ПРОДВИЖЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ ПОСРЕДСТВОМ SOCIAL MEDIA
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 7
1.1. Понятие и история возникновения социальных сетей 7
1.2. Интеграция СМИ и социальных сетей 14
1.3. Продвижение в социальных сетях: понятие и инструментарий 22
ГЛАВА 2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 31
2.1. Массмедиа и социальные сети: стратегия взаимодействия в Meduza 31
2.2. Обзор инструментов для продвижения в социальных сетях 37
2.3. Оценка эффективности функционирования Meduzа в социальных
сетях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 7
1.1. Понятие и история возникновения социальных сетей 7
1.2. Интеграция СМИ и социальных сетей 14
1.3. Продвижение в социальных сетях: понятие и инструментарий 22
ГЛАВА 2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 31
2.1. Массмедиа и социальные сети: стратегия взаимодействия в Meduza 31
2.2. Обзор инструментов для продвижения в социальных сетях 37
2.3. Оценка эффективности функционирования Meduzа в социальных
сетях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Сегодня эффективным способом донесения информации до адресата являются социальные сети. Это виртуальное пространство, в котором люди проводят все больше и больше времени, поэтому СМИ не могли туда не прийти продвигать свои продукты. Социальные сети для СМИ стали практически полноценным каналом, через который можно транслировать производимую информацию. Начавшись с сайтов, предназначенных для общения с другими людьми, для упрощения сохранения добытых когда-либо контактов, они превратились в платформу для публикации мини-репортажей с места событий. Создатель и владелец одного из самых дорогих блогов Америки (mashable.com), который в итоге вырос до размеров СМИ, Пит Кэшмор сказал: «Сегодня мы все издатели, и чем больше мы публикуем, тем более ценные связи мы приобретаем»1. В связи с этим продвижение СМИ в социальных сетях становится самостоятельной сферой, исследование специфики которой - важный элемент понимания современного состояния медиа. Актуальность темы обусловлена популярностью социальных сетей в современном мире и их значимостью в жизни современного общества и в деятельности СМИ.
Степень изученности темы. Значительное число зарубежных публикаций посвящено истории и особенностям феномена социальных сетей, рассматриваемым с точки зрений гендерной, этнической, психологической и иной проблематики: Newman N. The rise of social media and its impact on mainstream journalism (2009); Lavrusik V. The Future of Social Media in Journalism (2010); Van Der Haak B., Parks M., Castells M., The Future of Journalism: Networked Journalism (2012); Westerman D., Spence P., Van Der Heide B. Social Media as Information Source: Recency of Updates and Credibility of Information (2013); Grabowicz P. The Transition to Digital Journalism. Facebook and Social Media (2013); Colby Brown. Social Media for Photographers (2014).
Что касается изучения непосредственно взаимодействия СМИ и социальных сетей, то большинство доступных на русском языке работ на данный момент не носят глубокий научный характер этого феномена. Некоторые работы посвящены истории создания и развития сайтов, например, Д. Киркпатрик «Социальная сеть: как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей» (2011). Другие носят прикладной характер и ориентированы на использование социальных сетей как нового канала интернет-маркетинга: Л. Вебер «Эффективный маркетинг в Интернете» (2010); К. Ших «Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса» (2010); Третьи анализируют лишь конкретные аспекты взаимодействий СМИ с сайтами социальных сетей: И. Бегтин «Открытые данные в России. Выст. на форуме «Медиа будущего» (2013); Е. Панченко «Интеграция интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля?» (2011). В целом социальными сетями занимались такие отечественные ученые как А. О. Алексеева, Ю. М. Баранова, Л. А. Битков, Л. А. Браславец, Ю. В. Будовская, Е. Г. Ефимов, И. И. Засурский, И. В. Зиновьев, Р. В. Каптюхин, К. А. Карякина, А. С. Крапивенский, Е. В. Крылова, Е. И. Морозова, Е. В. Олешко, М. М. Панюшева, А. В. Пустовалов, A. А. Селютин, М. Е. Соколова, В. Н. Степанов, П. Н. Тарасенко, Л. В. Ухова, Д. Кремнёв.
Социальным сетям посвящены: исследовательские работы: Г. П. Тихонова «Разработка комплекса продвижения печатных СМИ» (2011); А. B. Яблонских «Особенности подготовки текстов для эффективного PR- продвижения сайтов Интернет-СМИ» (2011); Чэнь Ди "Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем" (2015); А. Г. Верника «Социальная сеть YouTube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов» (2015); научные статьи: А. Градюшко «Продвижение Интернет-СМИ в социальных медиа» (2012); О. А. Кусиной «Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в индустрии встреч» (2013); Е. Чупрунова «PR государств и регионов: возможности social media» (2011); С. В. Аслановой (Новаторова) «Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции» (2013); А. Прохоровой, А. Керимовой «Сентимент-анализ и продвижение в социальных медиа» (2012); М. К. Карповой, А. С. Гераниной, А. А. Стежка ««Social media» как новый метод продвижения товаров и слуг» (2012); Р. Р. Мухаметзяновой «Визуальные средства продвижения СМИ Татарстана в социальных медиа» (2015); Видео-семинары и лекции: генеральный директор агентства Yeti З. Понировская «Особенности продвижения СМИ в социальных медиа» (2010); исполнительный директор агентства медиакоммуникаций «Апрель» Сергей Кокарев и сооснователь агентства Всеволод Шеховцев «Создание и продвижение видео в social media» (2016).
Объект исследования - социальные сети. Предмет - способы продвижение СМИ в социальных сетях.
Цель работы - выявить стратегию развития и механизмы взаимодействия независимого российского СМИ Meduzа в пространстве социальных сетей. В соответствии со сформулированной целью, ставятся следующие задачи:
- изучить историю развития социальных сетей;
- рассмотреть процесс взаимодействия СМИ и социальных сетей;
- описать приемы и инструменты продвижения в социальных сетях;
- охарактеризовать Medu/а как интернет-СМИ;
- выделить применяемые инструменты продвижения Medu/а в социальных сетях;
- дать оценку эффективности продвижения СМИ в социальных сетях.
Эмпирической базой работы послужила деятельность интернет-СМИ Medu/а, хронологические рамки первое полугодие 2016 года.
Теоретической основой работы стали труды таких авторов как М. Н. Буценко, А. Градюшко, О. В. Дьяченко, С. Мартиросян, А. В. Яблонских.
В ходе исследования мы пользовались методом анализа - при изучении теоретической литературы по теме дипломной работы, также использован метод сравнения.
Социальные сети в их современном виде появились относительно недавно, а площадкой для продвижения СМИ стали и вовсе менее 10 лет назад. Научная разработанность в настоящее время не на высоком уровне, и можно отметить практически полное отсутствие исследований на тему, как реализуется продвижение СМИ в социальных сетях на практике, соответственно не сформулированы базовые положения, которых следует придерживаться для результативного продвижения СМИ на данной платформе. Этим обусловлена научная новизна и практическая значимость работы. Кроме этого, результаты исследования можно использовать для эффективного продвижения в социальных сетях всех основных видов СМИ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Степень изученности темы. Значительное число зарубежных публикаций посвящено истории и особенностям феномена социальных сетей, рассматриваемым с точки зрений гендерной, этнической, психологической и иной проблематики: Newman N. The rise of social media and its impact on mainstream journalism (2009); Lavrusik V. The Future of Social Media in Journalism (2010); Van Der Haak B., Parks M., Castells M., The Future of Journalism: Networked Journalism (2012); Westerman D., Spence P., Van Der Heide B. Social Media as Information Source: Recency of Updates and Credibility of Information (2013); Grabowicz P. The Transition to Digital Journalism. Facebook and Social Media (2013); Colby Brown. Social Media for Photographers (2014).
Что касается изучения непосредственно взаимодействия СМИ и социальных сетей, то большинство доступных на русском языке работ на данный момент не носят глубокий научный характер этого феномена. Некоторые работы посвящены истории создания и развития сайтов, например, Д. Киркпатрик «Социальная сеть: как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей» (2011). Другие носят прикладной характер и ориентированы на использование социальных сетей как нового канала интернет-маркетинга: Л. Вебер «Эффективный маркетинг в Интернете» (2010); К. Ших «Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса» (2010); Третьи анализируют лишь конкретные аспекты взаимодействий СМИ с сайтами социальных сетей: И. Бегтин «Открытые данные в России. Выст. на форуме «Медиа будущего» (2013); Е. Панченко «Интеграция интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля?» (2011). В целом социальными сетями занимались такие отечественные ученые как А. О. Алексеева, Ю. М. Баранова, Л. А. Битков, Л. А. Браславец, Ю. В. Будовская, Е. Г. Ефимов, И. И. Засурский, И. В. Зиновьев, Р. В. Каптюхин, К. А. Карякина, А. С. Крапивенский, Е. В. Крылова, Е. И. Морозова, Е. В. Олешко, М. М. Панюшева, А. В. Пустовалов, A. А. Селютин, М. Е. Соколова, В. Н. Степанов, П. Н. Тарасенко, Л. В. Ухова, Д. Кремнёв.
Социальным сетям посвящены: исследовательские работы: Г. П. Тихонова «Разработка комплекса продвижения печатных СМИ» (2011); А. B. Яблонских «Особенности подготовки текстов для эффективного PR- продвижения сайтов Интернет-СМИ» (2011); Чэнь Ди "Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем" (2015); А. Г. Верника «Социальная сеть YouTube как площадка для продвижения и монетизации контента мировых телеканалов» (2015); научные статьи: А. Градюшко «Продвижение Интернет-СМИ в социальных медиа» (2012); О. А. Кусиной «Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в индустрии встреч» (2013); Е. Чупрунова «PR государств и регионов: возможности social media» (2011); С. В. Аслановой (Новаторова) «Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции» (2013); А. Прохоровой, А. Керимовой «Сентимент-анализ и продвижение в социальных медиа» (2012); М. К. Карповой, А. С. Гераниной, А. А. Стежка ««Social media» как новый метод продвижения товаров и слуг» (2012); Р. Р. Мухаметзяновой «Визуальные средства продвижения СМИ Татарстана в социальных медиа» (2015); Видео-семинары и лекции: генеральный директор агентства Yeti З. Понировская «Особенности продвижения СМИ в социальных медиа» (2010); исполнительный директор агентства медиакоммуникаций «Апрель» Сергей Кокарев и сооснователь агентства Всеволод Шеховцев «Создание и продвижение видео в social media» (2016).
Объект исследования - социальные сети. Предмет - способы продвижение СМИ в социальных сетях.
Цель работы - выявить стратегию развития и механизмы взаимодействия независимого российского СМИ Meduzа в пространстве социальных сетей. В соответствии со сформулированной целью, ставятся следующие задачи:
- изучить историю развития социальных сетей;
- рассмотреть процесс взаимодействия СМИ и социальных сетей;
- описать приемы и инструменты продвижения в социальных сетях;
- охарактеризовать Medu/а как интернет-СМИ;
- выделить применяемые инструменты продвижения Medu/а в социальных сетях;
- дать оценку эффективности продвижения СМИ в социальных сетях.
Эмпирической базой работы послужила деятельность интернет-СМИ Medu/а, хронологические рамки первое полугодие 2016 года.
Теоретической основой работы стали труды таких авторов как М. Н. Буценко, А. Градюшко, О. В. Дьяченко, С. Мартиросян, А. В. Яблонских.
В ходе исследования мы пользовались методом анализа - при изучении теоретической литературы по теме дипломной работы, также использован метод сравнения.
Социальные сети в их современном виде появились относительно недавно, а площадкой для продвижения СМИ стали и вовсе менее 10 лет назад. Научная разработанность в настоящее время не на высоком уровне, и можно отметить практически полное отсутствие исследований на тему, как реализуется продвижение СМИ в социальных сетях на практике, соответственно не сформулированы базовые положения, которых следует придерживаться для результативного продвижения СМИ на данной платформе. Этим обусловлена научная новизна и практическая значимость работы. Кроме этого, результаты исследования можно использовать для эффективного продвижения в социальных сетях всех основных видов СМИ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Средства массовой информации сегодня находят новые каналы донесения своего контента до читателя. Для этого они создают электронные версии изданий или используют различные сайты. Значительную роль в поддержании жизнедеятельности определенных СМИ играет присутствие их в социальных сетях. Для интернет-СМИ социальные сети стали важным ресурсом, полноценной составляющей конвергентного СМИ со своей специфической аудиторией и контентом.
В теоретической части нашей работы мы представили исторический экскурс социальных сетей и их назначение. Зарождение социальных сетей началось, безусловно, с рождения Интернета. Мы выделили два периода в истории социальных сетей: первый - социальные сети с простым функционалом - с середины 90-х годов; второй - с 2000 года и до наших дней - появление социальных сетей с более широким функционалом для базового взаимодействия. Установили, что в связи с тем, что все больше людей обращаются за информацией к Интернету, предпочитая его традиционным СМИ, в этих условиях важную роль стали играть социальные сети, которые открыли новые возможности для традиционных средств массовой информации. В связи с этим, необходимым условием стала взаимовыгодная интеграция СМИ и социальных сетей, их взаимодействие в целях достижения информирующего и образовательного эффекта. Здесь же мы описали методы и инструменты, позволяющие взаимодействовать с целевой аудиторией и способствующих вовлечению в сообщества новых пользователей. Широко используемым инструментом можно считать - построение сообществ приверженцев бренда за счет создания специальных страниц и групп в социальных медиа.
В качестве эмпирической базы, нами был рассмотрен Интернет-СМИ Meduza и его стратегия взаимодействия в социальных сетях. Нами были выявлены следующие моменты:
- у Meduza как СМИ четкая стратегия по взаимодействию с социальными сетями, оно обладает качественным наполнением сайта, что приводит к обеспечению половины трафика из социальных сетей;
- информация адаптируется к особенностям каждой социальной сети: Twitter оперативно сообщает новости, снабжая их комментариями со стороны редакции, «Вконтакте» может использоваться широко - от презентации хроник до развернутых материалов; Instagram демонстрирует внутреннюю жизнь редакции, Facebook освещает резонансные темы, которые подхватываются аудиторией данной социальной сети;
- социальные сети Meduza - это отдельные медийные продукты, имеющие свой авторский стиль преподнесения материала;
- все социальные сети развиваются планомерно, среди распределения информации не наблюдается перевеса в пользу какого-то одного ресурса.
- редакция тщательно отбирает материалы для размещения на стене групп, не спускаясь до уровня репостов исключительно всех информационных материалов (подобная практика, впрочем, более характерна для местных и региональных СМИ);
- интеграция с социальными сетями позволяет значительно расширить охват аудитории и узнать тенденции, мнение аудитории по тем или иным вопросам (нужно учитывать, что комментарии на самом сайте «Медузы» отключены и только в социальных сетях читатель может высказаться по тем или иным фактам);
- контент разделяется на группы, так запущена отдельная группа «Шапито!» от Meduza, которая предоставляет исключительно развлекательный контент с занимательными новостями из жизни животных, юмористических историй. Заметим, что данная страница представлена и на стене основной группы Meduza в социальных сетях. Это делается для того, чтобы привлечь пользователей в недавно образованное сообщество;
- все посты имеют комментарии со стороны редакции в виде уточняющего лида, зачастую снабженные юмористическими репликами. Это позволяет расположить аудиторию к изданию и сформировать ее отношение к происходящему.
Проведенные нами исследование показывает, что интернет-СМИ Meduza пользуется всеми возможностями продвижения посредством социальных сетей, что обеспечивает ему популярность в социальных медиа.
В теоретической части нашей работы мы представили исторический экскурс социальных сетей и их назначение. Зарождение социальных сетей началось, безусловно, с рождения Интернета. Мы выделили два периода в истории социальных сетей: первый - социальные сети с простым функционалом - с середины 90-х годов; второй - с 2000 года и до наших дней - появление социальных сетей с более широким функционалом для базового взаимодействия. Установили, что в связи с тем, что все больше людей обращаются за информацией к Интернету, предпочитая его традиционным СМИ, в этих условиях важную роль стали играть социальные сети, которые открыли новые возможности для традиционных средств массовой информации. В связи с этим, необходимым условием стала взаимовыгодная интеграция СМИ и социальных сетей, их взаимодействие в целях достижения информирующего и образовательного эффекта. Здесь же мы описали методы и инструменты, позволяющие взаимодействовать с целевой аудиторией и способствующих вовлечению в сообщества новых пользователей. Широко используемым инструментом можно считать - построение сообществ приверженцев бренда за счет создания специальных страниц и групп в социальных медиа.
В качестве эмпирической базы, нами был рассмотрен Интернет-СМИ Meduza и его стратегия взаимодействия в социальных сетях. Нами были выявлены следующие моменты:
- у Meduza как СМИ четкая стратегия по взаимодействию с социальными сетями, оно обладает качественным наполнением сайта, что приводит к обеспечению половины трафика из социальных сетей;
- информация адаптируется к особенностям каждой социальной сети: Twitter оперативно сообщает новости, снабжая их комментариями со стороны редакции, «Вконтакте» может использоваться широко - от презентации хроник до развернутых материалов; Instagram демонстрирует внутреннюю жизнь редакции, Facebook освещает резонансные темы, которые подхватываются аудиторией данной социальной сети;
- социальные сети Meduza - это отдельные медийные продукты, имеющие свой авторский стиль преподнесения материала;
- все социальные сети развиваются планомерно, среди распределения информации не наблюдается перевеса в пользу какого-то одного ресурса.
- редакция тщательно отбирает материалы для размещения на стене групп, не спускаясь до уровня репостов исключительно всех информационных материалов (подобная практика, впрочем, более характерна для местных и региональных СМИ);
- интеграция с социальными сетями позволяет значительно расширить охват аудитории и узнать тенденции, мнение аудитории по тем или иным вопросам (нужно учитывать, что комментарии на самом сайте «Медузы» отключены и только в социальных сетях читатель может высказаться по тем или иным фактам);
- контент разделяется на группы, так запущена отдельная группа «Шапито!» от Meduza, которая предоставляет исключительно развлекательный контент с занимательными новостями из жизни животных, юмористических историй. Заметим, что данная страница представлена и на стене основной группы Meduza в социальных сетях. Это делается для того, чтобы привлечь пользователей в недавно образованное сообщество;
- все посты имеют комментарии со стороны редакции в виде уточняющего лида, зачастую снабженные юмористическими репликами. Это позволяет расположить аудиторию к изданию и сформировать ее отношение к происходящему.
Проведенные нами исследование показывает, что интернет-СМИ Meduza пользуется всеми возможностями продвижения посредством социальных сетей, что обеспечивает ему популярность в социальных медиа.



