Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моногород Набережные Челны как территория опережающего развития

Работа №84279

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы создания территории опережающего социально-экономического развития 7
1.1 Сущность территории опережающего социально-экономического развития
и опыт ее внедрения в России 7
1.2 Сходства и особенности территорий с особым режимом развития 16
1.3 Зарубежный опыт создания территорий с особым режимом развития 24
2 Территория опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны»: условия создания и предложение по включению нового
вида деятельности 34
2.1 Анализ социально-экономического развития города Набережные Челны 34
2.2 Территория опережающего развития город Набережные Челны:
перспективы и риски 41
2.3 МЧП-проект по сбору, обработке и утилизации отходов для реализации в
условиях территории опережающего развития 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наблюдается тяжелая социально-экономическая и политическая обстановка, возникшая под влиянием внешних и внутренних факторов. Неравномерное развитие территорий, отдаленность многих уголков страны от политического и экономического центра, сложные отношения с зарубежными странами, введение санкций, сокращение товарооборота, мировые политические события - все это негативно отразилось на экономике России.
С каждым годом ухудшается положение большинства кризисных моногородов, как следствие им требуется серьезная государственная поддержка. Однако самостоятельно в настоящее время государство справиться с данной проблемой не может. Как выход из сложной ситуации - необходимо привлечение инвесторов, введение льгот и преференций, создание зон с особым режимом развития.
Одним из инструментов преодоления кризиса в стране и установления эффективного функционирования отдаленных регионов России можно считать создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР). Территория опережающего развития может не только оживить депрессивные территориальные образования, но и улучшить инвестиционный климат, диверсифицировать экономику, стимулировать потенциал территории, решить социальные проблемы в регионе, а также способствовать достижению стратегических задач развития народного хозяйства в целом.
Степень разработанности проблемы. В экономической литературе вопросы развития территорий рассмотрены в работах Пилиляна Е.К., Кузнецовой Н.В., Ишаева В.И., Васильевой З.А. Изучению особых режимов развития территорий посвящены труды Бухаровой О., Костюниной Г.М., Леонтьева М., Белицкой А.В., Белокрылова Б.А., Пилипенко Н., Баранова М., Рязанцевой М.В., Щукина А. Основы и особенности территории опережающего развития отражены в работах Бакланова П.Я., Потиенко Л.И., Чимитовой С.Ж., Лихачевой В.В., Смирновой М.А. и других.
Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов создания территорий опережающего развития как решение вопросов социально-экономического развития моногородов и выработка предложений по применению данного режима на территории города Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать сущность и особенности территорий опережающего социально-экономического развития;
- выявить сходства и особенности территорий с особым режимом развития;
- изучить зарубежный опыт создания территорий с особым режимом развития;
- проанализировать социально-экономическое развитие города
Набережные Челны;
- проанализировать условия создания территорий опережающего социально-экономического развития в городе Набережные Челны;
- выявить перспективы и риски территории опережающего развития «Набережные Челны»;
- предложить новое направление деятельности в рамках территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» и рассчитать экономическую эффективность предложенного проекта.
Объектом исследования является моногород Набережные Челны.
Предмет исследования - территория опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны».
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области развития территорий.
Информационной базой бакалаврской работы являются монографии, учебные пособия, научные статьи, законодательная база Российской Федерации, данные российских официальных органов - Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Анализ социально-экономического развития города Набережные Челны проводился с использованием служебных материалов Исполнительного комитета города.
Методическая основа исследования. Для изучения и полного раскрытия данной темы был использован ряд подходов и методов: синтез, анализ, научная дедукция, сопоставление, обобщение. В обосновании отдельных положений бакалаврской работы использовались анализ статистической отчетности и экономическое прогнозирование.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении отражены актуальность темы бакалаврской работы, степень разработанности проблемы, цели и задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическая основа, информационная база и структура работы.
В первой главе исследованы понятие и сущность территории опережающего социально-экономического развития, основные требования к резидентам ТОР, проанализированы сходства и особенности территорий с особым режимом развития, изучен их зарубежный опыт.
Вторая глава посвящена анализу социально-экономического развития моногорода Набережные Челны, выявлению перспектив и рисков территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны». Также было предложено новое направление территории опережающего социально-экономического развития «сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья», и разработан бизнес план «Мусороперерабатывающий завод», как один из вариантов реализации предложенного направления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время в Российской Федерации создаются различные территории с особым режимом развития, которые имеют сходства друг с другом и свои особенности. Территория опережающего социально-экономического развития - это новая стратегия государства, которая предоставляет благоприятные условия для привлечения инвестиций, осуществления предпринимательской и иной деятельности, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
При разработке этого инструмента Правительство РФ постаралось учесть положительный и отрицательный международный и отечественный опыт функционирования зон с особым статусом и разработать новую систему преференций: особый режим налогообложения, землепользования,
государственного и муниципального контроля и другое.
На сегодняшний день ТОСЭР в РФ создаются в пределах Дальневосточного федерального округа, в моногородах со сложным социально - экономическим положением и на территориях закрытых административно¬территориальных образований. Одним из первых моногородов, которым был присвоен статус ТОСЭР, является город Набережные Челны.
С 2015 года город Набережные Челны отнесён в первую категорию моногородов со сложным социально-экономическим положением. Изменить сложившуюся ситуацию можно было только за счет предоставления дополнительных налоговых льгот, а некоторые инвестиционные проекты могли быть реализованы только на территории с особым режимом налогообложения.
Реализация инвестиционных проектов в рамках режима ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику города, привлечь крупных инвесторов, улучшить социально-экономическую ситуацию, а также развить перспективные отрасли и решить актуальные проблемы. Эффективность реализации программы во многом зависит от проработки возможных рисков и разработки мер по их минимизации.
Согласно основной цели ТОСЭР, диверсификация экономики, для города Набережные Челны с учетом его социально-экономического положения были выделены перспективные направления деятельности, осуществляемые в ТОР:
- целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
- производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды;
- производство транспортных средств и оборудования;
- производство пищевых продуктов;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- производство резиновых и пластмассовых изделий.
Доля других видов деятельности в общем объеме отгруженной продукции моногорода незначительна. Тем не менее, реализация новых инвестиционных проектов на предприятиях других отраслей также возможна. Так, например, проблема утилизации бытовых отходов в городе Набережные Челны становится все более актуальной.
Включение нового вида деятельности «сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» в перечень видов экономической деятельности, осуществляемых в ТОСЭР «Набережные Челны» позволит решить многолетнюю проблему города с переработкой мусора, а предоставленные преференции позволят реализовать рентабельный МЧП- проект.
Создание «Мусороперерабатывающего завода» в городе с полным циклом переработки мусора, с получением вторичной продукции, востребованной на рынке, принесет экономический, бюджетный, социальный и экологический эффект:
- появление нового вида деятельности в городе - сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья;
- снижение безработицы за счет создания 260 новых рабочих мест;
- перевод статьи муниципального бюджета «переработка мусора» из затратной в доходную;
- поступление налогов в государственные внебюджетные фонды;
- улучшение санитарного состояния и экологии города;
- диверсификация экономики города.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что все задачи были выполнены, цель достигнута. В ходе исследования выбранной темы были раскрыты понятие, сущность и особенности территории опережающего социально-экономического развития, основные требования к резидентам ТОР, проанализированы сходства и особенности территорий с особым режимом развития, изучен их зарубежный опыт.
Также был проведен анализ социально-экономического развития города Набережные Челны, проанализированы условия создания территорий опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны», выявлены его перспективы и риски, предложено новое направление ТОСЭР «сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» и разработан бизнес план «Мусороперерабатывающий завод», как один из вариантов реализации предложенного направления.



1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22.07.2005г. №116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. ст. 3127.
2. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 03.12.2011г. № 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49. ст. 7070.
3. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2014г. №473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1. ст. 26.
4. Об особенностях создания территорий опережающего социально¬
экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Постановление
Правительства РФ от 22.06.2015г. №614 // Собр. законодательства Рос.
Федерации. 2015. № 27. ст. 4063.
5. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны»: Постановление Правительства РФ от 28.01.2016г. №44 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 6. ст. 840.
6. Постановления Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/ (дата обращения: 18.11.2015).
7. Об изменениях, которые вносятся в перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов): Распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2015г. №668-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 17. ст. 2578.
8. Материалы к совещанию Исполнительного комитета города Набережные Челны по созданию территории опережающего развития «Набережные Челны».
Монографии, учебники и учебные пособия
9. Васильева З.А., Лихачёва Т.П. Инновационные факторы экономического роста территорий. Красноярск: Сиб.федер. ун-т, 2012. 108 с.
10. МИН «Леннокс Ентерпрайс». Бизнес-план «Строительство Комбината по переработке твердых бытовых отходов мощностью переработки 200 тонн в сутки с автономным энергетическим обеспечением» // МИН «Леннокс Ентерпрайс». Киев. 2012. 75 с.
Статьи периодических изданий
11. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. 2014. № 3. С. 12-19.
12. Белицкая А.В. О зонах территориального развития: комментарий нового законодательства // Юриспруденция. 2015. № 9. C. 3-10.
13. Белокрылов Б.А., Пацева Г.В. Зоны территориального развития как драйвер роста экономики региона // Terra Economicus. 2013. №3-3. С. 102-106.
14. Бухарова О. Льготы в чистом поле // Российская бизнес-газета. 2014. № 944. С.9-11.
15. На Дальнем Востоке будут созданы территории опережающего развития // Налоговый обзор. 2014. №10.
16. Пилилян Е.К. Государственная политика инвестиционной привлекательности субъектов Дальнего Востока России в начале XXI века // Наука, техника и образование. 2014. № 2. С.15-18.
17. Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как инструмент развития регионов // Экономические науки. 2013. №10. С. 141-143.
18. Смирнова М.А. Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 16. С. 58-68.
19. ТОРы Дальнего Востока: развитие в три «волны» // Приморская газета. 2015. № 100. С. 10-11.
20. Чимитова С.Ж., Лихачева С.Ж. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-1. С. 62-67.
Интернет-ресурсы
21. Закон о территориях опережающего развития принят Государственной Думой [Электронный ресурс]. URL: http://minvostokrazvitia.ru/ press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=2828 (дата обращения: 5.11.2015).
22. Информация о свободных (особых) экономических зонах [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/ laws_ved_us/ special_area_us/ (дата обращения: 22.01.2016).
23. Информация о специальных экономических зонах КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ laws_ved_cn/ special_area_cn/ (дата обращения: 20.01.2016).
24. Кластерная политика в России [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/ cluster-policy/#show (дата обращения: 10.12.2015).
25. Компании по вывозу мусора в г.Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://naberezhnye-chelny.1-top.su/company/7599 (дата обращения: 7.04.2016).
26. Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в мире и в России
[Электронный ресурс]. URL: http://www.ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/ file?id=99044B3D-B93D-6C66-93F1-D97C2781EBCE (дата обращения:
25.11.2015) .
27. Кремниевая долина растет и это не мыльный пузырь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slavicsac.com/2015/02/04/silicon-valley-not-a-bubble/ (дата обращения: 24.01.2016).
28. Леонтьев М. Особые экономические зоны России: проблемы развития [Электронный ресурс]. URL: http://mpleontiev.ru (дата обращения:
2.12.2015) .
29. Мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. URL: viperson.ru>data/200704/ prilogenie1.doc (дата обращения: 22.01.2016).
30. Набережные Челны получат статус территории опережающего
развития с предоставлением налоговых льгот ее резидентам [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2821892 (дата обращения:
23.11.2015) .
31. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон
[Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/
sez/preferences/taxconcession/ (дата обращения: 1.12.2015).
32. Определены 20 субъектов РФ, на территории которых допускается создание зон территориального развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/468553/ (дата обращения: 4.12.2015).
33. Особые зоны станут дороги губернаторам [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2713424 (дата обращения: 1.12.2015).
34. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/ (дата обращения:
1.12.2015) .
35. Предприятия по переработке отходов [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?opt=9273000 02014 2015
2016 (дата обращения: 16.03.2016).
36. Регионы России. Социально-экономические показатели
[Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg- pok15.pdf (дата обращения: 15.11.2015).
37. Россияне поддерживают идею создания территорий опережающего развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/ 111667/rossiyane-podderzhivayut-ideyu-sozdaniya-territorij-operezhayuschego- razvitiya/ (дата обращения: 20.12.2015).
38. Справочные материалы по кластерной политике [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/about/termins.php (дата обращения: 10.12.2015).
39. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/page/262 (дата обращения: 16.03.2016).
40. Татарстан упал на 1%, а Челны - почти на 30% [Электронный ресурс]. URL: http://realnoevremya.ru/today/10806 (дата обращения: 30.03.2016).
41. Территории опережающего развития [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/infografika/ 20150803/1159983978.html (дата обращения: 1.11.2015).
42. Территории опережающего развития: 9 особых зон в ДФО [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/2215388 (дата обращения:
2.11.2015) .
43. Центры кластерного развития [Электронный ресурс]. URL: http://cluster.hse.ru/ cluster-policy/claster_centers.php (дата обращения:
10.12.2015) .
44. Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/4f3274804c0d84f9ab87abc621b350d8/%D0%9C%D0%9 E%D 1 %87%D0%B8%D 1 %81 %D0%BB2016.pdf (дата обращения: 6.03.2016).
45. Щукин А. Технопарк догоняющего развития [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ expert/2010/41/tehnopark_dogonyayuschego_razvitiya/ (дата обращения: 28.01.2016). 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ