Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Работа №84554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СУБЪЕКТНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ 6
1.1. Понятие эмоций в психологических исследованиях 6
1.2. Особенности структуры эмоционального интеллекта 19
1.3. Личностно-типологические особенности субъектной
регуляции 28
II. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Выборка и методики исследования 35
2.2. Процедура проведения исследования 39
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНО¬
ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 42
3.1. Особенности структуры эмоционального интеллекта у взрослых
людей 42
3.2. Личностные особенности субъектной регуляции у взрослых
людей 43
3.3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно¬
типологических особенностей субъектной регуляции у взрослых людей 46
Выводы 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения

Актуальность исследования особенностей взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта у студентов и их личностно-типологическими особенностями субъектной обусловлена тем, что настоящая тема представляется мало изученной и недостаточно разработанной. В последние десять лет концепция эмоционального интеллекта стала массово распространенной в психологии.
Многие последователи данной теории утверждают о том, что эмоциональный интеллект выполняет существенную функцию в успешности повседневной жизнедеятельности. Так, некоторые авторы полагают, что показатель эмоционального интеллекта содержит большую прогностическую значимость, чем простой интеллект.
На сегодняшний день актуальность проблемы в значительной степени обусловлена слабой разработанностью концепции эмоционального интеллекта в нашей стране. В данное время в отечественной психологической науке почти, что не проводится практических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на то, что в зарубежных источниках существует множество разнообразных методик, обращенных на определение уровня интеллекта, но при этом отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Поэтому, актуальность исследуемой проблемы определяется как направленностью развития научного знания, так и действующими потребностями социальной практики.
В данном исследовании тема эмоционального интеллекта исследуется в русле личностно-типологических особенностей субъектной регуляции жизнедеятельности взрослых людей.
Активную теоретическую и методологическую разработку проблема осознанной регуляции деятельности получила в трудах О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.К. Осницкого [29] и др. В трудах этих исследователей были раскрыты такие вопросы как: компонентный состав и функциональная структура контура осознанной психической регуляции, личностные качеств субъекта деятельности, непосредственно детерминирующие регуляторные процессы, стили саморегуляции деятельности и др.
Г.С. Прыгин рассматривает личностно-регуляторные принципы «автономности» и исследует их с позиции личности, как субъекта деятельности, то есть с позиции субъектной регуляции. В работах Г.С. Прыгина с позиций системного подхода представлено то, что концепция субъектной регуляции есть одно из универсальных механизмов взаимодействия активности личности с потребностями деятельности, что в концепции субъектной регуляции, отражаются наиболее значимые структурные характеристики личности, которые определяют ее целостность, это добавляет характеру осуществления деятельности, а, значит, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», трансформируя ее именно в субъектную, то есть индивидуально характерную. Г.С. Прыгиным были выделены две полярные типологические группы: «автономные» и
«зависимые». Так к первой группе субъектов вполне применимо понятие «самоуправление» своей деятельностью, а для второй группы это, скорее всего управление их деятельностью извне.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи между уровнями эмоционального интеллекта студентов и их личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Объект исследования: студенты заочного отделения.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект и личностно-типологические особенности субъектной регуляции.
Гипотеза исследования: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение, имеющихся в литературе подходов к решению проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
2. Эмпирически выявить особенности связи уровня эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции студентов.
3. Проанализировать, проинтерпретировать и обосновать полученные данные.
Методологической основой исследования послужили работы О.А. Конопкина [20], Г.С. Прыгина [36], А.М. Прихожана [33], Р.С. Немова [29], А.В. Петровского [30], П.М. Якобсона [50], В.К. Вилюнаса [7], Б.И. Додонова [14], В.О. Леонтьева [24], Е.П. Ильина [17] и другие.
Методы исследования: теоретический анализ (интерпретация и обобщение научных данных), эмпирический (тестирование), методы математической обработки данных (корреляционный анализ Спирмена).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены особенности взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции взрослых людей.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты психологи могут использовать в практической деятельности для развития эмоциональной сферы взрослых людей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, осуществленный теоретический анализ разных регуляторных теорий дал возможность нам показать то, что собственно система субъектной регуляции «вплетенная» в деятельность личности, явилась одним из ведущих механизмов, составляющих такую «целостность» под названием «деятельность (активность) субъекта». Разумеется, в системе субъектной регуляции, в сущностном наполнении ее личностных компонентов отражаются все структурные характеристики, которые определяют целостность «личности», что в результате придает характеру реализации деятельности, и далее, самой субъектной регуляции, личностную «окраску».
Таким образом, высказанная К.А. Абульхановой мысль о том, что одной из главных характеристик субъекта деятельности оказывается умение личности так настраивать свою активность, чтобы она была разумна изменяющимся условиям окружающей действительности, дала возможность нам выдвинуть и экспериментально подтвердить гипотезу о том, что система субъектной регуляции оказывается одним из многогранных механизмов согласования динамичности личности и условий деятельности. При этом ее многогранность заключается в том, что во всех сферах и уровнях проявления личности (как субъекта деятельности) система субъектной регуляции по своему личностному составу сохраняется относительно стабильной, являясь при этом динамичной по составу компонентов и характеру связей между собой.
Субъектная регуляция - это единая, замкнутая по структуре, информационно открытая система, где степень развитости ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая индивидуальность личности, приводят к координированию ее активности в соответствии с требованиями деятельности и, в результате, к достижению цели, которую принял субъект.
В процессе работы была осуществлена цель исследования: обнаружена
взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции.
Теоретическая оценка литературы позволила нам подвести следующие итоги об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции:
Итак, эмоциональный интеллект - это способность человека понимать, какую именно эмоцию он чувствует в данный момент, осмысливать изменение насыщенности эмоции и переключения от одной эмоции к другой.
Также, эмоциональный интеллект помогает понимать эмоции, которые испытывают другие люди, по их вербальному и невербальному поведению, различать проявления эмоций людей, дает возможность умению опознать источник и причину проявления эмоции, ее значение и видимые последствия развития, уровень ее полезности в определенной ситуации, согласно с этим при надобности найти способ регулирования чувств.
Эмоциональный интеллект - это умение распознать возможную причину проявления эмоции у постороннего человека и уметь предполагать исход ее развития, проявление эмоционального состояния постороннего человека (насыщенности эмоции, переключения на другую эмоцию) с поддержкой вербальных и невербальных средств, умение вызывать необходимую эмоцию в другом человеке.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностно-типологических особенностей субъектной определяется тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта оказывает влияние на умение человека различать и корректировать чувства, эмоции, как позитивные, так и отрицательные.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом могут разобраться в себе и в причинах возникновения своих чувств, плодотворно взаимодействует с окружающими людьми.
Выработанный эмоциональный интеллект дает возможность человеку за огромным количеством отрицательных эмоций разглядеть их причину, эффективно оценить ситуацию и среагировать на нее разумно, и далее, в новых условиях, неожиданно изменившихся, смогут гибко изменять модель значимых условий, и в результате, программу действий. У них сформированы умения продумывать методы своих действий и поведения для реализации намеченных целей детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Они разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых условиях и обстоятельствах.
Данные, которые были получены в процессе эмпирического исследования указывают наличие значимой положительной корреляции особенностей субъектной регуляции с показателями общего (р<0,01), внутреннего (р<0,01) и социального (р<0,01) эмоциональный интеллекта. Не обнаружено взаимосвязи особенностей субъектной регуляции с экзистенциальным эмоциональным интеллектом.
Полученные данные можно использовать для более объективной оценки проблем, которые связаны с взаимосвязью эмоционального интеллекта и личностно-типологическими особенностями субъектной регуляции в профессиональном и семейном консультировании внутри которых эта проблема может быть актуальной.
В целом полученные результаты дают нам возможность подтвердить выдвинутую гипотезу: личностно-типологические особенности субъектной регуляции взаимосвязаны с уровнем эмоционального интеллекта, таким образом, что у студентов с зависимым типом субъектной регуляции уровень эмоционального интеллекта будет ниже, чем у автономных студентов.



1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - 183 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
- 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1 / под ред. Л.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1990. - 236 с.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С.78-86.
6. Анохин П.К. Эмоция / Большая медицинская энциклопедия. - М., 1964. - Т.35. - С. 339.
7. Вилюнас В.К. Психология переживаний. - М.: ВЛАДОС, 1990. - 312 с.
8. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1958.
- № 3. - С. 125-134.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 211 с.
10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 135 с.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 212 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. - 299 с.
13. Дарвин Ч. О выражении эмоций человека и животных. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 105 с.
14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 98 с.
15. Иванова Е.С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности // Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та им. А.М. Горького. - Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2005. - 56 с.
16. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 135 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 112 с.
18. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ут-та, 1969. - 108 с.
19. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.
20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека: Структурно-функциональный аспект // Вопросы психологии. - 1995. - № 4. - С. 15-29.
21. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М., 1989. - 183 с.
22. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989. - 215 с.
23. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - СПб.: Медицина, 1970. - 211 с.
24. Леонтьев В.О. Классификация эмоций. - Одесса: Изд-во Инновационно-ипотечного центра, 2002. - 234 с.
25. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 121-127.
26. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты / В.И. Моросанова, А.О. Агафонова // Регуляция психических состояний. - Казань, 2001. - Вып. 3. - 162 с.
27. Моросанова В.И. Структура мотивации и саморегуляции поведения человека / В.И. Моросанова, Н.В. Зателепина // Социальная психология в периоды кризиса общества: Тез. докл. Всероссийской науч. конф. (Набережные Челны, 21-23 августа 2000 г.) / Под ред. В.В. Новикова, М.Г. Рогова, Г.С. Прыгина, С.П. Дырина. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2000. - С. 187-188.
28. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 118¬127.
29. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
30. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на- Дону, 1993. - 280 с.
31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 212 с.
32. Практический интеллект / Стренберг Р.Дж. и др. - СПб.: Питер, 2002. - 112 с.
33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
34. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2003. - 198 с.
35. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. - Набережные Челны: Изд-во Института Управления , 2005. - 348 с.
36. Прыгин Г.С. Саморегуляция деятельности, как механизм формирования социальных и личностных черт // Социальная психология 21 век. Т.2. - Ярославль: Изд-во РПО, 1999. - С. 213-215.
37. Прыгин Г.С. Особенности протекания психических процессов у испытуемых с «автономным» и «зависимым» типом саморегуляции // Социальная психология XXI столетия / Под ред. В.В.Козлова. - Ярославль: Изд-во РПО, 2002. - Т.3. - С.67-71.
38. Прыгин Г.С., Прыгина И.Л. Особенности организации ментального опыта у субъектов с разным типом саморегуляции // Г.С. Прыгин, И.Л. Прыгина / Современные проблемы психологии и управления / Под ред. С.П. Дырина, Г.С. Прыгина. - Набережные Челны: Издательство Института управления, 2004. - С. 197-208.
39. Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.
- М.: Изд-во МГУ, 2008. - 102 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 1999. - 319 с.
41. Сироткина И. Эмоциональный интеллект // Управление
персоналом. - 2006. - № 21. - С. 45-52.
42. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. Пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев /
- М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
43. Стайн С., Бук Г. Преимущество эмоционального интеллекта: Эмоциональная культура и ваш успех / пер. Маргариты Маркус. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.
44. Узнайте ваши интеллектуальный и эмоциональный коэффициенты // PSYCHOLOGIES. - 2007. - № 26. - С. 24-33.
45. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С. 131-139.
46. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002. - 114 с.
47. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 118 с.
48. Хусаинова С.В. Основы эффективной саморегуляции: монография.
- Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2003. - 132 с.
49. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и
прикладные аспекты. Методическое пособие / Под ред. Г.В.Акопова, Л.В.Макеева, О.И.Тихонова. - Самара: Изд-во СамИГП, 2002. - 421 с.
50. Якобсон М.Я. Психология чувств. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 213 с.
51. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития // Вопросы психологии. -1997. - № 4. - С. 20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ