Введение 3
1. Исследовательская деятельность в сфере IT-
технологий 4
1.1. Исследовательская деятельность в целом 4
1.2. Специфика исследовательской деятельности в рассматриваемой
области 5
1.3. Требования к знаниям, умениям и компетенциям 7
2. Методы освоения принципов исследовательской деятельности в
вузе 10
2.1. Специализированные учебные курсы 10
2.2. Вовлеченность в исследовательскую деятельность лабораторий и
кафедр 12
2.3. Механизм курсовых и выпускных квалификационных работ. ..12
2.4. Обоснование необходимости специализированного курса 12
3. Принципы построения разрабатываемого курса 14
3.1. Используемые образовательные технологии и стандарты 14
3.2. Образовательные модули разрабатываемого курса 16
4. Проект разрабатываемого учебного курса 18
Заключение 28
Список использованной литературы
Современные технические и инженерные области активно развиваются, и от инженеров требуются множество различных знаний, умений, навыков (далее - ЗУН), а также компетенций [1]. Одной из важнейших групп компетенций являются компетенции исследовательской деятельности (далее - ИД)[2].
Исследователь в своей деятельности должен уметь собирать как можно большее количество информации, изучать различные источники, вести наблюдения, грамотно составлять модель эксперимента, закреплять свои наблюдения (в письменной форме, с помощью диктофона) [3].
Для исследователя в области IT важны умения самостоятельно разбирать задачу, проводить поиск и оценку информации по задаче, решать задачу с помощью современных информационных технологий (далее - ит). К тому же, крайне важно овладение компетенцией в области проектной работы и осуществления экспериментальных исследований.
Модель исследовательского университета самая популярная [4], и студенты вовлечены в исследования, но специфика технических специальностей иногда уводит науку на второй план, тем самым выпускники этих специальностей не всегда владеют средствами и методами исследовательской деятельности. А ведь для студентов важно иметь в профессиональной сфере ид.
В рамках выпускной работы была поставлена цель спроектировать специальный образовательный курс для студентов-бакалавров IT- специальностей 2 курса, который бы ставил весь набор необходимых компетенций для исследовательской деятельности.
Было определено, что такое ид. Рассмотрели современные научные направления в IT-сфере. Такие как робототехника, машинное обучение, обработка больших данных и другие. И было выявлено, какие ЗУНы необходимы, чтобы проводить исследования в указанных отраслях.
Прежде чем приступать к ид, были рассмотрены уже существующие способы освоения ид. Но они не работают в полную силу, так как имеют ряд недостатков, и студентам специальности IT не совсем подходят. Например, специализированные курсы по «Основам научно-ид» не дают на выходе полный набор компетенций, необходимые студентам IT. Учебный курс «Методология научных исследований» и вовсе направлена для обучения студентов-магистров. Работа в лабораториях, является отличным вариантом ид для обучающихся. Но чтобы попасть в выше указанные условия, необходимы определенные ЗУНы для работы в лабораториях. Так же есть научные работы, такие как, курсовые и вкр. Данные работы не всегда носят исследовательский характер. Так как студенты IT-специальностей в большинстве случаев разрабатывают, нежели исследуют.
Рассмотренные выше способы освоения ид не покрывают всех требований. Поэтому было предложено спроектировать новый курс для студентов бакалавров 2 курса.
Разрабатываемый курс состоит из модулей, которые покажут студенту как работать в различных ситуациях и условиях. Модуль работает с различным форматом (лекция, семинар, лабораторная работа).