ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие услуг жилищно-коммунального хозяйства: оценка их качества и
инструменты управления 6
1.1 Содержание, критерии и показатели оценки качества услуг жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Нормативно-правовые основы и инструменты управления повышением
качества услуг жилищно-коммунального хозяйства 15
1.3 Отечественный и зарубежный опыт повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства 26
2 Рекомендации по повышению качества услуг жилищно-коммунального
хозяйства в муниципальном образовании город Набережные Челны 37
2.1 Общая характеристика жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Набережные Челны 37
2.2 Проблемы управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Набережные Челны 46
2.3 Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным
хозяйством муниципального образования город Набережные Челны по
повышению качества его услуг 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.Жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из наиболее значительных отраслей социально-экономической системы, оказывающая влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране происходит уже более 20 лет и заключается в переходе его на рыночные отношения. В рыночных отношениях стимулирующим фактором является повышение качества жилищно-коммунальных услуг, кроме того соотношение цены и качества, а также доступность услуг ЖКХ являются основополагающими факторами жизнеобеспечения населения и характеризуют качество жизни граждан.
Однако, несмотря на проводимую реформу, жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему остается в тяжелом состоянии и характеризуется высоким уровнем износа коммунальной инфраструктуры, неэффективной системой управления, неудовлетворительным состоянием жилищного фонда и в целом низкой удовлетворенностью населения жилищно-коммунальными услугами по всей территории Российской Федерации. Наличие этих проблем определяют необходимость модернизации отрасли и поиск мероприятий по повышению эффективности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Состояние разработанности выбранной темы. Изучению различных аспектов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг посвящены исследования С. Б. Сиваева, В. Я. Мищенко, О. С. Виханского, О. Т. Лебедева, А. И. Наумова, Е. Г. Яшина, Т. А. Герасимова, Г. В. Игнатьева. Вопросы повышения качества предоставления услуг ЖКХ рассматривались в работах С. Д. Ильенковой, А. Д. Никифорова, Е. Н. Михеевой, В. К. Федюкина, Н. З. Солодиловой, З. Г. Зайнашевой, Г. Г. Азгальдова, С. Ю. Беляева и др.
Проблемы, связанные с совершенствованием организационно-экономического механизма функционирования, а также изучение процессов реформирования ЖКХ изложены в научных трудах Ю.Ф. Симионова, Ю. В.
3
Слинякова, Т. В. Усковой, С. И. Баженова, В. В. Жилина, А. Н. Кирилловой, И. В. Дегтяревой, Д. А. Гайнанова, В. И. Коробко, А. В. Агитаева и др.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на повышение качества жилищно-коммунальных услуг на примере муниципального образования город Набережные Челны.
Достижение поставленной цели исследования предусматривает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие услуг жилищно-коммунального хозяйства, раскрыть их содержание и особенности; изучить критерии и показатели оценки качества жилищно-коммунальных услуг;
- описать инструменты повышения качества услуг ЖКХ; изучить законодательные и нормативные документы, регулирующие обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг;
- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- дать общую характеристику жилищно-коммунального
хозяйства муниципального образования город Набережные Челны; проанализировать проблемы управления качеством услуг жилищно - коммунального хозяйства города Набережные Челны;
- на основе полученных результатов разработать дальнейшие рекомендации по совершенствованию системы управления жилищно - коммунальным хозяйством муниципального образования город Набережные Челны по повышению качества его услуг.
Объектом исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство
муниципального образования город Набережные Челны.
Предметом исследования являются организационно-экономические
отношения и процессы обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг.
Информационной базой исследованияпослужили нормативно-правовые акты, регулирующие сферу жилищно-коммунальных услуг; учебная литература (монографии, учебники и учебные пособия), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике; электронные ресурсы сети Интернет; материалы преддипломной практики.
Теоретической базой исследования выступили работы отечественных ученых по теории управления в сфере жилищно-коммунальных услуг и проблемам совершенствования функционирования ЖКХ.
Методическая база исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции, логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез.
Структура и содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность и степень разработанности темы исследования, цель и задачи, предмет и объект исследования, информационную, теоретическую, методическую базу исследования,
структуру и содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
В первой главе рассматривается содержание услуг ЖКХ, критерии и показатели оценки их качества; инструменты повышения качества услуг ЖКХ; законодательные и нормативные документы, регулирующие обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг и зарубежный и отечественный опыт повышения качества жилищно-коммунальных услуг.
Вторая глава посвящена общей характеристике и проблемам жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Набережные Челны, также изложены рекомендации по повышению качества услуг жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании город Набережные Челны.
В заключении подводятся итоги исследования; формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важнейшую отрасль экономики, которая обеспечивает население жизненно важными услугами и создает условия для комфортного и безопасного проживания. Наиболее важной и актуальной проблемой в жилищно-коммунальной сфере на сегодняшний день является повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, так как качество и доступность услуг ЖКХ являются основополагающими факторами жизнеобеспечения населения и характеризуют качество жизни граждан.
Анализ зарубежного опыта повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства показал, что в современных условиях основными инструментами по повышению качества жилищно-коммунальных услуг является развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства (в частности, механизма концессионных соглашений); внедрение современных технологий менеджмента (например, бенчмаркинг); создание союзов и организаций собственников жилья и потребителей жилищно-коммунальных услуг; функционирование самостоятельного Жилищного суда; высокий уровень информационной прозрачности и открытости деятельности управляющих организаций.
Отечественная практика показывает, что основными инструментами повышения качества услуг ЖКХ в РФ является стимулирование инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание саморегулируемых организаций; система сертификации персонала и услуг предприятий сферы ЖКХ; внедрение системы менеджмента качества; лицензирование управляющих организаций; общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства города
Набережные Челны показал, что в общественном сознании населения города жилищно-коммунальное хозяйство относится к числу наиболее проблемных сфер городской жизни.
Отрасль ЖКХ города Набережные Челны испытывает значительные трудности, связанные с низким уровнем качества и эффективности работы управляющих компаний при управлении жилищным фондом, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы населения; высокой изношенностью коммунальной инфраструктуры города; острым дефицитом
квалифицированных кадров рабочих специальностей; низким уровнем прозрачности деятельности организаций, управляющих жилищным фондом города.
В качестве рекомендаций по совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города Набережные Челны по повышению качества его услуг были выделены следующие инструменты:
- внедрение в деятельность управляющих компаний системы менеджмента качества, которая позволит повысить эффективность деятельности управляющих компаний;
- модель оплаты труда на основе внедрения KPI (KeyPerformancelndicators) - ключевых показателей эффективности, целью которой является побуждение персонала работать на результат, реализацию целей управляющей организации - повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- формирование прозрачной системы взаимоотношений предприятий ЖКХ с потребителями;
- стимулирование инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве путем применения механизма концессионных соглашений с целью обновления основных фондов коммунальной инфраструктуры, имеющих исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности населения и городского хозяйства.
1. О концессионных соглашениях: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. ст. 3126.
2. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2007 г. № 185 -ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 30. ст. 3799.
3. О саморегулируемых организациях: федер. закон Рос. Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49. ст. 6076.
4. О региональных стандартах оплаты жилого помещения и
коммунальных услуг в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005 г. № 138-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета
Татарстана. 2005. № 12. ст. 1074.
5. Об утверждении Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность: постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (ред. от 25.12.2015) // Собр. законодательства Рос.
Федерации. 2006. № 34. ст. 3680.
6. Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 (ред. от 27.09.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 40. ст. 5064.
7. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (ред. от 25.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 22. ст. 3168.
8. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (ред. от 26.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 5. ст. 739.
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18. ст. 2169
Монографии, учебники и учебные пособия
10. Беляев С. Ю., Забродин Ю. Н., Шапиро В. Д. Управление качеством: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2013. 381 с.
11. Дегальцева Ж.В., Шулепина С.А. Совершенствование инновационного механизма учета затрат в ЖКХ: монография. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. 119 с.
12. Захарова Ж.А. Система управления муниципальным имуществом предприятий коммунального комплекса на основе концессии: монография. Владимир: Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2012. 144 с.
13. Кирсанов С.А., Кюрджиев С.П., Хрипун В.И. Повышение эффективности предоставления жилищных и коммунальных услуг в России: монография. Ростов н/Д: Издательствово ЮРИФ РАНХиГС, 2013. 280 с.
14. Руденко Л. Л. Сервисная деятельность: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков К», 2012. 208 с.
15. Спирина Л.И. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе клиентоориентированного подхода: диссертация. Уфа, 2014. 166 с.
Статьи периодических изданий
16. Акифьева Л.В. Отечественная практика повышения качества жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 3 - 12.
17. Бумаженко Н. Ф. Оценка уровня качества услуг жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. 2016. №11. С. 619-622.
18. Буреева М.С. Система менеджмента качества в управляющей компании как способ реализации инноваций в сфере ЖКХ // GAUDEAMUS IGITUR. 2015. № 4. С. 31 - 33.
19. Гайнанов Д.А. Организационно-экономический механизм
повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг // Управление экономическими системами. 2014. № 6 (66). С. 1 - 15.
20. Гришкова Н.С. Повышение эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством в регионе // Новые технологии. 2014. № 4.
С. 14 - 21.
21. Колосова А.А. Мировой опыт управления жилищно-коммунальным
хозяйством в рамках муниципальных отношений // Вестник Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы. 2013. № 1.
С. 79 - 82.
22. Кулик И.В. Затраты на внедрение и поддержание систем менеджмента качества на предприятии // Ученые заметки ТОГУ. 2013. № 3. С. 323 - 327.
23. Матвеева Л.Г. Концессионный механизм модернизации коммунальной инфраструктуры в системе муниципального управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014. № 3. С. 28 - 33.
24. Мишкина Е.В. Повышение качества услуг в сфере ЖКХ с учетом принципов менеджмента качества // Вестник магистратуры. 2015. № 1-2 (40). С. 27 - 30.
25. Назмиев Э.Ф., Магзянова Л.А. Условия развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства в регионах России // Региональный экономический журнал. 2014. № 2 (6). С. 35 - 41.
26. Налесная Я.А. Зарубежный опыт функционирования предприятий сферы ЖКХ // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 2 (120). С. 201 - 207.
27. Полтавский И.А., Шарбабчиев Ю.А. Услуга как экономическая и правовая категория // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-7. С. 59 - 62.
28. Пронина Н.Н. Сравнительная характеристика затратных методов установления тарифа на энергию // Вестник самарского государственного технического университета. 2014. № 1 (11). С. 102 - 106.
29. Сафарова И.М. Формирование системы показателей качества жилищно-коммунальных услуг» теоретический и методический подход // Школа университетской науки: парадигма развития. 2014. № 1-2. С. 353 - 357.
30. Хамидуллина А.М., Кораблев М.М. Анализ организации жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 364 - 371.
Интернет ресурсы
31. Более 40% специалистов в сфере ЖКХ не хватает городу Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/news/13660 (дата обращения: 10.05.2016).
32. В Волгограде концессионер отремонтировал аварийный водопровод [Электронный ресурс]. URL: http://news.vdv-s.ru/society/?news=266324 (дата обращения: 10.04.2016).
33. ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской
Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n=18608
(дата обращения: 15.03.2015).
34. Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан
на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // URL:
http://minstroy.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-obespechenie.htm (дата
обращения: 21.04.2016).
35. Долги населения за жилищно-коммунальные услуги составляют 760 млн. руб. [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/news/20848 (дата обращения: 13.06.2016).
36. Итоги социально - экономического развития города Набережные Челны за 2015 год и задачи на 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/114/2410 (дата обращения: 14.05.2016).
37. Набережные Челны попали в рейтинг по жалобам на проблемы ЖКХ [Электронный ресурс]. URL: http://chelny-biz.ru/news/148778/ (дата обращения: 10.05.2016).
38. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.03.2016).
39. Постановление Кабинета Министров РТ «О мерах по повышению
эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищных и коммунальных услуг» № 85 от 19 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/tatarstan/234217/ (дата
обращения: 20.03.2016).
40. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf (дата обращения: 22.03.2016).
41. Приказ Министерства регионального развития РФ «О системе
добровольной сертификации в жилищно-коммунальном комплексе РФ»: от 19 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_99212/ (дата обращения: 12.03.2015).
42. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции
федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы» от 2 февраля 2010 г. № 102-р [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97439/ (дата обращения: 25.03.2015).
43. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» от 26 января 2016 г. № 80-р [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71313950/ (дата обращения: 26.03.2016).
44. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/page/261 (дата обращения: 15.05.2016).
45. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального
хозяйства региона: особенности, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article (дата обращения:
21.03.2016).
46. Управляющие компании муниципального образования город
Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://gis-
zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/gorod-naberezhnye-chelny (дата обращения: 10.05.2016).
47. Успешный опыт концессионного соглашения Волгограда будет распространен в других регионах России [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/2015/06/24294 (дата обращения: 12.04.2016).
48. Устав муниципального образования город Набережные Челны
Республики Татарстан от 8 декабря 2005 г. № 6/5 (ред. от 30.04.2016)
[Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/page/215 (дата обращения: 12.05.2016).