Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ 8
1.1. История возникновения и развития детективного жанра в
художественной литературе 8
1.2. Структурная организация детективного произведения 16
1.3. Взгляд на детективную литературу в современной филологии 22
1.4. Образ как объект изучения различных наук и как основная категория
системы средств художественного произведения 25
ГЛАВА 2. НОМИНАЦИИ ЛИЦА И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА 36
2.1. Номинация героев в языке художественного произведения 36
2.2. Антропонимы как объект лингвистики и компоненты
художественного текста 41
2.3. Нарицательные номинации лица как объект «литературной
ономастики» 48
2.4. Оценочный аспект номинации персонажа 50
ГЛАВА 3. АРСЕНАЛ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ И ИХ ФУНКЦИИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. АКУНИНА 55
3.1. Место Бориса Акунина в современном литературном процессе 55
3.2. Номинации главных героев в романах Б. Акунина 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ
Как известно, в последние десятилетия XX века в науке о языке произошел сдвиг интересов от лингвистики структурной к лингвистике антропологической. На первый план выдвинулись вопросы о том, как отражается в языке человек, его мысли, чувства, различные виды его деятельности. Познать человека посредством языка помогает художественная литература, на страницах которой человек предстает многосторонним и одновременно целостным.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в центре внимания находится понятие образ литературного персонажа. Образ персонажа, будучи плодом воображения писателя, тем не менее позволяет обсуждать проблему реконструкции образа человека с опорой на данные языка.
Антропоцентричность языка наиболее ярко проявляется в номинативной подсистеме языка. В исследованиях языка художественной литературы особое внимание традиционно уделялось функциям номинаций лица, антропонимам. Однако в этом плане, как правило, рассматривались так называемые «говорящие» имена собственные (вспомним Иудушку Головлева, Собакевича, Коробочку и прочих персонажей). Нарицательные же имена существительные - апеллятивы в основном исследовались в системе языка, чаще в словообразовательном аспекте. Между тем номинации лица, являясь компонентами содержания и художественной формы литературного произведения, заслуживают исследовательского внимания именно в этом ключе. В частности, представляет интерес выявление их роли в создании образа персонажей в произведениях детективного жанра, который, традиционно считаясь низким, несмотря на его широкую популярность среди массового читателя, в лингвистическом плане мало изучен, исключения составляют немногочисленные работы (см. Библиографию, раздел «Литература»).
По нашей версии, в создании образа персонажа могут играть роль не только так называемые «говорящие» имена, но и обычные антропонимы, в том числе как имена собственные, так и нарицательные.
Другим распространенным, но недостаточно изученным средством создания образа персонажа является изображение в художественном произведении рефлексии персонажа. Это особенно актуально в связи с широкой популярностью детективного жанра литературы в наше время «дикого» капитализма, когда страсть к наживе, выдвижение на первый план материального, а не духовного в жизненных установках человека порождает массу преступлений.
В современном российском обществе последние несколько десятков лет бытует мнение, что качественная, хорошая литература умерла. Закончилась эпоха громких имен, и, кажется, в наши дни не осталось уже таких известных мастеров слова как Шолохов, Довлатов, Бродский, Солженицын. Они навсегда вошли в историю литературы и еще при жизни стали классиками. Но кто сейчас занимает их места? Книжные полки переполнены современными бестселлерами с провокационными названиями и в ярких обложках. Но такое разнообразие не облегчает читателю выбор, а наоборот, делает его мучительно трудным. Найти хорошее литературное произведение бывает почти невозможно, а приобрести однодневный бульварный роман не составляет труда.
Но согласиться с распространенным «в наше время хорошего не пишут» тоже нельзя. Литература живет и развивается. Восприятие литературы как угасающего вида искусства характерно для периода времени на стыке веков. В 1892 году Дмитрий Мережковский пишет статью «О причинах упадка и новых течениях в литературе», которая считается манифестом раннего русского символизма. И Мережковский, и Замятин жили в переходное время. На смену XIX веку пришел век XX. Это тот период времени, когда на место одних направлений приходят другие, когда прошлое ценится больше, чем настоящее и в этот промежуток времени никогда не создаются эпопеи. Наше время - это
переход в кубе. Произошло не только столкновение веков, но и столкновение тысячелетий.
Ярким примером, опровергающим утверждение об угасании литературы, является творчество современного русского писателя Бориса Акунина. Несмотря на то что творчество Акунина занимает место в поле беллетристики, его развлекательные литературные проекты демонстрируют, что художественное произведение может совмещать занимательность сюжета и глубину содержания, стилизацию и актуальностью идеи, соблюдение правил игры постмодернизма и индивидуальные авторские приемы. Именно Борис Акунин одним из первых доказал, что популярный, растиражированный автор - не обязательно плохой писатель. Его творчество не только привлекает внимание широкого круга читателей, но и вызывает интерес у критиков и литературоведов.
По нашей гипотезе, жанр детектива предполагает высокий уровень психологизации изображения персонажей. При этом мы предполагаем, что в создании образа персонажа участвуют не только субъективно-оценочные компоненты содержания произведения, но и фактологическая информация. Интерес представляет, с нашей точки зрения, выяснение вопроса о том, какую роль могут играть в этом плане с одной стороны номинации персонажей, с другой - художественный прием рефлексии героев. Неизученность данного аспекта проблемы анализа детективного жанра литературы обусловила актуальность избранной нами темы диссертационной работы. В качестве языкового источника (материала) нами были привлечены произведения литературного проекта Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина», как наиболее интересные в содержательном и художественном отношении из написанного автором на сегодняшний день.
Объектом нашего рассмотрения является язык детективных произведений Бориса Акунина. Предметом характеристики являются языковые средства создания образа персонажей в указанных языковых источниках.
Цель нашей работы - выявить роль языковых средств номинации лица и изображение рефлексии персонажей как элемента содержания и формы художественных произведений в качестве средства создания образа персонажей. данная цель обусловила решение нами следующих задач:
1) установить, существует ли связь номинаций персонажей с конфигурацией персонажей как центральных, так и второстепенных, т.е. определить, какова информативность номинаций персонажей в этом плане;
2) выявить взаимосвязь между варьированием номинаций персонажей и движением сюжета;
3) определить, какова роль номинаций персонажей как показателя их взаимоотношений, динамики эмоций героев в ходе развития внешних событий;
4) рассмотреть взаимосвязь номинации персонажей с различными ситуациями их коммуникативного общения, как речевого, так и неречевого;
5) осуществить анализ номинации лица в аксиологическом аспекте, обусловленной прагматическими установками исследуемого произведения;
6) выявить способы выражения номинаций как языкового средства характеристики лица;
7) рассмотреть роль рефлексии как художественного приема создания образа персонажа.
Научная новизна нашей работы заключается, во-первых, в том, что в качестве средства создания полнокровного образа персонажа впервые рассматривается номинация лица, а также рефлексия, которые являются источниками как субъективно-оценочной, так и фактологической информации персонажа в произведениях Б. Акунина. Во-вторых, ее новизна связана с самой постановкой проблемы, представляющей собой попытку объединить принципы лингвистического и литературоведческого анализа, т.е. в результате осуществить интегративный филологический анализ. Такой анализ предполагает характеристику номинаций и внутренней речи персонажа не только как собственно языковых образований, но и как компонентов содержания и художественной формы произведения, своеобразно манифестирующих динамику межличностных отношений, вязанных с развитием сюжета.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут в определенной мере способствовать продвижению общетеоретических проблем исследования художественной литературы.
В качестве методов исследования используются метод описания, наблюдения, контекстуального анализа, а также метод внутриязыкового сопоставления.
Наше исследование установило, что номинации лица и рефлексия героев в форме внутренней речи являются важными языковыми средствами создания образов персонажей в детективных произведениях Б. Акунина.
Номинации персонажей в исследуемом материале представлены в трех аспектах: авторские номинации персонажа, самономинации персонажа, номинации персонажа другими героями. Характеризующая роль именования персонажей тесно связана и с текстовыми функциями номинаций, а именно с участием их в динамике развития сюжета. Такая многоаспектность использования номинаций как элементов художественной формы произведения и его содержания достигается благодаря тому, что в каждом из трех указанных аспектов номинации образуются цепочки в результате варьирования имен собственных в качестве номинаций персонажей и различных апеллятивов (нарицательных имен существительных), обозначающих каждого персонажа в различных ситуациях. Цепочка номинаций-антропонимов, во-первых, возникает в результате разных наименований одного и того же персонажа другим персонажем, что связано с различием ситуаций, с динамикой образа номинируемого и номинирующих персонажей. Во-вторых, в произведениях Б. Акунина используется и другая цепочка номинаций, возникающая в результате различных наименований одного и того же лица разными персонажами, в силу различных социальных ролей по отношению к данному лицу. Эти две линии номинаций соотносятся между собой и имеют точки соприкосновения. Длина цепочек и употребляемые в них лексемы различны, что связано с несхожестью именующих субъектов. Наиболее короткой и нейтральной в оценочном отношении оказалась цепочка авторских номинаций персонажей. Это объясняется тем, что автор стремится к наибольшей объективности художественного изображения и максимально устраняется, не выражая прямо своего отношения, а подводит читателя к образному восприятию персонажа через само содержание произведения, частью которого является самооценка персонажа и оценка персонажей другими героями. Эта авторская установка осуществляется во взаимодействии с другими способами создания образа персонажа (изображение поступков персонажей, их внешнего вида, описание обстановки и т.д.). В нашем материале номинации персонажей тесно связаны с их поступками, взаимоотношениями, самооценкой и оценкой их внешнего вида, с движением событием. Авторские номинации, по сравнению с номинациями других субъектов, в произведениях Б. Акунина наиболее статичны и однообразны в силу указанных выше причин.
В большей степени разнообразны и динамичны в ходе движения развития сюжета самономинации персонажей. Самыми протяженными и разнообразными, в наибольшей степени раскрывающими динамику развития образа оказались номинации персонажа другими персонажами.
Все рассмотренные нами произведения Б. Акунина относятся к эпической художественной форме отображения действительности. Однако в них, наряду с авторским повествованием, большое место занимает речевая репрезентация субъектной сферы персонажа, в котором можно выделить доступное для восприятия извне речевое выражение зоны персонажа, его эмоций, суждений, характера. К ней относятся конструкции с прямой и диалогической речью.
Также излюбленными приемами изображения мира персонажей, их эмоций, суждений, пристрастий, оценок являются формы рефлексии: несобственно-прямая речь и внутренняя речь. Эти разновидности представления субъектной сферы персонажа различаются и объемом ее представленности в различных фрагментах текста (что позволяет говорить об элементах несобственно-прямой и о внутренней речи, как более развернуто демонстрации процесса углубленного размышления). Несобственно-прямая речь - совмещенный план автора и героя, выделяющий сферу героя благодаря ее стилистическому контрасту с объективированной манерой авторского повествования. В грамматическом же отношении элементы несобственно¬прямой речи не нарушают структуру авторской речи. Показателями несобственно-прямой речи являются в основном используемые с этой целью лексические средства языка. Из синтаксического арсенала несобственно¬прямой речи наиболее востребованными в текстах произведений Б. Акунина оказались вопросительный и восклицательный тип предложений, повторы конструкций.
Иначе обстоит дело с внутренней речью как более объемным, развернуто представленным способом изображения рефлексии. Внутренняя речь по своей стилистике, содержанию, тональности стоит гораздо ближе к прямой речи, чем несобственно-прямая, хотя в ее составе мы также не обнаружили местоимения первого лица как номинацию говорящего (или, точнее, рефлексирующего персонажа). В изображении внутренней речи важную роль играет не только лексика, но и синтаксические средства, типы восклицательных и вопросительных предложений. раскрывая субъективный мир персонажей, выражая их оценки, реакцию на явление действительности, внутренняя речь в то же время содержит и фактологическую информацию о прошлом героя, его детстве, юности или о событиях, предшествующих описываемым в произведении, помогающую понять жизненную позицию персонажа, некоторые черты его характера и т.д.
Языковые источники
1. Акунин Б. Азазель / Борис Акунин. - М.: «Захаров», 2014. - 272 с.
2. Акунин Б. «Левиафан» / Борис Акунин. - М.: «Захаров», 2015. - 272 с.
Словари и справочные издания
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 465 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 672 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Норинт, 1999. - 1454 с.
6. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: 1990.-685 с.
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. А.Н. Николюкин.
- М, 2001.-800 с.
8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2003. - 976 с.
9. Русская грамматика 1т. / Академия наук СССР Институт русского языка.
- М.: 1980.- 784 с.
10. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева. - М.: Просвещение, 1974. - 510 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
1. Адамов А. Мой любимый жанр - детектив / А. Адамов. - М.: Совет. Писатель, 1980. - 314 с.
2. Анджапаридзе Г. Жесткость канона и вечная новизна // Детективы века. Антология / сост. Г. Анджапаридзе. - Минск: Полифакт, 1999. - С. 901 - 910.
3. Андрамонова Н.А. Синтаксическая структура внутренних монологов произведений Л.Н. Толстого / Н.А. Андрамонова. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1965. - 64 с.
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания Ю.Д. Апресян // ВЯ. - 1995. - №1. - С. 37-67.
5. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст / Н.Д. Арутюнова // Языковая номинация. - М.: Наука, 1977. - 360 с.
6. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика Л.Г. Бабенко. - М.: Флинт: Наука, 2006. - 176 с.
7. Банин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): попул. библиогр. энцикл. / С. Бавин. - М.: Кн. Палата, 1991. - 206 с.
8. Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения / И.А. Банникова // Сборник статей. - Саратов: Изд. СГУ, 2002. - С. 12-17.
9. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб, пособие / Н.С. Болотнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.
10. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология - лигвопоэтика - перевод: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е.Б. Борисова; Поволж. гос. соц.-гуманитар, акад. - Самара, 2010. - 42 с.
11. Бритиков А.Ф. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров А.Ф. Бритиков // Русская советская повесть 20-30х гг. - Л.: Наука, 1976. - С. 408-453.
12. Василевский А. «Макулатура» как литература / А. Василевский // Новый мир. - 1997. - №6. -С. 210-213.
13. Введение в литературоведение: учеб, пособие / под ред. Л.В. Чернец. - 2- е изд.. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 679 с.
14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. / А. Вежбицкая. - М.: Рус. Словари, 1997. - 416 с.
15. Вегещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В Г. Костомаров. - М.: Индрик, 2005. - 1038 с.
16. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.
17. Волков И.Ф. Теория литературы: учеб, пособие / И.Ф. Волков. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 256 с.
18. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф; отв. ред. Г В Степанов. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
19. Вулис А.З. В мире приключений. Поэтика жанра / А.З. Вулис. - М.: Советский писатель, 1986. - 384 с.
20. Гак В.Г. К эволюции способов речевой номинации / В.Г. Гак // ВЯ, 1985. - №4. - с. 47-58.
21. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 139 с.
22. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 448 с.
23. Гольдин В.Е. Регулятивные обозначения лиц в «Словаре Академии Российской» (1789-1794) / В.Е. Гольдин // Проблемы развития языка. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. - С. 78-94.
24. Гольдин В.Е. Этикет и речь / В.Е. Гольдин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун¬та, 1978. - 112 с.
25. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. - М.: Прогресс, - 1984. - 400 с.
26. Демьяненко Ю. Иронический детектив в контексте современной литературы [Электронный ресурс] / Ю. Демьяненко. - 2010. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/06/15/1485, свободный. - Проверено 08.06.2016.
27. Дубин Б. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и
механизмы внутренней динамики в системе литературы [Электронный ресурс] / Б. Дубин // НЛО. - 2002. - №57. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2002/57/dubin.html, свободный. - Проверено 08.06.2016.
28. Ефимов А.И. О языке художественных произведений / А.И. Ефимов. - М.: Учпедгиз, 1954. - 288 с.
29. Жикаренцева С. Детектив и его читатели / С. Жикаренцева // Звезда. - 1995.-№5.-С. 218-221.
30. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // ВЯ.- 1964. -№6. -С. 26-38.
31. Закирова О.В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В. Закирова; Татар, гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Казань, 2007. - 22 с.
32. Земская Е.А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 240 с.
33. Ивин А.А. Основания логики оценок / А.А. Ивин. - М.: Изд-во Моск, ун¬та, 1970.-230 с.
34. Калинкин В.М. Поэтика онима / В.М. Калинкин. - Донецк: Изд-во Донец, гос. ун-та, 1999. - 408с.
35. Кестхейн Т. Анатомия детектива / Т. Кестхейн. - Будапешт: Корвина, 1989.-260 с.
36. Кожинов В.В. Слово как форма образа / В.В. Кожинов // Слово и образ: сб. статей. - М.: Просвещение, 1964. - С. 4-50.
37. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1986. - 160 с.
38. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
39. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.
40. Маринина И.А. Типология и функционирование номинацей персонажей в полифоническом повествовании (на материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»): дис. ... канд. филол. наук / И.А. Маринина; Самар. гос.ун- т. и Самара, 2003. - 227 с.
41. Мезенин C.M. Образные средства языка (на материале произведений У. Шекспира): учеб, пособие / С.М. Мезенин. - М.: Изд-во МИГИ им. В.И. Ленина, 1984. - 100 с.
42. Мела Э. Игра чужими масками: детективы Александры Марининой / Э. Мела // Филологические науки. - 2000. - №3. - С. 93-103.
43. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности: поэтика и индивидуальность: учеб, пособие / Ю.И. Минералов. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
44. Назаренко В.Ю. Еще раз о языке искусства / В.Ю. Назаренко // Вопросы литературы. - 1959. - №10. - С. 57-71.
45. Иалиевский И.В. Литература и теория / И.В. Иалиевский. - М.: Сов. Россия, 1979. - 288 с.
46. Иетрова Е.И. Речевая деятельность и речевое поведение носителей немецкого языка: на материале идиом в речевом жанре детектив: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.И. Иетрова; Иятигор. гос. лингвист, ун-т. - Иятигорск, 2004. - 18 с.
47. Иешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Иешковский. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.
48. Иоспелов Н.С. Несобственно-прямая речь и формы ее выражения в худо¬жественной прозе Гончарова 30-40-х годов // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - Т. IV.-С. 218-239.
49. Иотебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Иотебня. - М: Искусство, 1976. - 614 с.
50. Ринберг В.Л. Несобственно-прямая речь и внутренний монолог в сфере средств передачи чужого высказывания / В.Л. Ринберг // Вопросы синтаксиса русского языка: сб. статей. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ин-та, 1971. - С.
193-202.
51. Ромазанова В.О. Коммуникативно-прагматические аспекты обращения в разноструктурных языках (на материале английского и татарского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.О. Ромазанова; Казан, гос. аграр. ун-т. - Казань, 2007. - 24 с.
52. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997.
- 384 с.
53. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория / А.Л. Соколова. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1968. - 280 с.
54. Соловьева Е.В. Номинация лица в прозаических произведениях А.С. Пушкина: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Соловьева; Казан, гос. ун-т. - Казань, 2006. - 21 с.
55. Суперанская А.В. Структура имени собственного (фонология и морфология) / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1969. - 208 с.
56. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская.
- М.: Наука, 1973.-370 с.
57. : 8 Суперанская A.B. Имя - через века и страны / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1990. - 192 с.
58. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб, пособие / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.
59. Туровская М.И. Герои «безгеройного» времени / М.И. Туровская. - М.: Иск-во, 1971.-239 с.
60. Филистова Н.Ю. Структура и семантика детективного нарратива (на материале текстов английских и русских рассказов): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Ю. Филистова; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2007. - 25 с.
61. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: учеб, пособие / О.И. Фонякова. - Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1990. - 104с.
62. Хайруллина А.К. Номинация лица как способ выражения межличностных отношений (на материале современной детективной литературы) / А.К. Хайруллина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казан, гос. ун-та 2009 года: сб. тезисов. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - С. 99-100.
63. Хайруллина А.К. Номинация лица как компонент содержательно-композиционной организации детективного произведения (на материале повести Т.Устиновой «Мой личный враг») / А.К. Хайруллина // Итоговая научно¬образовательная конференция студентов Казан, гос. ун-та 2010 года: сб. статей.- Казань: Изд-во КГУ, 2010. - С. 217-219.
64. Хайруллина А.К. Предикативные конструкции как средство создания образа персонажа в детективном произведении (на материале романа Т.Устиновой «Олигарх с Большой Медведицы») / А.К. Хайруллина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2012 года: сб. статей: [в 5 т.] - Казань, 2012. - Т. 1: Институт филологии и искусств, факультет журналистики и социологии, Институт востоковедения и международных отношений, Институт языка. - С. 94-96.
65. Хамзина Г.К. Текстовые функции высказываний-номинативов / Г.К. Хамзина. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 160 с.
66. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - М.: Худ. лит-ра,1982. - 334 с.
67. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста И.Я. Чернухина. - Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1984. - 116 с.
68. Черняк М.А Категория «автора» в массовой литературе / Черняк М.А. // Феномен массовой литературы XX века. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А И Герцена, 2005. - С. 152-178.
69. Чупринин С.И. Жизнь по понятиям: русская литература сегодня / С.И. Чупринин. - М.: Время, 2007. - 766 с.
70. Шанский Н.М. Филологический анализ художественного текста: учеб. пособие / Н.М. Шанский, Ш.А. Махмутов. - СПб.: Спец. Лит-ра, 1999. - 317 с.
71. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-грамматической системе языка / В.И. Шаховский. - Воронеж: Изд-во Вор. гос. ун-та, 1987. - 190 с.
72. Шестаков В.П. Мифология XX века: критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В.П. Шестаков. - М.: Иск-во, 1988. - 224 с.
73. Шкловский В.Б. Новелла тайн / В.Б. Шкловский // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. - Тарту, 1976. - С. 107-128.
74. Шмелев Д.Н. Слово и образ / Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1964. - 120 с.
75. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 428 с.
76. Языковая номинация (общие вопросы) / Академия Наук СССР. Институт языкознания. - М.: Наука, 1977. - 360 с.