ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы применения механизма муниципально-частного
партнерства при реализации социально-инфраструктурных проектов 7
1.1 Муниципально-частное партнерство: понятие, формы, риски 7
1.2 Актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в
муниципальном образовании 12
1.3 Опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального
образования с помощью муниципального-частного партнерства 17
2 Адаптация муниципально-частного партнерства в г.Набережные Челны при
решении социально-инфраструктурных задач муниципального
образования 30
2.1 Город Набережные Челны: стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования 30
2.2 Правовая основа реализации муниципально-частного партнерства 39
2.3 Адаптация механизмов муниципально-частного партнерства в городе
Набережные Челны 49
2.4 Муниципально-частный проект «Мини детский сад» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство. Эта форма взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества. В сложившихся условиях из-за недостатка бюджетных средств муниципалитетам сложно решить проблему поддержания и модернизации инфраструктурных объектов социальной сферы, а объективные условия рынка и развития общества этого требуют, особое значение приобретает взаимодействие муниципальных органов власти и бизнеса на взаимовыгодных условиях. Необходимость привлечения бизнеса к развитию социальной инфраструктуры заявлена Правительством Российской Федерации как одна из стратегических задач развития российской экономики.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты муниципально-частного партнерства и возможности применения его инструментов представлены в трудах российских (А.В.Бадмаев, Ю.В.Дубовская, Д.Н.Гонтарева, Г.И. Караваев, М.В.Масальская, Э.Б.Салпагаров, Т.Г.Скурихин, И.В.Стефанова, С.Б.Пахомов, Н.Д.Холодная, А.Г.Шелепов, Е.А.Шушаро и др.) и зарубежных авторов (А.Акинтой, Л.Ашбурнер, М.Бек, С.Грив, Е.Х.Кляйн, В.В.Кнаус, С.Линдер, А.Петтигрю, П.Розенау, Е.С.Сэвас, Г.Р.Тэйсман, Е.Ферли, Л. Фицгеральд, С.Б.Хардкастл, Дж.Ходж и др.).
Целью исследования является изучение теоретических основ муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования, разработка адаптаций механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить сущность муниципально-частного партнерства, исследовать формы взаимодействия муниципальных образований и предпринимательских структур.
- Определить актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в муниципальном образовании.
- Рассмотреть опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
- Исследовать стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования г. Набережные Челны.
- Проанализировать правовую основу реализации муниципально-частного партнерства.
- Разработать адаптацию механизмов муниципально-частного
партнерства в городе Набережные Челны.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессах разработки и реализации муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Объектом исследования выступает муниципально-частное партнерство как инструмент развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Теоретическая основа исследования представлена фундаментальными трудами отечественных исследователей в области исследования механизмов развития предпринимательской деятельности и роли муниципально-частного партнерства.
Информационной базой исследования является законодательная база Российской Федерации, сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, документы стратегического развития муниципального образования г.Набережные Челны. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы публикации в периодической печати, информационные ресурсы всемирной сети Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы исследования, такие как метод научной дедукции, системный анализ, сопоставление, графическое изображение, статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе исследована сущность муниципально-частного партнерства, проанализирован опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
Вторая глава посвящена стратегическим приоритетам социально-экономического развития муниципального образования и разработке адаптации механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Развитие муниципальных образований в современных экономических условиях связано с ограниченностью имеющихся ресурсов и зависит от объема финансовых средств, поступающих в местный бюджет. В свою очередь, финансовые средства зависят от наличия в муниципальном образовании капиталовложений, приносящих прибыль и, как результат, активизации инвестиционной деятельности в условиях дефицита собственных источников финансирования. Следовательно, стабильное социально-экономическое развитие территории обусловлено необходимостью привлечения дополнительных ресурсов и поиска эффективного механизма их использования. В качестве механизма распределения и использования имеющихся ресурсов муниципального образования выступают различные институты взаимодействия власти и бизнеса, в том числе муниципально-частное партнерство. Цели муниципально-частного партнерства - привлечение частного капитала в муниципальные сектора экономики, повышение эффективности использования муниципальной собственности, техническое перевооружение объектов муниципальной собственности, повышение качества предоставляемых услуг.
Определение муниципально-частного партнерства в настоящее время представлено в Федеральном законе № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также в ряде муниципальных образований Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы муниципально-частного партнерства.
Для современных российских городов проблемы социальной инфраструктуры особенно остры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Для успешной реализации проектов в развитии социальной инфраструктуры необходимо сочетание различных форм муниципально-частного партнерства, включение совместных проектов в федеральные или региональные целевые программы, принятие ведомственных программ.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях существуют успешные примеры реализации проектов муниципально-частного партнерства. Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает такие задачи как: привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу
муниципального образования, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На этапе разработки Стратегии социально-экономического развития в г. Набережные Челны до 2030 г. важно разработать задачи, механизм работы структур, призванных активизировать муниципально-частные партнерства в городе.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны и субъектов предпринимательства при решении вопросов, направленных на адаптацию и обеспечение развития муниципально-частного партнерства необходимо обеспечение динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса в г.Набережные Челны, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, повышение благосостояния граждан, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Разработанный МЧП-проект «Мини детский сад» с участием муниципалитета и частного партнера позволит включить механизм муниципально-частного партнерства в решение социальных проблем, создать дошкольное образовательное учреждение на базе встроенных нежилых помещений, увеличить налоговые поступления в местный бюджет.
Взаимодействие муниципалитета и немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования является в современных условиях одним из наиболее перспективных направлений с целью повышения доступности в детских дошкольных учреждениях.
Таким образом, муниципально-частное партнерство можно рассматривать как один из эффективных механизмов решения социально-экономических проблем в условиях ограниченности ресурсов.
1. Федеральный закон от 13.07. 2015 г № 224-ФЗ. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2015. №6727 (156),ст.3.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» // Российская газета.2005. №3830.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета.2005.№3832.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции в отношении договоров концессии» // Российская газета.2006. №4128.
5. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об
утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».
6. Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» (c изменениями, внесенными Законом РТ от 9 июня 2014 г. № 46GPT)
7. Положения «Об общих принципах организации муниципально- частного партнерства в г. Набережные Челны», утвержденного решением Городского Совета от 13.12.2008 № 36/6 (в ред. решения Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 24.06.2010 № 51/6).
Статистические материалы
8. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. М., 2015. 174 с.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/hou
64
sing/# (дата обращения: 15.02.2016).
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr1.htm (дата обращения: 15.11.2015).
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/edu cation/# (дата обращения: 15.11.2015).
Статьи периодических изданий
12. Бабун Р. В. Организация муниципально-частного партнерства // Местное самоуправление в современной России: состояние и тенденции: сб. статей / под ред. Э. Маркварта, Е.С. Шугриной, М.А. Якутовой. М. 2011. 282 с.
13. Барановская Н. Образованию необходимы частные инвестиции / Н. Барановская // Российская газета. 2011. №799(10). С 2.
14. Бегинина И.А. Социальная инфраструктура города через призму
общественного мнения саратовскойй молодежи / И.А. Бегинина, С.Г. Ивченков, Н.В. Шахматова // Известия Саратовского университета. 2015. №4. С.8 (дата
обращения: 16.05.2016).
15. Дубилин В.В. Муниципально-частное партнерство как механизм развития муниципалитетов [Электронный ресурс] / В.В. Дубилин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 78. URL: http://uecs.ru/index.php? Option =com_ flexicontent &view= items&id=3573 (дата обращения: 25.11.2015).
16. Дубровский В.Ж. Управление проектами муниципально-частного партнества как механизм обеспечения экономического развития муниципальных образований / В.Ж. Дубровский, Е.А. Кузьмин // Местное устойчивое развитие. 2012. № 6. URL: http://fsdejournal.ru/node/376 (дата обращения: 24.11.2015).
17. Дубская О.С. Институт муниципально-частного партнерства как инструмент совершенствования использования муниципальной собственности в коллективных интересах [Электронный ресурс] / О.С.Дубская // Terra economicus. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/institut-munitsipalno- chastnogo-partnerstva-kak-instrument-sovershenstvovaniya-ispolzovaniya- munitsipalnoy-sobstvennosti-v (дата обращения: 20.11.2015).
18. Захарова Ж.А. Основные проблемы, сдерживающие развитие
муниципально-частного парнерства [Электронный ресурс] / Ж.А.Захарова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-
sderzhivayuschie-razvitie-munitsipalno-chastnogo-parnerstva#ixzz40LdwFFY0 (дата обращения: 23.03.2016).
19. Камилов Д.А Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного регулирования развития отраслей социальной сферы / Д.А Камилов // Экономические науки. 2011. №7. С. 8.
20. Лапин А. Е. К вопросу о формировании муниципально-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс] / А.Е. Лапин, И.Ф. Алиуллов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-munitsipalno- chastnogo-partnerstva-v-rf (дата обращения: 20.11.2015).
21. Муслимов Ф. А. Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью / Ф.А.Муслимов // Молодой ученый. 2015. №23. С. 621-625.
22. Шевченко О.С. Механизмы реализации проектов муниципально-частного партнерства / О.С. Шевченко // Науковедение.2014. №3. С.2-3.
Материалы организаций
23.Отчет о деятельности Управления экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные челны за 2015 год.
Интернет ресурсы
24. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370 (дата обращения: 02.05.2016).
25. Информационный портал Республики Татарстан [электронный ресурс]. URL: http://tatar7.info/2014/10/01/t200.htm (дата обращения: 14.05.2016).
26. Региональное информационное агентство Московской области. URL:
http://riamo.ru/happen_news/20150324/610147998.html (дата обращения:
15.11.2015).
27. Официальный сайт г.Набережные Челны [электронный ресурс]. URL: http: //nabchelny.ru/company/page/39/2185 (дата обращения:02.05.2016).
28. Официальный сайт г.Набережные Челны [электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/39/218 (дата обращения : 10.05.2016).
29. Официальный сайт г.Набережные Челны [электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/114/2410 (дата обращения: 15.05.2016).
30. Официальный сайт г.Набережные Челны [электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/page/270 (дата обращения: 9.05.2016).
31. Официальный сайт г.Набережные Челны [электронный ресурс]. UR : http://nabchelny.ru/page/271 (дата обращения:10.05.2016).
32. Официальный сайт Практической академии муниципального управления [электронный ресурс]. URL: http://pra-academy.ru /practics/212/ (дата обращения: 12.04.2016).
33. Официальный сайт Ставрополье Тв. [электронный ресурс]. URL: http://www.stavropolye.tv/economy/view/37661 (дата обращения: 30.04.2016).
34. Центр развития государственно-частного партнерства [электронный ресурс]. URL: http://p3institute.ru/netcat_files/24/26/Vebinar.pdf. (дата
обращения: 10.05.2016).