Реализация государственной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости населения на примере города Нижнекамск
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы регулирования рынка труда и занятости населения 8
1.1 Социально-экономическая сущность рынка труда и занятости населения .. 8
1.2 Показатели, характеризующие уровень занятости и безработицы 18
1.3 Система регулирования рынка труда и занятости на различных уровнях
власти 27
2 Анализ рынка труда и занятости населения муниципального образования
города Нижнекамск 36
2.1 Характеристика деятельности и структура ГКУ «Центр занятости
населения города Нижнекамск» 36
2.2 Состояние рынка труда и занятости населения в городе Нижнекамск 42
2.3 Реализация государственной политики по содействию занятости населения
и сокращению безработицы 51
2.4 Комплекс мероприятий по повышению занятости населения в городе
Нижнекамск 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы регулирования рынка труда и занятости населения 8
1.1 Социально-экономическая сущность рынка труда и занятости населения .. 8
1.2 Показатели, характеризующие уровень занятости и безработицы 18
1.3 Система регулирования рынка труда и занятости на различных уровнях
власти 27
2 Анализ рынка труда и занятости населения муниципального образования
города Нижнекамск 36
2.1 Характеристика деятельности и структура ГКУ «Центр занятости
населения города Нижнекамск» 36
2.2 Состояние рынка труда и занятости населения в городе Нижнекамск 42
2.3 Реализация государственной политики по содействию занятости населения
и сокращению безработицы 51
2.4 Комплекс мероприятий по повышению занятости населения в городе
Нижнекамск 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли- продажи важнейшего фактора производства - рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников. Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
В настоящее время при рыночном реформировании экономики Российской Федерации проблема занятости и ее эффективного регулирования на уровне муниципалитетов приобретает все большую актуальность. В первую очередь это связано с тем, что обеспечивая полную и эффективную занятость населения, которая рассматривается как первоочередная цель и инструмент обеспечения достойного уровня жизни граждан в социально-ориентированной экономике, органы государственной власти и местного самоуправления проводят действенную, целенаправленную политику регулирования процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования системы регулирования рынка труда и занятости населения на всех уровнях власти, так как рынок труда является неотъемлемой частью любой реально действующей рыночной системы. Человеческий капитал, гармонично распределенный и эффективно функционирующий при помощи рынка труда, создает основу устойчивого развития региона и страны в целом.
Степень разработанности проблемы. Вопросы занятости, безработицы, регулирования рынка труда изучаются в трудах многих научных деятелей.
Изучению формирования и развития рынка труда в рестроспективном и современном аспектах посвящены научные разработки многих зарубежных и российских ученых: Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, Ж-Б. Сэй, Д.М. Кейнс, К. Менгер, Р. Смит, Башкатова Б. И., Вукович Г. Н., Илюхиной И. Е., Карманова М. В., Кибанова А. Я., Кокина Ю. П., Логунова В. Н., Масловой Н. П., Никитиной С. Ю., Рудаковой Р. П., Симчеры В. М., и др.
Теоретические основы формирования и функционирования рынка труда, технологии регулирования рынка труда подробно изучены в работах таких авторов, как: Щербова С. Я., Капелюшников Р. И., Гимпельсон В. Е., Рофе А.И, Остапенко Ю.М., Буланов В.С., Жулина Е.Г., Генкин Б.М., Иванова А.А., Сулейманова Г.В., Маскаева А.И., Дубровин И.А. и др. В работах данных авторов всесторонне изучаются механизмы противодействия безработицы и содействия занятости на уровне всего государства, Региональные же вопросы формирования и развития рынка труда и его отдельных сегментов нашли отражение в работах Бараненковой Т.А., Гузеева М.М., Васюниной Л.А., Ломовцевой О.А., Храмовой Ю.М. и др.
Существенный вклад в изучение проблем молодежной занятости, динамики ценностей молодежи и ее профессиональной ориентации, структуры профессиональной подготовки внесли труды Бабочкина П.И., Быкова В.В., Золина И.Е., Ильинского И.М., Колосовой Р.П., Константиновского Д.Л., Чукреева ПА., Чупрова В.И., Шевченко Д. А., Шубкина В.Н. и др.
Целью исследования является анализ реализации государственной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск.
Исходя из поставленной цели, следует определить основные задачи работы:
- рассмотреть социально-экономическую сущность рынка труда и занятости населения.
- изучить показатели, характеризующие уровень занятости и безработицы.
- проанализировать систему регулирования рынка труда и занятости на различных уровнях власти.
- дать характеристику деятельности и структура ГКУ «Центр занятости населения города Нижнекамск».
- определить состояние рынка труда и занятости населения в городе Нижнекамск.
- выявить основные проблемы регулирования рынка труда на муниципальном уровне.
- разработать комплекс мероприятий по повышению занятости в городе Нижнекамск.
Объектом исследования является ГКУ «Центр занятости населения г. Нижнекамск».
Предмет исследования - реализация государственной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск.
Теоретическая база исследования. В ходе подготовки данной работы были использованы научные труды различных отечественных и зарубежных специалистов в области рынка труда, вопросов занятости населения и безработицы.
Из периодических изданий были использованы журналы: «Служба занятости», «Российская газета», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Человек и труд».
Методическая база исследования. В работе применены следующие методы и инструменты исследования: наблюдение, изучение и обобщение, системный, экономический анализ документов, сравнительный анализ, моделирование.
Информационной базой исследования послужили федеральные и региональные нормативно-правовые акты (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан «О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы»), материалы Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы регулирования рынка труда и занятости населения.
Во второй главе проводится анализ рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск и разработаны
рекомендации по совершенствованию политики в сфере рынка труда и занятости населения.
В заключении приводятся выводы по результатам работы.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
В настоящее время при рыночном реформировании экономики Российской Федерации проблема занятости и ее эффективного регулирования на уровне муниципалитетов приобретает все большую актуальность. В первую очередь это связано с тем, что обеспечивая полную и эффективную занятость населения, которая рассматривается как первоочередная цель и инструмент обеспечения достойного уровня жизни граждан в социально-ориентированной экономике, органы государственной власти и местного самоуправления проводят действенную, целенаправленную политику регулирования процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования системы регулирования рынка труда и занятости населения на всех уровнях власти, так как рынок труда является неотъемлемой частью любой реально действующей рыночной системы. Человеческий капитал, гармонично распределенный и эффективно функционирующий при помощи рынка труда, создает основу устойчивого развития региона и страны в целом.
Степень разработанности проблемы. Вопросы занятости, безработицы, регулирования рынка труда изучаются в трудах многих научных деятелей.
Изучению формирования и развития рынка труда в рестроспективном и современном аспектах посвящены научные разработки многих зарубежных и российских ученых: Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, Ж-Б. Сэй, Д.М. Кейнс, К. Менгер, Р. Смит, Башкатова Б. И., Вукович Г. Н., Илюхиной И. Е., Карманова М. В., Кибанова А. Я., Кокина Ю. П., Логунова В. Н., Масловой Н. П., Никитиной С. Ю., Рудаковой Р. П., Симчеры В. М., и др.
Теоретические основы формирования и функционирования рынка труда, технологии регулирования рынка труда подробно изучены в работах таких авторов, как: Щербова С. Я., Капелюшников Р. И., Гимпельсон В. Е., Рофе А.И, Остапенко Ю.М., Буланов В.С., Жулина Е.Г., Генкин Б.М., Иванова А.А., Сулейманова Г.В., Маскаева А.И., Дубровин И.А. и др. В работах данных авторов всесторонне изучаются механизмы противодействия безработицы и содействия занятости на уровне всего государства, Региональные же вопросы формирования и развития рынка труда и его отдельных сегментов нашли отражение в работах Бараненковой Т.А., Гузеева М.М., Васюниной Л.А., Ломовцевой О.А., Храмовой Ю.М. и др.
Существенный вклад в изучение проблем молодежной занятости, динамики ценностей молодежи и ее профессиональной ориентации, структуры профессиональной подготовки внесли труды Бабочкина П.И., Быкова В.В., Золина И.Е., Ильинского И.М., Колосовой Р.П., Константиновского Д.Л., Чукреева ПА., Чупрова В.И., Шевченко Д. А., Шубкина В.Н. и др.
Целью исследования является анализ реализации государственной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск.
Исходя из поставленной цели, следует определить основные задачи работы:
- рассмотреть социально-экономическую сущность рынка труда и занятости населения.
- изучить показатели, характеризующие уровень занятости и безработицы.
- проанализировать систему регулирования рынка труда и занятости на различных уровнях власти.
- дать характеристику деятельности и структура ГКУ «Центр занятости населения города Нижнекамск».
- определить состояние рынка труда и занятости населения в городе Нижнекамск.
- выявить основные проблемы регулирования рынка труда на муниципальном уровне.
- разработать комплекс мероприятий по повышению занятости в городе Нижнекамск.
Объектом исследования является ГКУ «Центр занятости населения г. Нижнекамск».
Предмет исследования - реализация государственной политики в сфере регулирования рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск.
Теоретическая база исследования. В ходе подготовки данной работы были использованы научные труды различных отечественных и зарубежных специалистов в области рынка труда, вопросов занятости населения и безработицы.
Из периодических изданий были использованы журналы: «Служба занятости», «Российская газета», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Человек и труд».
Методическая база исследования. В работе применены следующие методы и инструменты исследования: наблюдение, изучение и обобщение, системный, экономический анализ документов, сравнительный анализ, моделирование.
Информационной базой исследования послужили федеральные и региональные нормативно-правовые акты (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан «О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан»; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы»), материалы Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы регулирования рынка труда и занятости населения.
Во второй главе проводится анализ рынка труда и занятости населения муниципального образования города Нижнекамск и разработаны
рекомендации по совершенствованию политики в сфере рынка труда и занятости населения.
В заключении приводятся выводы по результатам работы.
По итогам дипломного проекта, можно сделать вывод, что поставленные задачи были решены, цели достигнуты. Рынок труда— это система экономических отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Регулирование рынка труда в Российской Федерации реализуется следующими государственными органами власти: Министерством труда, занятости и социальной защиты, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой, Федеральной службой по труду и занятости, а также региональными министерствами и ведомствами. Непосредственно регулирование рынка труда через регулирование занятостью населения осуществляется Федеральной службой занятости. Федеральная служба занятости включает в себя центральный аппарат, региональные службы занятости, местные центры занятости населения.
Сложность этого регулирования определяется различными факторами: структурными изменениями в экономике, замедлением и прекращением экономического роста, территориальными особенностями рынков труда различных регионов и их возможностями к перестройке рынков, сложностью определения реального уровня безработицы и др.
Государственную политику содействия занятости и сокращения безработицы в городе Нижнекамск осуществляет Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Нижнекамска». Общее число зарегистрированных безработных за 2015 год составило 3155 человек. В среднем ежемесячно статус безработного получали 263 человека, а снимались с учета примерно 269 человек. Потребность в рабочей силе на 01.01.2016 года составила 3513 вакансий. Выпускники учебных заведений составляют 2,3% безработных. Прослеживается тенденция к сокращению количества занятых на рынке труда города. Также среди актуальных проблем занятости населения - проблема трудоустройства выпускников учебных заведений. Поэтому постоянное совершенствование политики содействия занятости не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровне является актуальной задачей.
В настоящее время в целях содействия занятости населения в городе действует разрабатываемая Центром занятости населения «Программа содействия занятости населения в городе Нижнекамск на 2015 год», региональная программа «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан на 2015 год» и ряд других.
Однако в ходе исследования были выявлены следующие основные проблемы в сфере занятости в городе Нижнекамск:
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы;
- проблемы трудоустройства женщин, инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- центр занятости не может эффективно и полностью удовлетворить потребность молодежи в трудоустройстве.
Для решения проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования был предложен проект: Программа «Содействие занятости и трудоустройству,
профессиональной ориентации и социальной адаптации выпускников высших и средне специальных учебных заведений города Нижнекамска на 2017 г.».
Внедрение предложенных рекомендаций и разработок позволит эффективно понизить уровень безработицы, содействовать занятости населения, а также обеспечить рынок труда города Нижнекамск новыми квалифицированными кадрами.
Регулирование рынка труда в Российской Федерации реализуется следующими государственными органами власти: Министерством труда, занятости и социальной защиты, Министерством финансов, Федеральной миграционной службой, Федеральной службой по труду и занятости, а также региональными министерствами и ведомствами. Непосредственно регулирование рынка труда через регулирование занятостью населения осуществляется Федеральной службой занятости. Федеральная служба занятости включает в себя центральный аппарат, региональные службы занятости, местные центры занятости населения.
Сложность этого регулирования определяется различными факторами: структурными изменениями в экономике, замедлением и прекращением экономического роста, территориальными особенностями рынков труда различных регионов и их возможностями к перестройке рынков, сложностью определения реального уровня безработицы и др.
Государственную политику содействия занятости и сокращения безработицы в городе Нижнекамск осуществляет Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Нижнекамска». Общее число зарегистрированных безработных за 2015 год составило 3155 человек. В среднем ежемесячно статус безработного получали 263 человека, а снимались с учета примерно 269 человек. Потребность в рабочей силе на 01.01.2016 года составила 3513 вакансий. Выпускники учебных заведений составляют 2,3% безработных. Прослеживается тенденция к сокращению количества занятых на рынке труда города. Также среди актуальных проблем занятости населения - проблема трудоустройства выпускников учебных заведений. Поэтому постоянное совершенствование политики содействия занятости не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровне является актуальной задачей.
В настоящее время в целях содействия занятости населения в городе действует разрабатываемая Центром занятости населения «Программа содействия занятости населения в городе Нижнекамск на 2015 год», региональная программа «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан на 2015 год» и ряд других.
Однако в ходе исследования были выявлены следующие основные проблемы в сфере занятости в городе Нижнекамск:
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы;
- проблемы трудоустройства женщин, инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- центр занятости не может эффективно и полностью удовлетворить потребность молодежи в трудоустройстве.
Для решения проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования был предложен проект: Программа «Содействие занятости и трудоустройству,
профессиональной ориентации и социальной адаптации выпускников высших и средне специальных учебных заведений города Нижнекамска на 2017 г.».
Внедрение предложенных рекомендаций и разработок позволит эффективно понизить уровень безработицы, содействовать занятости населения, а также обеспечить рынок труда города Нижнекамск новыми квалифицированными кадрами.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие личных подсобных хозяйств в социально-экономическом комплексе муниципального образования
(на примере Нижнекамского муниципального района)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



