ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ЗАГОЛОВКОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ 6
1.1. Виды, функции и способы формирования заголовков в материалах
периодических печатных изданий 6
1.2. Значение содержания и оформления заголовков в материалах
периодических печатных изданий 16
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ЗАГОЛОВКАХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 25
11.1. Языковые средства в заголовках газет «Ваша газета», «Республика
Татарстан» и «Российская газета» 25
11.2. Языковая игра в газетных заголовках как средство привлечения
внимания читателей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. РОЛЬ ЗАГОЛОВКОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ 6
1.1. Виды, функции и способы формирования заголовков в материалах
периодических печатных изданий 6
1.2. Значение содержания и оформления заголовков в материалах
периодических печатных изданий 16
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ЗАГОЛОВКАХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ 25
11.1. Языковые средства в заголовках газет «Ваша газета», «Республика
Татарстан» и «Российская газета» 25
11.2. Языковая игра в газетных заголовках как средство привлечения
внимания читателей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Большинство средств массовой информации (СМИ) на сегодняшний день функционирует за счет рекламы. Привлечь рекламодателей можно большим количеством читателей, т.е. потенциальных потребителей, на которых эта реклама и направлена. Привлечь читателей, в свою очередь, можно только интересным контентом, эксклюзивными новостями. Так же, как книгу встречают по обложке, в журналистских материалах читатели в первую очередь смотрят на заголовок, который либо отталкивает, либо вызывает интерес и желание читать дальше.
Рынок СМИ, в том числе и печатных, перенасыщен. В условиях информационного рынка, жесткой конкуренции, борьбы за читателя, средства массовой информации стремятся как можно привлекательнее «упаковать» свою продукцию - преподнести информацию в наиболее яркой, характерной, запоминающейся форме. Упаковка содержания информации - это некоторая интеллектуальная разминка, привлекающая внимание читателей, для чего при составлении текстов необходимо подбирать яркие, броские, остроумные выражения. Лучший способ успешно конкурировать - писать интереснее, чем пишут журналисты других изданий, придумывать завлекающие, запоминающиеся заголовки. Этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Роль заголовка в представлении информации, передаваемой журналистом аудитории, чрезвычайно важна. Заглавия сегодня не только кратко сообщают суть новости (экономя время в случае, если новость в целом не интересна конкретному читателю уже на стадии прочтения заглавия - некоего «анонса» того, о чём пойдёт речь), но и направляют внимание аудитории.
Объектом изучения является текст журналистских заголовков как рамочный элемент публицистического текста в печатных изданиях.
текст заголовков на страницах новостных российских, татарстанских и местных печатных изданий.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление функционально-прагматических характеристик языковых средств в заголовках периодических печатных изданий.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. охарактеризовать виды, функции и способы формирования заголовков печатных изданий;
2. определить значение содержания и оформления заголовков в печатных изданиях;
3. дать функционально-прагматическую характеристику языковым средствам в печатных федеральных, республиканских и городских СМИ;
4. выявить тенденции использования языковых средств в исследуемых газетах: «Ваша газета», «Республика Татарстан» и «Российская газета».
Эмпирической базой дипломной работы являются заголовки к журналистским материалам в печатных СМИ (изданиях «Ваша газета», «Республика Татарстан», «Российская газета»), направленных на освещение событий на территории города Нижнекамска, Татарстана и России в целом - 180 заголовков, по 60 из каждого издания, вышедшие в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Важность заголовка несомненна: именно на заголовок, в первую очередь, обращает внимание читатель, именно заголовок заставляет прочитать статью, именно заголовок передает ее примерное содержание. Заголовок должен быть кратким и емким, мгновенно создавать образ. Подбор привлекательных заголовков может стать «визитной карточкой» печатного издания или журналиста, тем отличительным признаком, который будет узнаваем и любим. Такой заголовок может вызвать положительные или отрицательные эмоции, но равнодушным не оставит.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды М. И. Шостак, А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой, Н. Э. Шишкина
Методы исследования:
- теоретический (работа с литературой по исследуемой теме);
- эмпирический (непосредственная работа с материалами: сплошная выборка, включенное наблюдение, анализ и интерпретация полученных данных, метод статистической обработки данных).
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на кафедре массовых коммуникаций при изучении дисциплин, связанных с основами журналисткой деятельности.
Структура курсовой работы определяется её целями, методами и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложения 1 (даются примеры заголовков анализируемых СМИ) и приложения 2 (результаты анкетирования с целью узнать, как оценивают одни и те же заголовки члены редакции и читатели «Вашей газеты» с точки зрения привлекательности и всегда ли их мнение совпадает; анкетирование проводилось с участием 4 корреспондентов и 4 читателей, респонденты ставили + или - в зависимости от того, считают ли они конкретное заглавие привлекательным и побуждающим к дальнейшему чтению).
Рынок СМИ, в том числе и печатных, перенасыщен. В условиях информационного рынка, жесткой конкуренции, борьбы за читателя, средства массовой информации стремятся как можно привлекательнее «упаковать» свою продукцию - преподнести информацию в наиболее яркой, характерной, запоминающейся форме. Упаковка содержания информации - это некоторая интеллектуальная разминка, привлекающая внимание читателей, для чего при составлении текстов необходимо подбирать яркие, броские, остроумные выражения. Лучший способ успешно конкурировать - писать интереснее, чем пишут журналисты других изданий, придумывать завлекающие, запоминающиеся заголовки. Этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Роль заголовка в представлении информации, передаваемой журналистом аудитории, чрезвычайно важна. Заглавия сегодня не только кратко сообщают суть новости (экономя время в случае, если новость в целом не интересна конкретному читателю уже на стадии прочтения заглавия - некоего «анонса» того, о чём пойдёт речь), но и направляют внимание аудитории.
Объектом изучения является текст журналистских заголовков как рамочный элемент публицистического текста в печатных изданиях.
текст заголовков на страницах новостных российских, татарстанских и местных печатных изданий.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление функционально-прагматических характеристик языковых средств в заголовках периодических печатных изданий.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. охарактеризовать виды, функции и способы формирования заголовков печатных изданий;
2. определить значение содержания и оформления заголовков в печатных изданиях;
3. дать функционально-прагматическую характеристику языковым средствам в печатных федеральных, республиканских и городских СМИ;
4. выявить тенденции использования языковых средств в исследуемых газетах: «Ваша газета», «Республика Татарстан» и «Российская газета».
Эмпирической базой дипломной работы являются заголовки к журналистским материалам в печатных СМИ (изданиях «Ваша газета», «Республика Татарстан», «Российская газета»), направленных на освещение событий на территории города Нижнекамска, Татарстана и России в целом - 180 заголовков, по 60 из каждого издания, вышедшие в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Важность заголовка несомненна: именно на заголовок, в первую очередь, обращает внимание читатель, именно заголовок заставляет прочитать статью, именно заголовок передает ее примерное содержание. Заголовок должен быть кратким и емким, мгновенно создавать образ. Подбор привлекательных заголовков может стать «визитной карточкой» печатного издания или журналиста, тем отличительным признаком, который будет узнаваем и любим. Такой заголовок может вызвать положительные или отрицательные эмоции, но равнодушным не оставит.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды М. И. Шостак, А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой, Н. Э. Шишкина
Методы исследования:
- теоретический (работа с литературой по исследуемой теме);
- эмпирический (непосредственная работа с материалами: сплошная выборка, включенное наблюдение, анализ и интерпретация полученных данных, метод статистической обработки данных).
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на кафедре массовых коммуникаций при изучении дисциплин, связанных с основами журналисткой деятельности.
Структура курсовой работы определяется её целями, методами и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложения 1 (даются примеры заголовков анализируемых СМИ) и приложения 2 (результаты анкетирования с целью узнать, как оценивают одни и те же заголовки члены редакции и читатели «Вашей газеты» с точки зрения привлекательности и всегда ли их мнение совпадает; анкетирование проводилось с участием 4 корреспондентов и 4 читателей, респонденты ставили + или - в зависимости от того, считают ли они конкретное заглавие привлекательным и побуждающим к дальнейшему чтению).
Заголовок - важнейший элемент текста, представляющий своеобразное «лицо» текста, с которого начинается знакомство читателя с текстом. Читатели решают, какой материал прочесть, по заголовку. Именно в данном элементе содержание произведения обобщается и представляется в наиболее сжатой форме. Заголовок сообщает, каким будет характер содержания, ориентирует восприятие на сферу деятельности, которая воспроизводится в тексте.
В нашем исследовании мы исходили из того, что главный фактор формирования речевого произведения - прагматическая установка автора на выполнение определенной коммуникативной задачи, т.е. отправной точкой в процессе создания текста служит авторский замысел. От этого замысла зависит синтаксическая структура и семантическое наполнение заголовка.
Другими словами, мы рассматривали заголовок как относительно самостоятельный фрагмент текста, воплощающий определенное коммуникативное действие автора через разные языковые средства.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы проанализировали заглавия к журналистским материалам на страницах трех СМИ - «Российская газета», «Республика Татарстан» и «Ваша газета» по различным пунктам в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2015 года, для того чтобы определить, какие средства привлечения внимания аудитории встречаются в печатных изданиях.
В соответствии с концепцией функционально-прагматического членения текста заголовки характеризуются нами по следующей схеме: 1) обобщенное содержание; 2) коммуникативная цель заголовков; 3) коммуникативный регистр; 4) семантическая структура заглавий; 5) синтаксическая специфика; 6) морфологические особенности; 7) лексические признаки.
К общим закономерностям функционально-прагматического использования языковых средств в исследуемых газетах - «Российская газета», «Республика Татарстан» и «Ваша газета» - можем отнести следующие:
1. в основном используются простые заглавия и заголовочные комплексы;
2. наблюдается тенденция к все более редкому использованию в заголовках СМИ вопросительной формы предложения;
3. набирает популярность использование художественно-образного определения - эпитета;
4. не используются в последнее время и такие средства выразительности, как повтор, просторечие, гипербола, а также жаргонизмы и авторские слова;
5. такие графические средства шрифтового выделения, как цветовые, в современных СМИ утратили свою популярность и больше не встречаются;
6. наблюдается тенденция к использованию надзаголовков (в последнее время используются чаще, чем более традиционные подзаголовки).
На этом фоне особо можно отметить общий процент использования различных средств выразительности: встречаются они лишь в каждом третьем заголовке (32% от общего количества заглавий).
Такой способ привлечения внимания аудитории, как языковая игра, используется лишь в 27% заглавий. К основным особенностям использования языковой игры относим следующие:
1. в основном используются заголовки с прямым цитированием прецедентного текста (35% заглавий) и трансформацией прецедентного текста (33%);
2. употребление языковой игры в заголовках печатных СМИ встречается все реже;
3. приемы языковой игры, употребляемые при создании заголовков данных средств массовой информации, становятся всё менее разнообразными;
4. отечественными СМИ используются такие виды языковой игры, как каламбуры и прецедентные тексты. Оттабревиаты и слова-матрешки не встречаются;
5. с относительным постоянством используются такие приемы, как прямое цитирование прецедентного текста, трансформация прецедентного текста и многозначность;
6. прослеживается тенденция к постепенному сокращению употребления такого приема языковой игры, как омонимия;
7. крайне непопулярны приемы контраста, иронии, парадокса и употребления неологизмов.
Таким образом, заголовок является обязательной частью текста и представляет в сжатом виде содержание материала, играет ключевую роль в структуре журналистского текста. Заголовки в концентрированном виде представляют информацию читательской аудитории и заставляют ее узнать подробности. Функционально-прагматическая цель заглавий заключается в четкой и ясной передаче главного факта, а также привлечении читателя и оказания на него определенного воздействия.
В нашем исследовании мы исходили из того, что главный фактор формирования речевого произведения - прагматическая установка автора на выполнение определенной коммуникативной задачи, т.е. отправной точкой в процессе создания текста служит авторский замысел. От этого замысла зависит синтаксическая структура и семантическое наполнение заголовка.
Другими словами, мы рассматривали заголовок как относительно самостоятельный фрагмент текста, воплощающий определенное коммуникативное действие автора через разные языковые средства.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы проанализировали заглавия к журналистским материалам на страницах трех СМИ - «Российская газета», «Республика Татарстан» и «Ваша газета» по различным пунктам в период с 1 января 2011 по 31 декабря 2015 года, для того чтобы определить, какие средства привлечения внимания аудитории встречаются в печатных изданиях.
В соответствии с концепцией функционально-прагматического членения текста заголовки характеризуются нами по следующей схеме: 1) обобщенное содержание; 2) коммуникативная цель заголовков; 3) коммуникативный регистр; 4) семантическая структура заглавий; 5) синтаксическая специфика; 6) морфологические особенности; 7) лексические признаки.
К общим закономерностям функционально-прагматического использования языковых средств в исследуемых газетах - «Российская газета», «Республика Татарстан» и «Ваша газета» - можем отнести следующие:
1. в основном используются простые заглавия и заголовочные комплексы;
2. наблюдается тенденция к все более редкому использованию в заголовках СМИ вопросительной формы предложения;
3. набирает популярность использование художественно-образного определения - эпитета;
4. не используются в последнее время и такие средства выразительности, как повтор, просторечие, гипербола, а также жаргонизмы и авторские слова;
5. такие графические средства шрифтового выделения, как цветовые, в современных СМИ утратили свою популярность и больше не встречаются;
6. наблюдается тенденция к использованию надзаголовков (в последнее время используются чаще, чем более традиционные подзаголовки).
На этом фоне особо можно отметить общий процент использования различных средств выразительности: встречаются они лишь в каждом третьем заголовке (32% от общего количества заглавий).
Такой способ привлечения внимания аудитории, как языковая игра, используется лишь в 27% заглавий. К основным особенностям использования языковой игры относим следующие:
1. в основном используются заголовки с прямым цитированием прецедентного текста (35% заглавий) и трансформацией прецедентного текста (33%);
2. употребление языковой игры в заголовках печатных СМИ встречается все реже;
3. приемы языковой игры, употребляемые при создании заголовков данных средств массовой информации, становятся всё менее разнообразными;
4. отечественными СМИ используются такие виды языковой игры, как каламбуры и прецедентные тексты. Оттабревиаты и слова-матрешки не встречаются;
5. с относительным постоянством используются такие приемы, как прямое цитирование прецедентного текста, трансформация прецедентного текста и многозначность;
6. прослеживается тенденция к постепенному сокращению употребления такого приема языковой игры, как омонимия;
7. крайне непопулярны приемы контраста, иронии, парадокса и употребления неологизмов.
Таким образом, заголовок является обязательной частью текста и представляет в сжатом виде содержание материала, играет ключевую роль в структуре журналистского текста. Заголовки в концентрированном виде представляют информацию читательской аудитории и заставляют ее узнать подробности. Функционально-прагматическая цель заглавий заключается в четкой и ясной передаче главного факта, а также привлечении читателя и оказания на него определенного воздействия.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЛАМБУРОВ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЗАГОЛОВКАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Заголовки новостных текстов в качественной англоязычной прессе как объект лингвистического исследования
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ И ИХ УЧЕТ В ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Лингвистические и паралингвистические средства воздействия на читателя в экранной культуре (на материале электронного журнала «Арзамас»)
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Библейские прецедентные феномены в заголовках современных газет (в аспекте конструктивных черт массмедийного дискурса)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В ЗАГОЛОВКАХ ТЕКСТОВ ЖАНРА «FEATURES»
(НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ
КАЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЫ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ИНВЕРСИЯ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ (На материале газет «The Guardian», «The Daily Mail», «ВВС», «The Telegraph», «The Times») за периоды времени январь-март 2017 и январь-март 2019
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТЕЙ О КИТАЕ)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ И СРЕДСТВА ЕЕ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



