Введение 4
1.1. Сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 7
1.2. Задачи и виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 111
1.3. Методы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 166
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО "Фортепиано"255
2.1. Краткая характеристика предприятия 255
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 344
2.3. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 41
3. Пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 50
3.1. Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия 50
3.2. Основные направления снижения себестоимости предприятия 72
Заключение 85
Список использованной литературы 91
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Сложившиеся условия рыночной деятельности в России, осуществления работ, изготовления товаров и оказания услуг на рынке требуют постоянного планирования, исполнения и контроля финансовых и хозяйственных показателей деятельности организации. При этом анализ и мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, действующего в рыночной экономике, является ключевым источником информации для принятия управленческих решений на всех уровнях управления.
Целью деятельности современного коммерческого предприятия является получение прибыли от ведения своей финансово-хозяйственной деятельности. Именно финансово-хозяйственная деятельность является основой получения финансовых результатов. Соответственно, чем качественней осуществляется эта деятельность, чем выше степень её рациональности, обоснованности, планирования, контроля, исполнения, тем выше достигаемые коммерческим предприятием результаты.
Оценка результатов осуществляется с помощью различных познавательных процедур, одной из самых известных процедур познания выступает процедура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
К специалистам, выполняющим на предприятиях функции финансово-хозяйственного анализа, предъявляются повышенные требования к способности анализировать первичную экономическую и бухгалтерскую документацию.
Управление работой организации должно основываться на знании условиях проведения, особенностях реализации и методологической специфике аналитических процедур, таких как финансово-экономический анализ и анализ финансово-хозяйственной деятельности. При этом необходимо учитывать специфику отрасли, в которой работает компания, ее текущие показатели.
Ведущая роль анализа финансово-хозяйственной деятельности при управлении и развитии организации, определении ключевых факторов такого развития обуславливает актуальность настоящей работы.
Целью данной работы является анализ функционирования ООО "Фортепиано" и разработка мероприятий по повышению его эффективности.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО "Фортепиано";
- выявить пути повышения эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
Предметом исследования работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО "Фортепиано".
Объектом исследования является ООО "Фортепиано".
В качестве методов исследования выбраны: табличный метод представления информации, теоретический обзор информационных источников по теме работы, динамический и структурный анализ отчётности, коэффициентный финансовый анализ, построение диаграмм и графиков, метод сравнений и аналогий и др.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская финансовая отчетность ООО "Фортепиано" (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).
Выпускная квалификационная дипломная работа состоит из введения, основной части, в которой осуществляется рассмотрение теоретических аспектов темы, анализ по предметной области, разработка путей улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО "Фортепиано", заключения, списка использованных источников и литературы, приложений, содержащих отчётность организации.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности - это один из важнейших элементов финансовой работы предприятия при исполнении финансово - хозяйственной деятельности.
Как видно из структуры финансовой работы, содержания отдельных ее этапов, анализ финансово-хозяйственной деятельности неразрывно связан с управлением компанией и проводится для достижения следующих целей:
1. Определение и оценка социально-экономических результатов различных направлений работы организации.
2. Поиск и определение возможных резервов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов компании.
3. Подготовка предложений по внесению стратегических и текущих управленческих решений.
Финансовый анализ является частью общего полного анализа экономической деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансовый анализ состояния и результатов деятельности компании и производственный (управленческий) анализ.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности направлен на решение следующих задач:
- проведение объективной и всесторонней оценки результатов финансово - хозяйственной деятельности, отдельных бизнес-процессов и функций подразделений компании;
- определение закономерностей и тенденций развития производственных процессов, возможностей улучшения системы управления и эффективных принимаемых решений;
- анализ эффективности использования финансовых и производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления во взаимосвязи с влиянием данных процессов на качество работы компании и его структурных подразделений;
- определение факторов, оказывающих влияние на итоговые показатели финансово-хозяйственной деятельности компании, классификация данных факторов по продолжительности, характеру и предмету воздействия;
- предвидение ожидаемых конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности компании, подготовка информации для принятия соответствующих управленческих решений по корректировке ситуации;
- контроль реализации мероприятий, целью которых является эффективное использование ресурсов, ознакомление сотрудников с передовым опытом работы, устранение негативных явлений.
Основными показателями, подлежащими непрерывному контролю со стороны руководства и финансовых служб, будут:
1. Соотношение (структура) актива и пассива баланса организации;
2. Платежеспособность и ликвидность компании;
3. Финансовая устойчивость;
4. Оценка финансовых результатов;
5. Деловая активность;
6. Рентабельность деятельности организации.
В ходе анализа необходимо своевременно и объективно диагностировать финансовое состояние предприятия как важнейшее условие изменения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, установить те объективные и субъективные факторы, влияющие на негативные и позитивные явления.
Деятельность организации ООО «Фортепиано» осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также иными нормативными актами Российской Федерации. ООО «Фортепиано» считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации. Срок деятельности ООО «Фортепиано» не ограничен.
ООО «Фортепиано» имеет ресторан "Фортепиано". Ресторан расположен в Казани.
Ресторан «Фортепиано» это предприятие с полным циклом производства, в нем происходит первичная обработка сырья, производство полуфабрикатов, приготовление кулинарной продукции с последующей ее реализацией.
В состав цехов ресторана входят доготовочные и заготовочные цеха.
Исследуемое предприятие специализируется на приготовлении блюд европейской кухни.
Основным видом деятельности ООО «Фортепиано» является оказание услуг по питанию и отдыху, включая оказание услуг суши-бара. Анализ и оценка функционирования ООО «Фортепиано» за 2014 год позволяет сделать выводы:
Анализ динамики объемов реализации услуг ООО «Фортепиано» за 2014 год в сравнении с 2013 годом показывает перевыполнение плана по реализации услуг 2014 года на 0,7%, фактических данных 2013 года на 2,1%, что показывает рост объемов реализации ресторанных услуг. Наблюдается увеличение объема реализации по всем видам блюд, а также услугам суши-бара.
Динамика объема реализации позволяет сделать вывод о необходимости введения мероприятий по некоторому расширению ассортимента услуг, что позволит повысить конкурентоспособность и наращивать темп роста объема реализации ресторанных услуг более быстрыми темпами.
Анализ и оценка конкурентоспособности и качества говорит, что в 2014 году виден рост показателей качества обслуживания ресторана.
Анализ использования основных средств говорит о некотором снижении фондоотдачи и росту фондоемкости. Это свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств в 2014 году.
Анализ оборотных активов показывает снижение эффективности их использования в 2014 году: расчеты говорят снижении коэффициента оборачиваемости оборотных активов и о росте срока оборачиваемости.
Анализ и оценка персонала показывает эффективное использование ресурсов персонала на фирме, систему оплаты, соответствующую назначению предприятия, которая заинтересовывает персонал предприятия увеличивать выручку. Нарушения, принятых норм управляемости на предприятии не выявлено.
Анализ себестоимости реализации услуг показывает, что ее структура в 2014 году существенно не изменилась. Темп прироста полной себестоимости реализации услуг (2,3%) в 2014 году превышает темп прироста выручки от реализации (2,1%).
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности показывает незначительный, но рост прибыли от реализации услуг, налогооблагаемой и чистой прибыли. Рентабельность услуг имеет тенденцию снижения.
Основной функцией выступает управление технологическим процессом в ходе продаж ресторанных услуг. Под этим процессом понимается некая совокупность определенных последовательных операций, которые выполняются персоналом и направлены на доведение данной услуги до покупателей с минимальными ресурсными затратами.
Технологический процесс в ресторане имеет ряд особенностей, связанных со спецификой функционирования. Особенность ресторана в том, что в ресторане сочетаются функции организации технологического процесса приготовления продукции, и ее реализации через торговый зал ресторана и, следовательно, осуществляются и торговые функции. Продукция, которая выпускается рестораном, является скоропортящейся и требует очень быстрой реализации. Сырье, используемое для приготовления кулинарной продукции, также не имеет длительных сроков хранения.
Поэтому при организации технологического процесса ресторан должен обеспечить максимальное сокращение сроков хранения и реализации продукции. В ходе приготовления блюд необходимо очень строго соблюдать правила санитарного производственного режима, строго контролировать качество.
В ООО «Фортепиано» применяют основную форму производства: полный производственный цикл обработка сырья, производство полуфабрикатов, изготовление продукции, реализация этой продукции. В основу технологического процесса обслуживания положена функциональная схема. Для оказания качественных услуг по обслуживанию важна слаженность работ, что немыслимо без понимания процесса продаж.
Из полученных результатов видно, что товарооборот в 2014 г. может вырасти, но для этого предприятию необходимо проводить различные мероприятия и технологически необходимое число специалистов:
РТ = 17 человек до предложенных мероприятий и 19 после.
Расчетная площадь помещений фирмы составляет 150 м2.
Общая технологическая потребность в электроэнергии - 2979900 кВт*ч
Общая технологическая потребность в тепловой энергии - 57607200 ккал/год. Годовой расход воды - 117770 л.
Главная цель проекта разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ресторана «Фортепиано». На основании проведенного исследования и оценки деятельности были сформулированы и разработаны основные мероприятия по достижению цели:
1. Установка трансляционного оборудования для проведения торжественных мероприятий в ресторане.
2. Формирование единой системы онлайн бронирования и оплаты столиков на сайте ресторана.
3. Внедрение выездного обслуживания в ресторане как мероприятия по совершенствованию услуг общественного питания ресторана «Фортепиано».
При этом было выявлено, что у предприятия имеются возможности увеличить прибыль за счет реализации этих мероприятий.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Юрайт- Издат, 2013. -576с.
2. Федеральный Закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (с изменениями и дополнениями).
3. Положение по бухгалтерскому учету. - М.: Юрайт - Издат, 2013.- 176с.
4. Анализ хозяйственной деятельности./ Под ред. Белобородовой В. А. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 420 с.
5. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Дело и
Сервис», 2013. - 272с.
6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 208 с.
7. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа - М.: Инфра-М. - 2013. - 224 с.
8. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2012. - 288 с.
9. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий) : учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2012. — 608 с.
10. Друри К. Управленческий учет для бизнес - решений: Учебник/Пер. с англ. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2013.- 256с.
11. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга. - ИКФ “Сталкер” , 2013.-385с.
12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2012. -496с.
13. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Для вузов. - М.: Юристъ,2013.- 455с.
14. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 496 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер с англ./Общ. ред. Е.М. Пеньковой. М.: Прогресс, 2013.-896с.
16. Кукукина И.Г. Управленческий учет. Управление затратами. Управленческий анализ - М.: Высшее образование . - 2013. - 418 с.
17. "Курс экономической теории", под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., "АСА", Киров, 2012. - 477с.
18. Макарьева В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Налог на прибыль - М.: Научное издание, 2013. - 352 с.
19. Маркетинг: стратегии, планы, структуры./ Е. П. Голубков - М.,
“Издательство “Дело” - 2012, 269с.
20. Нечитайло А.И. Учет финансовых результатов и распределения прибыли. -СПб.: Питер, 2011. - 336 с.
21. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В.А. Козловского. - М.: ИНФРА - М, 2013. -386с.
22. Профессиональный комментарий к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин, А. В. Ярошенко. - М. : Аналитика-пресс; Екатеринбург : Центр "Налоги и фин. право", 2012. - 135с.
23. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. - М., 2013. - 481с.
24. Романов А. Н. и др. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А. Н. - М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.-435с.
25. Романовский М.В., Врублевский О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. (Серия «Университеты России»).- М.: Издательство «Юрайт», 2009. - 462 с.
26. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012.
27. Управление финансами фирмы Под ред. Терехина А.Я. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 345 с.
28. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансовая статистика, 2012.
29. Управление финансами предприятия / Под ред. Л.В. Тереховой. - М.: ЗАО «Издательский дом «Логос-Развитие», 2011. - 144 с.
30. Финансы предприятий: Учебник / Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.: Под ред.проф. Н.В, Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. -358с.
31. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2011. -456с.
32. Финансы предприятий: Учебник / Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.: Под ред.проф. Н.В, Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. -358с.
33. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов /В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2013. - 384с.
34. Экономическая теория. Элементарный курс: учебное пособие / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2013. - 400с.
35. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012.- 389с.
36. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. Учебное пособие/Под ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2012.
-435с.
39. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2012. - 601с.
40. Экономическая теория: учебник для вузов/ Под ред. В.Д Камаева - М.: ВЛАДОС, 2012. -592с.
41. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М , 2009. -461с.
42. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. -М.: Экономистъ, 2012. - 831с.
43. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие. Ч.1 /
Ю.Л.Александров. Э.А. Батраева. И.В. Петрученя и др.; Краснояр. гос.ун-т. - Красноярск.- 2012. -258с.
44. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра - М, 2012.
45. Хоскинг А. Курс предпринимательства / редакция В.Рыбалкина, Москва, «Международные отношения», 2013. - 235с.
47. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М. 2012.-435с.
48. Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Экономика, 2012. - 210с.
49. Дмитриева Н.И. Современные инструменты мониторинга хозяйственной деятельности организации // Микроэкономика. - 2009. - N 4. - С.54-57.
50. Шнайдер О. Финансовое состояние как индикатор экономического потенциала организации // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 9. - С.39-44.