Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ И НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИ ИНСПИРИРОВАННЫХ МЕТОДОВ

Работа №84359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы41
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНУТРИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО
АГЕНТА 6
1.1 Роль эмоций у искусственного интеллекта 6
1.2 Эмоциональные вычисления 7
1.3 Эмоциональная оценка и ее связь с обучением 9
2. ОБУЧЕНИЕ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ КАК СПОСОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ 11
2.1 Принятие решений и обучение с подкреплением 11
2.2 Общая постановка задачи обучения с подкреплением 12
2.2.1 Значение оценочной обратной связи 12
2.2.2 Постановка задачи 14
2.3 Обзор методов решения задачи 16
2.4 Метод временной разницы (TD-Метод) 17
2.5 Выбор нейрональной архитектуры обучения с подкреплением 19
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА ОСНОВЕ
ОБУЧЕНИЯ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ 21
3.1 Нейросимулятор NEST 21
3.2 Составление нейрональной модели 22
3.3 Реализация модели 23
3.4 Тестирование модели с различными данными 27
3.5 Результаты 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Куб эмоций Лёвхейма 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Некоторые части естественного мозга 39


В последние годы все большее количество людей привлекает такая область науки, как искусственный интеллект. Это утверждение доказывает множество примеров: AI2, CaptionBot, Jia-Jia, AlphaGo, Siri и т.д., - роботы, созданные с различными целями.
Существует гипотеза, что искусственный интеллект многое упускает, не реализуя эмоциональные процессы. [1] Роль эмоций у человека довольно велика. Например, они влияют на принятие решений и поведение. [2] Помимо этого, стоит отметить, что эмоции нужны для решения задач, включающих в себя социальное взаимодействие. Воспроизведение эмоций необходимо для создания роботов, которые могут помогать человеку в его повседневной жизни. [3]
Ученые полагают, что теории возникновения и воспроизведения эмоций в естественном мозге могут оказать влияние на развитие роботов, обладающих эмоциями. [4]
Говоря об эмоциях, следует обратить внимание на процесс эмоционального оценки. Эмоции - филогенетический непрерывный механизм, гибко адаптирующийся к любым стимулам и ответам. [5] Гибкость эмоций получается путем отделения поведенческой реакции от события -стимула. Эмоциональный процесс - это оценка события по его значимости для индивида и предположение (прогнозирование) возможных действий, направленных на изменение отношений между человеком и окружающей средой. [6]
Основная проблема состоит в том, что современные вычислительные системы не могут испытывать эмоции, что в итоге приводит к их нежизнеспособности в условиях реального мира.
Объектом дипломной работы является эмоциональная оценка у искусственного интеллекта. В основе системы будет лежать процесс эмоциональной оценки у естественного интеллекта.
Актуальность темы подтверждается американским ученым Марвином Минским (1927 - 2016), одним из основателей Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом университете. В своей книге "The emotion machine"он говорит о значимости эмоционального процесса для создания мыслящего искусственного интеллекта. [7]
В качестве системы для реализации эмоциональной оценки была выбрана система обучения с подкреплением. Это объясняется тем, что в настоящее время практически все методы прогнозирования у роботов полагаются на обучение с подкреплением. [8]
Цель дипломной работы заключается в разработке системы эмоциональной оценки на основе обучения с подкреплением. Эта система - один из этапов создания эмоционального искусственного интеллекта.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить процесс эмоциональной оценки;
• изучить процесс обучения с подкреплением;
• проанализировать существующие описанные модели процесса обучения с подкреплением, выбрать наиболее подходящую под наши цели;
• составить нейрональную модель;
• реализовать модель эмоциональной оценки с использованием нейросимулятора "NEST";
• протестировать полученную модель с различными параметрами и проанализировать полученные результаты


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


О создании эмоционального искусственного интеллекта ученые начали говорить еще в середине XX века, но направление «Эмоциональные вычисления» оформилось лишь в конце 90-х годов, когда профессор Массачусетского технологического института Розалинд Пикард выпустила книгу с одноименным названием. [49]
Развитие науки привело к попыткам создания роботов, обладающих эмоциями. Существуют разные подходы к этой задаче. Научно-исследовательская лаборатория «Машинное понимание» Высшей школы ИТИС Казанского Федерального Университета поставила перед собой цель построить машинное сознание, опираясь на нейробиологически инспирированные подходы. Была предложена когнитивная архитектура NEUCOGAR и поставлена задача реализовать ее.
Цель данной работы - создание системы эмоциональной оценки на основе обучения с подкреплением - этап в разработке эмоционального искусственного интеллекта. Эмоциональная оценка неразрывно связана с прогнозированием, которое, в свою очередь, связано с обучением.
В результате анализа литературы и различных исследований была составлена и реализована нейрональная модель. В результате симуляции данной модели были получены графики, показывающие активность структур мозга, участвующих в процессе их воздействия друг на друга. Так как воздействие не может быть однозначным, а каждая связь обладает синаптической силой, то такую силу, называемую весом, нужно настроить. В ходе настройки системы мы добились четырех вспышек активности на таламусе вместо ожидаемых пяти. Это происходит из-за подавления бледного шара (interna) и черной субстанции (reticulata) и восстановления потенциала таламуса.
Создание искусственного интеллекта на основе биологически инспирированных подходах приведет к возможности создания эмоциональных машин. Эмоциональная основа позволит роботам познавать, накапливать опыт и выживать в условиях реального мира.



1. Таланов М.О. Эмоциональные вычисления [Электронный источник] / Таланов Максим // Режим доступа:http://postnauka.ru/video/45297- свободный
2. The role of affect in decision making [Текст] / Lowenstein, G., Lerner, J.S. // In R. Davidson, K. Scherer, & H. Goldsmith (Eds.), Handbook of affective science, pp. 619-642. New York: Oxford University Press, 2003
3. Эмоциональный искусственный интеллект [Электронный источник] / Таланов Максим // Режим доступа: http://postnauka.ru/video/45296- свободный
4. On the Role of Emotion in Embodied Cognitive Architectures: From Organisms to Robots [Текст] / Tom Ziemke, Robert Lowe // Springer Science+Business Media, LLC 2009
5. A systems approach to appraisal mechanisms in emotion [Текст] / David Sander, Didier Grandjean, Klaus R. Scherer // Geneva Emotion Research Group, Department of Psychology, University of Geneva, 2005
6. The role of emotion in a tractable architecture for situated cognizers [Текст] / Petta P. // In: Trappl R, Petta P, Payr S, editors. Emotions in humans and artifacts. Cambridge, MA: MIT Press; 2003
7. The Emotion Machine: Commonsense Thinking, Artifiial Intelligence, and the Future of the Human Mind [Текст]/ Minsky Marvin // Simon and Schuster, 2007
8. Temporal Sequence Learning, Prediction, and Control - A Review of different models and their relation to biological mechanisms [Текст] / Worgotter F., Porr B. // Department of Psychology, University of Stirling, 2005
9. Affect and Proto-affect in effective functioning / Ortony A, Norman D, Revelle W. // In: Fellous J-M, Arbib MA, editors. Who need emotions? New York: Oxford University Press; 2005
10. The feeling of what happens: Body, emotion and the making of consciousness
[Текст] / Damasio AR. // London: Vintage; 1999., LeDoux JE. The emotional brain. New York: Simon Schuster;
1996., Rolls E. Emotion explained. Oxford: Oxford University Press; 2005
11. Emotion and cognition: Insights from studies of the human amygdala [Текст] / Phelps E. // Annu Rev Psychol. 2006
12.On the nature and function of emotion: a component process approach / K. Scherer [Текст] // In: K.R. Scherer & P. Ekman Approaches to Emotion . Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1984
13. Emotion and decision-making: affect-driven belief systems in anxiety and depression [Текст] / Martin P. Paulus1, Angela J. Yu // Trends in Cognitive Sciences September 2012, Vol. 16, No. 9
14. Prospect theory: an analysis of decision under risk [Текст]/ Kahneman, D., Tversky, A. // Econometrica 47, 263-291, 1979
15. A dual system model of preferences under risk [Текст] / Mukherjee, K. // Psychol. Rev. 117, 243-255; 2010
16. Music, pandas, and muggers: on the affective psychology of value [Текст] / Hsee, C.K. and Rottenstreich, Y. // J. Exp. Psychol. Gen. 133, 23-30; 2004
17. Preferences under risk: content-dependent behavior and psychological processing [Текст] / Kusev, P. and van Schaik, P. // Front. Psychol. 2, 269; 2011
18. Designing sociable robots [Текст] / Breazeal C. // Cambridge, MA: MIT Press; 2002
19. Neurochemical networks encoding emotion and motivation: An evolutionary perspective [Текст] / Kelley AE. // In: Fellous J-M, Arbib MA, editors. Who needs emotions? The brain meets the robot. New York: Oxford University Press; 2005
20. Neuromodulating Cognitive Architecture: Towards Biomimetic Emotional AI [Текст] / Max Talanov, Jordi Vallverdu, Salvatore Distefano, Manuel Mazzara, Radhakrishnan Delhibabu // Advanced Information Networking and Applications (AINA), 2015 IEEE 29th International Conference, ISSN : 1550-445X, Print ISBN: 978-1-4799-7904-2, 587 - 592
21. Психология: учеб. [Текст] / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. // — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
22. Artificial Cognitive Systems [Текст] / Vernon David // The MIT Press Cambridge, Massachusetts London, England: A Primer, 2014
23.Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence at the Wayback Machine [Текст] / McCarthy, J., and Hayes, P. J. // (archived August 25, 2013). In Meltzer, B., and Michie, D., eds., Machine Intelligence, No. 4. Edinburgh: Edinburgh University Press, p. 463-502; 1969
24. Марвин Минский и эмоциональные машины [Электронный источник] / Таланов Максим // Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/58727- свободный
25. A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters [Текст] / H. Lovheim // Med Hypotheses. — 2012. — Vol. 8. — Pp. 341-348
26. Affect theory [Текст] / Tomkins S. // In: Ekman P, Friesen W, Ellsworth P, editors. Emotions in the human face. Cambridge: Cambridge University Press; 1982. p. 355-95
27. Emotion and Adaptation [Текст] / Smith, Craig A. & Lazarus, Richard S // In L.A. Pervin (Ed.) Handbook of Personality: Theory and Research. (pp. 609-637). New York: Guilford, 1990
28. Progress on a cognitive-motivational-relational theory of Emotion [Текст] / Lazarus, Richard S. // American Psychologist, 46(8), 819-834; 1991
29. Reinforcement learning in the brain [Текст] / Yael Niv // Psychology Department & Princeton Neuroscience Institute, Princeton University, 2009
30. Adaptive critic and the basal ganglia [Текст] / Barto, A. G. // In J. C. Houk, J. L. Davis, & D. G. Beiser (Eds.), Models of information processing in the basal ganglia (p. 215-232). Cambridge: MIT Press., 1995
31. A neural substrate of prediction and reward [Текст] / Schultz, W., Dayan, P., & Montague, P. R // Science, 275, 1593-1599, 1997
32. Cellular models of reinforcement [Текст] / Wickens, J. R., & Kotter, R. // In J. C. Houk, J. L.Davis, & D. G. Beiser (Eds.), Models of information processing in the basal ganglia (p.187-214). MIT Press, 1995
33. Learning and sequential decision making [Текст] / Barto, A. G., Sutton, R. S., & Watkins, C. J. C. H. // In M. Gabriel & J. Moore (Eds.), Learning and computational neuroscience: Foundations of adaptive networks (p. 539-602). Cambridge, MA: MIT Press, 1990
34. Neuro-dynamic programming [Текст] / Bertsekas, D. P., & Tsitsiklis, J. N. // Athena Sc., 1996
35. Reinforcement Learning. An Introduction [Текст] / Sutton, R. S. and Barto, A. G. // Bradford Books, MIT Press, Cambridge, MA, 2002 edition, 1998
36. Dynamic Programming [Текст] / Bellman, R. E. // Princeton University Press, Princeton, NJ, 1957
37. Learning to predict by the methods of temporal differences [Текст] / Sutton, R. S. // Mach. Learn, 1998
38. Generalization in reinforcement learning: Successful examples using sparse coarse coding [Текст] / Sutton, R. S. // In Touretzky, D. S., Mozer, M. C., and Hasselmo, M. E., editors, Advances in Neural Information Processing Systems: Proceedings of the 1995 Conference, pages 1038-1044, Cambridge, MA, 1996
39. Problem solving with reinforcement learning. PhD thesis / Rummery, G. A. // Cambridge University, Cambridge, 1995
40. Learning from delayed rewards. PhD thesis [Текст] / Watkins, C. J. C. H. // University of Cambridge, Cambridge, England, 1989
41. Technical note: Q-Learning [Текст] / Watkins, C. J. C. H. and Dayan, P. // Mach. Learn., 8:279-292; 1992
42. Conditioned reflexes [Текст] / Pavlov, P. I. // Oxford University Press, London
43.Обучение с подкреплением (Reinforcement Learning) [Электронный источник] / Воронцов К.В. // Режим доступа:
http://www. machinelearning.ru/wiki/images/archive/3/3 5/20140621071329!Voron-ML-RL-slides.pdf- свободный
44. A Markovian Decision Process [Текст] / R. Bellman // Journal of Mathematics and Mechanics 6, 1957
45. A theory of Pavlovian conditioning: Variations in the effectiveness of reinforcement and nonreinforcement / Rescorla, R. A.,Wagner, A. R // In A. H. Black & W. F. Prokasy (Eds.), Classical conditioning II: Current research and theory (pp. 64-99). New York, NY: Appleton-Century-Crofts, 1972
46. NEST (NEural Simulation Tool) [Текст] / Gewaltig Marc-Oliver, Diesmann Markus // Scholarpedia. — 2007. — Vol. 2, no. 4. — P. 1430
47.Supercomputers Ready for Use as Discovery Machines for Neuroscience // Frontiers in Neuroinformatics. — 2012. — november. — Vol. 6. — Pp. 1-12
48. Nest: an environment for neural systems simulations / Diesmann M Gewaltig M // 2001
49. Affective Computing / R.W. Picard // MIT Press, 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ