РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 7
2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 9
2.1 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ 9
2.2 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ
ДИСПЕТЧЕРСКИХ СИСТЕМ 11
2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СИСТЕМЫ 12
Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы 12
Требования к режимам функционирования системы 13
Требования к надежности программного обеспечения и эргономике 14
Требования к функционалу коммуникационной подсистемы 15
Основные функциональные возможности системы 18
Функциональный блок аналитики, статистики и консультативной подсистемы 21
Функциональный блок консультативной подсистемы 21
2.4 Требования к административной части приложения 22
2.5 Технологии разработки 23
Выбор языка программирования и среды разработки 23
Выбор системы сборки проекта и системы контроля версий 23
Выбор системы управления базой данных 24
Выбор веб - клиента приложения 24
Выбор решения для телефонии 25
2.6 Анализ аналогичных решений 26
2.7 Проектирование архитектуры системы 28
Проектирование базы данных 28
Проектирование архитектуры приложения 31
2.8 Разработка основной части приложения 32
2.9 Разработка подсистем приложения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Приложение № 1 42
Приложение №2 46
Приложение №3
Начиная с давних времен людям необходимо было общаться между собой и средства связи эволюционируют каждый день, включая и наши дни. Они развивались начиная с глиняных табличек и заканчивая различными мессенджерами типа “WhatsApp”, “Skype”, “Viber” и т.д. Но самым надежным средством связи и по сей день остается передача голоса, будь то с глазу на глаз, или посредством звонка по телефону. Благодаря доступности и удобности телефонов у современных людей гораздо больше возможности сообщить о новостях, каких-либо ситуациях или чрезвычайных ситуациях, чем у людей, живших даже 100 лет назад, когда человечество и представить себе не могло звонок в любую точку планету через беспроводное средство связи.
В любом государстве существует множество угроз жизни, здоровью и имуществу населения, поэтому обеспечение общественной безопасности и необходимость противодействия техногенным, природным, террористическим угрозам - это одна из первостепенных задач, выполнение которой необходимо для обеспечения безопасности населения. Решением одной из сторон этого вопроса является создание службы экстренного реагирования, обеспечивающей быструю помощь населению.
Эта система должны решать такие проблемы, как:
1. реагирование на вызовы по номеру службы экстренного реагирования(“112”);
2. получение данных о местоположении обратившегося в службу лица от оператора связи или через данные об абонентском устройстве, с которого был совершен вызов;
3. получение иных данных обратившегося в службу лица, необходимых для реагирования;
4. анализ поступающей информации об инцидентах;
5. переадресация вызовов в соответствующие дежурно - диспетчерские службы экстренных оперативных служб в зависимости от их компетенции в вопросах реагирования на данное происшествие;
6. переадресация вызовов на линию психологической поддержки при необходимости;
7. автоматический дозвон до позвонившего в службу лица в случае прерывания соединения;
8. сохранение всех входящих и исходящих вызовов в базе данных службы;
9. сохранение всех зарегистрированных происшествий в общей базе данных службы, информации о них дате начала и дате завершения реагирования;
10. мультиязычность системы, т.е. возможность приема и регистрации вызовов на различных языках;
11. формирование отчетов по вызовам.
В состав служб экстренного реагирования входят такие службы, как:
1. службы пожарной охраны;
2. службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
3. службы полиции;
4. службы скорой медицинской помощи;
5. аварийной службы газовой сети;
6. службы «Антитеррор» и др. оперативные службы.
Служба экстренного реагирования должна способствовать эффективному взаимодействию всех вышеперечисленных служб, дабы не было проблем в их согласованной работе или трудностей, возникающих при расхождении данных о происшествиях.
Исходя из данных статистики, использование службы, отвечающей на единый номер вызова служб способствует снижению времени реагирования на 40-50%, а также снижению уровня смертности на 10-15%[1]. Использование единого номера также удобно тем, что не нужно дозваниваться до определенных служб, как было раньше (“01”, “02”, “03”), а можно просто набрать “112” и сообщить о происшествии, причем, даже при отсутствии сим - карты вызов будет совершен, так как функциональность экстренного номера вшита в абсолютно все сотовые телефоны и оператору удастся вас идентифицировать, ибо вызов будет завязан на уникальный номер вашего телефона (IMEI).
По итогам была разработана система, упрощающая связь служб экстренного реагирования и населения, повышающая качество работы и скорость реагирования этих служб, а это, безусловно, очень важно для поддержания безопасности жизни людей и предотвращения угроз населению. Разработанная платформа может быть оперативно развернута и доработана под нужды конкретных областей или регионов, так как при создании были заложены возможности для масштабирования системы.
В ходе работы над проектом мне пригодились знания, полученные во время учебы в университете. Так, познания в проектировании реляционных баз данных, навыки объектно - ориентированной разработки, знание устройства вычислительных сетей, их топологий и классификаций, познания в области информационного поиска помогли успешно спроектировать основную серверную часть приложения. Умение работать с разными операционными системами и понимание устройства ip - телефонии позволили быстро разобраться с разворачиванием и настройкой решения Asterisk. Познания в веб - разработке и навыки веб - проектирования позволили разработать удобную и надежную клиентскую часть. Также я получил большое число новых умений как в разработке, так и в проектировании сложных решений, которые должны быть надежными, функциональными, быстрыми и отказоустойчивыми. Самостоятельное проектирование всего приложения, начиная с базы данных и заканчивая дизайном клиентской части, позволило узнать много нового о том, как спроектировать сложное приложение, которое будет одновременно гибким и фундаментально надежным.
В течение работы над дипломом было написано большое число разнообразных веб - сервисов, использованы самые разнообразные обращения к базе данных, построены интересные и нетривиальные структуры в клиентской части, которые определили успешность данной системы. Так, на сегодняшний день система развернута в нескольких регионах Российской Федерации, планируется переход на данное решение еще пары областей.
Таким образом, могу сказать, что в ходе работы над проектом были успешно выполнены все поставленные задачи и достигнуты все цели.