Муниципально-частное партнерство как инструмент достижения стратегических целей развития муниципального образования (на примере г.Набережные Челны)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы применения механизма муниципально-частного
партнерства при реализации социально-инфраструктурных проектов 7
1.1 Муниципально-частное партнерство: понятие, формы, риски 7
1.2 Актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в
муниципальном образовании 12
1.3 Опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального
образования с помощью муниципального-частного партнерства 17
2 Адаптация муниципально-частного партнерства в г.Набережные Челны при
решении социально-инфраструктурных задач муниципального
образования 30
2.1 Город Набережные Челны: стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования 30
2.2 Правовая основа реализации муниципально-частного партнерства 39
2.3 Адаптация механизмов муниципально-частного партнерства в городе
Набережные Челны 49
2.4 Муниципально-частный проект «Мини детский сад» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические основы применения механизма муниципально-частного
партнерства при реализации социально-инфраструктурных проектов 7
1.1 Муниципально-частное партнерство: понятие, формы, риски 7
1.2 Актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в
муниципальном образовании 12
1.3 Опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального
образования с помощью муниципального-частного партнерства 17
2 Адаптация муниципально-частного партнерства в г.Набережные Челны при
решении социально-инфраструктурных задач муниципального
образования 30
2.1 Город Набережные Челны: стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования 30
2.2 Правовая основа реализации муниципально-частного партнерства 39
2.3 Адаптация механизмов муниципально-частного партнерства в городе
Набережные Челны 49
2.4 Муниципально-частный проект «Мини детский сад» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. В современных условиях достижение эффективного функционирования муниципального образования является труднодостижимой задачей без организации взаимодействия органов местного самоуправления и представителей бизнеса, действующих на его территории. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является муниципально-частное партнерство. Эта форма взаимодействия органов местного самоуправления и частного бизнеса в последнее время становится одним из актуальных и современных направлений взаимовыгодного сотрудничества. В сложившихся условиях из-за недостатка бюджетных средств муниципалитетам сложно решить проблему поддержания и модернизации инфраструктурных объектов социальной сферы, а объективные условия рынка и развития общества этого требуют, особое значение приобретает взаимодействие муниципальных органов власти и бизнеса на взаимовыгодных условиях. Необходимость привлечения бизнеса к развитию социальной инфраструктуры заявлена Правительством Российской Федерации как одна из стратегических задач развития российской экономики.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты муниципально-частного партнерства и возможности применения его инструментов представлены в трудах российских (А.В.Бадмаев, Ю.В.Дубовская, Д.Н.Гонтарева, Г.И. Караваев, М.В.Масальская, Э.Б.Салпагаров, Т.Г.Скурихин, И.В.Стефанова, С.Б.Пахомов, Н.Д.Холодная, А.Г.Шелепов, Е.А.Шушаро и др.) и зарубежных авторов (А.Акинтой, Л.Ашбурнер, М.Бек, С.Грив, Е.Х.Кляйн, В.В.Кнаус, С.Линдер, А.Петтигрю, П.Розенау, Е.С.Сэвас, Г.Р.Тэйсман, Е.Ферли, Л. Фицгеральд, С.Б.Хардкастл, Дж.Ходж и др.).
Целью исследования является изучение теоретических основ муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования, разработка адаптаций механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить сущность муниципально-частного партнерства, исследовать формы взаимодействия муниципальных образований и предпринимательских структур.
- Определить актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в муниципальном образовании.
- Рассмотреть опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
- Исследовать стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования г. Набережные Челны.
- Проанализировать правовую основу реализации муниципально-частного партнерства.
- Разработать адаптацию механизмов муниципально-частного
партнерства в городе Набережные Челны.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессах разработки и реализации муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Объектом исследования выступает муниципально-частное партнерство как инструмент развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Теоретическая основа исследования представлена фундаментальными трудами отечественных исследователей в области исследования механизмов развития предпринимательской деятельности и роли муниципально-частного партнерства.
Информационной базой исследования является законодательная база Российской Федерации, сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, документы стратегического развития муниципального образования г.Набережные Челны. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы публикации в периодической печати, информационные ресурсы всемирной сети Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы исследования, такие как метод научной дедукции, системный анализ, сопоставление, графическое изображение, статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе исследована сущность муниципально-частного партнерства, проанализирован опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
Вторая глава посвящена стратегическим приоритетам социально-экономического развития муниципального образования и разработке адаптации механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты муниципально-частного партнерства и возможности применения его инструментов представлены в трудах российских (А.В.Бадмаев, Ю.В.Дубовская, Д.Н.Гонтарева, Г.И. Караваев, М.В.Масальская, Э.Б.Салпагаров, Т.Г.Скурихин, И.В.Стефанова, С.Б.Пахомов, Н.Д.Холодная, А.Г.Шелепов, Е.А.Шушаро и др.) и зарубежных авторов (А.Акинтой, Л.Ашбурнер, М.Бек, С.Грив, Е.Х.Кляйн, В.В.Кнаус, С.Линдер, А.Петтигрю, П.Розенау, Е.С.Сэвас, Г.Р.Тэйсман, Е.Ферли, Л. Фицгеральд, С.Б.Хардкастл, Дж.Ходж и др.).
Целью исследования является изучение теоретических основ муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования, разработка адаптаций механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить сущность муниципально-частного партнерства, исследовать формы взаимодействия муниципальных образований и предпринимательских структур.
- Определить актуальность реализации социально-инфраструктурных проектов в муниципальном образовании.
- Рассмотреть опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
- Исследовать стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования г. Набережные Челны.
- Проанализировать правовую основу реализации муниципально-частного партнерства.
- Разработать адаптацию механизмов муниципально-частного
партнерства в городе Набережные Челны.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессах разработки и реализации муниципально-частного партнерства как инструмента развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Объектом исследования выступает муниципально-частное партнерство как инструмент развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Теоретическая основа исследования представлена фундаментальными трудами отечественных исследователей в области исследования механизмов развития предпринимательской деятельности и роли муниципально-частного партнерства.
Информационной базой исследования является законодательная база Российской Федерации, сведения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, документы стратегического развития муниципального образования г.Набережные Челны. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы публикации в периодической печати, информационные ресурсы всемирной сети Интернет.
Методическая основа исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы исследования, такие как метод научной дедукции, системный анализ, сопоставление, графическое изображение, статистические данные.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе исследована сущность муниципально-частного партнерства, проанализирован опыт решения социально-инфраструктурных проблем муниципального образования с помощью муниципального-частного партнерства.
Вторая глава посвящена стратегическим приоритетам социально-экономического развития муниципального образования и разработке адаптации механизмов муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны.
Развитие муниципальных образований в современных экономических условиях связано с ограниченностью имеющихся ресурсов и зависит от объема финансовых средств, поступающих в местный бюджет. В свою очередь, финансовые средства зависят от наличия в муниципальном образовании капиталовложений, приносящих прибыль и, как результат, активизации инвестиционной деятельности в условиях дефицита собственных источников финансирования. Следовательно, стабильное социально-экономическое развитие территории обусловлено необходимостью привлечения дополнительных ресурсов и поиска эффективного механизма их использования. В качестве механизма распределения и использования имеющихся ресурсов муниципального образования выступают различные институты взаимодействия власти и бизнеса, в том числе муниципально-частное партнерство. Цели муниципально-частного партнерства - привлечение частного капитала в муниципальные сектора экономики, повышение эффективности использования муниципальной собственности, техническое перевооружение объектов муниципальной собственности, повышение качества предоставляемых услуг.
Определение муниципально-частного партнерства в настоящее время представлено в Федеральном законе № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также в ряде муниципальных образований Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы муниципально-частного партнерства.
Для современных российских городов проблемы социальной инфраструктуры особенно остры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Для успешной реализации проектов в развитии социальной инфраструктуры необходимо сочетание различных форм муниципально-частного партнерства, включение совместных проектов в федеральные или региональные целевые программы, принятие ведомственных программ.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях существуют успешные примеры реализации проектов муниципально-частного партнерства. Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает такие задачи как: привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу
муниципального образования, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На этапе разработки Стратегии социально-экономического развития в г. Набережные Челны до 2030 г. важно разработать задачи, механизм работы структур, призванных активизировать муниципально-частные партнерства в городе.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны и субъектов предпринимательства при решении вопросов, направленных на адаптацию и обеспечение развития муниципально-частного партнерства необходимо обеспечение динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса в г.Набережные Челны, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, повышение благосостояния граждан, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Разработанный МЧП-проект «Мини детский сад» с участием муниципалитета и частного партнера позволит включить механизм муниципально-частного партнерства в решение социальных проблем, создать дошкольное образовательное учреждение на базе встроенных нежилых помещений, увеличить налоговые поступления в местный бюджет.
Взаимодействие муниципалитета и немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования является в современных условиях одним из наиболее перспективных направлений с целью повышения доступности в детских дошкольных учреждениях.
Таким образом, муниципально-частное партнерство можно рассматривать как один из эффективных механизмов решения социально-экономических проблем в условиях ограниченности ресурсов.
Определение муниципально-частного партнерства в настоящее время представлено в Федеральном законе № 224-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также в ряде муниципальных образований Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы муниципально-частного партнерства.
Для современных российских городов проблемы социальной инфраструктуры особенно остры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Для успешной реализации проектов в развитии социальной инфраструктуры необходимо сочетание различных форм муниципально-частного партнерства, включение совместных проектов в федеральные или региональные целевые программы, принятие ведомственных программ.
В настоящее время во многих муниципальных образованиях существуют успешные примеры реализации проектов муниципально-частного партнерства. Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает такие задачи как: привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу
муниципального образования, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На этапе разработки Стратегии социально-экономического развития в г. Набережные Челны до 2030 г. важно разработать задачи, механизм работы структур, призванных активизировать муниципально-частные партнерства в городе.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны и субъектов предпринимательства при решении вопросов, направленных на адаптацию и обеспечение развития муниципально-частного партнерства необходимо обеспечение динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса в г.Набережные Челны, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, повышение благосостояния граждан, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Разработанный МЧП-проект «Мини детский сад» с участием муниципалитета и частного партнера позволит включить механизм муниципально-частного партнерства в решение социальных проблем, создать дошкольное образовательное учреждение на базе встроенных нежилых помещений, увеличить налоговые поступления в местный бюджет.
Взаимодействие муниципалитета и немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования является в современных условиях одним из наиболее перспективных направлений с целью повышения доступности в детских дошкольных учреждениях.
Таким образом, муниципально-частное партнерство можно рассматривать как один из эффективных механизмов решения социально-экономических проблем в условиях ограниченности ресурсов.
Подобные работы
- Муниципальные программы как инструмент управления городским хозяйством (на примере города Набережные Челны)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - СОСТОЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти и бизнес -структур на примере Торгового Дома «Челны-хлеб»
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Муниципальное управление земельными ресурсами на примере муниципального образования город Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Аренда и концессия как инструменты совершенствования управления
муниципальной собственностью (на примере муниципального образования
город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Предпринимательство как стимулирующий фактор экономического развития города
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование эффективности реализации инвестиционного проекта на основе
сравнительного анализа конкурентных преимуществ территорий развития (на
примере особых экономических зон)
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



