ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕЙ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
1.1. Сущность понятия медиапотребление 7
1.2. Формирование контента региональных, местных СМИ 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ Г.ОКТЯБРЬСКИЙ.26
2.1. СМИ г. Октябрьский: характеристика, современное состояние 26
2.2. Потребление информационной продукции жителями г. Октябрьский .... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5757
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение 1. Опрос редакторов СМИ г. Октябрьский 6666
Приложение 2. Ответы редакторов СМИ г. Октябрьский на опрос 6767
Приложение 3. Анкета жителей г. Октябрьский 700
Первое десятилетие XXI века обернулось дальнейшим развитием информационно-коммуникационных технологий, начавшимся еще в 1970-е годы под флагом цифровой революции, и прежде всего, становлением интернета в качестве главной коммуникационной среды в обществе. За время своего существования интернет как объединенная сеть сумел развиться из военной разработки во всеобщее глобальное пространство коммуникации, хранения, передачи и взаимодействия с информацией. Интернет не просто создал новое информационное пространство - его распространение привело к трансформации социальной организации общества и становлению сети как главного принципа общественной организации, а самого интернета - как материальной основы реализации сетевого принципа. В соответствии с трансформировавшейся социальной структурой современного общества изменилось и большинство общественных процессов - от глобальных, затрагивающих человечество в целом до повседневных, касающихся жизни отдельного человека.
Медиапотребление, как обязательный элемент повседневной жизни каждого человека, изменилось одним из первых, объединив в одной среде текст, видео и аудио, автономные, вещательные и сетевые медиа, а так же создав безграничное пространство для хранения самого разнообразного контента, предоставил индивиду небывалые до этого возможности потреблять и взаимодействовать с информацией. Теперь он может смотреть, слушать и читать, что хочет без привязки ко времени и месту, обсуждать и делиться информацией с другими, а так же бесконечно создавать, копировать и сохранять контент, потратив на это минимум временных и материальных затрат. К тому же, у индивида появилось множество новых устройств для совершения онлайн-практик - к привычному персональному компьютеру добавились смартфон, планшет, «подключенный» телевизор, которые благодаря своим технологическим возможностям и пользовательским свойствам существенно изменили поведение пользователя в медиапространстве, вследствие чего оно стало отличаться от его поведения и привычек полвека или даже двадцать лет назад.
Согласно классическому определению, медиапотребление - это количественная и качественная оценка медиа-каналов (информационных или развлекательных СМИ), используемых одним человеком или группой людей. В широком смысле сюда относится чтение газет и журналов, просмотр телепрограмм и прослушивание радио, интернет-активность (в том числе с мобильных устройств - учитывается отдельно). Основные вопросы, которые рассматриваются в рамках медиапотребления - это количество используемых человеком СМИ, их качество, разнообразие. Одна часть населения способна смотреть телеканалы около шести часов в день, другая за три часа успевает и прочитать газеты, и прослушать радиоэфир, и заняться мониторингом новостных сайтов.
Представляется актуальным изучение процессов медиапотребления в современных условиях в среднестатистических российских городах с невысокой плотностью и небольшой численностью населения, так как в данном контексте именно этот сегмент менее всего изучен.
Степень изученности темы. Изучению проблем медиапотребления и медиаповедения личности посвящены работы многих отечественных исследователей, в которых исследуются социальные и психологические проблемы функционирования и влияния СМИ на аудиторию, анализа взаимодействия личности и массмедиа (Н.Н. Богомолова, Е.Л. Вартанова, Ю.Н. Долгов, И.В. Жилавская, А.С.Коповой, В.П. Коломиец, Г.Н. Малюченко, Г.С. Мельник, О.Т. Мельникова, И.А. Полуэхтова, Е.Е. Пронина, А.В. Федоров, И. Д. Фомичева, И. В. Челышева, А. И. Черных и другие). При этом необходимо отметить, что анализируя, по сути, один и тот же феномен (или, по крайней мере, различные аспекты одной проблемы) - социальное поведение личности в медиатизированном мире, - разные исследователи используют различные термины: «медиаповедение», «информационное поведение», «коммуникационное и потребительское поведение в контексте массмедиа». Вместе с тем, «проблемы сформированности медиакультуры личности в содержательном смысле всеми исследователями связывается с медиаповедением человека. Даже тогда, когда изучаются конкретные виды медиапотребления, фактически речь идет об особенностях медиаповедения личности, поскольку медиапотребление - это один из индикаторов, и вместе с тем одна из форм медиаповедения».
Объектом исследования в работе служит медиапотребление, предметом - медиапотребление в г. Октябрьский республики Башкортостан.
Цель исследования - выявление структуры медиапотребления г. Октябрьский. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятия медиапотребление;
- определить формирование контента местных СМИ;
- изучить медиапространство г. Октябрьский: дать характеристику и определить современное состояние;
- провести интервью главных редакторов г. Октябрьский
- проанализировать медиапотребление местных жителей с помощью опроса;
- определить удовлетворённость горожан контентом местных СМИ.
В качестве эмпирической базы в работе использованы СМИ и социальные медиа г. Октябрьский республики Башкортостан, интервью редакторов, а также опрос горожан.
Теоретическая база исследования основана работах следующих авторов: Волкова В. Н., Долгов Ю.Н., Ильмухин В.Н., Каширина Е.В., Козлов и ряд других авторов.
Методологическая база исследования - контент-анализ, изучение и проработка документов, интервью, опрос.
Хронологические рамки - первое полугодие 2016 года
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Первая глава носит преимущественно теоретический характер и посвящена трактовке медиапотребления и изучению формирования контента региональных СМИ. Вторая глава, практическая, описывает медиапотребление в г. Октябрьский и информационное поле города.
В данной дипломной работе мы дали определение сущности понятия медиапотребление. Также изучили формирование контента местных СМИ и медиапространство г. Октябрьский, дали ему характеристику, определили современное состояние. Проанализировали медиапотребление местных жителей с помощью опроса и определили удовлетворённость горожан контентом местных СМИ.
Несмотря на многообразие теоретических подходов, можно сделать вывод, что медиапотребление - это, прежде всего, деятельность, связанная с приобретением или использованием медиапродукции, в ходе которой потребитель удовлетворяет свои информационные, коммуникационные, экономические и другие потребности и интересы (чтение выпусков печатных газет, ознакомление с веб-страницами, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач и другое).
Дальнейшее развитие медиасреды связано с расширением свободы доступа к контенту, то есть с созданием условий, при которых потребитель сможет получить любой контент на любое устройство (мобильный телефон, компьютер, телевизор), в любом месте (дома, в пути) и в любое время. Поэтому Интернет-СМИ активно вытесняют традиционные. Эксперты прогнозируют, что в 2017 году россияне будут проводить с медиа в среднем 9 часов, при этом интернет будет доминировать в медиасфере. Эта тенденция очень ярко выражена. Россияне во всех возрастных группах сокращают время потребления СМИ, но взамен тратят все больше времени на общение и чтение новостей в Сети.
В ходе исследования нами были проведены интервью главных редакторов и опрос жителей города Октябрьский. Полученные результаты позволяют сопоставить позиции, мнения и взгляды обеих сторон и сравнить насколько ожидания каждой из них, схожи с реальностью - другой. Достаточно большой процент числа респондентов посвящает все свое свободное время ознакомлению со средствами массовой информации. Наиболее активны в изучении местных СМИ женщины. Если рассматривать аудиторию с точки зрения вида деятельности, то среди зрителей/слушателей/читателей Октябрьского чаще встречаются работники среднего звена. Из возрастных категорий самая активная аудитория - горожане от 20 до 39 лет. Кроме того, мы смогли выявить портрет аудитории каждого видов СМИ Октябрьского. Но не все редакторы четко могут описать портрет своего читателя/зрителя. Что осложняет процесс формирования контента, востребованного аудиторией. Тем не менее, редакторы готовы корректировать контент издания под запросы своих читателей/зрителей. Октябрьцы, в свою очередь, четко знают, какую информацию они хотят потреблять через местные СМИ. Эти запросы, на сегодняшний день, совпадают с реальным контентом. О чем мы можем говорить, проведя контент-анализ СМИ Октябрьского. Из итогов интервью и опроса, можно сделать уверенный вывод, что социальные сети приобретают большую популярность и становятся площадкой не только продвижения средств массовой информации, но и их аналогом. Это подтверждают, как редакторы, так и горожане.
Полученные результаты исследования имеют перспективы практического использования. По итогам опроса, местные редакции могут провести своего контента и преобразовать его. Так, на момент сбора информации для эмпирической базы, результатами заинтересовались главные редакторы СМИ города Октябрьский и студенты других вузов, изучающих схожие темы.
1. «Гвардия» показала свою силу и ловкость // Oktlife.ru. - Режим
доступа: http://new.oktlife.ru/articles/gvardiya-pokazala-svoyu-silu-i-lovkost
(дата обращения: 20.05.2016).
2. Агапитов Г. Новогодние подарки / Г. Агапитов// Октябрьский
нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=26489&t=%CD%EE%E2%EE%E3%EE%E4%ED %E8%E5%20%EF%EE%E4%E0%F0%EA%E8 (дата обращения: 20.05.2016).
3. Арсланова С. Авария вернула меня в детство / С. Арсланова //
Октябрьский нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=25601&t=%C0%E2%E0%F0%E8%FF%20%E2% E5%F0%ED%F3%EB%E0%20%EC%E5%ED%FF%20%E2%20%E4%E5%F2% F1%F2%E2%EE (дата обращения: 20.05.2016).
4. Гамина Е. Люди с неограниченными возможностями / Е. Гамина
// Октябрьский нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27328&t=%CB%FE%E4%E8%20%F1%20%ED% E5%EE%E3%F0%E0%ED%E8%F7%E5%ED%ED%FB%EC%E8%20%E2%EE %E7%EC%EE%E6%ED%EE%F1 %F2%FF%EC%E8 (дата обращения:
20.05.2016).
5. Гурьянова Л. Прыжок с парашюта: сюжет от 18.08.2013 /
Л. Гурьянова // Студия-1. - Октябрьский, 2013.
6. Гурьянова Л. Повар-кондитер: сюжет от 15.09.2013 /
Л. Гурьянова // Студия-1. - Октябрьский, 2013.
7. Гурьянова Л. Пекарь: сюжет от 20.10.2013 / Л. Гурьянова //
Студия-1. - Октябрьский, 2013.
8. Демьяник В. Вы любите меня? / В. Демьяник// Октябрьский
нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=25674&t=%C2%FB%20%EB%FE%E1%E8%F2% E5%20%EC%E5%ED%FF (дата обращения: 20.05.2016).
9. Дружинин М. Дневник Бросающего курить / М. Дружинин //
Октябрьский нефтяник. Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27173&t=%C4%ED%E5%E2%ED%E8%EA%20 %E1%F0%EE%F1%E0%FE%F9%E5%E3%EE%20%EA%F3%F0%E8%F2%FC (дата обращения 10.05.2016);
10. Житель Октябрьского задал вопрос Путину // Oktlife.ru. - Режим
доступа: http://new.oktlife.ru/articles/zhitel-oktyabrskogo-zadal-vopros-putinu/
(дата обращения: 20.05.2016).
11. Иванищева О.Н. Медиапространство в условиях современных социальных трансформаций: региональное измерение. / О.Н. Иванищева. - Режим доступа: http://www.os.x-pdf.ru/20filologiya/443422-1-udk-070-3166- ivanischeva-olga-nikolaevna-ivanishcheva-olga-nikol.php(дата обращения: 20.05.2016).
12. Игнатушко Г. Готовят сани летом / Г. Игнатушко// Октябрьский
нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27342&t=%C3%EE%F2%EE%E2%FF%F2%20% F1%E0%ED%E8%20%EB%E5%F2%EE%EC (дата обращения: 20.05.2016).
13. Испытано на себе // Октябрьский нефтяник. - Режим доступа: http://oz.com.ru/index.php?srch=%E8%F1%EF%FB%F2%E0%ED%EE+%ED% E0+%F1%E5%E1%E5 (дата обращения: 20.05.2016).
14. Истомин В. Холодная королева печали / В. Истомин //
Октябрьский нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27198&t=%D5%EE%EB%EE%E4%ED%E0%FF %20%EA%EE%F0%EE%EB%E5%E2%E0%20%EF%E5%F7%E0%EB%E8 (дата обращения: 8.05.2016).
15. Корда Е. Прямой разговор. Газ / Е. Корда // Октябрьский-ТВ. -
Режим доступа: http://vk.com/videos-103241470?section=all&z=video-
03241470_456239035%2Fclub103241470%2Calbum-103241470%2Fpl_- 103241470 (дата обращения: 20.05.2016).
16. Новости 31.12.2015 // UTV. - Режим доступа:
http://vk.com/videos-30892386?section=all&z=video- 30892386_171393438%2Fclub30892386%2Calbum-30892386%2Fpl_-30892386(дата обращения: 20.05.2016).
17. Новости 6.05.2016 // Студия-1. - Режим доступа:
https://vk.com/video102459691_456239053?api_access_key=a23e816a26bace4291 (дата обращения: 20.05.2016).
18. Новости 18.05.2016 // UTV. - Режим доступа:
http://vk.com/videos-30892386?section=all&z=video- 30892386_456239155%2Fclub30892386%2Calbum-30892386%2Fpl_-30892386(дата обращения: 20.05.2016).
19. О нас // Oktlife.ru. - Режим доступа: http://oktlife.ru/about/reklama/(дата обращения: 9.05.2016).
20. Республика лидеры - Октябрьскийдан // Туган як. - Октябрьский,
2013. - №12. - С. 1.
21. Садыкова З. Предназначение / З. Садыкова // Октябрьский
нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27345&t=%CF%F0%E5%E4%ED%E0%E7%ED %E0%F7%E5%ED%E8%E5 (дата обращения: 20.05.2016).
22. Садыкова Н. Октябрьцы отправляются на «Вахту памяти» /
Н. Садыкова // Октябрьский нефтяник. Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27175&t=%CE%EA%F2%FF%E1%F0%FC%F6% FB%20%EE%F2%EF%F0%E0%E2%EB%FF%FE%F2%F1%FF%20%ED%E0% 20%AB%C2%E0%F5%F2%F3%20%EF%E0%EC%FF%F2%E8%BB (дата
обращения: 8.05.2016).
23. Смородинов А. Встретимся у «Фонтана» / А. Смородинов//
Октябрьский нефтяник - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27344&t=%C2%F1%F2%F0%E5%F2%E8%EC% F 1%FF%20%F3%20%AB%D4%EE%ED%F2%E0%ED%E0%BB... (дата
обращения: 20.05.2016).
24. Чукаев Н. «Гвардия» в деле / Н. Чукаев// Октябрьский нефтяник.
- Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=27337&t=%AB%C3%E2%E0%F0%E4%E8%FF% BB%20%E2%20%E4%E5%EB%E5 (дата обращения: 20.05.2016).
25. Чукаев Н. Бездомная Люся стала испанкой / Н. Чукаев//
Октябрьский нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=25965&t=%C1%E5%E7%E4%EE%EC%ED%E0 %FF%20%CB%FE%F1 %FF%20%F1 %F2%E0%EB%E0%20%E8%F1 %EF%E0 %ED%EA%EE%E9 (дата обращения: 20.05.2016).
26. Чукаев Н. Самая страшная болезнь - равнодушие / Н. Чукаев//
Октябрьский нефтяник. - Режим доступа:
http://oz.com.ru/index.php?id=25385&t=%D1%E0%EC%E0%FF%20%F1%F2% F0%E0%F8%ED%E0%FF%20%E1%EE%EB%E5%E7%ED%FC%20%97%20% F0%E0%E2%ED%EE%E4%F3%F8%E8%E5 (дата обращения: 20.05.2016).
27. Чыдап булмас // Туган як. - Октябрьский, 2013. - №8. - С. 4.
28. Чын Себер егете // Туган як. - Октябрьский, 2013. - №9. - С. 2.
29. Пристав из Октябрьского собрала 13 млн рублей долгов по
налогам // Oktlife.ru. - Режим доступа: http://new.oktlife.ru/articles/pristav-iz- oktyabrskogo-sobrala-13-mln-rubley-dolgov-po-nalogam (дата обращения:
20.05.2016).
Литература:
30. Авдулова Т.П. Социализация подростков в информационном пространстве / Т.П. Авдулова. - М., 2012. - №3. - 203 с.
31. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М., 2016. - 451 с.
32. Бодрийяр Ж. Симуляры и симуляция / Ж. Бодрийяр. - М., 2015. - 518 с.
33. Волкова В.Н. Читатель и чтение в медиапространстве: попытки осмысления / В.Н. Волкова. - Новосибирск, 2012. - 150 с.
34. Выготский А.С. Психология развития как феномен культуры /
А.С. Выготский. - М., 2012. - 387 с.
35. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н.А. Голядкин. - М., 2014. - 214 с.
36. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. - М., 2015. - 195 с.
37. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе / А.А.
Грабельников. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011. - 192 с.
38. Деркач А.А. Идеологическое воздействие: социально¬
психологические и педагогические аспекты / А.А. Деркач. - М., 2013. - 239 с.
39. Дженжебир О.Н. Структурная характеристика
медиапространства региона / О.Н. Дженжебир. - Воронеж, 2014. - 431 с.
40. Долгов Ю.Н. Возможности и риски интеграции медийного и образовательного пространств / Ю.Н. Долгов. - Саратов, 2013. - 184 с.
41. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории / В.В. Егоров. - М.,
2014 - 315 с.
42. Жижина М.В. Медиаповедение в объективе социальных наук / М.В. Жижина. - М., 2014. - 261 с.
43. Засорина Т.Н. Профессия - журналист / Т.Н. Засорина. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2014. - 371 с.
44. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский. - М., 2012. - 238 с.
45. Иванов В.Ф. Журналистская этика / В.Ф. Иванов. - М., 2011. - 196 с.
46. Ильмухин В.Н. Опыт изучения медиапотребления в
многозадачном режиме: методология и основные результаты /
В.Н. Ильмухин. - Челябинск, 2016. - 356 с.
47. Ильмухин В.Н. Современные практики медиапотребления: методологический аспект изучения / В.Н. Ильмухин. - Майкоп, 2015. - 224 с.
48. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Речь, 2013. - 405 с.
49. Качкаева А.Г. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций / А.Г. Качкаева. - М., 2012. - 329 с.
50. Каширина Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качеств знаний специалиста образования / Е.В. Каширина. - М., 2012. - 380 с.
51. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального
творчества. / М.Н. Ким. - СПб, 2014. - 396 с.
52. Козлова М.М. История отечественных средств массовой
информации / М.М. Козлова. - Ульяновск, 2012. - 209 с.
53. Козлов С.Г. Основные тенденции развития СМИ в условиях формирования глобального информационного пространства / С.Г. Козлов. - М., 2011. - 420 с.
54. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец. - М., 2013. - 374 с.
55. Коновалова О.В. Основы журналистики / О.В. Коновалова. - М.,
2015. - 240 с.
56. Копова А.С. Перспективы и динамика развития современного информационного пространства / А.С. Копова. - Пенза, 2014. - 315 с.
57. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. - М: Аспект Пресс, 2013. - 285 с
58. Лизунова И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления / И.В. Лизунова. - М., 2012. - 267 с.
59. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 360 с.
60. Михайлов С.А. Журналистика Соединённых Штатов Америки /
С.А. Михайлов. - СПб, 2014 г. - 204 с.
61. Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления
исследований / Е.Г. Ним. - М., 2013. - 336 с.
62. Смирнов В.М. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход / Смирнов В.М. - Саратов, 2011. - 228 с.
63. Станько А.И. История мировой журналистики / А.И. Станько. - Ростов-н/Д, 2013. - 715 с.
64. Уильямс Г. Чем больше смотрим, тем меньше видим / Г. Уильямс. - М., 2012. - 349 с.
65. Чернавский А.С. Особенности современного медиапотребления и феномен новых медиа / А.С. Чернавский. - М., 2015. - 381 с.
66. Черных А.И. Мир современных медиа / А.И. Черных. - М.: Территория будущего, 2012. - 285 с.
67. Шелонаев С.И. Топология медиапространства / С.И. Шелонаев. - Тамбов, 2011. - 295 с.
68. Щербакова А.В. Проблемы культуры медиопотребления молодого поколения в эпоху информатизации / А.В. Щербакова. - М., 2015. - 311 с.
69. Юдина Е.Н. Медиапространство как новая социологическая категория / Е.Н. Юдина. - М., 2014. - 460 с.
70. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система / Е.Н. Юдина. - М., 2015. - 328 с.