ВВЕДЕНИЕ 4
1 Система образования как объект муниципального управления 7
1.1 Понятия и особенности управления муниципальной системы
образования в городах Российской Федерации 7
1.2 Сравнительный анализ управления образованием в зарубежных
странах 16
1.3 Общие проблемы в управлении сферой образования в городах
Российской Федерации 23
2 Рекомендации по совершенствованию системы управления образованием в
городе Набережные Челны 29
2.1 Анализ системы образования и оценка реформирования в сфере
образования города Набережные Челны 29
2.2 Роль системы образования в экономике муниципального сектора города
Набережные Челны 46
2.3 Совершенствование системы управления образованием в городе
Набережные Челны 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование - это важнейшая сфера общественной жизни, которая напрямую влияет на экономическое состояние, социальное благополучие, уровень безработицы и многие другие стороны жизни, как отдельного города, района, так и страны в целом. Образование влияет на количество квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, благоприятно воздействует на экономику муниципального образования. Поэтому необходимость повышения эффективности образования трудно переоценить, особенно с учетом глобальных тенденции связанных с ролью экономических знаний, со сменой и модернизации целевых ориентиров образования с обеспечением его социальной функции. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Степень разработки проблемы. Характер работы обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы и источников: вопросы разработки и реализации программ развития исследуются Т.П. Афанасьевой, В.И. Ерошиным, B.C. Лазаревым, М.М. Поташником, Т.И. Пуденко, С.А. Репиным и др.; организационные аспекты развития на примере крупного региона, города, округа исследуются в работах М.В. Артюхова, В.Н.
Беспалова, Л.Л. Портянской, Н.П. Неворотовой, П.И. Третьякова и др.; экономические и правовые аспекты модернизации муниципальных образовательных комплексов разрабатываются Г.А. Балыхиным, А.Б. Вифлеемским, В.И. Ерошиным, и др.; значительное внимание эффективности управления уделяется в работах М.В. Артюхова, С.А. Гильманова, В.Л. Назарова, Т.И. Пуденко, П.И. Третьякова, и др.; на решение проблем государственно-общественного управления направлены исследования А.И. Адамского, В.И. Бочкарева, М.Н. Гулько, А.И. Кузнецова, и др.; деятельности муниципальной методической службы по поддержке функционирования и развития образовательных учреждений посвящены исследования Т.П. Афанасьевой, Д.А. Иванова, Н.В. Немовой и др.
Целью данной работы является анализ системы образования города Набережные Челны и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления сферы образования.
Для достижения поставленной цели в работе стоят следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы;
- произвести анализ системы управления образованием;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления образованием в городе Набережные Челны.
Предметом исследования является управление системой муниципального образования города Набережные Челны.
Объектом исследования выступает система образования.
Теоретическую и информационную базу исследования составили современные государственные образовательные стандарты и система управления образованием, работы отечественных и зарубежных ученых в сфере управления системой образования.
Методическая основа исследования. В процессе написания бакалаврской работы применялись такие общенаучные методы исследования, как: историко¬логический, сравнительно-аналитический, проектный, статистический.
Структура работы. Бакалаврская работа представлена введением, двумя главами, включающими в себя 6 параграфов, заключением, списком использованных источников и приложениями.
В первой главе: «Система образования как объект муниципального управления» рассмотрена сфера образования как объект муниципального управления. Изучены понятия и особенности управления сферой образования в городах Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ управления образованием в зарубежных странах и изучены общие проблемы в управлении сферой образования в городах Российской Федерации.
Во второй главе: «Рекомендации по совершенствованию системы управления образованием в городе Набережные Челны» приведен анализ и оценка реформирования в сфере образования города Набережные Челны, роль образования в экономике муниципального сектора и рекомендации по совершенствованию системы управления образованием в городе Набережные Челны.
Теоретическая и практическая значимость работы. В работе проведен теоретический анализ существующих образовательных стандартов и системы регионального управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Изучены модели управления системой образования в других городах Российской Федерации в современных социально - экономических условиях и приведены рекомендации по совершенствованию системы образования в городе Набережные Челны.
Материалы работы и полученные выводы могут быть использованы студентами для обучения по направлению «Государственное и Муниципальное управление» при изучении таких дисциплин, как: «Городское управление», «Управление социальной сферой», «Экономика государственного и муниципального сектора», а также использоваться при разработке стратегических планов развития городов.
Третий год отрасль «Образование» работает над реализацией «дорожной карты», утвержденной Распоряжением Правительства РФ, направленной на реализацию:
- системы мероприятий, нацеленных на повышение качества образования;
- установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя.
По итогам 2015 года исполнение бюджета составило 7 193 463,0 тыс. рублей (в 2014 году - 6 943 102,5 рублей), что составляет 77,5% от бюджета города. За счет бюджета Республики муниципальным учреждениям города дополнительно выделено субсидий на общую сумму 211 398 300 рублей,
безвозмездные поставки материальных ценностей осуществлены на 256 542 800 рублей на период 2014 - 2015 годы. Можно сказать, что за последний год было значительно увеличено исполнение бюджета во все образовательные учреждения города, однако значительно снижена доля дополнительно выделенных средств на учреждения дополнительного образования и учреждения молодежной политики, но с перераспределением средств на дошкольные образовательные учреждения (на 127 083,1 тыс. руб) Это связно с тем, что был запущен проект по модернизации региональных систем общего образования позволивший решить ряд инфраструктурных проблем в сфере образования через реализацию программ.
Благодаря дополнительной внебюджетной инициативной деятельности учреждения образования могут решать текущие проблемы по осуществлению своей деятельности. Дополнительно к выделенному бюджету освоено 202 263 020 рублей
Наблюдается незначительное увеличение зарплат, которое не может перекрыть расходы на сложившиеся кризисные условия, где происходит 63
значительное увеличение стоимости цен на продукты потребления. Снижение зарплат в общеобразовательных учреждениях вызвано тем, что в 2015 году резко снизилось количество грантов, благодаря которым можно было получить большую заработную плату.
Расходы на содержание учеников по средним показателям отрасли возросли на 17,4% по отношению к предыдущему году. Данный показатель говорит о том, что необходимо разработать систему, которая будет регулировать увеличение затрат на содержание одного ученика того или иного типа учреждения и обеспечивать более плавное и стабильное увеличение расходов.
Прослеживается тенденция к снижению количества педагогов от общего количества работающих, однако выросла доля педагогических и руководящих работников, но с резким снижением их количества в учреждениях дополнительного образования. Необходимо урегулировать кадровую ротацию в образовательных учреждениях города для более эффективного управления кадрами.
По сравнению с 2011 годом в 2015 году более чем в 2 раза увеличилось количество ушедших педагогов из системы образования в другие структуры. Данный факт может нести в себе негативные последствия и сказываться на уровень подготовки учеников города, это связно в первую очередь с высокой текучестью преподавательского состава.
По данным на 01.01.2011 года дополнительная кадровая потребность по городу составляла 182 ставок, на 01.11.2015 год она сократилась до 97 ставок. В целом, кадровая потребность стабильна, хотя меняется ситуация по отдельным специальностям. Так, например, резко сократилась потребность в педагогах иностранного языка, если в 2011 году требовалось 30 педагогов, то на конец 2015 года - 4 педагога. Эта же тенденция наблюдается и в отношении педагогов татарского языка и литературы (с 12 человек до 2 человек), учителей физической культуры (с 18 человек до 3 человек). Но, имеется отрицательная тенденция, увеличения потребности педагогических кадров по основным предметам: русский язык (с 6 человек до 12 человек), математика (с 7 человек до 14 человек), начальные классы (с 6 человек до 21 человек), химия (с 7 человек до 15 человек).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество потребности существует в учителях начальных классов (23 педагога), русского языка и литературы (13 педагогов) и математики (12 педагогов), воспитателей ДОУ (24 педагога).
Наблюдается значительный рост количества более взрослых работников со стажем от 3 до 10 и от 11 до 20 лет, что положительно сказывается на системе образования города.
В результате выросшего охвата дошкольным образованием в первый класс из детского сада приходит все больше детей, подготовленных к обучению: 2014 -93,6%; 2015 - 95% (для сравнения этот показатель по РТ составляет 73%, по РФ - 60,2%).
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4, ст. 445.
2. Об образовании: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 И273-ФЗ (ред. От 02.06.2016) // Закон Российской Федерации. М.: Омега-Л. 2012. ст. 64.
Монографии, учебники и учебные пособия
3. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс., 2014. 440 с.
4. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педобразования в России в условиях социальных перемен. Волгоград., 2014. 395 с.
5. Бондаренко О.В. Критерии оценки качества работы учителя. РОНО., 2014. №17.
6. Вержбицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: ИЦ., 2014. 200 с.
7. Выготский Л.С. Педагог-ая психология. М.: Просвещение., 2015. 570 с.
8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ., 2015. 352 с.
9. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Отв. ред. акад. РАН. М.: «Экономика», 2014. 342 с.
10. Дахин А.Н. Российское образование: модернизация или развитие? Народное образование., 2015. № 2. 113 с.
11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов Высших. учебных заведений / 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС., 2015. 240 с.
12. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Образование в России: Проблемы и решения. М.: ЭКМОС., 2014. 407 с.
13. Золотарева А.В. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие. Аркти., 2014. 316 с.
14. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы,
перспективы / М - во образования Рос. Федерации. М.: ГНОМ и Д., 2014. 239 с.
15. Козырева В.А., Радионова Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб., 2014. 284 с.
16. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. М., 2014. 351 с.
17. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу / Практическое пособие. Аркти., 2015. 315 с.
18. Новиков А.П. Проф-ное образование в России. М., 2014. 310 с.
19. Рыжаков М.В. Модульно - рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации. М.: СпортАкадемПресс., 2013. 182 с.
20. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом / Учебное пособие. М., 2015. 237 с.
21. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / Скрипторий., 2015. 568 с.
22. Халимов Р.М., Харисов В.Х., Золотарева Л.В., Литвяков А.В., Касимова Р.Р. Система учреждений образования и молодежи города Набережные Челны в цифрах и фактах. Набережные Челны., 2014. 119 с.
23. Халимов Р.М., Харисов В.Х., Золотарева Л.В., Литвяков А.В., Касимова Р.Р. Система учреждений образования и молодежи города Набережные Челны в цифрах и фактах. Набережные Челны., 2015. 160 с.
Статьи периодических изданий
24. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2014. № 7. С. 20 - 27.
25. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся
обществе // Педагогика. 2013. № 5. С. 34 - 39.
26. Бобров В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования // Философия образования. 2013. № 5. С. 182 - 197.
27. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах // Вопросы образования. 2015. №3. С. 55 - 60.
28. Давыдов Ю. С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. 2014. №7. С.3 - 12.
29. Дмитриева И.С., Рассолова Е.Н. Проблемы подготовки квалифицированных кадров как важнейшего элемента инновационного потенциала города // В мире научных открытий. 2015. № 11. С. 338-348.
30. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2014. № 6. С. 23 - 34.
31. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования // Педагогика. 2014. № 2. С. 80-88.
32. Колесников В.Н. Коммерциализация высшего образования - угроза национальной безопасности России // Педагогика. 2015. № 8. С. 99 - 106.
33. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России // Педагогика. 2013. № 5. С.107-117.
34. Савицкая Е.В. Модернизация образования: сотрудничество
университетов и корпораций // Обр-ные технологии. 2014. №2. С. 10-20.
35. Слободчиков В.И. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2014. № 2. С. 15-19.
36. Хагуров Т.А. Образование в реформирующемся обществе: проблема оценки и качества // Россия реформирующаяся. 2015. С. 258-274.