Введение 3
Глава 1. Понятия «патриотизм» и «интернационализм» в современной 6
педагогике
1.1. История развития патриотического и интернационального 9 воспитания в отечественной школе
1.2. Интернациональное и патриотическое воспитание - неотъемлемые составляющие единой системы формирования гражданской личности
1.2.1. Содержание понятия «интернационализм» 13
1.2.2. Содержание понятия «патриотизм» 15
1.2.3. Сочетание интернационализма и патриотизма в системе 17
формирования личностных качеств гражданина
1.3. Возможности эколого-географического обучения в воспитании 18
интернационально и патриотически сформированной личности
1.3.1. Формы и методы патриотического воспитания 19
1.3.2. Место и роль краеведческой деятельности в интернационально- 20 патриотическом становлении личности
1.3.3. Образовательный туризм как направление патриотического 23
воспитания молодежи
Глава 2. Интернациональное и патриотическое воспитание в предметной 25 педагогике
2.1. Современные позиции интернационального и патриотического 26 воспитания в процессе обучения дисциплинам естественно-географического цикла
2.2. Метапредметность в осуществлении интернационального и патриотического воспитания
2.2.1. Связь географии с естественнонаучными предметами 29
2.2.2. Связь географии с гуманитарными науками 33
Глава 3. Патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных мероприятиях, посвященных изучению географии
Татарстана
3.1. Патриотическое воспитание в Татарстане 37
3.1.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания
3.1.2. Групповые формы патриотического воспитания 38
3.1.3. Массовые формы патриотического воспитания 39
3.2. Методические подходы к осуществлению патриотического и 40 интернационального воспитания при обучении географии
3.3. Внеурочные мероприятия на основе краеведческих материалов 41
3.3.1. «Экскурсия по Казанской Швейцарии» 53
3.3.2. «Поле чудес в Волжско-Камском государственном биосферном 56
заповеднике»
Заключение 65
Литература 67
Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, Национальной доктриной образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитания и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея. В России в условиях модернизации образования уделяется большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В связи с этим важным является и формирование патриотического сознания учащихся на уроках географии.
Цель исследования - определение места, содержания и значения интернационального и патриотического воспитания учащихся в процессе обучения географии.
Объектом исследования стало географическое образование в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - интернациональное и патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения географии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть интернациональное и патриотическое воспитание как грани единой системы формирования гражданской личности;
- проанализировать понятия интернационализма и патриотизма;
- изучить сочетание интернационализма и патриотизма;
- исследовать метапредметность в осуществлении
интернационального и патриотического воспитания с естественнонаучными и гуманитарными предметами;
- рассмотреть патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных занятиях, посвященных изучению географии Татарстана.
Методологическую основу исследования составляют
концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, Р.Ш. Маликов, Я.И. Ханбиков, П.А. Апаков, Т.Н. Петрова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь- Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются: конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации; аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений; культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение
историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов высших и средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений; содержащиеся в работе теоретические положения и выводы позволяют обогатить содержание общепедагогического и историко-педагогического образования, полученные в исследовании результаты могут быть использованы при подготовке студентами курсовых и дипломных работ, в научной работе аспирантов и соискателей.
Главная задача географии как предмета, в основе которого заложена основная мировоззренческая идея о взаимосвязи всего живого и неживого на Земле - дать комплексное представление о нашей планете. С точки зрения гуманистического подхода к географическому образованию, основная цель учителя географии - помочь ученику осознать свою связь с Землей и воспитать у него внутренний мотив к осознанной деятельности по сохранению природы Земли для настоящего и будущего поколений.
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.
В исследованиях И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва выделены следующие основы, или истоки, патриотизма:
- Естественные основы. Первичный патриотизм был характерен, прежде всего, для кочевых народов и держался на кровной связи между членами семьи, рода.
- Духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями.
- Духовность - это прежде всего религия, идеология и культура народа.
- Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития.
- Государственный подход. Он предполагает любовь человека к своему государству как таковому, ко всем его атрибутам: территории, населению, власти, армии, гимну, гербу, флагу и т. д.
Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т. д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.
1. Абатурова В.В. Профильное обучение географии / В.В. Абатурова // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2003. №22. С. 15
2. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М., 2011
3. Аленина С.Д. Роль географического образования в развитии личности ученика / С.Д. Аленина // Научно-методический журнал «Образование в регионе». 2012. №28. С. 89
4. Баетов Б. О природе интернациональных чувств. Фрунзе, 2010. - С.56-57.
5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова. - М.: Академия, 2007. 233 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика. - 2010. - С. 283.
7. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой / В.Д. Бондаренко. М.: Фолиант, 2013. 328с.
8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,
современность. М., 2011.
9. Бугаева A. JI. Традиционная педагогическая культура ханты и манси.- М.: Б.и.2011. с С. 142.
10. Буданцова, А.А. Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе / А.А. Буданцова, Т.Н. Петрова. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2007. 386 с
11. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. - 2011.
12. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2012
13. Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. 2011. - № 10.-С. 107-113.
14. Гайсин Р.И. Развитие географического образования в высших учебных заведениях Республики Татарстан: в XX - начале XXI вв.: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Гайсин Р.И. - Йошкар-Ола, 2010. 228 с.
15. Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География в современном мире / М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов. - Саранск: НИИ регионологии, 2000. 176с.
16. Горбанёв В.А. Географическая наука в условиях глобализации как
важнейшая составляющая реформирования географического образования в России: диссертация ... доктора географических наук : 25.00.24 / В.А.
Горбанёв.- Москва, 2010. 338 с
17. Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 Москва, 1999. - 187 с.
18. Горшенина С.Н. Технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства / С.Н. Горшенина // Вектор науки Тольяттинского государственного Университета. Серия: Педагогика, Психология . 2015. №2 (21). С.30-33
19. Горшенина С.Н. Этнокультурная компетентность личности школьника: ориентиры становления / С.Н. Горшенина // Перспективы науки. 2011. № 25. С. 281-283.
20. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Е.В. Григорьева. - М.: Академия, 2015. 265с.
21. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (Истоки, становление и развитие) / Г.М. Давлетшин. Казань: Татар.кн. изд-во, 2004. 431 с.
22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цитадель, 1998. - 4427 с.
23. Естествознание (Природоведение), методика преподавания и экологическое воспитание с коррекционно-развивающими технологиями: практикум / автор-сост. Т.А. Кривенко, рец. И.В. Царева. - Канск: КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж», 2011. 43 с.
24. Жумаканов А. Р. Патриотическое и интернациональное воспитание в школе / А. Р. Жумаканов. - Алма-Ата: Изд-во «Мектеп», 1971. 140 с.
25. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Россия в окружающем мире.- 2008. №. 11. С. 144-170.
26. Зуева Н.К. Экологическое образование в курсе географии средней
школы / Н. К. Зуева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -
СПб.: Реноме, 2012. С. 179-182.
27. Игнатов С.Б. Эколого-правовая компетентность как составляющая общей культуры современного человека / С.Б. Игнатов // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. С.171-174.
28. Калимуллин А.М. История Татарстана и татарского народа XIX век. / А.М. Калимуллин. - Елабуга, 2009. 187с.
29. Каневский Б., ШебардинП. Чем заполнить духовный вакуум? //
Армия. 1993. № 19. С.37-42;
30. Карибаев Р.И. Рабочая учебная программа основного общего образования по географии в 5-9 классах, на 2012-2013 учебный год. - Плешаново, 2012. 176с.
31. Карташова Ю. А. Сущность интернационального воспитания в контексте всестороннего развития пионеров (60-80-гг.ХХ в.) // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 475-480.
32. Каршинова, Л.В. Народная культура: метод.пособие для учителя / Л. В. Каршинова. - М.: Школа, 2001. 70 с.
33. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического
воспитания учащихся в условиях регионализации образования :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2004. 23 с.
34. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
35. Литература 5-11 класс: Программно-методические материалы / Сост. Т.А. Калганова. М., 2010.
36. Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
37. Максаковский В.П. Практическая направленность школьной географии / В.П. Максаковский // География. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. №7,17,19.
38. Максаковский В.П. Школьная география на фоне российских образовательных реформ / В.П. Максаковский // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ. 2011. С. 14.
39. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 020401 «География»). - ГорноАлтайск: РИО ГАГУ, 2010. 110 с.
40. Нагибин Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Н.И. Нагибин.- Москва, 2008. 282 с.
41. Никитин Г.А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г.А. Никитин. - Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2008. 91 с.
42. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 1456 с.
43. Особенности преподавания учебного предмета «География» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / А.А. Попова. - Казань: ИРО РТ, 2014. 37 с.
44. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания
природоведения: Учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. 192 с
45. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб.пособие / А.Б. Панькин. - М.: Большая медведица, 2004. 271 с.
46. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. 576 с.
47. Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2013.
48. Рябова С.С. Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / С.С. Рябова. - Санкт-Петербург, 2012. 169 с.
49. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко // НИИ школьных технологий. 2006. - Т. 1. С. 816.
50. Соловей В.Д. Современный русский национализм: идейно - политическая классификация// Общественные науки и современность. 1992. № 2. С.121.
51. Старикова Т.М. Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации образования / Т.М. Старикова // Вестник ЧГПУ. 2013. №4. С.218-226.
52. Ставицкая Е.А. Экологическая культура как важный аспект межкультурной коммуникации / Е.А. Ставицкая // Вестник МГЛУ. 2013. №23 (683). С.176-184.
преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах /
A. А. Токарев, Г.В. Токарева // Образование и воспитание. 2015. №1. С. 17- 20.
54. Тюляева Т.И. Об учебниках истории в общеобразовательных учреждениях РФ // Программно-методические материалы. История 5-9 кл. / Сост. Т.И.Тюляева. 4-е изд., стереотип. М., 2011.
55. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования / З.И. Тюмасева. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. 321 с
56. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
57. Фицула М.М. Педагогика / М.М. Фицула. - К.: Академия, 2000. С. 111-120.
58. Хузин Ф.Х., Гилязов И.А. История Татарстана. Учебное пособие / Ф.Х. Хузин, И.А. Гилязов. - Казань: Хэтер, 2008. 271с.
59. Шеманаев В.А. Этнокультурный и историко-географический потенциал родного края в воспитании школьников на уроках географии /
B. А. Шеманаев // МНКО. 2010. №2. С.89-90.
60. http://tass.ru/politika/2636647 - Информационное агентство России (ТАСС); фото с этого же сайта.
61. http://tass.ru/politika/2636647 - Информационное агенство России (ТАСС)
62. http://отечестворт.рф/metod/008/002.htm - Общественная
молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан