Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ИНТЕРВЬЮ В ТВОРЧЕСТВЕ ЖУРНАЛИСТА ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА

Работа №84155

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ В
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. Метод интервью в журналистской практике 7
1.2. Специфика использования метода интервью на телевидении 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ
ЖУРНАЛИСТОМ В. ПОЗНЕРОМ 30
2.1. Речевое поведение В. Познера в интервью 31
2.2. Метод интервью в телевизионном продукте В. Познера 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теоретики называют несколько основных функций журналистики: непосредственно-организаторскую, социально-ориентирующую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, производственно-экономическую, рекреативную. Особые, первостепенные задачи выполняет информационно- коммуникативная функция, которая считается исходной функцией журналистики. Коммуникации в СМИ представляют собой сложные процессы получения, распространения информации и налаживания коммуникаций. Самым распространенным, ценным и уникальным источником информации является человек, а один из самых популярных методов в журналистике - интервью.
Интервью обладает множеством достоинств. Этот метод граничит с беседой, что позволяет интервьюеру создать непринужденную обстановку и направлять ход разговора. Интервью подразумевает личную встречу коммуникантов, журналист имеет возможность наладить доверительный контакт, наблюдать за реакциями интервьюируемого, менять настроение и ход разговора. Кроме того, в ходе устной беседы интервьюер может корректировать вопросы и их последовательность, уточнять или разъяснять противоречивую информацию.
Метод интервью широко распространен среди журналистов, социологов, психологов, психиатров и криминологов. К примеру, в психиатрии интервью представляет собой клиническую глубинную беседу, которая позволяет не только получить информацию о пациенте, но и провести терапевтическую процедуру. Подобное явление мы наблюдаем и в журналистике, когда интервью представляет собой метод сбора информации и метод составление портрета интервьюируемого. Продуманная беседа коммуникантов способствует рефлексии героя, раскрытию его личности, озвучиванию новых фактов. При этом огромную роль играет личность журналиста-интервьюера, его образ, поведение, тактика общения, построение вопросов. На эффективность интервью также влияют опыт журналиста, его багаж знаний, умение задавать вопросы и выстраивать беседу. Именно от интервьюера зависит успех или неудача беседы, ценность и уникальность полученной информации, а также реакция аудитории на готовый информационный продукт.
Примером опытного, убедительного, эрудированного журналиста является В. Познер. В первую очередь, В. Познер популярен как телевизионный интервьюер, что делает его творчество ценным для нашего исследования. Телеведущий имеет множество профессиональных наград, в числе которых Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и самая престижная награда Союза журналистов России «Легенды российской журналистики», он является девятикратным лауреатом «ТЭФИ», в 2009 г. получил «ТЭФИ» «За личный вклад в развитие Российского телевидения», вошел в 20 популярных телеведущих в 2009 году по версии TNS Gallup Media. Славу журналиста Познера подтверждают и исследования Фонда Общественное Мнение . По данным ФОНа, В. Познер не покидает тройку самых авторитетных журналистов России с 2001 по 2014 год. По результатам другого исследования ФОНа, россияне считают его, в первую очередь, правдивым, объективным, справедливым, высокоинтеллектуальным, опытным телеведущим.
Актуальность данного исследования состоит в том, что оно позволит выявить особенности использования метода интервью в телевизионном творчестве В. Познера и определить составляющие успешного интервью. Степень изученности метода интервью в телевизионной журналистике невысокая, поскольку интервью в теории телевизионной журналистики чаще упоминается как жанр или отожествляется с ним. Кроме того, телевидение и экранная продукция являются самостоятельными компонентами СМИ, которые нуждаются в системном и систематическом исследовании своей природы, формы и содержания. Дефицит научной классификации телепродукции можно объяснить тем, что телевизионные произведения трансформируются с большой скоростью и подстраиваются под интересы аудитории.
Объектом нашего исследования является метод интервью.
Предмет исследования -использование метода интервью в телевизионной журналистике.
Цель дипломной работы - изучение метода интервью в авторской программе и фильмах В. Познера.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить виды, формы, этапы организации интервью;
2. рассмотреть особенности использования метода интервью на телевидении;
3. выявить речевые конструкции и приемы, используемые В. Познером во время интервью;
4. определить визуальные составляющие телеинтервью В. Познера.
Изучением особенностей метода интервью занимались многие известные ученые и специалисты, в их числе М.М. Лукина, А.В. Колесниченко, Г.С. Мельник, С.Н. Ильченко. Труды именно этих ученых легли в теоретическую основу нашего исследования.
В ходе исследования мы пользовались следующими методами:
анализ и синтез - при изучении теоретической литературы для выявления характеристики интервью, его особенностей по сравнению с другими журналистскими методами;
наблюдение и системный анализ - при изучении творческой деятельности журналиста (применяли следующие критерии анализа: умение работать в различных жанрах (информационных, аналитических, художественно-публицистических),владение методами предъявления фактов (описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация), использование объектов творчества журналиста (какие проблемы и темы разрабатывает журналист, его тематическая специализация);
описательный метод с элементами количественного (статистического) анализа, включенное наблюдение - при изучении особенностей программ и телеинтервью В. Познера.
Эмпирической базой исследования являются выпуски программы «Познер» (60 выпусков, с 30 мая 2014 г. по 25 апреля 2016г.), фильмы «Одноэтажная Америка»(16 серий, 2006 г.), «Тур де Франс»(13 серий, 2009 г.), «Их Италия»(10 серий, 2011 г.), «Германская головоломка» (8 серий, 2012 г.), «Англия в общем и в частности» (10 серий, 2014 г.), «Еврейское счастье» (8 серий, 2015 г.).
Хронологические рамки исследования: октябрь 2015 года - май 2016 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. В телеинтервью коммуникантами выступают интервьюер,
интервьюируемый и телезритель.
2. В речевом поведении интервьюера допускается активное
употребление закрытых вопросов и повествовательных предложений.
3. Телеинтервьюеру важно определить один из ведущих компонентов своего имиджа.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы изучаем использование метода интервью одним журналистом в двух проектах, различных по жанру и составу телеведущих.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в учебной дисциплине с целью объяснить начинающим журналистам составляющие успешного, интересного, актуального авторского интервью.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интервью является самым распространенным методом сбора информации в журналистике. Попадая в профессию, начинающий журналист непременно сталкивается с интервью. Этим же методом пользуются опытные мастера печати, телевидения и радио. В интервью не существует ограничений по возрасту интервьюера, его специализации, жанровых предпочтений и места работы, это универсальный и эффективный способ сбора информации.
Общение журналиста и респондента - лишь вершина айсберга, который мы называем интервью. Данный метод предполагает серьезный процесс подготовки, налаживание контакта, ведение разговора и закрепление результатов, где каждый этап влияет на успех интервью. Задача интервьюера - вести беседу, включая в нее запланированные вопросы, собственные замечания и наблюдения, цитаты и ссылки на различные источники информации. В основе классификации интервью могут находиться форма, композиция, характер коммуникации, особенности участников, предмет и цель общения, структура вопросов. В зависимости от темы интервью бывает предметное, личностное и предметно-личностное; по типу собеседования интервью делится на проблемное, информативное, звездное, экспертное, интервью-разоблачение и интервью-знакомство; в зависимости от цели можно использовать интервью-монолог, интервью-пьесу, афористическое интервью, коллективное интервью, интервью «два в одном», интервью «с болтовней», интервью-анкету.
Составляющей телевизионной журналистики является звук и изображение. Учитывая это, телеинтервьюеру важно, что он говорит, как говорит и как выглядит. Тележурналисту, в отличие от коллег из других видов СМИ, необходимо работать над образом. Телевизионное интервью осложняется тем, что между журналистом и респондентом присутствует третий коммуникант - телезритель, который получает аудиальную и визуальную информацию, и на которого ориентируется журналист. Следовательно, в задачах журналиста сделать интервью содержательным, эмоциональным и зрелищным. В этих целях интервьюер может использовать элемент игры, юмор, иронию и импровизацию.
В данной работе мы рассмотрели 60 выпусков программы «Познер» и 65 серий фильмов о путешествии, где Познер выступает в роли телеведущего, автора и продюсера. На примере авторской программы «Познер» мы изучили речевое поведение интервьюера. Результаты нашего исследования показывают, что Познер использует в своем творчестве стандартную схему интервью. При подготовке к встрече он изучает различные источники информации, полученные данные позволяют ему использовать в прямом эфире цитаты, ссылки, дополнительные видеоматериалы, анекдоты. На этапе установки контакта Познер налаживает коммуникации как с гостем студии, так и с телезрителем, используя в каждом выпуске одинаковую речевую конструкцию. Нам удалось установить, что в процессе интервьюирования выступление телеведущего занимает от 35% до 56 % интервью, при этом Познер продолжает контролировать ход беседы, а центральной фигурой остается его собеседник. В речи интервьюера преобладают закрытые вопросы над открытыми вопросами, что не вписывается в рекомендации теоретиков. Мы видим причину этого в том, что Познер использует неформализованное интервью, которое помогает ведущему в глубоком анализе темы. Журналисту характерно перебивание собеседника, напоминание о времени, что объясняется прямой трансляцией программы и хронометражем. Интервью закрепляется анкетой Пруста, в который ведущий включает и собственные вопросы. В завершении встречи интервьюер обращается к телезрителям и благодарит гостя студии.
В. Познер обладает особой интонацией, жестикуляцией, специфичной манерой вести разговор. Вербальный компонент становится ключевым в формировании его имиджа. Акцентирование внимания на имиджевых компонентах является телевизионным почерком программы «Познер», где крупным планом изображаются руки, лицо, жесты, мимику, детали одежды участников беседы.
В фильмах о путешествиях В. Познер интервьюирует большое количество людей разных возрастов, профессий, национальностей и социальных статусов. Знание иностранных языков позволяют ему готовить интервью с иностранцами без посредников-переводчиков. Мы изучили 521 интервью, взятое Познером при создании фильмов «Одноэтажная Америка», «Тур де Франс», «Их Италия», «Германская головоломка», «Англия в общем и в частности» и «Еврейское счастье». Анализ интервью продемонстрировал эффективность многоголосного освещения тем и проблем. В своих путешествиях Познер не только рассказывает об исторических центрах, культуре и местных традициях, в общении с жителями разных городов он затрагивает общественно значимые проблемы. Ведущий использует метод интервью в разных жанрах, преимущественно - в репортаже и интервью. Интервью позволяет наполнить фильм информацией, репортаж передает изображение и динамику. В фильмах преобладает информативное, проблемное и экспертное интервью, а интервью в формате «вопрос-ответ» чередуется афористическим интервью и с интервью «два в одном», где в кадре общаются соведущие Познер и Ургант. Количественный подсчет беседы с Познером и беседы с Ургантом показал, что Познер, будучи автором данных фильмов, фигурирует в 58% интервью, а также доминирует в коллективных разговорах.
Особенностями использования интервью в творчестве Познера мы можем назвать сочетание разных видов вопросов с собственными суждениями, способность сохранить непринужденную манеру беседы с любым собеседником, употребление цитат, анекдотов, ссылок, комбинирование разных видов интервью в одном телевизионном продукте.



1. «Англия в общем и в частности» // pozneronline.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http://pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/angliya-v-obshhem-i-v-chastnosti/.
2. «Германская головоломка» // pozneronline.ru: сервер
радиолюбителей России. 2004. URL:http://pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/germanskaya-golovolomka/.
3. «Еврейское счастье» // pozneronline.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http: //pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/izrail/.
4. «Их Италия» // pozneronline.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http://pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/ix-italiya/.
5. «Одноэтажная Америка» // pozneronline.ru: сервер
радиолюбителей России. 2004. URL:http://pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/amerika/.
6. «Познер» // pozneronline.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http: //pozneronline.ru/cate gory/pozner/.
7. «Тур де Франс» // pozneronline.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http://pozneronline.ru/category/filmy-v-poznera/france/.
8. Первый Канал // 1tv.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL:http: //www.1tv.ru/shows/pozner/o-proekte.
9. ФОМ // fom.ru: сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http: //fom.ru/SMI-i-internet/11428.
Литература:
10. Аграновский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике / В.А.Аграновский. - М.: Вагриус, 1999. -416 с.
11. Айви Е. Лицом к лицу: практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения / Е.Айви. -Новосибирск: Экор, 1995.¬96 с.
12. Аникеева Т. Я. Личные особенности телекоммуниканта / Т.Я.Аникеева. -М.: РИП Холдинг, 2000. - 123 с.
13. Бакшин В.В. Основы журналистики : учеб. пособие / В.В. Бакшин. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 56 с.
14. Братышев А. Имиджеология / А. Братышев. - М.: Искусство,
1999. - 123 с.
15. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. / Сост. В.В.Петрова; Под ред. В.И.Герасимова. - М.: Прогресс, 1989. - 404 с.
16. Вартанов А. Н. Диалог о комментаторе / А.Н. Вартанов, Ю.И. Владимирский. - М.: Искусство, 1986.-145 с.
17. Варченко В.В. Цитатная речь в медиатексте / В.В. Варченко. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 240с.
18. Васильев. А. Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании / А. Д. Васильев. - Красноярск, 2000. - 92с.
19. Васильева Л.А. Делаем новости!: учеб.пособие / Л.А.Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с.
20. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации. Их аудитория, техника, бизнес, политика / Г.Н. Вачнадзе. - Тбилиси, 1989. - 124 с.
21. Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. пособие / В.В. Ворошилов - СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.- 723 с.
22. Гвоздев Л. Техника интервью:учеб. пособие / Л. Гвоздев - М., 1999.- 29 с.
23. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства / В.М.Горохов. - М., 1989.- 340с.
24. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.Г. Горчаков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.
25. Дзялошинский И.М.Творческая индивидуальность в
журналистике / И.М. Дзялошинский. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 180 с.
26. Долгина Е. С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е.С. Долгина, М.А. Веснина // Молодой ученый. - 2015. - №7. - 1123 с.
27. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: учеб. пособие / С.Н. Ильченко. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 93 с.
28. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.- 496 с.
29. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 335 с.
30. Ким М.Н.Технологи создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
31. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно / Л.Кинг при участии Бтлла Джилберта ; пер. с англ. - 8-е изд.. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 204 с.
32. Кинг Л. Путь журналиста/ Л. Кинг, К.Фассмен. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 290 с.
33. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.- 177 с.
34. Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионности [Текст] / Р.Д.Копылова. - М.: Искусство, 1974. - 135 с.
35. Кузнецев М.А. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему: Учебно-практическое пособие. / М.А.Кузнецев, И.В.Цыкунов. - М.: РИП-холдинг, 2002. - 148 с.
36. Лавреневская. А.С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра) : автореф. дис. канд. филолог.наук / А.С. Лавреневская. - М., 1989. - 20 с.
37. Лазарева Э. Речь журналиста на телевидении: учеб. пособие / Э. Лазарева.- Екатеринбург, 2000. - 89 с.
38. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов / Г.В. Лазутина. -. М.: Аспект Пресс, 2000.- 240 с.
39. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Лазутина, С.С.Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 320с.
40. Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов / М. Лукина. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 192 с.
41. Льюис Б. Диктор телевидения / Б. Льюис. - М.: Искусство,
1973.- 200 с.
42. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб.: Питер, 2006.- 320 с.
43. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, К.Е. Виноградова, Р.П, Лисеев. - СПб.: Флинта, 2009. - 208 с.
44. Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество / Э. Мицкевич. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 238 с.
45. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 243с.
46. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И, Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АСТ, 2000. - 846 с.
47. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России, под ред. О.Б. Сиротининой: дис.д- ра филол. наук / О.Н. Паршина.- Саратов, 2005г. - с. 325.
48. Поздняков Н. К. Информационная телепередача / Н.К. Поздняков. - М.: Искусство, 1997. - 248 с.
49. Познер В. Их Италия. Путешествие-размышление «по сапогу» / В. Познер. - М.:АСТ, 2013. - 358 с.
50. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 367 с.
51. Ратингер М. А. Режиссура документального экрана / М.А. Ратингер.- М., 1994. - 140 с.
52. Саруханов В.А. Были и сказки телевидения / В.А. Саруханов. - Минск: Наука и техника, 1990.- 126 с.
53. Свитич Л. Г. Профессия - журналист / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 255 с.
54. Свитич Л.Г. Социология журналистики: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 21 с.
55. Симкачева М.В. Журналистика XXI века: портрет профессии: учебно-методическое пособие / М.В. Симкачева. - Казань: гос. ун-т, 2009. - 150 с.
56. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Яхтсмен, 1995. - 311 с.
57. Стексова Т.И. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы / Т.И. Стексова. - М.: МГУ, 2004. - 441 с.
58. Стернин И. А. Культура делового общения / И.А. Стернин, М.Е. Новичихина. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001. - 232 с.
59. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание,
переработанное и дополненное // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 1998.- 288 с.
60. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание,
переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. - 304 с.
61. Тимошенко Т.Е. Работаем над текстом / Т.Е. Тимошенко. - М.: Дрофа, 2008. - 223 с.
62. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом / В.Т. Третьяков. - М.: Алгоритм, 2010. - 299 с.
63. Цибанова Н.Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир [Текст] / Н.Н. Цибанова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С847 с.
64. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - М.: Феникс, 2002. - 480 с.
65. Шостак М. Журналист и его произведение / М. Шостак. -М.: ТОО «Гендальф» , 1998. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ