Введение 3
Глава 1. Общая характеристика таможенных преступлений, как вид экономических преступлений 7
§ 1. Историко-правовой анализ уголовного законодательства об экономических
преступлениях 7
§ 2. Понятие и виды таможенных преступлений 17
Глава 2. Уголовно-правовой аспект контрабанды, как преступления в
сфере экономической деятельности 25
§ 1. Объект контрабанды 25
§ 2. Объективная сторона контрабанды 31
§ 3. Субъект контрабанды 38
§ 4. Субъективная сторона контрабанды 43
Глава 3. Особенности квалификации контрабанды, предусмотренной
статьями 2001, 200 2УК РФ 50
§ 1. Квалифицирующие признаки контрабанды 50
§ 2. Отграничение контрабанды от иных экономических
преступлений 58
Заключение 66
Список использованной литературы
Одним из актуальных вопросов уголовно-правовой политики РФ следует признать оптимизацию законодательства, регламентирующего ответственность за контрабанду. Вследствие этого ценность приобретает правовой опыт законодательного регулирования контрабанды в отечественном уголовном праве.
На территории России, за последние годы, остается достаточно высоким количество преступлений, связанных с контрабандой предметов, изъятых из оборота или ограниченных в гражданском обороте; появились новые способы и средства перемещения контрабанды, характеризующихся высокой степенью латентности. В настоящее время уголовная ответственность за контрабанду дифференцирована в зависимости от предмета преступления по статьям 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ. Основными объектами данных преступлений выступают экономическая безопасность, здоровье населения и общественная безопасность в сфере защиты от угроз, связанных с незаконным оборотом общеопасных предметов. Однако, несмотря на введенную законодателем новеллу, она не в полной мере отражает фактическое многообразие и общественную опасность различных форм контрабанды. Нахождение статьи 226.1 УК РФ в Главе 24 предполагает, что данное преступление посягает на общественную безопасность. Однако если осуществляется контрабанда культурных ценностей, то вряд ли можно говорить о причинении вреда общественной безопасности.
Характерной чертой развития криминологической ситуации в современной России стал значительный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. Одними из наиболее опасных, исходя из размера ущерба, наносимого бюджету государства и в некоторых случаях здоровью населения, являются преступления, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу. Достаточно высокая рентабельность контрабанды в сочетании с недостаточностью мер по ее предупреждению определяет интенсивное развитие данного вида преступной деятельности.
За 1 квартал 2016 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 675 уголовных дел. Это на 8,5% больше, чем в 1 квартале 2015 года (622). В отношении конкретных лиц возбуждено 411 уголовных дел (392).
По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) - 6 дел (1); по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) - 19 дел (24).
Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел в 1 квартале 2016 года составила 42% (58%).
Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК РФ) составил более 53 млн. рублей. Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила более 65 млн. руб. (статья 200.2 УК РФ) .
Масштаб проблемы и степень общественной опасности указанной контрабанды, подрывающей внешнеэкономическую деятельность российского государства и свидетельствует об актуальности избранной темы.
Учитывая высокую ценность, а также важное научное и практическое значение исследований ряда ученых, всё же необходимо отметить, что вопросы предупреждения контрабанды требуют дальнейшего исследования, прежде всего в связи с изменением уголовного и таможенного законодательства, неблагоприятными тенденциями преступности и т. д. Все это актуализирует необходимость поиска путей предупредительной работы органов внутренних дел в сфере борьбы с рассматриваемыми преступлениями.
Также в настоящее время недостаточно систематизирована правоприменительная практика предупреждения контрабанды.
Неразрешенность данного вопроса оказывает негативное влияние на предупредительную деятельность. Указанные обстоятельства обусловили актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в результате совершения контрабанды, а также общественные отношения, направленные на предупреждение контрабанды органами внутренних дел.
Предметом исследования являются: являются нормы действующего уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду в рамках статей 200.1 и 200.2 УК РФ.
Цель выпускной квалификационной работы является комплексное, всестороннее исследование понятия и составов преступлений,
предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду по статьям 200.1 и 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
- провести историко-правовой анализ уголовного законодательства об экономических преступлениях;
- определить понятие и выделить виды таможенных преступлений согласно действующему законодательству;
- изучить уголовно-правовую характеристику контрабанды, как преступления в сфере экономической деятельности;
- выделить квалифицирующие признаки контрабанды;
- проанализировать отграничение контрабанды от иных экономических преступлений.
Методологической основой исследования послужили теоретические методы: диалектического, позволившего всесторонне и объективно рассмотреть контрабанду как социальное явление; анализа, позволившего изучить контрабанду, как общеуголовное преступление.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды российских ученых, таких как А.И. Бойко, А.А. Васецова, Б.Д. Завидова, Е.А. Лайтмана, Л.Ф. Рогатых, П.Н. Смолякова, М.В. Талан, М.Н. Урда и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование показало, что, несмотря на недавние законодательные изменения состава преступления, связанного с контрабандой, а именно декриминализацию «товарной контрабанды» и криминализацию в действующий уголовный закон четырех самостоятельных составов преступлений, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, на законодательном и правоприменительном уровнях остается много нерешенных вопросов, касающихся предупреждения контрабанды.
На основании проведенной социально-правовой характеристики контрабанды, социальной обусловленности, уголовно-правовой характеристики контрабанды, а также изучения причинного комплекса совершения контрабанды и основных направлений её предупреждения органами внутренних дел можно сделать следующие выводы.
Во-первых, исторический анализ понятия контрабандной преступности и мер противодействия ей выявляет достаточно интересные криминологические особенности данного вида преступности. Появление понятия контрабанды и ее масштабы находятся в прямой зависимости от развития и уровня государственности. Появление границ между различными территориальными образованиями, ограничение и регулирование через них товаропотока, образованием института пошлины на ввозимые и вывозимые товары ведут к появлению контрабанды как социального явления и лиц, нарушающих таможенные правила и законы с целью извлечения из этого дополнительной прибыли. Формирование и развитие государственных институтов, направленных на борьбу с контрабандой, приводят к появлению организованных форм преступности в данной сфере. Развитие технических средств напрямую отображается на способах совершения контрабандных преступлений. Жестокость репрессивных мер уголовно-правового характера не снижает уровень контрабандной преступности. Особенно остро проблемы борьбы с контрабандой, как показывает историко-правовой анализ, разворачивались в периоды смены государственной власти, изменения внешней или внутренней экономической политики. Именно в эти нестабильные исторические периоды происходит ужесточение репрессивных мер борьбы, которые в конечном счёте не оправдывали возлагавшихся на них планов, связанных либо с фискальными целями, либо с ограничением ввоза - вывоза отдельных категорий сырья или товаров.
Во-вторых, уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренная ст. 200.1, 200.2 УК РФ, позволила нам внести ясность в правоприменительную деятельность и сформулировать следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства, а именно:
- диспозиция составов преступлений, предусмотренных ст. 200.1, 200.2 УК РФ, имеет формальный состав; соответственно контрабанда будет считаться оконченной с момента совершения указанных действий, однако момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также места и времени совершения преступления;
- контрабанда совершается с прямым умыслом. При этом цель при контрабанде имеет особенность: преступный результат, мыслительный образ, к которому стремится виновный, не совпадает с моментом окончания этого преступления;
- представляется целесообразным решение вопроса о расширении круга должностных лиц, ответственных за контрабанду, совершенную по п. «б» ч. 2 ст. 200.2 УК РФ. К их числу можно отнести и других лиц, деятельность которых связана с перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу ТС.
В-третьих, автором предлагаются следующие меры по повышению эффективности предупредительной работы в борьбе с контрабандой:
1) организация взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями по исполнению законодательства РФ в сфере предупреждения контрабанды;
2) установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению или покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности;
3) разработка комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики контрабанды.
Проведенный нами анализ норм уголовного и таможенного законодательства по определению понятия контрабанды позволяет сделать следующие выводы. Законодательное закрепление контрабанды в качестве противоправного деяния наблюдается с XVII в., однако ее законодательное определение было закреплено в начале XX в. В нашей стране контрабанда как уголовно наказуемое деяние определялась либо в таможенном законодательстве, либо с помощью норм таможенного законодательства. Современное понятие контрабанды в уголовном законодательстве невозможно определить без норм таможенного законодательства. Однако при этом данные нормы не позволяют в полной мере их применять в силу недостаточной четкости и ясности формулировок. Это существенно затрудняет работу по борьбе с контрабандой и снижает ее эффективность и, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования уголовного законодательства в части определения понятия контрабанды на современном этапе.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.- [ред. от 05.02.2014] //Российская газета. 1993 г. - 25 дек.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ [в ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ [ред. от 30.03.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ [в ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 83.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федер. закон от 28 июня 2013 г N 134-ФЗ [ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 26. - Ст. 3207.
7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 07
декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7362
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
9. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ [ред. от 22.12.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
10. О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ [ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.
11. О Государственной границе Российской Федерации: закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 [ред. от 30.12.2015] // Российская газета. - 1993. - № 84.
Международные правовые акты:
12. О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза): решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 [ред. от 03.09.12] // Бюллетень международных договоров от 6 июня 2012- № 6.
13. Таможенный кодекс Таможенного союза [ред. от 08.05.2015] (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ - 13.12.2010 - № 50 - ст. 6615.
14. Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств: решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 9.
Нормативные правовые акты, утратившие силу:
15. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 (ред. от 30.07.1996) //
Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591. (утратил силу)
16. Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 № 5221-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. № 31. - Ст. 1224 (утратил силу)
17. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1984. - № 27. - Ст. 909 (утратил силу).
18. Таможенный устав Союза ССР от 12 декабря 1924 г. (утв. ЦИК СССР 12.12.1924 г.) // СЗ СССР. 1925. № 5. Ст. 53. (утратил силу)
19. О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ: Декрет СНК РСФСР от 17.10.1921 г. // СУ РСФСР. - 1921. - № 70. - Ст. 564.(утратил силу)
Специальная литература:
20. Авдеев В.А., Авдеева Е.В. Преступления в сфере экономики: теоретико-практический курс. Учебное пособие [Текст] / Издательство: Байкальский государственный университет, Иркутск, 2015. - 176 с.
21. Батычко В.Т. Уголовное право. Особая часть. Конспект лекций. [Текст] Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015. - 242 с.
22. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда [Текст] - СПб., Юрид. центр Пресс, 2011. - 229 с.
23. Васецов А.А. Контрабанда [Текст] // Домашний адвокат. - 2015. - № 13. - С. 5-9.
24. Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте [Текст] - М., 2011. - 155с.
25. Ерешко Е.В. Российское законодательство конца XIX-начала ХХ в. В борьбе с контрабандой [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 3. - С. 111-120.
26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.Д. Иванова. [Текст] - Ростов н/Д, 2012.
27. Кравец Ю.П. Усиление ответственности за новые преступления в сфере незаконных финансовых операций [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Выпуск № 3-2. - 2014. - С. 114-121.
28. Лайтман Е.В. Уголовно-правовые вопросы борьбы с контрабандой [Текст] // Налоговые и иные экономические преступления. Сборник научных статей. - Ярославль, 2001. - С. 109-111.
29. Общие вопросы учения о преступлении. Монография / Марцев А.И. - Омск: Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2000. - 136 с.
30. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов
Российской Федерации за 1 квартал 2016 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=23169:-1- 2016-&catid=55:2011-01-24-16-40-26
31. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной таможенной службы России - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22498:-2015-&catid=55:2011-01-24-16-40-26
32. Политическая история России XIX-XX веков: хрестоматия по курсу Политическая история России» для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Политология» / сост.: Н. Ф. Васильева, А. А. Иванов. [Текст] - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 213 с.
33. Понятие преступления и современная уголовно-правовая политика России. Монография / Епифанова Е.В. [Текст] - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 2008. - 188 с.
34. Рогатых Л.Ф. Контрабанда по УК РФ: теория и практика //
Российский ежегодник уголовного права [Текст] - С.-Пб.: ООО
«Университетский издательский консорциум». - 2014. - № 7. -С. 361-405.
35. Савельева В.С. Основы квалификации преступлений: [Текст] учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 80 с.
36. Самолаев Ю. Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. - Москва: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://books.academic.ru/book.nsf/61666538
37. Скляров С.В. Вина и мотивы противоправного поведения [Текст] - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. - 326 с.
38. Смоляков П.Н. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (по материалам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Смоляков П.Н [Текст] - М., 2003. - 186 с.
39. Старикова О.Г. Основы таможенного дела [Текст] - СПб.: ООО «Издательский центр «Интермедия», 2014. - 408 с.
40. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Ю.И. Сучков [Текст] - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2007. - 422 с.
41. Талан М.В. Виды контрабанды // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.
[Текст] - Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань. - С. 250-255.
42. Тарасова Ю.В. Специальный субъект преступления и его значение в уголовном праве. Монография / Под общ. ред. А. С. Михлина. [Текст] - М.: ВНИИ МВД России, 2007. - 128 с.
43. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Отв. Ред. Б.В. Здравомыслов [Текст] - М.: Юристъ, 2012. С. 29.
44. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы: И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. 5-е изд., изм. и доп. [Текст] - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2011. - 1008 с.
45. Урда М.Н. О проблемах применения нормы об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов [Текст] // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 385. - С. 139¬143.
46. Хайруллина Р.Г. Правовая природа преступлений в сфере таможенного дела [Текст] // В мире научных открытий. - 2015. - № 5. - С. 535-541.
47. Хайруллина Р.Г. Уголовно-правовая характеристика контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2015. - № 9 (69). - С. 190-194.
48. Хайруллина Р.Г. Развитие учения об объекте преступления в уголовном праве на современном этапе [Текст] // Проблемы и перспективы современного права: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. Ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 67-70.
Материалы юридической практики:
49. О судебном приговоре: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 № 1 [ред. от 16.04.2013] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 7.
50. Апелляционное постановление Свердловского областного суда от 24.12.2015 по делу № 22-10883/2015 // Правовая система Консультант Плюс - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru