ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации социальной защиты 6
1.1 Социальная защита как механизм социальной политики 6
1.2 Органы социальной защиты населения 17
1.3Опыт зарубежных стран в области социальной защиты 25
2 Анализ организации социальной защиты в Республике Татарстан и
г. Набережные Челны и ее совершенствование 31
2.1 Состояние социальной сферы в Республике Татарстан и
городе Набережные Челны 31
2.2 Оценка реализации государственной программы «Социальная поддержка
граждан Республики Татарстан» на 2014 - 2020 годы 43
2.3 Недостатки социальной защиты населения и пути их совершенствования
56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет определение Российского государства как социального, где главной ценностью является многонациональный народ. Соответственно, в таком государстве деятельность органов власти должна быть направлена, главным образом, на обеспечение социальной защиты населения. Востребованность социальных услуг из года в год не уменьшается, поэтому социальная защита по-прежнему является актуальной.
Результатом социальной защиты должно стать справедливое и равноправное государство. Ведь ее основная цель - достижение благополучия всех жителей страны. Поэтому совершенствование организации социальной защиты населения необходимо для более эффективного достижения цели.
Степень разработанности проблемы. Выбранная проблема широко изучена такими авторами, как: Абдреева Ю.И., Акавова Л. Э., Асланова С. Х.,БасовН.Ф., Гуслова М.Н., Казибекова Н.А., Тарент И.Г., Шакирова А.Ф., Топилин М. В их работах основательно изученасфера социального обслуживания и социальной работы. Тематики изданий имеют узкую направленность и не охватывают всей проблемы.
Целью дипломной работы является совершенствование организации социальной защиты населения Республики Татарстан и муниципального образования город Набережные Челны.
В соответствии с целью работы выделяются следующие задачи:
- раскрыть с понятие социальной политики и социальной защиты;
- дать характеристику органов социальной защиты;
- оценить зарубежный опыт социальной защиты;
- провести анализ положения сферы социальной защиты в Республике Татарстан и городе Набережные Челны;
- выполнить расчет эффективности государственной программы «Социальной поддержки граждан Республики Татарстан» на 2014 - 2020 годы;
- выявить недостатки организации социальной защиты;
- дать рекомендации по устранению недостатков и совершенствование организации социальной защиты населения в Республике Татарстан.
Объект - организация социальной защиты в Республике Татарстан и МО г. Набережные Челны. Предметом является организация социальной защиты населения.
Информационной базой исследования является отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Федеральной службы статистики, Территориального органа Федеральной статистики по Республике Татарстан, Открытых министерств и ведомств.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области социальной политики и социальной защиты.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Структура работы. Бакалаврская работа содержит две главы, каждая включает в себя три параграфа, введение и заключение.
В первой главе дается понятие социальной защиты, описывается ее сущность, перечисляются органы социальной защиты и описывается опыт зарубежных стран. Вторая глава содержит анализ социальной сферы в Республике Татарстан и г. Набережные Челны, проводится оценка эффективности государственной программы, даются рекомендации по совершенствованию организации социальной защиты населения.
Социальная политика в Российской Федерации регулируется на трех уровнях. Между Российской Федерацией и субъектами есть четкое разграничение полномочий в этой области. Поэтому организация работы и контроль проходят в отличном качестве.
На сегодняшний день социальная защита выступает как мощнейший механизм социальной политики. Правильная организация работы органов социальной защиты позволит обеспечить государству устойчивое развитие его социальных показателей. Также четкое соответствие деятельности персонала поставленной цели в сфере социальной защиты поможет добиться высокого уровня и качества жизни населения, создаст почву для справедливого и равноправного государства.
Социальная защита в Республике Татарстан регулируется системой нормативно-правовых актов и государственной программой, которые в совокупности образуют законодательную базу социальной защиты. Законодательная база в этой сфере достаточно объемная, имеются нормативно-правовые акты, регулирующие положение всех категорий граждан и органов социальной защиты. Такие органы расположены на территории всей страны и оказывают социальные услуги всем нуждающимся.
Анализ социального положения Республики Татарстан и города Набережные Челны показал, что постепенно социальная защита в нашей республике улучшается. Растет число центров социальной помощи населению, учащаются случаи усыновления детей-сирот. Этому немалым образом способствует государственная программа социальной поддержки, действующая с 2014 года. Эта программа имеет своей целью улучшение условий жизни для всех групп населения.
Согласно проведенным расчетам, эффективность этой программы очень высокая. Это говорит о том, что прогнозные значения целевых индикаторов программы успешно достигаются. Все намеченные цели программы на сегодняшний день осуществляются. Эффективность программы составила 103,7%.
Несмотря на столь высокую эффективность, в организации социальной защиты наблюдаются некоторые недостатки. В основном они касаются организации работы органов социальной защиты, работы персонала и законодательной базы. Выявленные проблемы могут привести к снижению эффективности социальной защиты, а также к ухудшению качества оказываемых услуг.
В работе были предложены пути совершенствования социальной защиты населения. Рекомендации основываются на выявленных проблемах и недостатках. Совершенствование организации социальной защиты населения повысит ее эффективность и поможет создать социально равное государство. Мероприятия для совершенствования организации социальной защиты:
а) Расширение полномочий Всероссийского Общества Инвалидов.
б) Повышение контроля и введения санкций для сотрудников, распределяющих жилье для детей-инвалидов.
в) Создание расписания для оформления субсидий на сглаживание роста тарифов.
г) Введение «Системы займов» для лиц без определенного места жительства.
Таким образом, проведенный анализ выявил основные проблемы, возникающие в социальной защите. Он позволил сосредоточить внимание на наиболее важных группах населения. И совершенствование организации социальной защиты подразумевает повышение эффективности работы органов социального обслуживания, усиление законодательной базы, улучшение качества оказываемых социальных услуг.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. с. 4398.
2. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992г. // Свод законов РТ, т. 2.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. с. 7007.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. с. 4563.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. с. 5880.
6. Постановление Кабинета Министров № 359 от 29.05.2013 «Об
утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан (2013-2018 годы)».
7. Постановление КМ РТ от 23.12.2013 № 1023 (ред. от 16.06.2015) «Об утверждении Государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2020 годы».
8. Решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 08 декабря 2005 года № 6/5 «Устав муниципального образования город Набережные Челны».
Монографии, учебники и учебные пособия
9. Бабюх В. А. История социальной работы: учебное пособие. Казань: КГТУ, 2013. 155 с.
10. Генеральный план муниципального образования город Набережные Челны / Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Казань. 2011. 140с.
11. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с
населением: учебник для начально-профессионального образования. М.:
Академия, 2011. 256 с.
12. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Басова Н.Ф.. М.: Академия, 2007. 288с.
13. Тарент И.Г., Юдников С.А. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. 160 с.
Статьи периодических изданий
14. Абдреева Ю.И. О реализации восстановительных технологий социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из учреждений закрытого типа, условно осужденных, а также членов их семей // Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Казань, 2016.
15. Перспективные направления реорганизации системы социальной защиты и повышения качества оказания услуг (Уфа, 23-25 июля 2013 г.): материалы II междунар. науч. конф., Уфа., 2013. С. 23-32.
16. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 511-514.
17. Демография Татарстана за 2013-2014 гг. // Комплексный
информационно-аналитический доклад. Казань. 2016. 4с.
18. Демография Татарстана за 2014-2015 гг. // Комплексный
информационно-аналитический доклад. Казань. 2016. 2с.
19. Информация о выполнении Плана деятельности Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (уточненного 30 июля 2014 г.) со сроками исполнения 9 месяцев 2015 г. // Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. М. 2015. 15 с.
20. Информация о демографической ситуации в Республике Татарстан и мерах по ее оптимизации в сфере социальной защиты населения // Доклад Министерства труда и социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2016. 36с.
21. Информация о результатах оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг по учреждениям социального обслуживания за 2015 год // Доклад Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2016. 19 с.
22. Казибекова Н.А. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России // Транспортное дело России. 2013. № 02. С. 27-33.
23. Отчет о государственной регистрации актов гражданского состояния в городе Набережные Челны за 12 месяцев 2015 года // Отчет МКУ Управление ЗАГС города Набережные Челны. Набережные Челны. 2016. 4с.
24. Оценка качества работы учреждений социального обслуживания в республике Татарстан за 2015 год // Доклад Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2015. 14 с.
25. Шакирова А.Ф. Современные проблемы клиентов системы социальной защиты на территории Республики Татарстан //Современные исследования социальных проблем. № 4(48). 2015. С. 10-16.
Интернет-ресурс
26. Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/issues (Дата обращения: 15.01.2016г.).
27. Деятельность бюро медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной статистики по Республике Т атарстан[Офиц.сайт]. URL: http: //tatstat. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/r esources/fOf9978043e88c6f90aedbd92111eac8/i030035r.pdf (дата обращения: 13.01.2016).
28. Инвалидность населения численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной статистики по Республике Татарстан [Офиц.сайт].URL:http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/d 658c.pdf (дата обращения: 13.01.2016).
29. Количество квартир для сирот в Челнах уменьшилось [Электронный ресурс] // Челнинские известия [Офиц. сайт]. 17.11.2015г. URL: http://www.chelny-izvest.ru/facts/40798.html. (Дата обращения: 12.01.2016г.).
30. Министр Максим Топилин: Решения по улучшению качества соц. услуг должны основываться на оценке населения [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. 16 мая 2016 г. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/nsok/33/ (Дата обращения: 18.01.2016).
31. Отчет о реализации Государственной программы «Социальная
поддержка граждан Республики Татарстан» за 2015 год [Электронный ресурс] // Министерства труда и социальной защиты Республики Татарстан [Офиц. сайт]. URL: http://mtsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_472709.pdf (Дата обращения:
18.01.2016).
32. Отчет о реализации Государственной программы «Социальная
поддержка граждан Республики Татарстан» за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерства труда и социальной защиты Республики Татарстан [Офиц. сайт]. URL: http://mtsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_297886.pdf (Дата обращения:
16.01.2016.).
33. Отчет от 7 апреля 2016 г. «Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 [Электронный ресурс] // Министерства труда и социальной защиты Российской Федера! 1,ии[Офи11.сайт]. CJRL:http://vvv.rosmintrud.ru/docs/niiiitrud/analytics/122/ #0 (Дата обращения: 11.01.2016.).
34. План деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/2018/social (Дата обращения: 11.01.2016.).
35. План деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018 гг. [Электронный ресурс] // Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/2018 (Дата обращения: 15.01.2016.).
36. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования Городской округ г. Набережные Челны за 2013, 2014, 2015, 2016 годы [Электронный ресурс] // территориальный орган Федеральной статистики по Республике Татарстан [Офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=92730000201320142015 2016 (дата обращения: 12.01.2016).
37. Предоставление жилья гражданам [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной статистики по Республике Татарстан [Офиц.сайт].URL:http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/0 c0888.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
38. Социальная защита в РФ и за рубежом [Электронный ресурс] // Сборник статей [Офиц. сайт]. URL: http://geolike.ru/page/gl_7197.htm (Дата обращения: 15.01.2016).
39. Экспресс-информация о численности населения Республики
Татарстан [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной
статистики по Республике Татарстан [Офиц. сайт]. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/2f99860047a061H8 9f5aded3bc4492f/chslmo_15_1.pdf (дата обращения: 12.01.2016).
40. Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны [Офиц. сайт]. URL: http://nabchelny.ru/company/124 (дата обращения: 10.01.2016).