Создание условий для импортозамещения на муниципальном уровне
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы импортозамещения 8
1.1 Сущность импортозамещения в экономике 8
1.2 Применение политики импортозамещения в условиях вступления России
в ВТО 17
1.3 Зарубежный опыт реализации программ импортозамещения 29
2 Анализ импортозамещающей модели развития экономики на муниципальном
уровне 39
2.1 Законодательные аспекты импортозамещения в Российской Федерации . 39
2.2 Анализ потенциала импортозaмещения муниципального образования
город Набережные Челны 47
2.3 Разработка проекта муниципальной целевой программы «Создание
условий для импортозамещения в городе Набережные Челны на 2017-2021
годы» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы импортозамещения 8
1.1 Сущность импортозамещения в экономике 8
1.2 Применение политики импортозамещения в условиях вступления России
в ВТО 17
1.3 Зарубежный опыт реализации программ импортозамещения 29
2 Анализ импортозамещающей модели развития экономики на муниципальном
уровне 39
2.1 Законодательные аспекты импортозамещения в Российской Федерации . 39
2.2 Анализ потенциала импортозaмещения муниципального образования
город Набережные Челны 47
2.3 Разработка проекта муниципальной целевой программы «Создание
условий для импортозамещения в городе Набережные Челны на 2017-2021
годы» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Импортозамещение сегодня рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития российской экономики в ближайшей и долгосрочной перспективе. Это связано с рядом факторов. Во-первых, принципиально изменились условия внешнеэкономической деятельности. Это, с одной стороны, явилось следствием санкций, введенных США и другими странами «западного мира» в отношении России. С другой стороны, сыграли свою роль незамедлительно последовавшие ответные меры российского руководства в отношении отдельных групп импортных товаров. Они были отражены в таких документах, как Указ Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560 и постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, от 14 июля 2014 года №656, от 11 августа 2014 года № 791.
Вторым значимым обстоятельством, повлиявшим на актуализацию проблемы импортозамещения, стало падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам в 4-м квартале 2014 года. В результате рублевая стоимость ввозимых в страну товаров резко возросла. Наиболее ощутимым этот рост оказался для субъектов хозяйствования, приобретавших за рубежом дорогостоящее оборудование и комплектующие. О твердости намерений высшего руководства страны в отношении импортозамещения заявил Президент РФ В.В. Путин в рамках очередного Послания в 2014 году Федеральному собранию РФ.
Данные факты однозначно указывают на необходимость проведения исследований в данном направлении. Задачи, связанные с формированием и реализацией политики импортозамещения, активно обсуждаются и разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако на уровне муниципальных образований еще не созданы действенные инструменты, обеспечивающие подготовку и успешную реализацию программ и планов импортозамещения, остаются неиспользованными значительные
ресурсные резервы и возможности для ускорения социально-экономического развития и повышения эффективности экономики муниципальных образований. Требуются дополнительные инструментальные и
институциональные средства, способные обеспечить благоприятные условия для ускорения импортозамещающего развития бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Особенности реализации политики импортозамещения в современных условиях российской экономики представлены в трудах ряда российских ученых-экономистов: А.И. Алтухова, И.Н. Буздалова, A.B. Гордеева, В.Д. Гончарова, Д.Н. Зайцева, А.Н. Матанцева, В.И. Назаренко, В.Н.Семыкина, А.Ф. Серкова и других.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов реализации политики импортозамещения, а также разработка проекта программы, направленной на создание условий для импортозамещения на муниципальном уровне.
Задачи определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для её достижения:
- исследовать существующие в отечественной литературе теоретические основы импортозамещения;
- рассмотреть содержание, инструменты и методы регулирования политики импортозамещения;
- изучить зарубежный опыт реализации программ импортозамещения;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую процессы импортозамещения в РФ;
- проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования город Набережные Челны;
- разработать проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения.
Объектом исследования является импортозамещающая модель развития экономики.
импортозамещающей политики на муниципальном уровне.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, посвященные вопросам импортозамещения.
Информационную базу исследования составили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а именно Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательство ВТО, содержание отраслевых программ импортозамещения; материалы периодической печати: научные журналы и статьи, содержащие информацию о процессах импортозамещения; материалы преддипломной практики и ресурсы сети Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы были использованы нормативный, институциональный, системный, абстрактно-логический, сравнительный и методы экономического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы определена задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы; определены цель выпускной квалификационной работы и задачи для ее достижения; указаны степень разработанности выбранной проблемы, теоретико-методологическая основа, источники информации и структура работы.
Глава 1 посвящена теоретическим основам импортозамещения; глава подразделяется на 3 параграфа, в первом раскрывается сущность импортозамещения, во втором рассматривается содержание политики импортозамещения, инструменты и методы ее регулирования в условиях вступления России в ВТО, в третьем - зарубежный опыт реализации программ импортозамещения. В главе 1 представлены рисунок и 4 таблицы.
Глава 2 анализирует импортозамещающую модель развития экономики на муниципальном уровне. Глава подразделяется на 3 параграфа, где в первом изучаются законодательные аспекты, регулирующие процессы импортозамещения в РФ, во втором проанализировано социально¬экономическое развитие муниципального образования город Набережные Челны, в третьем разработан проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения. Глава 2 содержит 2 рисунка, 5 таблиц и 3 формулы.
В заключении сделаны обобщающие выводы по исследованной теме.
Вторым значимым обстоятельством, повлиявшим на актуализацию проблемы импортозамещения, стало падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам в 4-м квартале 2014 года. В результате рублевая стоимость ввозимых в страну товаров резко возросла. Наиболее ощутимым этот рост оказался для субъектов хозяйствования, приобретавших за рубежом дорогостоящее оборудование и комплектующие. О твердости намерений высшего руководства страны в отношении импортозамещения заявил Президент РФ В.В. Путин в рамках очередного Послания в 2014 году Федеральному собранию РФ.
Данные факты однозначно указывают на необходимость проведения исследований в данном направлении. Задачи, связанные с формированием и реализацией политики импортозамещения, активно обсуждаются и разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако на уровне муниципальных образований еще не созданы действенные инструменты, обеспечивающие подготовку и успешную реализацию программ и планов импортозамещения, остаются неиспользованными значительные
ресурсные резервы и возможности для ускорения социально-экономического развития и повышения эффективности экономики муниципальных образований. Требуются дополнительные инструментальные и
институциональные средства, способные обеспечить благоприятные условия для ускорения импортозамещающего развития бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Особенности реализации политики импортозамещения в современных условиях российской экономики представлены в трудах ряда российских ученых-экономистов: А.И. Алтухова, И.Н. Буздалова, A.B. Гордеева, В.Д. Гончарова, Д.Н. Зайцева, А.Н. Матанцева, В.И. Назаренко, В.Н.Семыкина, А.Ф. Серкова и других.
Целью исследования является изучение теоретических аспектов реализации политики импортозамещения, а также разработка проекта программы, направленной на создание условий для импортозамещения на муниципальном уровне.
Задачи определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для её достижения:
- исследовать существующие в отечественной литературе теоретические основы импортозамещения;
- рассмотреть содержание, инструменты и методы регулирования политики импортозамещения;
- изучить зарубежный опыт реализации программ импортозамещения;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую процессы импортозамещения в РФ;
- проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования город Набережные Челны;
- разработать проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения.
Объектом исследования является импортозамещающая модель развития экономики.
импортозамещающей политики на муниципальном уровне.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, посвященные вопросам импортозамещения.
Информационную базу исследования составили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а именно Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательство ВТО, содержание отраслевых программ импортозамещения; материалы периодической печати: научные журналы и статьи, содержащие информацию о процессах импортозамещения; материалы преддипломной практики и ресурсы сети Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы были использованы нормативный, институциональный, системный, абстрактно-логический, сравнительный и методы экономического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы определена задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы; определены цель выпускной квалификационной работы и задачи для ее достижения; указаны степень разработанности выбранной проблемы, теоретико-методологическая основа, источники информации и структура работы.
Глава 1 посвящена теоретическим основам импортозамещения; глава подразделяется на 3 параграфа, в первом раскрывается сущность импортозамещения, во втором рассматривается содержание политики импортозамещения, инструменты и методы ее регулирования в условиях вступления России в ВТО, в третьем - зарубежный опыт реализации программ импортозамещения. В главе 1 представлены рисунок и 4 таблицы.
Глава 2 анализирует импортозамещающую модель развития экономики на муниципальном уровне. Глава подразделяется на 3 параграфа, где в первом изучаются законодательные аспекты, регулирующие процессы импортозамещения в РФ, во втором проанализировано социально¬экономическое развитие муниципального образования город Набережные Челны, в третьем разработан проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения. Глава 2 содержит 2 рисунка, 5 таблиц и 3 формулы.
В заключении сделаны обобщающие выводы по исследованной теме.
В настоящее время тема импортозамещения является одной из самых обсуждаемых. В свете разворачивающихся событий вокруг России с рядом стран Запада президент нашей страны в 2014 году объявил курс на импортозамещение.
С точки зрения экономической теории, импортозамещение - это уменьшение или прекращение импортных поставок товаров посредством роста отечественного производства данной продукции или ее аналогов.
Импортозамещение является целесообразным и имеет смысл в тех случаях, когда оно создает предпосылки для нормального функционирования национальной экономики, давая возможности отечественному производителю выравнивать свои позиции на национальном рынке, при этом, не создавая угрозу национальной экономической безопасности.
Государственная политика импортозамещения направлена на развитие собственного производства, способного удовлетворить потребности
внутреннего рынка, которые в условиях санкций не покрываются за счет импортных товаров и услуг. В этих целях используется широкий спектр инструментов внешнеторговой, бюджетной и налоговой политики.
Анализ зарубежного опыта показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом развитии ряда стран. Политику импортозамещения следует расценивать как последовательный этап повышения конкурентоспособности и устойчивого развития государства.
Законодательная база и меры, направленные на поддержку импортозамещения активно разрабатываются. Так, например, были утверждены программа импортозамещения в сельском хозяйстве, План содействия импортозамещению в промышленности, в рамках которого было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.
Участникам импортозамещения власти оказывают финансовую и административную поддержку. На государственную поддержку могут претендовать проекты стоимостью 1-20 млрд. руб., если производственная площадка локализована на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики.
Хорошие возможности открывают стимулирующие отечественное производство займы из Фонда развития промышленности. Фонд предоставляет промышленным предприятиям целевой заем в размере 50-700 млн. руб. на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых.
К инструментам поддержки проектов в сфере импортозамещения следует отнести и такие меры, как специальные инвестиционные контракты между государством и инвесторами, таможенные и налоговые льготы.
Анализ социально-экономического муниципального образования город Набережные Челны показал, что город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику. К его ключевым преимуществам можно отнести следующие аспекты:
- Благоприятное экономико-географическое положение.
- Наличие промышленно-производственного потенциала.
- Наличие агропромышленного потенциала.
- Высокая обеспеченность населения торговыми площадями.
- Наличие промышленных площадок и индустриальных парков
с развитой инфраструктурой.
С учетом имеющихся преимуществ был разработан проект муниципальной целевой программы «Создание условий для импортозамещения в городе Набережные Челны на 2017-2021 годы».
Принятие Программы создаст благоприятные условия для стабильного социально-экономического развития города Набережные Челны.
Экономический эффект реализации Программы будет достигнут за счет роста объема импортозамещающей продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности, индекса промышленного импортозамещающего производства.
Социальный эффект реализации Программы будет достигнут за счет создания новых рабочих мест, роста занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни.
Бюджетный эффект реализации Программы будет достигнут за счет налоговых поступлений от импортозамещающих производств, снижения бюджетной нагрузки за счет привлечения банковских кредитов.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, необходимо отметить, что все задачи были выполнены, цель достигнута.
В ходе написания работы была изучена теоретическая основа импортозамещения; рассмотрены содержание, инструменты и методы регулирования политики импортозамещения; изучен опыт зарубежных стран в области реализации программ импортозамещения; рассмотрена законодательная база, регламентирующая процессы импортозамещения в Российской Федерации; проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны и разработан проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения.
С точки зрения экономической теории, импортозамещение - это уменьшение или прекращение импортных поставок товаров посредством роста отечественного производства данной продукции или ее аналогов.
Импортозамещение является целесообразным и имеет смысл в тех случаях, когда оно создает предпосылки для нормального функционирования национальной экономики, давая возможности отечественному производителю выравнивать свои позиции на национальном рынке, при этом, не создавая угрозу национальной экономической безопасности.
Государственная политика импортозамещения направлена на развитие собственного производства, способного удовлетворить потребности
внутреннего рынка, которые в условиях санкций не покрываются за счет импортных товаров и услуг. В этих целях используется широкий спектр инструментов внешнеторговой, бюджетной и налоговой политики.
Анализ зарубежного опыта показал, что стратегия развития импортозамещающего производства сыграла важную роль в экономическом развитии ряда стран. Политику импортозамещения следует расценивать как последовательный этап повышения конкурентоспособности и устойчивого развития государства.
Законодательная база и меры, направленные на поддержку импортозамещения активно разрабатываются. Так, например, были утверждены программа импортозамещения в сельском хозяйстве, План содействия импортозамещению в промышленности, в рамках которого было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.
Участникам импортозамещения власти оказывают финансовую и административную поддержку. На государственную поддержку могут претендовать проекты стоимостью 1-20 млрд. руб., если производственная площадка локализована на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики.
Хорошие возможности открывают стимулирующие отечественное производство займы из Фонда развития промышленности. Фонд предоставляет промышленным предприятиям целевой заем в размере 50-700 млн. руб. на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых.
К инструментам поддержки проектов в сфере импортозамещения следует отнести и такие меры, как специальные инвестиционные контракты между государством и инвесторами, таможенные и налоговые льготы.
Анализ социально-экономического муниципального образования город Набережные Челны показал, что город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику. К его ключевым преимуществам можно отнести следующие аспекты:
- Благоприятное экономико-географическое положение.
- Наличие промышленно-производственного потенциала.
- Наличие агропромышленного потенциала.
- Высокая обеспеченность населения торговыми площадями.
- Наличие промышленных площадок и индустриальных парков
с развитой инфраструктурой.
С учетом имеющихся преимуществ был разработан проект муниципальной целевой программы «Создание условий для импортозамещения в городе Набережные Челны на 2017-2021 годы».
Принятие Программы создаст благоприятные условия для стабильного социально-экономического развития города Набережные Челны.
Экономический эффект реализации Программы будет достигнут за счет роста объема импортозамещающей продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности, индекса промышленного импортозамещающего производства.
Социальный эффект реализации Программы будет достигнут за счет создания новых рабочих мест, роста занятости населения и, как следствие, снижение безработицы и повышение уровня жизни.
Бюджетный эффект реализации Программы будет достигнут за счет налоговых поступлений от импортозамещающих производств, снижения бюджетной нагрузки за счет привлечения банковских кредитов.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, необходимо отметить, что все задачи были выполнены, цель достигнута.
В ходе написания работы была изучена теоретическая основа импортозамещения; рассмотрены содержание, инструменты и методы регулирования политики импортозамещения; изучен опыт зарубежных стран в области реализации программ импортозамещения; рассмотрена законодательная база, регламентирующая процессы импортозамещения в Российской Федерации; проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны и разработан проект муниципальной программы, направленной на создание условий для импортозамещения.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В
СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПГТ РАЗУМНОЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА (НА
ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПГТ РАЗУМНОЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственная и муниципальная политика по поддержке малого и
среднего предпринимательства
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Развитие внутреннего туризма в условиях кризиса
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017



