ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СУБЪЕКТНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ 6
1.1. Понятие эмоций в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности структуры эмоционального интеллекта 19
1.3. Личностно-типологические особенности субъектной
регуляции 28
II. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Выборка и методики исследования 35
2.2. Процедура проведения исследования 39
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНО¬
ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 42
3.1. Особенности структуры эмоционального интеллекта у взрослых
людей 42
3.2. Личностные особенности субъектной регуляции у взрослых
людей 43
3.3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно¬
типологических особенностей субъектной регуляции у взрослых людей 46
Выводы 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СУБЪЕКТНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ 6
1.1. Понятие эмоций в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности структуры эмоционального интеллекта 19
1.3. Личностно-типологические особенности субъектной
регуляции 28
II. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Выборка и методики исследования 35
2.2. Процедура проведения исследования 39
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНО¬
ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 42
3.1. Особенности структуры эмоционального интеллекта у взрослых
людей 42
3.2. Личностные особенности субъектной регуляции у взрослых
людей 43
3.3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно¬
типологических особенностей субъектной регуляции у взрослых людей 46
Выводы 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения
Актуальность исследования особенностей взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта у студентов и их личностно-типологическими особенностями субъектной обусловлена тем, что настоящая тема представляется мало изученной и недостаточно разработанной. В последние десять лет концепция эмоционального интеллекта стала массово распространенной в психологии.
Многие последователи данной теории утверждают о том, что эмоциональный интеллект выполняет существенную функцию в успешности повседневной жизнедеятельности. Так, некоторые авторы полагают, что показатель эмоционального интеллекта содержит большую прогностическую значимость, чем простой интеллект.
На сегодняшний день актуальность проблемы в значительной степени обусловлена слабой разработанностью концепции эмоционального интеллекта в нашей стране. В данное время в отечественной психологической науке почти, что не проводится практических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на то, что в зарубежных источниках существует множество разнообразных методик, обращенных на определение уровня интеллекта, но при этом отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Поэтому, актуальность исследуемой проблемы определяется как направленностью развития научного знания, так и действующими потребностями социальной практики.
В данном исследовании тема эмоционального интеллекта исследуется в русле личностно-типологических особенностей субъектной регуляции жизнедеятельности взрослых людей.
Активную теоретическую и методологическую разработку проблема осознанной регуляции деятельности получила в трудах О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.К. Осницкого [29] и др. В трудах этих исследователей были раскрыты такие вопросы как: компонентный состав и функциональная структура контура осознанной психической регуляции, личностные качеств субъекта деятельности, непосредственно детерминирующие регуляторные процессы, стили саморегуляции деятельности и др.
Г.С. Прыгин рассматривает личностно-регуляторные принципы «автономности» и исследует их с позиции личности, как субъекта деятельности, то есть с позиции субъектной регуляции. В работах Г.С. Прыгина с позиций системного подхода представлено то, что концепция субъектной регуляции есть одно из универсальных механизмов взаимодействия активности личности с потребностями деятельности, что в концепции субъектной регуляции, отражаются наиболее значимые структурные характеристики личности, которые определяют ее целостность, это добавляет характеру осуществления деятельности, а, значит, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», трансформируя ее именно в субъектную, то есть индивидуально характерную. Г.С. Прыгиным были выделены две полярные типологические группы: «автономные» и
«зависимые». Так к первой группе субъектов вполне применимо понятие «самоуправление» своей деятельностью, а для второй группы это, скорее всего управление их деятельностью извне.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта студентов и их личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Объект исследования: студенты заочного отделения.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект и личностно-типологические особенности субъектной регуляции.
Гипотеза исследования: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение, имеющихся в литературе подходов к решению проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
2. Эмпирически выявить особенности связи уровня эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции студентов.
3. Проанализировать, проинтерпретировать и обосновать полученные данные.
Методологической основой исследования послужили работы О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.М. Прихожана [33], Р.С. Немова [29], А.В. Петровского [30], П.М. Якобсона [50], В.К. Вилюнаса [7], Б.И. Додонова [14], В.О. Леонтьева [24], Е.П. Ильина [17] и другие.
Методы исследования: теоретический анализ (интерпретация и обобщение научных данных), эмпирический (тестирование), методы математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены особенности взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции взрослых людей.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты психологи могут использовать в практической деятельности для развития эмоциональной сферы взрослых людей.
Многие последователи данной теории утверждают о том, что эмоциональный интеллект выполняет существенную функцию в успешности повседневной жизнедеятельности. Так, некоторые авторы полагают, что показатель эмоционального интеллекта содержит большую прогностическую значимость, чем простой интеллект.
На сегодняшний день актуальность проблемы в значительной степени обусловлена слабой разработанностью концепции эмоционального интеллекта в нашей стране. В данное время в отечественной психологической науке почти, что не проводится практических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на то, что в зарубежных источниках существует множество разнообразных методик, обращенных на определение уровня интеллекта, но при этом отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Поэтому, актуальность исследуемой проблемы определяется как направленностью развития научного знания, так и действующими потребностями социальной практики.
В данном исследовании тема эмоционального интеллекта исследуется в русле личностно-типологических особенностей субъектной регуляции жизнедеятельности взрослых людей.
Активную теоретическую и методологическую разработку проблема осознанной регуляции деятельности получила в трудах О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.К. Осницкого [29] и др. В трудах этих исследователей были раскрыты такие вопросы как: компонентный состав и функциональная структура контура осознанной психической регуляции, личностные качеств субъекта деятельности, непосредственно детерминирующие регуляторные процессы, стили саморегуляции деятельности и др.
Г.С. Прыгин рассматривает личностно-регуляторные принципы «автономности» и исследует их с позиции личности, как субъекта деятельности, то есть с позиции субъектной регуляции. В работах Г.С. Прыгина с позиций системного подхода представлено то, что концепция субъектной регуляции есть одно из универсальных механизмов взаимодействия активности личности с потребностями деятельности, что в концепции субъектной регуляции, отражаются наиболее значимые структурные характеристики личности, которые определяют ее целостность, это добавляет характеру осуществления деятельности, а, значит, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», трансформируя ее именно в субъектную, то есть индивидуально характерную. Г.С. Прыгиным были выделены две полярные типологические группы: «автономные» и
«зависимые». Так к первой группе субъектов вполне применимо понятие «самоуправление» своей деятельностью, а для второй группы это, скорее всего управление их деятельностью извне.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта студентов и их личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Объект исследования: студенты заочного отделения.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект и личностно-типологические особенности субъектной регуляции.
Гипотеза исследования: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение, имеющихся в литературе подходов к решению проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
2. Эмпирически выявить особенности связи уровня эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции студентов.
3. Проанализировать, проинтерпретировать и обосновать полученные данные.
Методологической основой исследования послужили работы О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.М. Прихожана [33], Р.С. Немова [29], А.В. Петровского [30], П.М. Якобсона [50], В.К. Вилюнаса [7], Б.И. Додонова [14], В.О. Леонтьева [24], Е.П. Ильина [17] и другие.
Методы исследования: теоретический анализ (интерпретация и обобщение научных данных), эмпирический (тестирование), методы математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены особенности взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции взрослых людей.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты психологи могут использовать в практической деятельности для развития эмоциональной сферы взрослых людей.
Итак, осуществленный теоретический анализ разных регуляторных теорий дал возможность нам показать то, что собственно система субъектной регуляции «вплетенная» в деятельность личности, явилась одним из ведущих механизмов, составляющих такую «целостность» под названием «деятельность (активность) субъекта». Разумеется, в системе субъектной регуляции, в сущностном наполнении ее личностных компонентов отражаются все структурные характеристики, которые определяют целостность «личности», что в результате придает характеру реализации деятельности, и далее, самой субъектной регуляции, личностную «окраску».
Таким образом, высказанная К.А. Абульхановой мысль о том, что одной из главных характеристик субъекта деятельности оказывается умение личности так настраивать свою активность, чтобы она была разумна изменяющимся условиям окружающей действительности, дала возможность нам выдвинуть и экспериментально подтвердить гипотезу о том, что система субъектной регуляции оказывается одним из многогранных механизмов согласования динамичности личности и условий деятельности. При этом ее многогранность заключается в том, что во всех сферах и уровнях проявления личности (как субъекта деятельности) система субъектной регуляции по своему личностному составу сохраняется относительно стабильной, являясь при этом динамичной по составу компонентов и характеру связей между собой.
Субъектная регуляция - это единая, замкнутая по структуре, информационно открытая система, где степень развитости ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая индивидуальность личности, приводят к координированию ее активности в соответствии с требованиями деятельности и, в результате, к достижению цели, которую принял субъект.
В процессе работы была осуществлена цель исследования: обнаружена
взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Теоретическая оценка литературы позволила нам подвести следующие итоги об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции:
Итак, эмоциональный интеллект - это способность человека понимать, какую именно эмоцию он чувствует в данный момент, осмысливать изменение насыщенности эмоции и переключения от одной эмоции к другой.
Также, эмоциональный интеллект помогает понимать эмоции, которые испытывают другие люди, по их вербальному и невербальному поведению, различать проявления эмоций людей, дает возможность умению опознать источник и причину проявления эмоции, ее значение и видимые последствия развития, уровень ее полезности в определенной ситуации, согласно с этим при надобности найти способ регулирования чувств.
Эмоциональный интеллект - это умение распознать возможную причину проявления эмоции у постороннего человека и уметь предполагать исход ее развития, проявление эмоционального состояния постороннего человека (насыщенности эмоции, переключения на другую эмоцию) с поддержкой вербальных и невербальных средств, умение вызывать необходимую эмоцию в другом человеке.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно-типологических особенностей субъектной определяется тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта оказывает влияние на умение человека различать и корректировать чувства, эмоции, как позитивные, так и отрицательные.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом могут разобраться в себе и в причинах возникновения своих чувств, плодотворно взаимодействует с окружающими людьми.
Выработанный эмоциональный интеллект дает возможность человеку за огромным количеством отрицательных эмоций разглядеть их причину, эффективно оценить ситуацию и среагировать на нее разумно, и далее, в новых условиях, неожиданно изменившихся, смогут гибко изменять модель значимых условий, и в результате, программу действий. У них сформированы умения продумывать методы своих действий и поведения для реализации намеченных целей детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Они разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых условиях и обстоятельствах.
Данные, которые были получены в процессе эмпирического исследования указывают наличие значимой положительной корреляции особенностей субъектной регуляции с показателями общего (р<0,01), внутреннего (р<0,01) и социального (р<0,01) эмоциональный интеллекта. Не обнаружено взаимосвязи особенностей субъектной регуляции с экзистенциальным эмоциональным интеллектом.
Полученные данные можно использовать для более объективной оценки проблем, которые связаны с взаимосвязью эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции в профессиональном и семейном консультировании внутри которых эта проблема может быть актуальной.
В целом полученные результаты дают нам возможность подтвердить выдвинутую гипотезу: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.
Таким образом, высказанная К.А. Абульхановой мысль о том, что одной из главных характеристик субъекта деятельности оказывается умение личности так настраивать свою активность, чтобы она была разумна изменяющимся условиям окружающей действительности, дала возможность нам выдвинуть и экспериментально подтвердить гипотезу о том, что система субъектной регуляции оказывается одним из многогранных механизмов согласования динамичности личности и условий деятельности. При этом ее многогранность заключается в том, что во всех сферах и уровнях проявления личности (как субъекта деятельности) система субъектной регуляции по своему личностному составу сохраняется относительно стабильной, являясь при этом динамичной по составу компонентов и характеру связей между собой.
Субъектная регуляция - это единая, замкнутая по структуре, информационно открытая система, где степень развитости ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая индивидуальность личности, приводят к координированию ее активности в соответствии с требованиями деятельности и, в результате, к достижению цели, которую принял субъект.
В процессе работы была осуществлена цель исследования: обнаружена
взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Теоретическая оценка литературы позволила нам подвести следующие итоги об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции:
Итак, эмоциональный интеллект - это способность человека понимать, какую именно эмоцию он чувствует в данный момент, осмысливать изменение насыщенности эмоции и переключения от одной эмоции к другой.
Также, эмоциональный интеллект помогает понимать эмоции, которые испытывают другие люди, по их вербальному и невербальному поведению, различать проявления эмоций людей, дает возможность умению опознать источник и причину проявления эмоции, ее значение и видимые последствия развития, уровень ее полезности в определенной ситуации, согласно с этим при надобности найти способ регулирования чувств.
Эмоциональный интеллект - это умение распознать возможную причину проявления эмоции у постороннего человека и уметь предполагать исход ее развития, проявление эмоционального состояния постороннего человека (насыщенности эмоции, переключения на другую эмоцию) с поддержкой вербальных и невербальных средств, умение вызывать необходимую эмоцию в другом человеке.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно-типологических особенностей субъектной определяется тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта оказывает влияние на умение человека различать и корректировать чувства, эмоции, как позитивные, так и отрицательные.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом могут разобраться в себе и в причинах возникновения своих чувств, плодотворно взаимодействует с окружающими людьми.
Выработанный эмоциональный интеллект дает возможность человеку за огромным количеством отрицательных эмоций разглядеть их причину, эффективно оценить ситуацию и среагировать на нее разумно, и далее, в новых условиях, неожиданно изменившихся, смогут гибко изменять модель значимых условий, и в результате, программу действий. У них сформированы умения продумывать методы своих действий и поведения для реализации намеченных целей детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Они разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых условиях и обстоятельствах.
Данные, которые были получены в процессе эмпирического исследования указывают наличие значимой положительной корреляции особенностей субъектной регуляции с показателями общего (р<0,01), внутреннего (р<0,01) и социального (р<0,01) эмоциональный интеллекта. Не обнаружено взаимосвязи особенностей субъектной регуляции с экзистенциальным эмоциональным интеллектом.
Полученные данные можно использовать для более объективной оценки проблем, которые связаны с взаимосвязью эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции в профессиональном и семейном консультировании внутри которых эта проблема может быть актуальной.
В целом полученные результаты дают нам возможность подтвердить выдвинутую гипотезу: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - «ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Акмеологические технологии преодоления негативных стереотипов у студентов младших курсов в процессе профессиональной подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 1998 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



