Анализ и прогнозирование объемов реализации товарной продукции ООО «Fresco»
|
Введение 3
Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Множественная регрессия и корреляция 3
1.1.1 Спецификация модели. Отбор факторов при построении уравнения множественной
регрессии 3
1.1.2 Оценка параметров уравнения линейной множественной регрессии 8
1.1.3 Проверка существенности факторов и показатели качества регрессии 11
1.2 Основные элементы временного ряда 22
1.2.1 Автокорреляция уровней временного ряда. Выявление структуры динамического ряда 23
1.2.2 Моделирование тенденции временного ряда 25
1.2.3 Оценка адекватности и точности модели тенденции 28
1.2.4 Моделирование сезонных и циклических колебаний 37
1.2.5 ARIMA-модель 38
2.1 Характеристика отрасли 45
Предпроектный анализ деятельности предприятия ООО «Fresco» 45
3 Анализ и прогнозирование объемов продаж основных видов продукции ООО « Fresco» с использованием программного пакета STATISTICA 52
3.1 Анализ товарной продукции методом множественной регрессии 52
3.2 Прогнозирование объема продаж с помощью сезонной декомпозиции 59
3.3 Прогнозирование с помощью АРИМА - модели 68
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Теоретические основы прогнозирования 3
1.1 Множественная регрессия и корреляция 3
1.1.1 Спецификация модели. Отбор факторов при построении уравнения множественной
регрессии 3
1.1.2 Оценка параметров уравнения линейной множественной регрессии 8
1.1.3 Проверка существенности факторов и показатели качества регрессии 11
1.2 Основные элементы временного ряда 22
1.2.1 Автокорреляция уровней временного ряда. Выявление структуры динамического ряда 23
1.2.2 Моделирование тенденции временного ряда 25
1.2.3 Оценка адекватности и точности модели тенденции 28
1.2.4 Моделирование сезонных и циклических колебаний 37
1.2.5 ARIMA-модель 38
2.1 Характеристика отрасли 45
Предпроектный анализ деятельности предприятия ООО «Fresco» 45
3 Анализ и прогнозирование объемов продаж основных видов продукции ООО « Fresco» с использованием программного пакета STATISTICA 52
3.1 Анализ товарной продукции методом множественной регрессии 52
3.2 Прогнозирование объема продаж с помощью сезонной декомпозиции 59
3.3 Прогнозирование с помощью АРИМА - модели 68
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Термин «прогноз» ( от греческого «прогнозис» ) означает предвидение, предсказание.
Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
Это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого дохода ее и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
В настоящее время, когда предприятия приобретают всё большую самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами, значение прогноза экономического развития предприятия возросло. В условиях рыночной экономики залогом выживания предприятия является его конкурентоспособность. В связи с этим от предприятия требуется повышение эффективности производства, внедрение новых форм хозяйствования и управления, которое должно сопровождаться укреплением его финансового положения. При этом резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Одним из основных методов прогнозирования дальнейших перспектив являются временные ряды. Прогнозирование временных рядов заключается в 5
построении модели для предсказания будущих событий основываясь на известных событий прошлого, предсказания будущих данных до того как они будут измерены. Временной ряд представляет собой последовательность данных, описывающих объект в последовательные моменты времени. В отличие от анализа случайных выборок, анализ временных рядов основывается на предположении, что последовательные данные наблюдаются через равные промежутки времени . Прогноз будущих значений временного ряда используется для эффективного принятия решений.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Именно это обусловливает актуальность данной темы.
Объектом исследования дипломной работы является ООО «Fresco».
Предметом исследования является анализ тенденций развития уровня продаж в ООО «Fresco».
Целью выполнения данной работы является прогнозирование объема продаж основных видов продукции компании ООО «Fresco» эконометрическими методами.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть сущность, типы и цели прогнозирования;
• изучить эконометрические методы анализа и прогнозирования;
• собрать и проанализировать данные по продажам за предыдущие годы;
• спрогнозировать объем продаж до конца текущего года эконометрическими методами;
В качестве информационной базы были использованы статистические источники, учебники отечественных и зарубежных специалистов в области эконометрики, нормативные документы.
Методологической основой для написания дипломной работы послужили труды следующих ученых: Айвазяна С.А., Мхитаряна В.С., Берндта, Эрист Роберта, Евлюхиной Е. В., Шибановой Е.В., Елисеевой И.И., Кремера Н.Ш., Ханка Дж. Э.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются основные эконометрические методы, используемые в анализе и прогнозировании деятельности организаций. Во второй главе рассматривается характеристика предприятия. третья глава посвящена разработке прогноза объема продаж основных видов продукции компании ООО «Fresco» рассмотренными методами.
Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
Это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого дохода ее и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
В настоящее время, когда предприятия приобретают всё большую самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами, значение прогноза экономического развития предприятия возросло. В условиях рыночной экономики залогом выживания предприятия является его конкурентоспособность. В связи с этим от предприятия требуется повышение эффективности производства, внедрение новых форм хозяйствования и управления, которое должно сопровождаться укреплением его финансового положения. При этом резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Одним из основных методов прогнозирования дальнейших перспектив являются временные ряды. Прогнозирование временных рядов заключается в 5
построении модели для предсказания будущих событий основываясь на известных событий прошлого, предсказания будущих данных до того как они будут измерены. Временной ряд представляет собой последовательность данных, описывающих объект в последовательные моменты времени. В отличие от анализа случайных выборок, анализ временных рядов основывается на предположении, что последовательные данные наблюдаются через равные промежутки времени . Прогноз будущих значений временного ряда используется для эффективного принятия решений.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия.
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Именно это обусловливает актуальность данной темы.
Объектом исследования дипломной работы является ООО «Fresco».
Предметом исследования является анализ тенденций развития уровня продаж в ООО «Fresco».
Целью выполнения данной работы является прогнозирование объема продаж основных видов продукции компании ООО «Fresco» эконометрическими методами.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть сущность, типы и цели прогнозирования;
• изучить эконометрические методы анализа и прогнозирования;
• собрать и проанализировать данные по продажам за предыдущие годы;
• спрогнозировать объем продаж до конца текущего года эконометрическими методами;
В качестве информационной базы были использованы статистические источники, учебники отечественных и зарубежных специалистов в области эконометрики, нормативные документы.
Методологической основой для написания дипломной работы послужили труды следующих ученых: Айвазяна С.А., Мхитаряна В.С., Берндта, Эрист Роберта, Евлюхиной Е. В., Шибановой Е.В., Елисеевой И.И., Кремера Н.Ш., Ханка Дж. Э.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются основные эконометрические методы, используемые в анализе и прогнозировании деятельности организаций. Во второй главе рассматривается характеристика предприятия. третья глава посвящена разработке прогноза объема продаж основных видов продукции компании ООО «Fresco» рассмотренными методами.
В данной работе рассмотрены теоретические и практические основы анализа и прогнозирования при помощи эконометрических методов. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.
Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. В нашем случае, хороший прогноз является одним из ориентиров как для близлежащих планов, так и дальнейших перспектив компании.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять компанией, без эффективного прогнозирования объемов продаж. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.
Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.
Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью:
• оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно- сбытовой деятельности и ее финансирования,
• формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.
Целью выполнения данной дипломной работы был анализ и прогнозирование объемов реализации товарной продукции ООО «Fresco».
Прогноз сделан на основе данных за период с 2011 по декабрь 2015 года по месяцам.
Относительно проанализированным статистическим данным сделаны следующие выводы: построенная ARIMA-модель является более точной. Средняя относительная ошибка составляет 1,321%, что является меньшей по сравнения с ошибкой, вычисленной сезонной декомпозицией и равной 2,147%. Главным достоинством ARIMA-модели является то, что модели ARIMA достаточно гибкие и могут описывать широкий спектр характеристик временных рядов, которые встречаются в практике.
Прогноз сделан на основе статистических данных с помощью ARIMA-модели и сезонной декомпозиции в пакете Statistica. Проведен регрессионный анализ, по которому выявлены факторы оказывающие наиболее существенное влияние на объем продаж, а также выведены их соотношение.
В заключении отметим, что конечная цель данной работы достигнута, все поставленные в начале работы задачи выполнены, все вопросы раскрыты в полной мере.
Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. В нашем случае, хороший прогноз является одним из ориентиров как для близлежащих планов, так и дальнейших перспектив компании.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять компанией, без эффективного прогнозирования объемов продаж. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.
Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.
Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью:
• оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно- сбытовой деятельности и ее финансирования,
• формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.
Целью выполнения данной дипломной работы был анализ и прогнозирование объемов реализации товарной продукции ООО «Fresco».
Прогноз сделан на основе данных за период с 2011 по декабрь 2015 года по месяцам.
Относительно проанализированным статистическим данным сделаны следующие выводы: построенная ARIMA-модель является более точной. Средняя относительная ошибка составляет 1,321%, что является меньшей по сравнения с ошибкой, вычисленной сезонной декомпозицией и равной 2,147%. Главным достоинством ARIMA-модели является то, что модели ARIMA достаточно гибкие и могут описывать широкий спектр характеристик временных рядов, которые встречаются в практике.
Прогноз сделан на основе статистических данных с помощью ARIMA-модели и сезонной декомпозиции в пакете Statistica. Проведен регрессионный анализ, по которому выявлены факторы оказывающие наиболее существенное влияние на объем продаж, а также выведены их соотношение.
В заключении отметим, что конечная цель данной работы достигнута, все поставленные в начале работы задачи выполнены, все вопросы раскрыты в полной мере.



