортимента, эффективностью закупочной деятельности, качеством торгового обслуживания и другими показателями.
Без существенного повышения конкурентоспособности торговых предприятий невозможно обеспечить высоких и стабильных темпов экономического роста национальной экономики.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка конкурентоспособности торговой организации на рынке (на примере ООО «Нова»).
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Представлена организационно-экономическая характеристика ООО «Нова».
2. Рассмотрены методы оценки конкурентоспособности торговых предприятий.
3. Проведен анализ рынка кожевенно-галантерейных товаров в Российской Федерации.
4. Охарактеризованы основные конкуренты ООО «Нова».
5. Проведена оценка конкурентоспособности ООО «Нова» по ценовым и неценовым факторам.
6. Проведен экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Нова».
7. Предложены направления повышения конкурентоспособности ООО «Нова».
Объектом исследования является ООО «Нова»
Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности ООО «Нова»
Теоретическую и научно-методологическую базу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, работающих в исследуемой отрасли науки. Теоретические положения рассматривались и анализировались наряду с законами РФ, постановлениями Правительства РФ, материалами периодической печати, данными официальной статистики, материалами Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РТ, Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности».
Таким образом, мы провели оценку конкурентоспособности ООО «Нова» - торгового предприятия, занимающегося реализацией дизайнерской одежды и кожевенно-галантерейных товаров.
По итогам проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
1. В первой главе дипломной работы рассмотрены объекты и методы
исследования: дана организационно-экономическая характеристика
исследуемого предприятия, проведен анализ рынка кожевенно-галантерейных товаров, определены методы оценки конкурентоспособности ООО «Нова».
2. Во второй главе проведен экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Нова», проведена оценка конкурентоспособности ООО «Нова» по ценовым и неценовым факторам.
3. В третьей главе дипломной работы предложены направления повышения конкурентоспособности ООО «Нова» посредством внедрения системы «директ-костинг».
В период с 2012г. по 2014г. характеризуются увеличением объема торговой деятельности на 114738 тыс.руб. и на 18,75%, себестоимостью торговли, что приводит к снижению чистой прибыли на 84315тыс. руб. или на 86,37%.
Среднегодовая стоимость основного и оборотного капитала ООО «Нова» за исследуемый период увеличивается. Так фондоотдача снизалась на 11,98%, рентабельность использования основных средств на 89,90%, коэффициент оборачиваемости оборотных средств на 25%, длительность оборачиваемости оборотных средств на 86 дней. Лишь фондовооруженность увеличилась на 59,22%, что связано с уменьшением количества работников в ООО «Нова»
Структура активной и пассивной части баланса является благоприятной, что подтверждают показатели ликвидности, все они соответствуют нормативному значению. Снижается коэффициент финансовой зависимости - 0,13 пунктов. Коэффициент маневренности
собственного капитала увеличивается на 41пункт. Следовательно, наше предприятие в 2014 году можно считать финансово устойчивым.
Общие доходы ООО «Нова» за исследуемые период уменьшаются на 452585 тыс. руб., расходы на 224247 тыс. руб. Доходы по основной деятельности в целом за три года увеличились на 114738 тыс. руб.
При этом формирование расходов и доходов происходит не равномерно, то есть затраты по времени не совпадают с получением выручки, другими словами предприятию требуется значительные оборотные средства. Коэффициент оборачиваемости в 2014 г. составлял 1,4. Эти показатели свидетельствуют о неэффективном использовании оборотных активов в 2013 году. В связи с замедлением оборачиваемости организации требовались дополнительные финансовые ресурсы. Причины неудач с 2013г. по 2014г. стоит искать в неправильном формировании себестоимости. В связи с этим предприятию необходимо проводить постоянный контроль и анализ за издержками обращения. Результаты оценки конкурентоспособности показали, что ООО «Нова» является рыночных последователем, необходимо улучшить показатели рентабельности, уменьшить сумму себестоимости закупаемых товаров. Точка безубыточности составит 539353 тыс. руб., что дает запас финансовой прочности в будущем году в 38%, что является высоким показателем. Операционный рычаг вырастет незначительно, на 0,35. Вопросы применения операционного анализа при планирования доходов и расходов будут всегда оставаться актуальными, так как в конъюнктура рынка постоянно меняется, факторы которые еще вчера не имели существенного значения могут в один день стать решающими в выборе направления деятельности, и только те предприятия и организации которые смогут быстро реагировать на все изменения смогут полноценно функционировать и получать прибыль
1. Агарков А.П.Управление качеством: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб.и доп./А.П.Агарков.- М.: Дашков и К, 2010.- 228 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 208с.
3. Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник.- М.: Экономист,
2006. - 525 с.(УМО)
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 2008. - 416с.
5. Анализ финансовой отчетности: Учебник/Под.
Ред.М.А.Вахрушиной, Н.С.Пласковой.- М.: Вузовский учебник, 2009.- 367 с.
6. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.- 432 с.
7. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: Финстатинформ, 1999. - 142 с.
8. Арустамов Э.А., Пахомкина А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие.- 2-е изд., испр.- М.: Дашков и К, 2009.- 336 с.
9. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учеьник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. С.337
10. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник.- 3-е изд.- СПб.: Питер, 2010.- 576 с.: ил.
11. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник/Под ред. М.И.Баканова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 256 с.: ил.
12. Балаева О.Н. Управление организациями сферы услуг: Учебное пособие/О.Н.Балаева, М.Д.Предводителева;- М.: Изд.дом Гос.ун-та - Высшей школы экономики, 2010.- 155 с.
13. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 212 с.
14. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие.- 3-е изд., испр.- М.: Дашков и К, 2008.-272 с.
15. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Электронный
учебник/В.И.Беляев.- Электрон.дан.- М.: КНОРУС, 2009.- 1
электрон.опт.диск: зв., цв.
16. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие: учебное пособие.- М.: ИНФРА- М, 2010.- 215 с.
17. Бердышев С.Н. Информационный маркетинг. Практическое пособие/С.Н.Бердышев.- М.: Дашков и К, 2010.- 216 с.
18. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей.- 10-е изд./Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2007.- 944 с.
19. Воронов Д.С. Оценка конкурентоспособности предприятия [электронный ресурс]//Режим доступа: vsd1234.narod.ru.
20. Гаджинский А.М.Логистика: Учебник/А.м.Гаджинский.- 18-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2010.- 484 с.
21. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях/ М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов// Российский экономический журнал. - 1998 г. - №3. - С.67-68.
22. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»
23. Годин А.М. Маркетинг: учебник/А.м.годин.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2010.- 672 с.
24. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции/ И.П. Данилов. - М.: Пресс-сервис, 1997 г. - 420 с.
25. Дафт Р. Менеджмент.- 8-е изд/Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2010.- 800.: ил.
26. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник.- 9-е изд., перераб.и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 696 с.
27. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г.Г. Иванов. - М.: Издательсикй центр «Академия», 2010. - 320 с.
28. Иванов Г.Г. Коммерческая деятельность: Учебник/Г.Г.Иванов,
Е.С.Холин.- М.: ИД «ФОРУМ», 2012.- 384 с.: ил.(Совет ФЭТТ РЭУ
им.Г.В. Плеханова)
29. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Франчайзинг в торговле: учебное пособие/ Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: ИД «Форум». ИНФРА-М, 2013 г. - 104с.
30. Иванов Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия [Текст]/ Ю.Б. Иванов. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. - 32с.
31. Коммерция : учебное пособие/ Г.Г. Иванов, С.Л. Орлов - .М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013 г. - 160 с.
32. Кожуов В.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятия. Дисс. на соисаие уч. степени к.э.н/ ОАНО ВПО «Волжский государственный университет им. В.Н. Татищева». - 2011 г.
33. Коломак. Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология, 2009 г.,№3
34. Коротков А.В. Маркетинговые исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-С.277
35. Кондрашов В.М. Управление продажами: Учебное
пособие/В.М.Кондрашов; под ред. В.Я. Горфинкеля.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 319 с.
36. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий): Учебник.- М.: Проспект, 2009.- 160 с.
37. Мазилкина Е.И. Условия успешного продвижения товара: Практическое пособие/Е.И.Мазилкина.- М.: Дашков и К, 2009.- 172 с.
38. Матлин A.M. Размышления экономиста о торговле. М.: Экономика, 1990. -С.6
39. Международный маркетинг: Учебное пособие/С.В.Карпова.- Р н/Д: Феникс, 2009.- 318 с
40. Меликян О.М. Поведение потребителей: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2006.- 260 с.
41. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике: Учебник/ Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008 г. - 480с.
42. Михайлов Л.М. Исследование систем управления: Учебное
пособие/Л.М.Михайлов, В.М.Мишин, А.Я.Сисюк.- М.: Экзамен, 2009.- 189 с.
43. Молочников Н.Р Развитие многоуровневой
конкурентоспособности/Н.Р. Молочников., Т.Г. Пономарева. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 97с.
44. Российский статистический ежегодник. 2014 год
45. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005.-У1. - С.218
46. Шкардун В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия// Маркетинг. 2005. - №1. - С. 29.