ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ 6
1.1. Репозиционирование средств массовой информации 6
1.2. Этапы репозиционирования проекта печатного издания 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ РЕКЛАМНО - ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ « IDEA из IKEA»
2.1. Газета «Idea из Ikea»: анализ современного состояния 32
2.2. Модернизация издания «Idea из Ikea» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Рекламно-информационные издания играют немаловажную роль на информационном рынке стран. Данный тип печатной периодики является уже неотъемлемой частью современной системы средств массовой информации, а обороты рекламы в этой сфере составляют большую долю финансовых потоков медиа. Тем не менее, сегмент рекламно-информационных изданий по-прежнему малоизучен, исследователи не уделяют должного внимания даже таким ключевым аспектам, как типология и классификация рекламно-информационных изданий.
Актуальность исследования заключается и в недостаточной изученности репозиционирования средств массовой информации (в частности - печатных изданий). Между тем, данная тема своевременна в контексте процессов, происходящих на информационном рынке страны (в качестве примера можно привести относительно недавние попытки проведения репозиционирования издания «Огонек» и репозиционирование телеканала Рен-ТВ»).
Таким образом, объектом данного исследования являются рекламно-информационные издания, предметом - репозиционирование рекламной газеты «Idea из Ikea».
Цель проведенной работы - репозиционирование рекламно-информационного издания «Idea из Ikea»; в связи с заявленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить процесс репозиционирования средств массовой информации;
- определить этапы репозиционирования печатного издания;
- проанализировать газету «Idea из Ikea»;
- составить ряд рекомендаций по репозиционированию, улучшению качества издания, выявить перспективы развития газеты.
Научная разработанность темы исследования. В аспекте рассмотрения общих вопросов функционирования рекламных изданий возникает проблема корреляции рекламы и журналистики как сфер деятельности и областей коммуникативных социальных практик (Е. А. Евстафьев, В. В. Тулупов). При характеристике коммуникативной природы феномена рекламных изданий может потребоваться опыт смежных с рекламоведением и теорией журналистики научных дисциплин - пиарологии (А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина), теории коммуникации (Д. П. Гавра, Л.Н. Федотова, И.П. Яковлев и другие). Рекламные издания как самостоятельный и самодостаточный феномен до сих пор практически не попадали в фокус серьезных монографических исследований - ни в теории журналистики, ни в рекламоведении. Фактически первая попытка обособленного их описания предпринималась в коллективном труде московских исследователей типологии СМИ под названием «Система средств массовой информации России (2003 г.)», где рекламным изданиям был посвящен отдельный раздел. Значительный вклад в изучение типологии рекламных изданий внес А. Ю. Скакодуб в своем диссертационном исследовании.
Методы, используемые в работе - наблюдение, описание, анализ.
В основу теоретической базы исследования легли работы следующих авторов: Абовян А.В., Алексеев А. Н.,Алексеева Т. С., Березин В. М., Бузин В.Н., Вартанова Е. Л., Васильева В.П., Волкова И.И., Ворошилов В. В., Глаголева А. В., Горошко Е.И., Гуккаев В. Б., Евстафьев В. А., Казак М. Ю., Кара-Мурза Е.С., Назайкин А. Н., Наумова А. В., Федосова С.А., Цвик В. Л., Шахурин В. Г., Шестакова Л.А., Щелкунова Е.С., Щепилова Г. Г., Ягодка Е.Н.
Теоретические аспекты репозиционирования в своих работах рассматривали такие исследователи, как Аакер А. Д., Авдеев А.Н., Кирия И.В., Костылева Н.В., Котлер Ф., Крюков А. Ф., Лейю Ж.-М., Меркулов С.А., Михеев И.В., Новикова Т.Е., Овчинникова О.С., Панкрухин А.П., Паршукова О.В., Тихонова Г.П, Траут Д., Шаповалов В. А.
Эмпирической базой работы стал архив выпусков газеты «Idea из Ikea» в период с апреля 2015 года по апрель 2016 года.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий данной тематики для обучения студентов социально - гуманитарных отделений (журналистика, реклама и связи с общественностью).
Структуры выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1 «Репозиционирование рекламно-информационных изданий» посвящена теоретическим аспектам репозиционирования, а также этапам репозиционирования печатных изданий. В Главе 2 «Проект репозиционирования рекламно-информационного издания «Idea из Ikea»» представлен анализ рекламно-информационной газеты «Idea из Ikea», а также проект по репозиционированию данного СМИ. Ключевые результаты исследования приведены в заключении работы.
Рекламные коммуникации, представляя собой часть информационной среды, образовали вместе с массовыми коммуникациями новое информационное коммуникативное поле. Процессы конвергенции СМИ и рекламы - это процессы взаимообогащения методов организации, технологии и творчества. Особенно ярко они проявляются в печати, потому что именно здесь рекламные материалы все чаще приобретают форму журналистских, а рекламные издания позиционируют себя как общественно-политические, публицистические, развлекательные и даже научно-популярные.
Рекламные газеты и журналы играют все более заметную роль на рынке прессы, их число постоянно растет, увеличиваются тиражи и рекламные бюджеты. Однако среди большого количества научных трудов, монографий и учебных пособий, посвященных периодическим изданиям и рекламе, публикации о рекламной прессе занимают скромное место. Появление рекламных изданий на рынке российской прессы явилось результатом демократических преобразований в стране, а их особенности определились прежде всего тем типом экономики, который начал свое активное формирование в конце XX в., когда наряду со строго регламентированным планированием государственных отраслей в сфере обслуживания и товарного производства возникли элементы рыночной экономики.
Рекламные издания выросли из системы СМИ, но в теоретических работах по проблемам журналистики часто звучат сомнения по поводу статуса рекламных изданий как средства массовой информации. Теория рекламы, в свою очередь, также актуализирует вопрос об уточнении границ понятия рекламных изданий, предлагая изучать их как одну из разновидностей рекламоносителей либо как своего рода гибридный продукт. Новые печатные единицы на рынке рекламных изданий появляются едва ли не каждый месяц, а уже существующие издания начинают составлять все более серьезную конкуренцию традиционным печатным СМИ, лишая последних внушительной доли рекламного бюджета России. Крупнейшие бесплатные рекламные газеты по тиражам лишь немного уступают крупнейшим представителям традиционных печатных СМИ.
Постоянно растущая, хоть и не слишком очевидная на первый взгляд, роль рекламных изданий в продолжающейся трансформации системы СМИ России и дальнейшем прогрессивном развитии отечественного рекламного пространства ставит их изучение в ряд актуальных задач теории журналистики, рекламоведения, а также теории коммуникации и других смежных научных дисциплин. Относительно новое для отечественной науки явление требует глубокого осмысления его специфики. В общетеоретическом плане будет уместно исходить из положения, согласно которому рекламные издания - элемент системы СМИ, выделяющийся среди прочих спецификой функционирования.
На сегодня газета «Idea из Ikea» выполняет преимущественно информационную функцию. Издание представляет собой черно-белую газету объемом 6-8 полос формата А4. Периодичность выпуска - ежемесячно. Тираж издания не фиксирован, но, как правило, не превышает 100 экземпляров. В структуру полосы издания входят два элемента, занимающие пространство полосы по отношению друг к другу примерно 1:1, - небольшой текстуальный блок (как правило, описание товара) в верхней части полосы и иллюстрация (как правило, иллюстрация товара) в нижней части. При подобной верстке возникает множество «дыр» и «пустот», как выражаются профессиональные верстальщики, таким образом, можно говорить о том, что потенциал издания не использован в полной мере. В ходе данного исследования был составлен ряд рекомендаций по улучшению качества издания.
Газета «Idea из Ikea» относится к частной коммерческой организации и должна рекламировать не только и не столько известный бренд Ikea, сколько именно организацию. Из этого следует, что на первых полосах издания должны быть отображены преимущества данной транспортной организации. Помимо раздела «О нас» в структуру газеты «Idea из Ikea» и ее контент должны быть внесены следующие изменения:
- колонка редактора (позволит разгрузить первую полосу; в «Слове редактора» преимущественно будет озвучиваться тема текущего выпуска);
- оглавление (выступает в качестве навигации по выпуску);
- рубрикация издания;
- улучшение качества контента, который на данный момент можно лишь условно назвать журналистским;
- взаимодействие газеты «Idea из Ikea» с социальными медиа, ведение профилей в социальных сетях.
Одни из первых изменений, которые должны быть внесены, связаны с внешним обликом издания, в частности - с шрифтом, используемым в газете. Также изменения должны коснуться структуры газеты «Idea из Ikea». На данный момент издание не имеет четкой шаблонной структуры в силу маленького объема (6-8 полос) и, на первый взгляд, отсутствия в этом необходимости. Одной из серьезных ошибок, допущенных при верстке издания, является отсутствие выходных данных в «подвале» газеты.
Таким образом, редакции газеты «Idea из Ikea» следует внести коррективы на всех этапах разработки проекта печатного издания:
1. Для уточнения информационных запросов и потребностей аудитории необходимо провести маркетинговые исследования, которые позволят сориентироваться в том, какой именно контент требуется читателю (на данном этапе развития наблюдается отсутствие ясных представлений у авторов о потребностях своей аудитории);
2. Разработка четкой концепции-модели издания «Idea из Ikea»;
3. Работа с содержанием издания:
- формирование штата редакции, соответствующего минимальным требованиям - редактор, корреспонденты, корректор, верстальщик и так далее. При необходимости - поиск внештатных сотрудников-авторов.
- контент, отвечающий запросам аудитории: рубрикация, появление собственно журналистских материалов.
4. Дизайн:
- разработка нового макета, который впоследствии станет шаблоном для выпусков газеты;
- работа с сеткой печатного издания, цветом, шрифтами и так далее; исправление ошибок, ранее допускавшихся при верстке;
- структуризация содержимого газеты.
Также в качестве пожеланий по разработке программы продвижения рекомендуется повышение эффективности деятельности издания в социальных медиа.
1. Idea из Ikea: архив выпусков / ИП Латипова. - 2015, апрель. - 2016, апрель.
2. Аакер А. Д. Создание сильных брендов. / А.Д. Аакер. - М, 2013. - 341 с.
3. Абовян А.В. Еженедельник «Экстра М» как тип бесплатного рекламного издания / А.В. Абовян // Средства массовой информации в современном мире. - СПб, 2004. - С. 265-271.
4. Авдеев А. Бизнес-план: как считать и с кем считаться / А. Авдеев // Экономика и жизнь. - М., 2009. - № 21. - С. 20-28.
5. Андреева М.В. Психологические основы образования и функционирования бренда. / М.В. Андреева. - М., 2003. - 441 с.
6. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. / В.М. Березин. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/64.htm(дата обращения: 10.04.2016).
7. Бове К.Л. Современная реклама / К.Л. Бове. - М., 2013. - 362 с.
8. Большая Советская Энциклопедия / Режим доступа: http://bse.sci- lib.com/article074214.html(дата обращения: 4.04.2016).
9. Борейко Т. Экземпляр не для продажи: как бесплатные издания защищают свою репутацию / Т. Борейко // Индустрия рекламы. - М., 2006. - №10. - С. 34-41.
10. Бузин В.Н. Основы медиапланирования: курс лекций. /
В.Н. Бузин. - М., 2012. - 238 с.
11. Вартанова Е. Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности / Е.Л. Вартанова. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/261(дата обращения: 6.03.2016).
12. Васильев В.М. Создаем газету. / В.М. Васильев. - М., 2009. - 541 с.
13. Волкова И.И. СМК-портал: к вопросу о терминологии / И.И. Волкова // Вопросы филологических наук. - М., 2014. - № 1. - С. 13-22.
14. Ворошилов В. В. Экономика журналистики: конспект лекций. / В.В. Ворошилов. - СПб, 2010. - 234 с.
15. Гилберт А. Маркетинговые исследования. / А. Гилберт. - СПб, 2002. - 591 с.
16. Гриднева Е.Н. Типология поведения потребителей новых
российских брендов: методология социологического анализа. /
Е.Н. Гриднева. - М., 2008. - 156 с.
17. Гуккаев В. Б. Изготовление и распространение рекламы. /
B. Б. Гуккаев. - М., 2004. - 375 с.
18. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. /
C. М. Гуревич. - М., 2004. - 379 с.
19. Джи Б. Имидж газеты. Планирование формирование, продвижение. / Б. Джи. - СПб, 2000. - 456 с.
20. Доминин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. / В.Н. Доминин. - СПб, 2012. - 476 с.
21. Евстафьев В. А. Журналистика и реклама: основы
взаимодействия (опыт теоретического исследования). / В.А. Евстафьев. - М., 2001. - 424 с.
22. Ефремов П. Техническое задание / П. Ефремов //
ТехРайтКонсалт. Режим доступа: http://techwrconsult.com/tehnicheskoe-
zadanie (дата обращения: 16.05.2016)
23. Кирия И.В. Зарубежный медиамаркетинг. / И.В. Кирия. - М., 2006. - 653 с.
24. Костылева Н.В. Брендинг как социокультурный феномен: социологический анализ. / Н.В. Костылева. - Екб, 2006. - 229 с.
25. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. - М., 2007. - 646 с.
26. Коханова Ю. Промоушн периодического издания на информационном рынке / Ю. Коханова // Научно-культурологический журнал. - М., 2000. - №10. - С. 156-166.
27. Кочеткова А.И. Рекламное дело. / А.И. Кочеткова. - М., 2011 - 536 с.
28. Крюков А. Ф. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов. / А.Ф. Крюков. - М., 2005. - 365 с.
29. Лазаревич Э.А. Дизайн периодических изданий. / Э.А. Лазаревич.
- М., 2011. - 535 с.
30. Лебедев Я. В. Рекламная газета: структурно-функциональные и жанровые особенности: автореф. дис. канд. филол. наук. / Я.В. Лебедев. - М.,
2005. - 27 с.
31. Лейю Ж.-М. Омоложение бренда. / Ж.-М. Лейю. - М., 2008. - 320 с.
32. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. / М. Маклюэн. - М., 2003. - 566 с.
33. Меркулов С.А. Ребрендинг в России: от эффектного к эффективному / С.А. Меркулов // Российское предпринимательство. - М., 2011. - № 5-1. - С. 80-89.
34. Михеев И.В. Методические аспекты ребрендинга на рынке деловой прессы. / И.В. Михеев. - М., 2013. - 265 с.
35. Морозова И. Г. Рекламный сталкер. Теория и практика
структурного анализа рекламного пространства. / И.Г. Морозова. - М., 2002.
- 372 с.
36. Назайкин А. Н. Рекламная деятельность газет и журналов: практич. пособие. / А.Н. Назайкин. - М., 2002. - 125 с.
37. Назайкин А.Н. Прелести публичной рекламы / А.Н. Назайкин. - Среда. - М., 2011. - С. 20-26.
38. Наумова А. В. Рекламная деятельность: учебное пособие. / А.В. Наумова. - Новосибирск, 2011. - 140 с.
39. Новикова Т.Е. Феномен ребрендинга в массовой коммуникации как отражение рекурсивности медиареальности / Т.Е. Новикова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2011. - С. 479-485.
40. Объем рекламного рынка России в 2000-2011 гг. / Режим доступа: http://www.akarussia.ru/node/2085(дата обращения: 5.03.2016).
41. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году. / Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354(дата обращения: 5.03.2016).
42. Овчинникова О.С. Ребрендинг. / О.С. Овчинникова. - М., 2007. - 388 с.
43. Основы творческой деятельности журналиста // ред.-сост.
С.Г. Корконосенко. - СПб, 2000. - Режим доступа:
http://evartist.narod.ru/text5/58.htm(дата обращения: 4.04.2016).
44. Панаева К.Ф. Печатные издания от А до Я. / К.Ф. Панаева. - М.,
2006. - 532 с.
45. Панкрухин А.П. Маркетинг. / А.П. Панкрухин. - М., 2005. - 325 с.
46. Паршукова О.В. Репозиционирование как инструмент инновационного маркетинга в российских реалиях / О.В. Паршукова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - М., 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 279-285.
47. Радиожурналистика // под ред. А.А. Шереля. - М., 2002. - 504 с.
48. Раис Э. Позиционирование. Битва за умы. / Э. Раис. - СПб, 2007.
- 606 с.
49. Редакторская подготовка изданий / под ред. С.Г. Антоновой. - М., 2012. - 558 с.
50. Репьев А. П. Мудрый рекламодатель. / А.П. Репьев. - СПб, 2003.
- 232 с.
51. Ромат Е.В. Реклама. / Е.В. Ромат. - Екб, 2012. - 610 с.
52. Свободная энциклопедия «Викисловарь». - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/medium(дата обращения: 4.04.2016).
53. Скакодуб А.Ю. Типология рекламных изданий региона (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. канд. фил. н. / А.Ю. Скакодуб. - СПб, 2007. - 34 с.
54. Строкан О. Бесплатные рекламные газеты: пресса для всех / О. Строкан // Индустрия рекламы. М., 2002. №11. С. 13-16.
55. Тихонова Г.П. Настольная книга редактора. / Г.П. Тихонова. - М., 2010. - 467 с.
56. Траут Д. Большие бренды - большие проблемы. Учитесь на чужих ошибках. / Д. Траут. - СПб, 2009. - 415 с.
57. Траут Д. Новое позиционирование. / Д. Траут. - СПб, 2000. - 190 с.
58. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. / В.В. Тулупов. - М., 2012. - 724 с.
59. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. - Воронеж, 2006. - 574 с.
60. Ульянова Т.А. Реклама как объект социологического анализа: автореф. дис. канд. социол. наук. / Т.А. Ульянова. - М., 2006. - 32 с.
61. Ученова В. Реклама в истории человечества / В. Ученова // Наука и жизнь. - М., 2002. - №12. - С. 5-17.
62. Федосова С.А. Роль рекламной информации как неотъемлемая часть культуры современного общества / С.А. Федосова // Языки и литература в поликультурном пространстве. - Барнаул, 2015. - №1. - С. 142¬150.
63. Цвик В. Л. Реклама как вид журналистики. / В.Л. Цвик. - М., 2004. - 360 с.
64. Шаповалов В. А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие. / В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д, 2008. - 545 с.
65. Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений. / В.Г. Шахурин. - М, 2003. - 564 с.
66. Шестакова Л.А. Средства массовой информации в системе общества: автореф. дис. докт. филос. н. / Л.А. Шестакова. - Нижний Новгород, 2000. - 35 с.
67. Щелкунова Е. С. Публицистика, реклама и PR в системе массовых коммуникаций / Е.С. Щелкунова // Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. - М., 2003. - С. 115-123.
68. Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: принципы классификации / Г.Г. Щелкунова // Медиаскоп. - М., 2010. - №4. - С. 21-29.