Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения географии
|
Введение 3
Глава 1. Понятия «патриотизм» и «интернационализм» в современной 6
педагогике
1.1. История развития патриотического и интернационального 9 воспитания в отечественной школе
1.2. Интернациональное и патриотическое воспитание - неотъемлемые составляющие единой системы формирования гражданской личности
1.2.1. Содержание понятия «интернационализм» 13
1.2.2. Содержание понятия «патриотизм» 15
1.2.3. Сочетание интернационализма и патриотизма в системе 17
формирования личностных качеств гражданина
1.3. Возможности эколого-географического обучения в воспитании 18
интернационально и патриотически сформированной личности
1.3.1. Формы и методы патриотического воспитания 19
1.3.2. Место и роль краеведческой деятельности в интернационально- 20 патриотическом становлении личности
1.3.3. Образовательный туризм как направление патриотического 23
воспитания молодежи
Глава 2. Интернациональное и патриотическое воспитание в предметной 25 педагогике
2.1. Современные позиции интернационального и патриотического 26 воспитания в процессе обучения дисциплинам естественно-географического цикла
2.2. Метапредметность в осуществлении интернационального и патриотического воспитания
2.2.1. Связь географии с естественнонаучными предметами 29
2.2.2. Связь географии с гуманитарными науками 33
Глава 3. Патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных мероприятиях, посвященных изучению географии
Татарстана
3.1. Патриотическое воспитание в Татарстане 37
3.1.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания
3.1.2. Групповые формы патриотического воспитания 38
3.1.3. Массовые формы патриотического воспитания 39
3.2. Методические подходы к осуществлению патриотического и 40 интернационального воспитания при обучении географии
3.3. Внеурочные мероприятия на основе краеведческих материалов 41
3.3.1. «Экскурсия по Казанской Швейцарии» 53
3.3.2. «Поле чудес в Волжско-Камском государственном биосферном 56
заповеднике»
Заключение 65
Литература 67
Глава 1. Понятия «патриотизм» и «интернационализм» в современной 6
педагогике
1.1. История развития патриотического и интернационального 9 воспитания в отечественной школе
1.2. Интернациональное и патриотическое воспитание - неотъемлемые составляющие единой системы формирования гражданской личности
1.2.1. Содержание понятия «интернационализм» 13
1.2.2. Содержание понятия «патриотизм» 15
1.2.3. Сочетание интернационализма и патриотизма в системе 17
формирования личностных качеств гражданина
1.3. Возможности эколого-географического обучения в воспитании 18
интернационально и патриотически сформированной личности
1.3.1. Формы и методы патриотического воспитания 19
1.3.2. Место и роль краеведческой деятельности в интернационально- 20 патриотическом становлении личности
1.3.3. Образовательный туризм как направление патриотического 23
воспитания молодежи
Глава 2. Интернациональное и патриотическое воспитание в предметной 25 педагогике
2.1. Современные позиции интернационального и патриотического 26 воспитания в процессе обучения дисциплинам естественно-географического цикла
2.2. Метапредметность в осуществлении интернационального и патриотического воспитания
2.2.1. Связь географии с естественнонаучными предметами 29
2.2.2. Связь географии с гуманитарными науками 33
Глава 3. Патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных мероприятиях, посвященных изучению географии
Татарстана
3.1. Патриотическое воспитание в Татарстане 37
3.1.1. Индивидуальные формы патриотического воспитания
3.1.2. Групповые формы патриотического воспитания 38
3.1.3. Массовые формы патриотического воспитания 39
3.2. Методические подходы к осуществлению патриотического и 40 интернационального воспитания при обучении географии
3.3. Внеурочные мероприятия на основе краеведческих материалов 41
3.3.1. «Экскурсия по Казанской Швейцарии» 53
3.3.2. «Поле чудес в Волжско-Камском государственном биосферном 56
заповеднике»
Заключение 65
Литература 67
Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования предполагает не отрицание имеющегося, а его обновление, включение нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт. Не случайно, Национальной доктриной образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитания и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея. В России в условиях модернизации образования уделяется большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В связи с этим важным является и формирование патриотического сознания учащихся на уроках географии.
Цель исследования - определение места, содержания и значения интернационального и патриотического воспитания учащихся в процессе обучения географии.
Объектом исследования стало географическое образование в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - интернациональное и патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения географии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть интернациональное и патриотическое воспитание как грани единой системы формирования гражданской личности;
- проанализировать понятия интернационализма и патриотизма;
- изучить сочетание интернационализма и патриотизма;
- исследовать метапредметность в осуществлении
интернационального и патриотического воспитания с естественнонаучными и гуманитарными предметами;
- рассмотреть патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных занятиях, посвященных изучению географии Татарстана.
Методологическую основу исследования составляют
концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, Р.Ш. Маликов, Я.И. Ханбиков, П.А. Апаков, Т.Н. Петрова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь- Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются: конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации; аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений; культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение
историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов высших и средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений; содержащиеся в работе теоретические положения и выводы позволяют обогатить содержание общепедагогического и историко-педагогического образования, полученные в исследовании результаты могут быть использованы при подготовке студентами курсовых и дипломных работ, в научной работе аспирантов и соискателей.
Важной составной частью системы образования является школьное образование как основа, определяющая дальнейшее обучение и воспитание молодого поколения. География относится к одной из древних наук, прошедших длительный и сложный путь своего исторического развития. В современных условиях географическое образование представляет собой целостную систему естественных и общественных научных направлений, объединенных территориально-пространственным аспектом исследования.
Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
Анализ взглядов историков, философов, литераторов относительно сущности данного понятия показывает, что понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. Это объясняется сложной природой явления, многообразием форм проявления, рассмотрением проблемы патриотизма разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях и в зависимости от многих позиций. Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея. В России в условиях модернизации образования уделяется большое внимание обновлению содержания и повышению качества школьного географического образования. В связи с этим важным является и формирование патриотического сознания учащихся на уроках географии.
Цель исследования - определение места, содержания и значения интернационального и патриотического воспитания учащихся в процессе обучения географии.
Объектом исследования стало географическое образование в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - интернациональное и патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения географии.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть интернациональное и патриотическое воспитание как грани единой системы формирования гражданской личности;
- проанализировать понятия интернационализма и патриотизма;
- изучить сочетание интернационализма и патриотизма;
- исследовать метапредметность в осуществлении
интернационального и патриотического воспитания с естественнонаучными и гуманитарными предметами;
- рассмотреть патриотическое и интернациональное воспитание на уроках и внеурочных занятиях, посвященных изучению географии Татарстана.
Методологическую основу исследования составляют
концептуальные идеи исследований по истории становления и развития татарской педагогической мысли (Р.Х. Мингазов, Р.Ш. Маликов, Я.И. Ханбиков, П.А. Апаков, Т.Н. Петрова, А.Н. Хузиахметов, В.М. Беркутов); истории становления и развития географической науки (А.И. Семёнов-Тянь- Шанский, А.И. Воейков, В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, П.И.Кротов, Э.А. Эверсман и др.); теории отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.К.Маркова, В.Г. Максимов, А.В. Гребенщикова, М.И. Скаткин и др.); методологии и теории образования (Л.А. Волович, Д.В. Вилькеев, М.И.Махмутов, О.Г. Максимова В.И. Загвязинский, Н.Ф. Талызина и др.).
Теоретико-методологической базой исследования являются: конкретно-исторический подход, диктующий необходимость анализа фактов и их объективного исследования с учетом социокультурной ситуации; аксиологический подход, определяющий принцип отбора материала и характеристики рассматриваемых явлений; культурологический подход, позволяющий обосновать тенденции процесса развития среднего образования.
Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач использовались общетеоретические методы научного познания: отбор, изучение, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, систематизация; общепедагогические методы: изучение, обобщение
историко-педагогического опыта; теоретический анализ философской, исторической, педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов высших и средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведений; содержащиеся в работе теоретические положения и выводы позволяют обогатить содержание общепедагогического и историко-педагогического образования, полученные в исследовании результаты могут быть использованы при подготовке студентами курсовых и дипломных работ, в научной работе аспирантов и соискателей.
Главная задача географии как предмета, в основе которого заложена основная мировоззренческая идея о взаимосвязи всего живого и неживого на Земле - дать комплексное представление о нашей планете. С точки зрения гуманистического подхода к географическому образованию, основная цель учителя географии - помочь ученику осознать свою связь с Землей и воспитать у него внутренний мотив к осознанной деятельности по сохранению природы Земли для настоящего и будущего поколений.
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.
В исследованиях И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва выделены следующие основы, или истоки, патриотизма:
- Естественные основы. Первичный патриотизм был характерен, прежде всего, для кочевых народов и держался на кровной связи между членами семьи, рода.
- Духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями.
- Духовность - это прежде всего религия, идеология и культура народа.
- Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития.
- Государственный подход. Он предполагает любовь человека к своему государству как таковому, ко всем его атрибутам: территории, населению, власти, армии, гимну, гербу, флагу и т. д.
Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т. д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.
Патриотизм, как явление социальной действительности, не существует вне субъекта и вне объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, исторических, духовных, культурных, социально-экономических, политических и иных сфер, условия для единения граждан, социальных групп и т. д., составляющих структуру этого общества Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея.
В исследованиях И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва выделены следующие основы, или истоки, патриотизма:
- Естественные основы. Первичный патриотизм был характерен, прежде всего, для кочевых народов и держался на кровной связи между членами семьи, рода.
- Духовно-нравственные основы. Патриотизм объединяет людей духовными узами и нравственными обязанностями.
- Духовность - это прежде всего религия, идеология и культура народа.
- Политические основы. В политическом плане патриотизм предполагает принятие народом существующей власти, формы правления, политического устройства государства, перспектив и целей его развития.
- Государственный подход. Он предполагает любовь человека к своему государству как таковому, ко всем его атрибутам: территории, населению, власти, армии, гимну, гербу, флагу и т. д.
Таким образом, широта понимания границ своей Родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т. д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.



