ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы использования муниципальной собственности 8
1.1 Понятие муниципальной собственности: объекты и инструменты
управления 8
1.2 Нормативно-правовая база использования муниципальной
собственности 15
1.3 Критерии и показатели оценки использования муниципальной
собственности 22
1.4 Сравнительный анализ опыта использования муниципальной
собственности субъектов Российской Федерации 29
2 Совершенствование использования муниципальной собственности города
Набережные Челны 35
2.1 Общая характеристика деятельности Управления земельных и
имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны 35
2.2 Анализ и оценка эффективности использования муниципальной
собственности города Набережные Челны 45
2.3 Мероприятия по совершенствованию использования муниципальной собственности города Набережные Челны и их социально-экономическая
эффективность 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность темы исследования. В современной России местные сообщества обладают главным в рыночной системе ресурсом, то есть муниципальной собственностью. Она представляет собой новую форму собственности, возникшую в России в процессе перехода к рынку, являющуюся важной частью финансово-экономической базы местного самоуправления и служит одним из основных рычагов реализации местной социально - экономической политики.
Муниципальная собственность - это особый вид публичной собственности, самостоятельная форма, которая в свою очередь представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между представителями местного самоуправления в ходе реализации социально-экономических функций и обеспечивающих условия воспроизводства и сохранения объектов муниципального образования в целях удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния.
Муниципальная собственность определяется как один из основных базовых элементов экономической системы. В нее входит большая сеть объектов хозяйственного и социально-бытового назначения, локализованная лишь в муниципальном образовании и служащая как основа территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности и эффективности использования ее основных составляющих и всей системы зависит уровень и качество жизни местного населения. Выявление и эффективное решение данных проблем с учетом определенных потребностей территорий в современных условиях является главной функцией органов местного самоуправления, потому что качество использования муниципальной собственности, позволяет определить эффективность работы
местных органов власти.2
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день проблема использования муниципальной собственности активно обсуждается в научных и в законодательных кругах.
Вопросы муниципальной собственности и ее эффективности рассмотрены в работах таких авторов, как З.З. Мулагаева, Е.Г. Шаломенцева, П.А. Петренко, В.П. Орешина и др. Анализу роли муниципальной собственности в обеспечении самостоятельности и независимости местных органов власти посвящены работы Ю.А. Соловьева, И.В. Выдрина. С позиций экономической эффективности проблема использования муниципальной собственности обсуждается в работах П.В. Кухтина, Ю.Н. Андреева, В.В. Григорьева, С.Ю. Кабашева и других ученых.
В качестве основного источника законодательной базы исследования выступают Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» и другие.
Однако при исследовании данной проблемы с позиции экономической теории еще недостаточно уделяется внимания анализу сущности, характерных черт, функций муниципальной собственности, ее соотношению с другими формами собственности, места и роли в воспроизводственном процессе в системе рыночных отношений.
Целью исследования является совершенствование использования муниципальной собственности в городе Набережные Челны и разработка мероприятии по повышению ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть понятие муниципальной собственности: объекты и инструменты управления;
б) изучить нормативно-правовую базу использования муниципальной собственности;
в) рассмотреть критерии и показатели использования муниципальной собственности;
г) рассмотреть сравнительный анализ опыта использования муниципальной собственности;
д) дать общую характеристику деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны;
е) провести анализ и дать оценку эффективности использования муниципальной собственности в городе Набережные Челны;
ж) разработать мероприятия по совершенствованию использования муниципальной собственности и рассчитать их социально-экономический эффект.
Объектом исследования является муниципальная собственность города Набережные Челны.
Предметом исследования является использование муниципальной собственности в городе Набережные Челны.
Теоретическая основа исследования представлена фундаментальными и экспериментальными экономическими трудами в области использования муниципальной собственности.
Информационной базой исследования являются отечественные периодические издания, законодательная база России, нормативно-правовые документы, данные официальных органов - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Татарстан, отчеты Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а также данные Управления земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Набережные Челны .
Методическая основа исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на основе общенаучных методов: научная абстракция, анализ и синтез, метод обобщений, метод исторического и логического анализа; оценка, основанная на методах статистического анализа.
Муниципальная собственность одним из важных основных элементов современной экономической системы, которая выражает экономические отношения между членами общества по поводу распоряжения, владения и пользования землей, природными ресурсами, движимым и недвижимым имуществом, занимает особое место в составе экономической основы местного самоуправления. Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут повлиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, в конечном итоге - на решение разных задач, связанных с улучшением качества жизни населения.
Г ород Набережные Челны обладает большим промышленным, ресурсным и экономическим потенциалом. Обеспечение доходности местного бюджета от управления и приватизации муниципального имущества и земли является одним из определяющих показателей эффективности работы управления земельных и имущественных отношений. Объекты муниципальной собственности носят социально направленный характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения, в том числе вопросов образования, культуры и спорта.
На местном уровне наработана значительная нормативно-правовая база, регулирующая рыночные отношения. Регулярно, согласно требованиям действующего законодательства, разрабатывается прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества, в том числе являющийся одним из инструментов поддержки и развития первичного рынков недвижимости и ценных бумаг.
Управление земельных и имущественных отношений является структурным подразделением Исполнительного комитета, на которое возложены полномочия собственника имущества муниципального образования город Набережные Челны. Управлением проводится работа по использованию и распоряжению муниципальным имуществом, принятию решений о сдаче муниципальной собственности в аренду, залог, доверительном управлении, безвозмездном пользовании или иным формам пользования.
Проведенный анализ использования муниципальной собственности города Набережные Челны показал, что объем муниципального имущества к 2015 году по отношению к 2014 году вырос на 10,4%. В бюджет города от использования муниципального имущества в 2013 году поступило 584,0 млн. руб. 2014 году - 723,1 млн. руб., рост составляет 7%, а в 2015 году 774,9 млн. руб., что на 51,7 млн. больше чем 2014 году. Тенденция роста объема имущества и доходов от использования муниципальной собственности, связанно с приемом, закреплением, списанием и продажей муниципального имущества, безвозмездным пользованием и арендой.
Доход от использования муниципального имущества также растет, основным источником является в 2013 году доход от сдачи арендной платы за землю и от продажи земельных участков - 558,2 млн. руб., что составляет 80,9% от общего неналогового дохода. В 2014 году сумма доходов составила - 697,2 млн. руб., 84,2% от суммы общего неналогового дохода. В 2014 году - 758,1 млн. руб., то есть 86,9% от суммы общего неналогового дохода. Доход от арендной платы за землю и доход от продажи земельных участков растет, потому что каждый год увеличивается кадастровая стоимость и увеличивается количество аукционных договоров.
Доходы от реализации земельных участков показывают тенденцию уменьшения, если в 2013 было 7,8 млн. руб., то к 2015 году доходы составили
4,3 млн. руб. Доходы от реализации земельных участков уменьшается в связи с уменьшением желающих приобрести земельные участки в собственность.
Остаточная стоимость движимого имущества (без акций), находящегося в собственности муниципального образования показывает тенденцию роста, в 2013 году - 1992,15 млн. руб., в 2015 году - 2966,00 млн. руб. рост составил 937,85 млн. руб.
Остаточная стоимость недвижимого имущества также возросла, если в 2013 году она составляла 7991,84 млн. руб., то к 2015 году рост произошел на 423,69 млн. руб. и составил 8415,53 млн. руб. Рост объясняется большим поступлением имущества в муниципальную собственность, принимается имущество из Республиканской собственности, увеличивается и обновляется техническое оснащение предприятий и учреждений.
Основными источниками пополнения объема муниципального имущества является имущество, переданное из Республики Татарстан и имущество, безвозмездно принятое от иных форм собственности. Поступило в 2013 году -
202,3 млн. руб., 2014 году - 430,8 млн. руб., 2015 году - 2293,8 млн. руб.
Имущество, принятое в муниципальную собственность, растет. За счет президентских и республиканских программ по данным программам осуществляется оснащение движимого имущества, закупаются транспортные средства, учреждения и другие принадлежности для муниципальной собственности.
Вышедшего ее муниципальной собственности имущество показывает темп роста, в 2013 году - 18,2 млн. руб., в 2014 году - 16,8 млн. руб., в 2015 году - 108,4 млн. руб. Процесс списания муниципального имущества регламентирует «Положение о порядке списания имущества, находящегося в муниципальной собственности города Набережные Челны».
Каждый год сдается в аренду около 37 тыс. кв.м муниципального имущества. Совокупный доход от сдачи в аренду муниципальной собственности в 2015 году составил более 38,5 млн. руб., в том числе в городской бюджет от аренды имущества казны поступило около 7 млн. руб. По сравнению с 2014 годом данный показатель увеличился всего на 0,1 млн. руб., в 2014 году составил - 38,4 млн. руб., в 2013 году доходы составили 40,1, что на1,6 млн. руб. больше чем в 2015 году. Изменения происходят в связи с тем, что добавляется и увеличивается муниципальное имущество.
На 2013-2015гг. наибольший доход от аренды приходится
на муниципальные учреждения города Набережные Челны - в 2013 году доход составил 18,7 млн. руб., в 2014 году увеличился на 1,8 млн. руб., в 2015 году рост составил 1,5 млн. руб.. Доходы городского бюджета составляют наименьшее количества от всего доходов, в 2013 году они составляли
13,6 млн. руб., в 2014 году рост составил 0,4 млн. руб., а на 2015 год уменьшилось на 1,3 млн. руб.
Одной из серьезных проблем в управлении имуществом является задолженность арендаторов муниципального имущества. Задолженность увеличивается из-за увеличения кадастровой стоимости, оспариванием арендаторами кадастровой стоимости земельного участка, а также тяжелым материальным положением арендаторов. Для того чтобы контролировать эффективное использование муниципального имущества в 2015 году проведено 35 выездных проверок в отношении автономных муниципальных учреждений дошкольного образования.
Повышение эффективности использования и распоряжения имущества, находящегося в муниципальной собственности города Набережные Челны, является важной стратегической целью проведения политики в сфере имущественных отношений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Для этого предлагается разработка системы проведения анализа доходности различных схем распоряжения недвижимостью, принятия управленческих решений, оптимизация работы по получению технических условий и разрешений, оптимизация арендных отношений и эффективное использование пустующих земель. Для этого были предложены мероприятия, которые показывают положительные последствия.
В случае сдачи неиспользуемого земельного участка с кадастровым номером 16:52:040203:4101 прибыль в год составит 12362 рубля, плюс дополнительный доход в муниципальный бюджет города Набережные Челны, появятся дополнительные рабочие места, что скажется положительным образом на социально-экономическом развитии города.
Имущество, которое предназначено для продажи, в случаи сдачи его в аренду принесет больше дохода. Если данное нежилое имущество с кадастровым номером 16:52:050201:2655 продать по начальной рыночной цене, в бюджет города поступит 521873 руб. Но предложив вариант сдачи в аренду имущества муниципальной собственности, данная сумма окупится меньше чем за один год.
Для совершенствования аренды муниципальной собственности города Набережные Челны предложено мероприятие - замена программного комплекса «SAUMI» программным комплексом «СМАРТ». Это значительно облегчит работу для сотрудников и уменьшит затраты на содержание автоматизированного программного комплекса, что положительно скажется на бюджете города Набережные Челны. Работа с самим программным комплексом намного проще и легче, так как в нем имеется удобный интерфейс. Экономический эффект от предложенного мероприятия составил 191676,8 руб.
Таким образом, использование и управление имуществом, находящиеся в муниципальной собственности города Набережные Челны, представляет собой совокупность экономических отношений в сфере использования имущества, которая составляет муниципальную казну муниципального образования, муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, исполнительными органами муниципальной власти города Набережные Челны, а также их имущественных прав, вытекающих из участия в хозяйственных обществах.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. ст. 3045.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 31.12. 2014г.) // Собрание
законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации. от 06 октября 2003 г. №. 131-ФЗ (в ред. 12.10.2005 ) //Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. № 129. ст. 3822.
4. О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 4. ст. 251.
5. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.
6. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ // Российская газета спец. выпуск. 2004. № 3565. ст.154.
7. О Республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР: постановление Совета Министров РСФСР от 18 янв. 1991 г. № 30 // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. № 10. ст. 134.
Монографии, учебники и учебные пособия
8. Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография. М.: ИНФА-М, 2013. 320 с.
9. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституциализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2011. 278 с.
10. Васильев В. И. Муниципальное право России: учебное пособие, 2 издание. М.: Юстицинформ, 2012. 571 с.
11. Горный М.Б., Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина Н.И. Основы муниципальной экономики М.: Норма, 2013. 149 с.
12. Григорьев В.В. Управление муниципальной недвижимостью / В.В. Григорьев, И.А. Острина, А.В.Руднев. М.: Дело, 2011. 259 с.
13. Девятов С. А. Управление муниципальной собственностью: учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 291с.
14. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы: учебник
2-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 391 с.
15. Кухтин П.В., Левов А.А.. Управление муниципальным хозяйством и муниципальными финансами. М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2011.181 с.
16. Николаев В.А. Экономика муниципального образования. М.: РАГС, 2010. 250 с.
17. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 320 с.
18. Петренко П.А. Управление муниципальным имуществом. М.: Проспект, 2011. 275 с.
19. Игнатюк Н.А., Павлушкин Н.А. Муниципальное право. М.: Юристъ, 2012. 473 с.
20. Широков А.Н., Юркова С.Н. Основы управления муниципальной собственностью. М.: Проспект, 2011. 189 с.
Статьи периодических изданий
21. Балыхин А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления // Г осударственная власть и местное самоуправление. 2013. №1. С. 12-16.
22. Лушникова Т.Ю., Ахатова А.М. Вестник Челябинского государственного университета. Управление. Вып.10. 2015. №1 (356). С. 22-30.
23. Выдрин И. В. Вестник ЮУрГУ. Серия: «Право». 2015. Т. 15. №4. С. 69-77.
24. Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации 2012. №9. С. 32-33.
25. Соловьев Ю.А. Муниципальная собственность (сущность, структура, состояние). Владимир, издательство «Пассад», 2010. 56 с.
26. Зеркин, Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: курс лекций. Тесса, Ростов н/Д: Март, 2012. С. 302-311.
27. Шаломенцева Е. Г. Теоретико-методологические основы и проблемы регулирования управления муниципальным имуществом // Черные дыры в Российском законодательстве. 2011. №2. С. 56-58.
Интернет-ресурсы
28. Управление земельных и имущественных отношений. Официальный
сайт города Красноярск [Электронный ресурс]. URL:
http://www.admkrsk.ru/Pages/default.aspx (дата обращения 13.05.2016 г.)
29. Устав городского округа «Город Хабаровск» (с изменениями на 16
февраля 2016 года) [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/995111033 (дата обращения 9.05. 2016 г.)
30. Мэрия города Архангельска: Постановление от 28.05.2013 г. № 367 об утверждении системы показателей оценки эффективности использования и управления муниципальным имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск» 30. Региональное законодательство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index. php?ds=2225715(дата обращения 9.05. 2016 г.)
31. Официальный сайт города Набережные Челны / Управление земельных и имущественных отношений [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/53 (дата обращения 15.05.2016 г.)
32. Программный комплекс «Управление имуществом - СМАРТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.keysystems.ru/products/municipality/prop erreg/ (дата обращения 17.05.2016 г.
33. Управление земельными ресурсами // Портал Правительства Республики Татарстан. Министерство земельных и имущественных отношений. [Электронный ресурс]. URL: http://mzio.tatar.ru (дата обращения 10.05. 2016)